Курсовая работа "Формирование начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России "

Елена Николаевна Бавинова

Проблема формирования начал патриотизма у детей шести-семи лет в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России,  является одной из наиболее актуальных в детской педагогике и психологии.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_bavinova_e.n.docx93.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени.

И.Н. Ульянова»

Курсовая работа.

Тема: Тема: Формирование начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России

Выполнил студент 4 курса

Группы ДОз-18-1

Бавинова Е.Н.

Проверил: профессор кафедры

дошкольного и начального общего

 образования Богомолова М.И.

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретические  аспекты формирования начал патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России        6

1.1.        Содержание понятийного поля «патриотизм», «героизм», «патриотическое воспитание», «Родина», «героические подвиги»        6

1.2.        Проблемы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет………………14

1.3.        Особенности формирования  начал патриотизма в процессе ознакомления с героическими подвигами жителей родного края у детей шести-семи лет        17

1.4.        Педагогические условия воспитания у детей шести-семи лет начал патриотизма в процессе ознакомления с героическими подвигами жителей родного края        19

Вывод по первой главе        25

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России        26

2.1. Характеристика уровня начал патриотизма у детей шести-семи лет в процессе ознакомления с подвигами        26

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию начал патриотизма у детей  шести-семи лет        32

2.3. Результаты проведенной работы        38

Заключение        44

Список используемой литературы        46

Приложение 1        49

Приложение 2…………………………………………………………………...50

Приложение 3        51

Приложение 4   …………………………………………………………………52

Приложение 5        53

Введение

Проблема формирования начал патриотизма у детей шести-семи лет в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России,  является одной из наиболее актуальных в детской педагогике и психологии. Дело в том, что на протяжении многих десятилетий прослеживается проникновение западной культуры в массовое сознание общества. Нравственные качества и духовное развитие подвергается критической и часто негативной переоценке. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Проблема патриотического воспитания детей 6-7 лет, является так же предметом значительного числа исследований. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, М.И Богомоловой, Н.Ф. Виноградовой,
Н.А. Добролюбова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой,
Е.И. Корнеевой. Л.А. Кондрыкинской, Н.Г. Чернышевского и других.

Цель данной работы состоит в том, чтобы теоретически определить и проверить с помощью экспериментальных работ эффективность ознакомления детей шести-семи лет с героическими подвигами народов России в качестве средства для формирования начал патриотизма у старших дошкольников.

Объект исследования: проблема патриотического воспитания у старших дошкольников

Предмет исследования: ознакомления детей шести-семи лет с героическими подвигами народов России в качестве средства для формирования начал патриотизма у старших дошкольников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: ознакомления детей шести-семи лет с героическими подвигами народов России будет способствовать формированию начал патриотизма у старших дошкольников при соблюдении следующих условий:

  • обогащении эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
  • организацию содержательного общения ребенка со взрослым;
  • стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  • Изучить содержание понятийного поля «патриотизм», «героизм», «патриотическое воспитание», «Родина», «героические подвиги»;
  • Определить проблемы воспитания патриотизма у старших дошкольников;
  • Рассмотреть особенности формирования  начал патриотизма в процессе ознакомления с героическими подвигами жителей родного края у детей шести-семи лет;
  • Изучить педагогические условия воспитания у детей шести-семи лет начал патриотизма в процессе ознакомления с героическими подвигами жителей родного края;
  • Провести опытно-экспериментальное исследование формирования начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего список наименований, приложения.


Глава 1. Теоретические  аспекты формирования начал патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России.

1.1 Содержание понятийного поля «патриотизм», «героизм», «патриотическое воспитание», «Родина», «героические подвиги»

Дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет потенциальные возможности для развития у ребенка патриотических чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании патриотических чувств является:

  • накопление дошкольниками социального опыта жизни на своей земле;
  • усвоение принятых в обществе норм поведения;
  • развитие интереса к истории и культуре родной страны;
  • формирование позитивного отношения к ее прошлому и настоящему.

Патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания и осуществляется во всех видах детской деятельности. Вопросы патриотического воспитания в духе любви к Родине и преданности Отечеству граждан государства всегда стояли в центре внимания зарубежных и российских мыслителей на протяжении всей истории человечества.

Понятие «патриотизм» в научной литературе не имеет однозначного трактования. С этой целью мы провели сравнительный анализ данного понятия в определениях словарно–энциклопедической литературы.

