Родительский клуб "Как разговорить молчуна"

Каракотова Елена Викторовна

Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны стать приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

 

 

 

 

ПРОГРАММА

РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

 

«Как разговорить молчуна»

 

для коррекционной и обучающей

 работы с родителями детей

 

 

 

 

 

Составитель:

Каракотова Е.В.,

учитель-дефектолог,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

Пояснительная записка

Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в тоже время они возлагают большие надежды на специалистов и педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками образовательного процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.

Родители – первые наставники своего ребёнка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь зависит от его ближайшего окружения, от того, насколько правильно мама и папа сумеют выбрать ориентиры для воспитания и развития своего дитя. Непонимание родителями реальных причин, из-за которых у ребёнка возникают те или иные речевые нарушения, усложняет процесс его воспитания и обучения

Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания своих детей и устранения имеющихся у них речевых нарушений. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях работа с родителями осуществлялась конструктивно, следует привлекать родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Необходимо ориентировать родителей на обеспечение благополучия жизни своих детей, которое предусматривает: раскрытие и развитие способностей ребёнка, обеспечение помощи ребёнку в достижении жизненного успеха, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими и т.д.

Таким образом, повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны стать приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений.

Цель проводимой работы:

формирование педагогической компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Задачи:

1. Познакомить родителей с причинами и видами речевых нарушений.

2. Оказать помощь в выделении наиболее актуальных вопросов по проблеме.

3. Дать рекомендации наиболее приемлемых методов, направленных на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Формы работы в современной практике дошкольных учреждений могут быть разнообразные: консультации, игротеки, онлайн-публикации, анкетирования,  проектные мероприятия.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Сроки

Тема

Вид деятельности

Цель

1

Январь

«Давайте познакомимся. Навыки эффективного общения».

 

Круглый стол

- установление партнерских отношений, повышение родительской ответственности;

- ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком

2

Март

"Запуск речи. Практические советы для родителей»

Онлайн -публикация в дистанционном формате

- теоретические знания о нормах развития речи детей

- ознакомление с эффективными  игровыми упражнениями с водой, направленные на развитие речи детей раннего возраста и нацелены на запуск речи детей.

3

Апрель

«Эффективные приемы развития мелкой моторики у детей".

Онлайн -публикация в дистанционном формате

- ознакомление с теоретическими знаниями о нормах развития мелкой моторики детей.

- ознакомление с эффективными игровыми упражнениями с различным сенсорным материалом (песок, вода, камни, шишки и т.д.)

4

Май

«Лето с пользой»

Памятки

- расширение представлений родителей о возможностях развития детей в летний-оздоровительный период

Список литературы

  1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С.8-16Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №12 – С. 91-93.
  2. Семенович, А. В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А. В. Семенович. – М, 2002.
  3. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.
  4. Методики оказания социально – педагогической помощи семье и детям / под редакцией Н.Г. Осуховой. – М. : «Просвещение», 2010.
  5. Забрамная, С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка – в наших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, диффектологов. Серия «Школа для всех». – М.: Новая школа, 2009. – 160 с.
  6. Лынская М. И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 32 с.

Запуск речи.  Практические советы для родителей.

Важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи. Речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Ниже подробно рассказано, на что внимательные родители должны обращать особое внимание, чтобы не пропустить момент, когда малышу необходима помощь семьи, перечислены признаки, указывающие на то, что вызывать речь ребенка придется с помощью специалистов, уточнены, к какому специалисту лучше обратиться.

Но в любом случае основными помощниками для неговорящего ребенка будут родители. Поэтому дополнительно приведены полезные игры и упражнения и подсказано, как их лучше провести с учетом возраста и особенностей развития речи вашего малыша.

Какие стороны речи требуют родительского внимания

Когда мы говорим о том, как происходит запуск речи у детеймы имеем в виду:

• активный словарь ребенка (собственная речь) — это звуки, слова и фразы, которые произносит сам ребенок.

• пассивный словарь (понимание речи) – это слова и фразы, которые ребенок еще не может выговорить, но он их понимает.

