«Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР для педагогов детских садов»

Бруль Ольга Александровна

Показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, активизирующих и обогащающих речевые способности детей, воспитывающих художественно-эстетический вкус у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_mnemotehnike.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт-Петербурга

Статья выступления для педагогов по теме
«Применение мнемотехники при изучении фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР»

 

                      Подготовила и провела:

                        педагог группы компенсирующей                      направленности «Полянка»

                   Бруль О.А.

Санкт-Петербург,

2022

Актуальность

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании эффективных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцева). Таким образом, основной целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

В настоящее время, несмотря на достаточную теоретическую обоснованность использования различных форм и методов работы с детьми по развитию связной речи, отсутствует действенный механизм этого процесса приемами мнемотехники.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:

-между необходимостью формирования речевой активности дошкольников и низкой эффективностью используемых методов и приемов работы, которые не соответствуют психологическим особенностям и потребностям современного ребенка;
-между теоретически обоснованной необходимостью использования приемов мнемотехники с целью развития связной речи и отсутствием действенного механизма реализации этого процесса;

- между новыми психологическими возможностями ребенка и сложившимися стереотипами деятельности и речи;

Содержание опыта работы по теме: " Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» поможет преодолеть вышеназванные противоречия. 

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;

1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

3) Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:

1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

2) Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники.

3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод организации работы с детьми отличается:

 - интегративностью;

 - экономичностью;

 - процессуальностью;

 - здоровьесбережением;

 - универсальностью.

 Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:

 • развитие культурно – гигиенических навыков;

 • рассказывание о растительном, животном и предметном мире;

 • уход за комнатными растениями;

 • рассказывание о времени года;

 • отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;

 • заучивание стихотворений.


Научно- методическое обоснование опыта.

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.
           Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. В основе

педагогического опыта лежат исследования развития связной литературной речи Аникина В.П., Ветлугиной Н.А., Запорожца А.В., Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Теплова Б.М., Флериной Е.А., Эльконина Д Б и др.

В работах Выготского JI.C., Жинкина Н.И., Леонтьева А.А., Рубинштейна С.Л., Сохина Ф.А. отмечается, что адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи.
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах Выгодский Л.С., Леонтьев А.А., Рубинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Существуют два основных вида речи
 - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение. Монологическая речь требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания. Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить высказывания разных типов:

- описание (мир в статике),

- повествование (динамика событий в движении и во времени),

- рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Описание – это специфический текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его качеств, свойств, действий, признаков. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей, животных.

Обучение построению текстов- описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование - развитие сюжета во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структуру повествования нарушать нельзя, так как может нарушиться последовательность изложения событий. Схема повествования должна быть выражена чётко: начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка). Важная роль при построении повествования отводится обучению зачинов (однажды, как-то раз, это было…)

Дошкольники учатся составлять разные типы повествовательных рассказов:

- реалистические рассказы (из личного опыта),

- сказочные рассказы (творческие),

- рассказы по картине или по серии сюжетных картин,

- пересказ художественного произведения.

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько выводов или один обобщённый.

На процесс становления связной речи влияет ряд факторов. К. Д. Ушинский в своих работах обращал внимание на то, что главная цель в развитии речи- научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин. Они считали, что одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является наглядность». К.Д. Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. "Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи», - говорил Я.А.Коменский.

Л. С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Учитывая особенности современного исторического периода, осуществляя переход на следующий этап деятельности, вся работа по познавательно-речевому развитию дошкольников, должна быть построена в системном углублении и обобщении личного опыта ребенка: освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, осознания связей зависимости. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей позволяет сделать вывод, что в своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:

-наглядность;

-план высказывания.

Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта.Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками  с ОНР относится формирование у них связной монологической речи.  

Работая с детьми, приходится сталкиваться с такими проблемами развития речи дошкольников, как: 

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • плохая дикция.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.  У детей с ОНР отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики  является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей. С повышением внимания  к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Устное народное творчество необходимо для:

  • развития просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм,тембр, интонации);
  • автоматизации звуков речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, в привычной детям обстановке);
  • развитие связной речи (в сказках, играх-драматизациях получает развитие монологическая и диалогическая речь);
  • развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух звуки);
  • развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения;
  • развитие юмора и воображения – не все дети понимают образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
  • усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;
  • воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова).

В работе с детьми наиболее часто используются следующие формы народного фольклора:

  • Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки уместно использовать после работы с рассказом, сказкой, как итог
  • Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.
  • Загадки – метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
  • Чистоговорка –упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.
  • Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
  • Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.
  • Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости. Преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.
  • Сказка – возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.

Педагоги в работе используют огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.  

Помогает решению этой проблемы применение мнемотехнических приемов анализа и сохранения речевой информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Работа состоит из 5-ти этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней  изображено.
  2. Идет перекодирование информации (смотри слайд)
  3. Идет пересказ с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
  5. Каждая таблица воспроизводится при ее показе ребенку. Основной упор делается на изображение главных героев.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Они используются для решения всего спектра речевых задач.

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

 

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Как писал К. Д. Ушинский: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Поэтому в настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков словообразования у детей с ОНР, при работе над автоматизацией звуков, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит информацию целиком. 

Таким образом, усвоение фольклорных форм посредством применения мнемотехнических приемов, позволяет достичь следующих результатов:

  • лучшего усвоения родного языка, расширения возможностей развертывания высказывания, логического обоснования собственной мысли,
  • уменьшения количества речевых штампов, активизации познавательной и речевой деятельности, обогащения речи детей,
  • расширения круга знаний об окружающем мире,
  • развития зрительно-слухового навыка приема, анализа и сохранения информации,
  • формирования устойчивого интереса к фольклорным произведениям и, как следствие, закладка основ художественно-эстетического воспитания человека.

Литература:

  1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Учебно-методическое пособие. – С-Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001-144 с.
  2. Емельянова Э. «Как наши предки выращивали хлеб» Наглядно – дидактическое пособие, М.,Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2011.-8с.
  3. Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников (подготовительная к школе группа),М., Центр педагогического  образования,2015
  4. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателей дет.сада-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1985.-160с
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «
  6. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу… Приобщение к истокам русской народной культуры», СПб, «Детство - Пресс», 2000г
  7. Лебедева Л.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу.Старшая, подготовительная группы.Учебно-методическое пособие.-М., Центр педагогического образования, 2016.-80с.
  8. Исправление недостатков звукопроизношения у детей: Дидактический материал.- СПб.: КАРО, 2009.-96с.
  9. Савушкин С.Н. «Как жили наши предки», Наглядно – дидактическое пособие, М.,Изд-во «КАРАПУЗ», 2016,-9 с.