В.А. Даль определяет патриотизм, как любовь к Отчизне. В этом определении мы находим значительную характеристику патриота, как любителя своего Отечества– «отчизнолюба».

В словаре С.И. Ожегова патриотизм, определяется как «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Отметим, что преданность – это верность своему народу, своему Отечеству, которая характеризуется устойчивой позицией личности. Очевидно, что в данном толковании прослеживается начало в понятии «патриотизм».

Краткий словарь по философии дает толкование «патриотизма» как «принцип, обозначающий любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей Родины».

Энциклопедический словарь обращает внимание на эмоциональный аспект понятия «патриотизм» так, что это эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.

 «Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» определяет данное понятие Российская педагогическая энциклопедия.

Анализ представленной литературы, позволил выявить характеристики патриотизма:

  1. патриотизм, проявляется в любви к Отечеству, Родине, преданности своему народу;
  2. патриотизм, как социально-политический и нравственный принцип, как социальное чувство;
  3. понятие понимается, как готовность служить своей родине, защищать и оберегать ее, бережно относиться к культурным ценностям и традициям, уважать историческое прошлое своего народа.

Автор придерживается точки зрения, что указана в словаре по этике: «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов». В основе определения лежит социально-политический и нравственный аспект понятия патриотизма. Вместе с этим здесь так же выделяется эмоциональный компонент, выражающийся в «любви к родине» и «заботе о ее интересах».

Автор считает, что последнее утверждение более актуально, так как оно в себе сочетает нравственный и социальный и эмоциональный компонент, которые влияют на формирование патриотизма у детей дошкольного возраста, так как в дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма на эмоционально–чувственном уровне, и патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка.

Известно, что в разные исторические эпохи сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание» определялось неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления.

Патриотизм первоначально возник как естественное сильное чувство здорового человека, племени к воспроизводству своего рода на защищаемом жизненном пространстве.

Начиная с античных времен, появляется слово «гражданин», имеющее глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином считалось возможностью редкой и почетной, гражданином называли не каждого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной (мог иметь землю, дом), так и в политической жизни (мог обращаться в суд, участвовать в народном собрании, занимать государственную должность). Но были у граждан и серьезные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать отечество.

Павел Диакон (Варнефрид, 720—800) большое значение в патриотическом воспитании придавал изучению истории. Он изложил римскую и лангобардскую историю, причем использовал народные сказки, песенные традиции германских народов. Это придавало патриотическое звучание содержанию и занимательность форме, что имело большое значение при подготовке юношей к военной службе. Павел Диакон большое внимание уделял эпическим традициям. Он тщательно отбирал для ознакомления детей с героическим прошлым лангобардов героические песни, сказания, легенды, народные предания. Считал, что, знакомя детей с этим наследием, можно воспитывать любовь к Родине, верность королю.

Если в эпоху раннего Средневековья появлялись отдельные трактаты, в которых высказывалась мысль о важности воспитания патриотизма, преданности своему народу, то уже в эпоху Возрождения патриотическое направление становится ведущим, что было связано с характерным для этой эпохи обращением к античным образцам.

Любовь к отечеству, по А. Смиту, основана на двух различных принципах:

1) уважение к правительству;

2) желание своим согражданам благоденствия и безопасности.

Д. Дидро ставил выполнение гражданских политических обязанностей выше личных: «Если уж выбирать, быть ли плохим человеком или хорошим гражданином, то, раз я член общества, я буду хорошим гражданином». Дальнейшему политическому осмыслению патриотизма способствовали идеи немецкого философа Г.Ф. Гегеля, который считал:поскольку государство охраняет частные права людей, то и отдельно взятый человек вполне может пожертвовать собственным благом ради государства – патриотизм должен основываться на осознании абсолютности государства.

А. Дистервег придавал значение тому, что в каждом индивиде, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью. В реализации этой цели особая роль принадлежала учителю, который должен был обладать твердым неуклонным характером, быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество, справедливость.

П. Кергомар, рассматривала патриотизм со стороны свободного воспитания. Развитие ребёнка, по ее мнению, как естественный процесс, на который определённое влияние оказывает среда и воспитание. « Играющий ребенок - работает; играя, он развивается физически, умственно и нравственно».

В 1806 г. появляются «Диалоги о патриотизме» Фихте, где он уже говорит, что любовь ко всему человечеству нереальна, что она должна уступить место патриотизму.

К.А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум — для знаний, тогда появится поколение новых людей-патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека — любовь к справедливости и к отечеству».