Необходимо анализировать обе эти стороны, потому что задержка может коснуться как одной из них, так и обеих одновременно. Развитие речи происходит у ребенка с момента рождения. Существуют определенные нормы, этапы и сроки формирования речи.

Дорогие родители! Пожалуйста, помните о том, что каждый ребенок индивидуален, у него свои начальные речевые возможности, поэтому стопроцентное попадание в требования и нормы встречается редко.

Более подробно о нормах развития речи.

Есть дети, которые развиваются быстрее нормы, а некоторые — медленнее. В итоге и те, и другие одинаково овладевают речью. Важнее понимать, что ребенок обязательно пройдет через ВСЕ нижеперечисленные шаги развития. Если на одном этапе он задержался дольше, то это не значит, что он может следующий этап «проскочить». Поэтому к информации о нормах надо относиться, как к ориентиру – на каком мы сейчас этапе, что и когда необходимо ожидать дальше?

Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года.

Понимание речи окружающих людей развивается раньше, чем ребенок начинает говорить. Это значит, что пассивный словарь малыша всегда больше активного, то есть он понимает больше слов, чем сам может произнести.

2 месяца – ребенок кричит с разной интонацией. Опытные мамы умеют определять, «о чем» кричит их ребенок. При виде мамы у малыша возникает «комплекс оживления»когда он интенсивно двигает ручками и ножками и издает звуки: аа, э, кг, гх, гы. Может осчастливить вас улыбкой в ответ на ласковую интонацию.

4 месяца – гулит: гы, га, эга. Громко хохочет, плачет со слезами.

6-8 месяцев – лопочет. Повторяет один и тот же слог. Ба-ба-ба, на-на-на, ля-ля-ля.

12 месяцев – ребенок понимает свое имя. Понимает вопрос «Где мама?» и осмысленно называет близких людей (мама, папа, деда). Понимает слово «Дай» и использует в речи это слово. Понимает слово «Нет», может его сказать или просто отрицательно покачать головой. Речь ребенка – это логичное продолжение знакомства с миром через сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние. Без правильного их функционирования своевременное развитие речи будет проблематичным.

В первое полугодие жизни речевые возможности ребенка минимальны, но внимательные родители могут обнаружить первые признаки неблагополучия:

- вялость и ограниченность движений конечностей, нежелание брать игрушки, отсутствие в 2-3 месяца «комплекса оживления» — признак неблагополучия, повод для обращения к педиатру. Первый тест на развитие осязание – вкладывание взрослым своего пальца в ручку новорожденного. Почувствовав прикосновение к ладони, малыш рефлекторно сожмет свои пальчики. Позднее он будет удерживать игрушку, сначала ладонью, потом 2-3 пальчиками. Реакция на теплую или холодную пищу, предметы говорит о развитом осязании. При отсутствии осязательных рефлексов нужно пройти обследование у невролога.

В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. После нескольких повторений и показа предмета он сам отыскивает его после вопроса взрослого («Где часы?»«Где собачка?»).Но если ребенок к году не говорит ни одного слова, но при этом:

До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.

Как развивается речь до года. Норма и задержка

• Достаточно ли развито осязание у вашего ребенка?

• Достаточно ли активны движения?

• Анализируем готовность сенсорной системы к развитию речи. Первые признаки неблагополучия.

Если ребёнок что-то с удовольствием, но пока непонятно для нас лепечет, отзывается на свое имя, улыбается, когда с ним разговаривают близкие люди, удерживает пальчиками небольшие предметы, узнает и гладит любимого мишку, катает машинку, то скорее всего ничего критичного не происходит, это просто небольшая задержка. Для такой задержки возможны следующие причины.

Причины «долгого молчания»не связанные с состоянием здоровья:

Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор

Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.

Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы

Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы» определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?

Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.

Играть! Играть очень эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Целью этих игр является вызвать у ребенка любую речевую реакцию, демонстрирующую как понимание, так и попытки говорить (звукоподражания, договаривания слогов, слов)«Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого. «Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить«Где Коля?»снять платок«Вот Коля!»

Игры на активизацию речи до 1 года

Игры на развитие понимания речи до 1 года. Игры на подражание у ребенка до 1 года.

«У медведя дом большой»Развести ручки малыша шире«У медведя дом большой! Ой-ой-ой!»свести их друг с другом«А у зайца маленький! Ай-ай-ай!»«Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай).

«Труба»«Мы пришли и сели, играем на трубе!»дуем в игрушечную трубу«Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.

«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке «Иди!»

«Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить«Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку.

Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года

«Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?»«Кати!»«Дай!».

Когда стоит обратиться к специалисту

Существуют очевидные признаки, которые требуют обязательной консультации специалистов

• к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;

• к пятому месяцу он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит;

• к шестому месяцу не прислушивается к музыке;

• к семи месяцам не узнает голоса близких;

• после девяти месяцев у него нет лепета.

Важно начать обследование с консультации педиатра. Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам. Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции. После года ребенок активно наращивает словарный запас, подражает речи взрослых. Его фразы чаще всего состоят из одного слова «Дай!», или из двух «Мама нет»«Дай пи». В активном словаре малыша второго года жизни количество слов уже достигает 50-100, а у некоторых детей — 300-400. Предложения состоят из 3-4 слов, они не всегда согласованы между собой («Вова бай-бай»). Если ребенку приходится повторять за взрослым слова и фразы из простых слов, чаще всего он делает это правильно. Малыш может выполнить инструкцию из этапов типа «Возьми яблоко и отнеси его папе».

Признаки неблагополучия в 2 года:

• Звукопроизношение в этом возрасте очень несовершенно. Ребенок смягчает большинство согласных (дай – дяй, неправильно произносит или не произносит совсем многие звуки, так как его органы речи еще не развиты.

• Вместо целого слова он часто произносит только один слог (собака – ба, кукла – ку). После полутора лет речь для ребенка – это средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика заменяются словами.

Как развивается речь в 1-2 года. Когда обращаться к педиатру, неврологу?

К какому специалисту обратиться?

• малыш не может ответить на простые вопросы;

• он не понимает просьбу взрослого, простую инструкцию;

• ребенок не может повторить за взрослым простые слова;

• его предложения состоят из 1-2 слов;

• до полутора лет он не может произнести ни слова;

• к двум годам осмысленно употребляет не более 20 слов и его речь понимают только родители;

• он не стремится общаться ни с взрослыми, ни с детьми

Если речь малыша заметно отстает от этих показателей и от речи сверстниковнужна консультация педиатра и профильного специалиста:

• детский психолог – изучает психику ребенка, оценивает ее развитие с учетом возрастных норм, оказывает ребенку психологическую помощь;

• дефектолог – стимулирует развитие интеллекта у детей с физическими и психическими недостатками;

• логопед – устраняет речевые дефекты, недостатки звукопроизношения, проводит запуск речи у неговорящих детей. Попробуйте найти именно таких профессионалов, если вы чувствуете, что вам явно нужна их помощь. Чем раньше ребенку начнут оказывать профессиональную помощь в развитии речи, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа.

Как вызвать речь у ребенка второго года жизни? Здесь требуется комплексное воздействие, включающее в себя игры, дыхательную гимнастику и тренировку артикуляционного аппарата. Для координации движений губ, языка, щек с ребенком разучивают движения артикуляционной гимнастики:«Улыбка – трубочка». По очереди растягивать губы в улыбке и стягивать их трубочкой. Дыхательно-голосовые упражнения «Нюхаем цветок». Нюхаем цветок, плавно, медленно вдыхая воздух 3-5 раз. «Корова». «Вот мы слышим, на лугу зазвучало «Му-у-у!» Будем тоже мы мычать и дыханье проверять». Дети делают глубокий вдох и мычат.

Игры на подражание у ребенка в 1-2 года

«Греем руки». Предложить подышать на «замерзшие руки» : «х-х-х».