В работе «В патриотизме молодежи — будущее России»
В.И. Лутовинов определяет понятие «патриотизм» как «важнейшее духовное достояние личности, которое характеризует высший уровень развития». Таким образом, в понятии «патриотизм» выделяется интеллектуальное начало, и с другой стороны, «уровень», который понимается как этап в развитии человека.

Известный педагог и философ И.М. Ястребцов стремился развивать и воплощать идею, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной: «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе». Причем долг Отчизне требует «делиться своими способностями с ним. Безумно жертвовать ими во вред ему».

Выдвигая идею жертвенности, Отчизны, И.М. Ястребцов опирается на знания, которые подрастающее поколение получает в системе образования. Через знания, прежде всего, формируются существенные понятия, которые образуют сущностную характеристику человека.

Определяя понятия «Родина», «Отечество», «Отчизна», ученый доказывал, что «оно не есть только земля, на которой живет человек. Оно есть великая идея, развивающаяся в языке, религии, науках, характерах того народа, к которому принадлежит человек и для физического благосостояния которого служит значительная доля земель, вод, природы с их растительностью, животным миром и природными минеральными богатствами. Эти блага кроме физической пользы имеют еще и нравственную пользу, содействуя своим существованием совершенствованию общей народной идеи: поэтому и заключены в рамках той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Родине и все отечественное, все ему споспешествующее».

Изучая понятия «патриотизм», «гражданственность» автор отмечает, что «эти чувства могут быть так же фальшивыми или не достигающими своей цели, как и несвоевременная благотворительность».

Н.И. Новиков ставит своей задачей воспитывать в человеке чувство достоинства, патриотизма, ненависть к унижающим его сословным привилегиям, желание осуществить свое истинное величие в общественно-полезной деятельности. Таков новиковский идеал человека-гражданина, достоинство свое утверждающего служением отечеству и своим согражданам, — «истинный патриот и прямой человек».

Идея патриотизма является одной из главных в творчестве
М.В. Ломоносова, несмотря на то, что его оды были посвящены в основном правителям и событиям из придворной жизни. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Для данного периода свойственно, с одной стороны, усиление светской самодержавно-монархической власти, возвышение ее над властью духовной, а с другой – сохранение основ российской духовности.

А. Н. Радищев в своих литературно-публицистических произведениях также обращал внимание на очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины. Патриотизм рассматривается как имманентное духовно-нравственное состояние, от уровня развития и степени реального проявления которого во многом зависит положение России на международной арене и стабильность внутри страны.

Д.А.Медведев высказывается о патриотизме так: «Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. …Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

Характеризуя создавшееся в стране положение, президент РФ
В.В. Путин говорит о том, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.

В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания, а также недостаточную системность и четкость государственной политики в этой сфере.

Обобщив различные подходы к пониманию патриотизма, мы выделили существенные признаки этого понятия. Патриотизм как глубоко социальное по своей природе явление представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить...воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Обычно истоки героизма видят в верности общественному долгу. Действительно, героизм по существу своему противоположен индивидуализму. Героический подвиг предполагает совершение выдающихся по своему общественному и историческому значению поступков во имя интересов народа, общества и всего человечества.

Героизм – это борьба не за личные, а за общественные интерес. В годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

Исследуя различные подходы к определению сущности и содержания патриотизма, приходишь к выводу о том, что понятие патриотизма, патриотического воспитания дошкольников гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество

  1. Проблемы воспитания патриотизма у детей шести-семи лет.

Проблема патриотического воспитания детей 6-7 лет, является так же предметом значительного числа исследований. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, М.И Богомоловой, Н.Ф. Виноградовой,
Н.А. Добролюбова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой,
Е.И. Корнеевой. Л.А. Кондрыкинской, Н.Г. Чернышевского и других.

В.Г. Белинский видел продуктивный путь к общечеловеческому патриотизму в развитии чувства народности и потому, общечеловеческое и национальное рассматривал как единое целое. Он утверждал «кто не принадлежит к своему отечеству, тот не принадлежит и человеческому». В вопросах воспитания личности В.Г. Белинский не мыслил вне контекста нравственности. Белинский писал: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Не сомневался ученый и в том, что первостепенной задачей является развитие в детях 6-7 лет честности, порядочности, понимания своего кровного родства – «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством».

Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания детей 6-7 лет. В качестве главной цели определяли подготовку гражданина, любящего Родину, принимающего активное участие в общественных делах. С этой целью нужно предоставить детям право нормально и свободно развиваться, воспитать у ребенка правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге...

Н.А. Добролюбов в статье «Русская цивилизация, сочиненная
г. Жеребцовым» поднял значимость воспитания истинного патриотизма и особенности псевдопатриотизма. По утверждению Н.А. Добролюбова, настоящий патриотизм отличается от псевдопатриотизма тем, что никак несовместим с неприязнью к другим народам, ставит человеколюбивые отношения, глубокие чувства к Родине выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе истинного патриотизма должны быть идеи общечеловеческого блага, стремление определить на Родине порядки, которые приемлемы для всех народов.

В возрасте шести-семи лет закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В данном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине.

Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет любить свою Родину.

Большой вклад в теоретическое обоснование патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, А.М. Виноградова, С.А. Козлова. Базой формирования патриотизма авторы считают воспитание чувства любви к своей земле, определяют педагогические условия воспитания патриотизма: создание эвристической предметной среды в детском саду и семье, тесное сотрудничество педагогов с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Н. К. Крупская отмечала важность краеведческого подхода в патриотическом воспитании. Она указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам. Отмечала необходимость знакомства детей с людьми, связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.

Н. Ф. Виноградова указывала на особую роль ознакомления дошкольников с природой в патриотическом воспитании детей. Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма.

С. А. Козлова наряду с Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем, о необходимости ознакомления с трудом людей. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным воспитанием. Обобщающим трудом по истории интернационального воспитания детей шести-семи лет советского периода можно рассматривать учебное пособие М.И. Богомоловой «Интернациональное воспитание дошкольников» (1988). В нем освещена история зарождения проблемы интернационального воспитания в советской педагогике, рассмотрены различные подходы и направления в отборе средств и методов педагогического воздействия с целью воспитания у детей патриотических и интернациональных чувств.

Вопросам патриотизма и патриотического воспитания особое внимание уделяли отечественные педагоги.

Отечественный педагог А.Ф. Афанасьев связывал интеллектуальное воспитание человека с  воспитанием в нем национальной гордости. Великий русский педагог

А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитывать у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом.

Теоретическое обоснование народности воспитания русской педагогике связано с именем К. Д. Ушинского. Оно появилось в середине XIX в. Развивая принцип народности в воспитании, он подчеркивал важность воспитания в детях любви к Родине. Гуманность, трудолюбие, ответственность — вот ее составляющие. Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой К.Д Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал К.Д. Ушинский, – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.

  1. Особенности формирования  начал патриотизма в процессе ознакомления с героическими подвигами жителей родного края у детей шести-семи лет.

При формировании патриотических чувств у детей шести-семи лет необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы.

Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для освоения ребенком ценностных ориентаций и формирования основ личностной культуры. Современные исследования Л.В. Кокуевой,
Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой показывают, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Неотъемлемая часть начала формирования патриотизма у детей дошкольного возраста – это подвиги, а именно героические подвиги.

Герои и героическое многогранное явление, загадка героизма, герои  всегда тревожили и тревожат воображение людей. Герои – это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственным поступком в экстремальных, неординарных случаях проявили себя как патриоты своей Родины, защитники её интересов, альтруисты и филантропы. Подлинная искренность, человеколюбие и жизнелюбие составляют первую характерную черту героев.

  1. Педагогические условия воспитания у детей шести-семи лет начал патриотизма в процессе ознакомления с героическими подвигами жителей родного края.

Важную роль в осуществлении патриотического воспитания детей шести-семи лет играют специально организованные занятия в дошкольной образовательной организации.

Для данной работы были отобраны педагогические условия, которые, на наш взгляд, будут эффективными в работе по патриотическому воспитанию детей шести-семи  лет на примере ознакомления с героическими подвигами жителей родного края.

Цель: способствовать у детей шести-семи лет формированию начал патриотизма на примере ознакомления с героическими подвигами жителей родного края.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  Личность ребенка характеризуется несколькими сторонами:

  • интеллектуальной, связанной с познанием, развитием мышления, формированием познавательных способностей;
  • эмоциональной, отражающей реакции на внешние раздражения, отношение личности к различным явлениям.

В связи с этим в основу педагогических условий были взяты структурные компоненты: эмоциональный, когнитивный, мотивационно-деятельностный.

 Условия патриотического воспитания:

– создание благоприятного психологического климата в коллективе. Ведь с воспитания  чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование чувства любви к своему Отечеству;

– создание предметно–развивающей среды. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно – развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

– поэтапное ознакомление дошкольников с историей родного города Ульяновск, с его защитниками–героями. Отобранный программный материал был распределен по основным видам детской деятельности (познавательной, игровой, изобразительной, трудовой).

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

  • воспитать у детей стремление к познанию истории родного города Ульяновск;
  • воспитывать уважение к прошлому своего родного края;
  • воспитывать патриотические чувства, через творческую, познавательную деятельность.
  • формировать у детей чувство любви к родному краю, к родному городу Ульяновск, к его героическому прошлому.
  • развивать у детей познавательные процессы  и мыслительные операции  посредством дидактических и сюжетно–ролевых игр.

Закрепление, углубление и систематизация полученных знаний и формирование соответствующих умений должно происходить в процессе игровой, трудовой и продуктивной видов деятельности, при проведении развлечений и праздников.

Для закрепления познавательного материала в нашей программе были разработаны занятия по продуктивным видам деятельности:

  • рисование на темы «Мой город», «С чего начинается Родина?», «Былинные богатыри», «Портрет мамы», «Салют»;
  • аппликации «Военный самолет», «Платье для мамы»;
  • подбор разных видов игр, таких как: «Казаки-разбойники», «Пограничники», «Букет для мамы, бабушки», « Мы военные разведчики».

Продуктивная деятельность отражает виды образовательной деятельности, которые распределены по блокам:

1 блок «Ульяновск/Симбирск наш город родной».

В данном блоке происходит формирование у детей представлений о «Родине», «малой Родине», воспитание начала патриотических чувств, знакомство с историей возникновения города Ульяновска, закрепление знаний о родном городе.

2 блок «Памятные места родного города Ульяновск»

Знакомство детей с теми, кто прославил наш родной город Ульяновск и нашу страну  (Д. Разумовский), воспитание чувства гордости.

3 блок «Защитники нашего Отечества»

Формирование представлений о родах войск, Российской армии, воспитание патриотических чувств, гордости за родину, за прошлое нашей страны, знакомство с праздником 23 февраля, закрепление знаний о том, кто такие защитники Отечества, воспитание чувства гордости за своих родных защитников.

4 блок «Моя семья» и «Женщины герои»

Формирование представлений о семье, о международном женском дне. Воспитание доброго, уважительного отношения к мамам, бабушкам, формирование представления о женщинах – защитницах Ульяновска.

5 блок «Никто не забыт, ничто не забыто»

Дать представление о событиях ВОВ, объяснить, почему нашему народу пришлось пройти через такие испытания, почему и от кого мы вынуждены были защищаться; закрепление знаний о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.

Эффективными средствами формирования начал патриотизма у детей 6-7 лет являются средства народной педагогики. На занятиях можно использовать такую художественную литературы, как:

Былины — особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходят к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку, а что – недостойно настоящего гражданина. Пословицы напоминали о бдительности, о важности сохранения военной тайны, обличали болтунов и сплетников.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания, способствуют воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, детям войны, воинам российской армии. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину:

  • С. Михалкова « Нет войны»;
  • В.Степанов «Приходят к дедушке друзья»;
  • С. Маршак «Разговор с внуком»;
  • А. Твардовского «В пилотке мальчик босоногий».

Патриотическое воспитание можно осуществлять при помощи изучения такого жанра фольклорных произведений, как историческая песня. Сопоставляя художественный текст с историческими знаниями, дети ещё больше узнают о личности того или иного исторического деятеля, исторический материал закрепляется и намного дольше остаётся в памяти.

Предусмотрено проведение праздников посвященных дню Защитника Отечества, международному женскому дню – 8 марта, дню Победы. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.

Работа с родителями:

– Консультирование на темы: «Как рассказать ребенку о войне?»,  «Как воспитывать патриота?».

– Анкетирование на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Таким образом, мы рассмотрели системообразующие звенья формирования начала патриотизма у детей 6-7 лет на примере ознакомления с героическими подвигами жителей родного края, и родного города Ульяновск. Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов отобранных нами педагогических условий позволят решить задачи, представить конечный результат исследования, который заключается в формировании представлений о родном городе, о его героях и их героических подвигах.


Вывод по первой главе

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, так как основой в воспитании патриотических чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к ее прошлому и настоящему.

Патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания и осуществляется во всех видах детской деятельности.