«Ходьба» - «Как косолапый мишка пойдем мы все потише, потом пойдем на пятках, а после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ах, ох, ух, и после к бегу перейдем (ухх).

«Снег»Ребенок сопровождает движениями слова взрослого: «Как на горке снег-снег (имитация падающего снега). И под горкой снег-снег (перебираем пальчиками). А под снегом спит медведь (ладошки под щечкой). Тише, тише, не шуметь! (грозим пальцем)».

«Водичка»Сопровождаем движениями и показом чтение потешки: «Водичка, водичка! Умой мое личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок».«Бобик».

Обыгрывание игрушки, изображающей собачку: «Бобик, Бобик, славный пес! Гав! Гав! (2 хлопка в ладоши, Белый лобик, черный нос! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши). Бобик! Бобик! Лапку дай! (берем лапку) Гав! Гав! (хлопаем в ладоши, сядь на коврик и не лай! (пальчик к губам).

«Машинки». Взрослый имитирует движение машины, крутит «руль»побуждая ребенка к произнесению междометий: «Би-би-би! Гудит машина«Не поеду без бензина!» «Давай поиграем в машинки! Поехала машина: Ж-ж-ж!» Сигналит машинка«Би-би-би!»

«Куколка». Укладывание куклы спать. «А-а-а!» Куколка танцует«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!» Важно стимулировать малыша к вызыванию слов и фраз при помощи вопросов«Кто это? Что она делает? Как она поет?»

На третьем году жизни малыш активно пользуется речью, общаясь с взрослыми и сверстниками. Он задает простые вопросы«Где? Куда? Когда?» Ребенок может говорить не только о том, что видит, но и об отвлеченных вещах, о том, что произойдет. Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается. Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат.

Возможные симптомы задержки речевого развития:

• Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро.

• В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового.

Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду

«Гости». В игрушечный домик приходят гости – животные. Они издают звуки, которым может подражать ребенок. Задача взрослого – побуждать малыша к подражанию голосам животных. «Тук-тук! Кто там? «Ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га, и-го-го…». Давай поговорим с собачкой, с кошечкой, с мышкой.

«Машенька-Маша». На полу расстилается платок, на него сажают куклу. Взрослый тянет за один конец платка, ребенок – за другой. «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. У-ух!» Стимулируют ребенка на произнесение междометия «У-ух!»

Игры на включение в речь простейших слов

«Кулачок». «Как сожму я кулачок, да поставлю на бочок, разожму ладошку, положу на ножку».

Игры на развитие понимания речи в 1-2 года

«Ежик». Глядя на картинку с изображением ежика, несущего грибы и яблоки на своих иголках, пофыркать, как еж«ф-ф-ф».

«Комарик»«Жук Женя»«Ловим комарика» в кулачок, подносим к уху малыша со звуком «з-з-з». Предлагаем тоже поймать комарика и послушать его звон. Аналогичная игра проводится с «жуком Женей».

«Часики». Стоя с расставленными ногами, размахивая руками вперед-назад, произносить «Тик-так! Тик-так!»

«Вырасти большой». Поднять руки вверх, потянуться, опустить вниз, произнести «У-У-УХ».

Для развития правильного дыхания выполняются дыхательно-голосовые упражнения:

«Шарики». Надуть щеки и «лопнуть» их, нажав пальчиками.

Вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года

Нужно иметь в виду, что дефектолог и логопед обычно принимают детей только после достижения двухлетнего возраста. Но последнее время становится все больше специалистов, которые начинают работать и на более ранних этапах развития, помогая осуществить сам процесс запуска речи.

Симптомы задержки речевого развития:

- очень медленно накапливается активный словарь, к трем годам употребляет не более 50 слов;

- слова искажены так, что их невозможно понять, плохо и неотчетливо произносит звуки, «каша во рту»;

- малыш с трудом строит фразы, делает это неправильно (Мальчик горка санка катается);

- явно предпочитает общаться не словами, а жестами.

- ребенок не стремится к общению, уходит от ответа, не задает вопросов.