Ознакомление детей 6-7 лет с героическим подвигом советского народа в великой Отечественной войне – одна из задач патриотического воспитания.

Представления детей дошкольного возраста о защитниках отечества, о героических событиях, происходящих в стране, весьма поверхностны, отрывочны. Не имея достаточного количества знаний и представлений, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, чувства гордости и патриотизма за свой народ. Эти представления, а значит и чувство гордости за родной край, свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений. 


Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования начал патриотизма у детей шести-семи лет в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России

2.1. Характеристика  уровня начал патриотизма у детей шести-семи лет в процессе ознакомления с подвигами.

Для изучения формирования начал патриотизма у детей 6-7 лет был проведен психологический и педагогический эксперимент.

Эксперимент состоял из трех этапов:

  • Первым шагом - констатирующий. На этом этапе был сделан основной диагноз уровня патриотизма у детей 6-7 лет.
  • Второй этап - формирующий. На этом этапе были организованы курсы по формированию начал патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России.
  • Третий этап – контрольный. На этом этапе была проведена повторная диагностика уровня патриотизма, проведен анализ полученных результатов.

Задача этапа проверки эксперимента состояла в том, чтобы определить уровень формирования начал патриотизма у детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

  • выявить итоговый уровень знаний о семье;
  • выявить итоговый уровень представлений о родном городе;
  • выявить итоговый уровень сформированности представлений детей шести-семи лет о защитниках родины, о памятных датах, об известных людях городу Ульяновск.

Наличие изменений в уровне представлений патриотизма у детей шести-семи лет по ознакомлению с героическими подвигами жителей родного края.

В детстве начинается длительный процесс познания — познания и умом и сердцем — тех нравственных ценностей, которые лежат в основе коммунистической морали: без​граничной любви к Родине, готовности отдать жизнь за ее счастье, величие, могущество, непримиримость к врагам Отечества.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности начал патриотических чувств у детей шести-семи лет.

Базой опытно–поисковой работы стало дошкольное отделение МБОУ «Лаишевская СШ».

В проведении констатирующего эксперимента приняли участие 18 детей подготовительной группы.

Состав детей был следующим: 

  • 45 % дети женского пола (девочки)
  • 55 % дети мужского пола (мальчики)
  • дети возраста – 6-7 лет

При определении уровня сформированности представлений детей шести лет начал патриотических чувств нами были апробированы программы «С чего начинается Родина?» под редакцией
Л.А. Кондрыкинской, которая включает в себя пять разделов:

  • Мой дом  - моя семья; 
  • Знакомим с русской народной культурой;
  • Столица нашей Родины – Москва;
  • Земля – наш общий дом;
  • Защитники отечества.

Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и
Л.Е. Осиповой которая включает в себя:

  • Родная семья;
  • Родной город;
  • Родная страна;
  • Родная природа;
  • Родная культура.

Целью программ является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

При этом учитывалось, что признаками проявления у детей начал патриотизма является наличие следующих компонентов:

– когнитивного;

– эмоционально-чувственного;

– деятельностно-практического.

Успешность формирования ценностного отношения дошкольников к родному краю, к героям родного края возможна при тесном взаимодействии с семьей. Поэтому в первую очередь на констатирующем этапе было проведено анкетирования среди родителей, в котором участвовало 20 человек, дети которых посещают, подготовительная группа.

Анкетирование родителей проводилось с целью выявления интереса, по отношению  к патриотическому воспитанию детей, по результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в патриотическом воспитании их детей и ждут помощи в этом направлении от дошкольной организации [См. Приложение 1].

По результатам анкетирования:

 60% родителей считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания и на вопрос ответили «Да», а 40% родителей считают себя не компетентными в вопросах патриотического воспитания и на вопрос ответили «Нет»

На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?»  90% опрошенных ответили «Да».

Анализ анкетирования показал, что 100 % опрошенных, считают возможным у детей дошкольного возраста воспитание патриотических чувств. 

30% опрошенных ответили, что основы патриотизма дети получают в школе, 55% – в семье, 15 % – в детском саду,

На вопрос «Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе Ульяновск?», 55% ответили, что «Да» , 45% – «Иногда».

На вопрос «Рассказываете ли вы своему ребенку об Ульяновске, его истории, достопримечательностях, о его героях?» – 60% процентов ответили «Да», 40% ответили «Иногда». 

На вопрос «Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Достопримечательности города Ульяновск?» – 100 % ответили, что посещают.