Если у ребенка наблюдается 2-3 симптома задержки речевого развития, он нуждается в немедленной диагностике и помощи логопеда. Коррекцию отставания в развитии памяти, внимания, интеллектуальных навыков проводит дефектолог. Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.

«Вот какие мы!»Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!

«Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)».

«Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок»«Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».

Артикуляционная гимнастика

«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.

«Сердитый волк». Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.

«Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно.

«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы.

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.

Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:

План важнейших действий для развития речи ребенка

Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года

«Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя»

Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года

«Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.

Артикуляционная гимнастика

• «Крутится юла». Кончиком языка облизать губы по кругу.

• «Ежик фыркает». Вибрация губ.

• «Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди.

Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года

Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата.

1. Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.

2. Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.

3. Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.

4. Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.

5. Формирование сенсорных навыков.

6. Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.

7. Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.

8. Развитие понимания речи, пассивного словаря.

9. Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.

10. Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками.

Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.

Эффективные приемы развития мелкой моторики у детей

  1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

    Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

    2. ИГРА С ИЗЮМОМ.

    Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

    3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

    Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
    При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

    Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

    Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

    Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

    Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

    4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

    Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

    5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).

Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

11. ВОЛЧКИ.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.

Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

- Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

- Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

- В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

15. КОНСТРУКТОРЫ.

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.

Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.

20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).

Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

21. НАМАТЫВАНИЕ.

Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

«Лето с пользой»

1. Игры-прятки.

  • Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки и пр., затем закрывать или завязывать ребенку глаза, прятать игрушку и задавать вопрос: «Что там?». Ребенок отвечает, используя именительный падеж: «Там коза».
  • «Чудесный мешочек»: складывать в привлекательный мешочек игрушки и предметы, задача ребенка назвать предмет, ощупав его, либо достать на ощупь по инструкции взрослого;
  • Прятать игрушки или предметы в разные места в доме или во время прогулки на улице, искать их вместе и называть. Например, спрячьте разных игрушечек собак в стиральной машине, холодильнике и других неожиданных для ребенка местах. Искать спрятанное интереснее в темноте, передвигаясь со свечкой или фонариком в руках.

2. Игровые массажи и пассивная гимнастика. Например, в сопровождении песенок Е.Железновой «У жирафа пятна» или: кладем ребенка на себя животом вверх, стучим его руками по его животу и приговариваем: «Старый барабанщик, старый барабанщик, старый барабанщик крепко спал. Он проснулся (разводим руками), перевернулся (покачиваем ребенка), и по барабану застучал: «там-там, там-там-тум-тым» (2 раза). Также можно использовать всем знакомые с детства приговорки: «Рельсы-рельсы, шпалы, шпалы». Или же со¬чинять истории самостоятельно в зависимости от текущих Туевых задач, например, изображать способы передвижения животных различными движениями рук по телу ребенка.

3. Двигательные игры:

•         «Борцы сумо»: надеть папины большие футболки, засунуть под них подушки и «бороться» друг с другом.

•        Доставать из мешочка фигурки животных и изображать их с помощью характерных движений.

  • Качать ребенка на коленях.

•        Играть в «снежки», слепленные из фольги, бросаясь        А

друг в друга.

•        Прыгать вместе на батуте, проговаривая потешки или слоговые цепочки.

4.        Игры с сенсорными коробками и рыбалками: закапывать и откапывать предметы, фигурки, картинки и пр.; ловить их с помощью сита.

5.        Игры в «домиках». Построить домик из стульев или коробок и т.п., сидя в нем готовить еду, кормить мягкие игрушки, собирать паззлы или читать книжки.

6.        Игры в «очередь». Создавать «очередь» из фигурок животных, людей в поликлинике, в магазине, в аэропорту и пр., проговаривая кто ЗА кем стоит, кто впереди, а кто сзади.

7.        Игры в коллекции. Собрать коллекцию собак и посчитать, или коллекцию ложек.

8.        Кухонные игры. Для развития моторики ребенка можно предложить ему самостоятельно почистить банан, оторвать ножки от шампиньонов, листочки от ягод клубники, вытащить горошины из стручков и пр. Или же предложить пересыпать крупы в разные баночки и слушать, как они звучат; сортировать сухофрукты со свежими фруктами, обсуждая, что из чего получилось: изюм из винограда, курага из абрикоса и пр.