Для получения более полной информации по данному вопросу необходима диагностика исходного уровня сформированности представлений начал патриотизма у детей шести-семи лет.

Для выявления сформированности интереса детей шести лет о Родине, родном крае была проведена проективная методика. Целью, которой было, художественное видение окружающего мира, а так же объяснение ему. Критериями оценки данной диагностики были:

чувства, взгляды ребенка на окружающий мир в своих работах;

оценка результативности, характеризующая патриотическую направленность в детских работах.

Анализ рисунков экспериментальной группы показал, что у детей сформированы представления об окружающем, о своей семье, о защите Родины.

Анализируя рисунки можно сказать, что 61,% детей, изобразили природу, достопримечательности: парк, реку, деревья, таким образом, у детей отображены некоторые представления об окружающем: «парк, там много деревьев», «голубое озеро», «тут, елка, небо, цветок», «ходили на аттракционы».

17% детей в своих рисунках изобразили труд, профессии людей «полицейский», «врач», «пожарный».

В рисунках 39 % детей сформированы некоторые представления о своей семье «это домик моей мамы, моего папы и мой дом», «моя мама», «папа, мама, брат», «прогулка с мамой».

В рисунках 11% детей сформированы некоторые представления о защите Родины «охраняет от врагов», «защищать землю».

У 11% детей сформированы представления об отношениях со сверстниками «моя лучшая подруга», «нравится играть с другими детьми».

Одна из целей работы по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне. На основе этого была проведена индивидуальная беседа на тему «Наши герои–воины» целью, которого, было выявить начальный уровень сформированности представлений детей шести-семи лет о защитниках родины, о памятных датах, об известных людях городу Ульяновск.

Критерии данной беседы были:

Низкий уровень: даны точные ответы на менее 5 вопросов;

Средний уровень: даны точные ответы на 6 вопросов из 11;

Высокий уровень: даны полные, точные ответы на 9 вопросов из 11.

Обработка результатов методики выявила следующее:

Уровень сформированности представлений о героях – защитниках родного края у детей достаточно низок.

Затруднение вызвали вопросы о 23 февраля. 10 детей на данный вопрос не дали ответ совсем, 1 ребенок ответил что это «День пап, дедушек», ещё 1 ответил, что это «День дедушек, пап, прадедушек», и девочка – «День защитников Родины», 1 мальчик ответил, что это «праздник пап», один – «день мужчин», один – «День о защите Родины», ещё одна девочка ответила, что «праздник пап, и всех мужчин».

Похожая ситуация с праздником 9 мая. Пятеро детей дали правильное определение и причину праздника. Шесть детей сказали, что 9 мая отмечается праздник День Победы, но не ответили почему. Трое не дали ответ на этот вопрос и один ребенок не сказал, какой праздник 9 мая, но объяснил, почему его празднуют «Победили в этот день русские немцев».

Были затруднения и в ответах на вопрос о родах войск. Пятеро детей не дали ответ. Десять детей дали частичный ответ, перечислив несколько войск. Трое перечислили практически все войска.

Вопрос о героях–защитниках вызвал наибольшее затруднение. Все дети дали очень расплывчатые объяснения или называли героями своих родных.

По результатам данной беседы, выявилась необходимость в проведении работы по ознакомлению детей с праздниками, относящимся к героям–защитникам.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили определить начальный уровень сформированности начал патриотизма у детей шести лет.

Дети шести лет обладают некоторыми представлениями о родном крае, городе Ульяновск и его достопримечательностях, о своей семье. Например: могут назвать город, в котором они живут «Ульяновск», назвать его достопримечательности «Стелла, Звезда», «парк Победы»; но, тем не менее, уровень сформированности представлений на среднем уровне.

Трудности вызывают вопросы о защитниках родного края, нет представлений об известных людях защищавших нашу Родину, о соответствующих праздниках (9 мая, 23 февраля). Например: « 9 мая отмечается праздник День Победы», но не ответили почему, защитниками родного края, называют людей из своего окружения «прадедушка», «бабушка, дедушка».

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию начал патриотизма у  детей
шести-семи лет.

Для организации и проведения опытно – экспериментальной работы мы составили план по типу тематического планирования. Такое планирование на наш взгляд, дает возможность видеть перспективу и последовательность выполнения формирующей работы с детьми. Объединение познавательного материала в темы дает возможность сосредоточивать внимание ребенка на главном, организовывать познание окружающего мира, знакомить с явлениями общественной жизни, формулировать конкретные представления о ближайшем социальном окружении.