9.        Игры в ванной: в «переливалки» (см. книгу автора Премирование речевой деятельности у неговорящих детей с помощью инновационных технологий»), «тонет - не тонет» (там же); искать «подводные сокровища» с использованием подводного фонарика.

10.        Сюжетно-ролевые игры. Сюжеты для игр: больница; семья; гонки; праздник; в космический полет; магазин; кафе; пожарная станция; сюжеты сказок/мультфильмов; полиция; пираты/феи; инопланетное нашествие; «юрский период»/первобытные люди; приведения; детективы; косметический салон; поход в театр/музей/цирк; ателье и др.

11. Игры - квесты, предполагающие нахождение чего- либо, либо выполнение развивающих заданий в общем сюжете.

Пример развивающего квеста на прогулке

«Эликсир для хорошей погоды»

(авторство А. Лынского)

«Это зайчик Муся (знакомим ребенка с персонажем). Сегодня он отправится в гости к лесному волшебнику, чтобы помочь ему подготовиться к празднику весны в лесу. Зайчик пришел в лес и увидел волшебника (усадить на ветку дерева фигурку волшебника, пока ребенок не видит). Волшебник грустит.

  • Почему ты такой грустный? - взрослый говорит от имени зайчика.
  • Скоро праздник, а у меня закончился эликсир для хорошей погоды. Эликсир — это такая волшебная вода. Без него погода будет дождливой. Все промокнут и замерзнут. - взрослый говорит от имени волшебника.
  • А ты можешь сделать новый эликсир хорошей погоды?
  • Конечно, могу! Но мне нужно то, из чего я могу его готовить. Поможешь мне?

Только это непросто. Чтобы ты ничего не забыл, я дам тебе список того, что нужно будет найти (взрослый заранее готовит лист с графическим изображением природного материала, который можно найти в месте прогулки, а также контейнер с ячейками, например, упаковка из-под яиц, в каждой ячейке которой располагается тактильная карточка-подсказка). Вот список (список корректируется в зависимости от условий прогулки):

•Что-нибудь зеленое (листик, травинка)

•Что-то мягкое (земля, песок, бутон цветка)

•Что-нибудь твердое (камень, палка)

•Что-то колючее (шишка, веточка с иголками, с шипами)

•Что-то гладкое (гладкая палочка, плод, камень)

•Что-нибудь шершавое (кора, шишка, мох)

•Что-то длинное (палочка, травинка, стебель растения)

•Что-то короткое (-//-)

•Что-то круглое (камень, плод)

•Что-нибудь большое (лист, плод)

•Что-нибудь маленькое (ягода, иголочка, почка)

•…..

  • Все, что найдешь, складывай вот в этот сундук. Возвращайся скорее. Удачи! (После прогулки все материалы можно сложить в игрушечную кастрюлю еще раз называя их свойства).
  • Ты уже вернулся, мой друг?! Сложи все находки в мой волшебный котел. ... Накрываем котел крышкой и варим волшебный эликсир. Ой! Что это с твоими руками? Они испачкались! Вытри руки салфеткой. (После того, как все предметы оказались в кастрюле, нужно накрыть ее крышкой, и отвлечь ребенка протиранием рук. В это время убрать из кастрюли ингредиенты, поставить туда заранее приготовленную банку/бутылочку/стакан с "эликсиром" и накрыть его крышкой. Если предполагается, что ребенок захочет его попробовать, то сделать можно из сока или смеси соков для более необычного цвета, и добавить туда «остатки ингредиентов»: ягоды, мяту, кусочки фруктов).
  • Наш эликсир почти готов. Проверим, что получилось. Загляника под крышку котла... Да, это он - эликсир хорошей погоды! Теперь давай отведаем его, чтобы завтра была хорошая погода! Спасибо тебе большое за помощь! До свидания, спасибо, что ты меня выручил! Пока!