В опытно-экспериментальной работе для детей 6-7 лет было отобрано содержание по следующим темам:

  • Ульяновск – город семи ветров.
  • Ульяновск – город героев.
  • Культурные традиции Ульяновска.
  • Об армии.
  • Родная страна.

Отобранное содержание по этим темам предполагалось сообщать детям в течение года, а примерный перспективный план предусматривал планомерную, систематическую работу.

Объем содержания по каждой теме был определен для детей шестого/седьмого года жизни, с учетом требований «Программы воспитания и обучения в детском саду», под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,
Т. С. Комаровой 2015 года, новой концепции дошкольного воспитании и принципов постепенности, последовательности, усложнения, расширения познавательного материала. Через содержание отобранного материала предусматривалось решать задачи по воспитанию начал патриотических чувств.

По каждой теме было отобрано следующее содержание:
Ульяновск–Симбирск – город семи ветров – стоит на берегу реки Волга. Город Ульяновск известен своими ветрами, поэтому его называют – «Городом семи ветров».

Основатель города – Богдан Хитрово, в первоначально варианте город назывался Симбирск. В нем много предприятий, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, стадионов.

Ульяновск – город героев – многие улицы носят имена известных людей, героев Великой Отечественной войны (И.С Полбин,
А.М. Матросов, Г.П. Корюкин,
 Д.М. Карбышев).

Культурные традиции Ульяновска. В городе много достопримечательностей – музеев (музей истории гражданской авиации), памятников (памятник основателю города Богдан Хитрово, памятник
А. М. Матросову, памятник Д. Разумовскому, памятник И.С. Полбину), парков (парк Победы, парк Семьи, парк Дружбы народов), которые отражают его историю и культурные традиции горожан. Ульяновск – славится культурными традициями.

Об армии, о Дне Защитника Отечества, о Дне Победы.
Солдаты охраняют границы нашей Родины. Они смелые, закаленные. Их обучают военному делу офицеры. Никто не забыт, ничто не забыто. Великие герои нашей Родины.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить цель формирующего этапа:

Сформировать у детей шести-семи лет интерес к событиям и подвигам ВОВ, начала патриотических чувств.

Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:

  • формировать у детей шести-семи лет представления о «Родине», «малой Родине», об истории родного города Ульяновск;
  • воспитывать любовь к своей Родине, воспитывать начала патриотических чувств, гордость за Родину и за прошлое страны;
  • формировать представления о семье;
  • знакомить детей с теми, кто прославил родной город Ульяновск;
  • дать представление о событиях ВОВ, о героях ВОВ;
  • воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

Опытно-экспериментальная работа была проведена с детьми подготовительной группы дошкольного отделения МБОУ  «Лаишевская СШ». Количество детей 18.

Формирование начал патриотизма у детей шести/семи лет проходило в три этапа.

На первом этапе целью, было формировать знания, умения и представления:

  • о своей семье, о родном городе Ульяновск;
  • об истории своего родного города;
  • о тех, кто прославил город Ульяновск, о его защитниках–героях;
  • о событиях Великой Отечественной войны, о героях Великой Отечественной войны;
  • о достопримечательностях города Ульяновск;
  • проводились занятия по развитию речи, по продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация).

Использование художественной литературы и устного народного творчества с целью ознакомления с историей и культурой родного города, проходило, во второй половине дня.

На втором этапе проходило уточнение, углубление, расширение и систематизация полученных знаний и умений в трудовой и игровой деятельности.

На третьем этапе работа направлялась на формирование знаний о родном городе, о его защитниках–героях, закрепление полученных знаний и умений в повседневной деятельности, в поведении. Этому способствовали праздники и развлечения.

Важно отметить, что положительных результатов в работе с детьми по воспитанию патриотических чувств у детей можно достигнуть в тесном взаимодействии с семьей, поэтому с родителями были проведены консультации, анкетирования, на темы:

  • «Как рассказать ребенку о войне?»;
  • «Как воспитать патриота?»;
  • «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Так же им были даны рекомендации по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Во время работы с родителями в первую очередь подчеркивалась актуальность в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Совместно с родителями дети выполняли задание, где на примере рассказов о своих родных,  приложенных к ним фотографий оформляли стенд «Защитники Отечества». Так, выполняя это задание многим, пришлось вспомнить рассказы своих родственников, защитников, подбирать фотографии.

Для формирования у детей представления о Родине, о малой Родине была проведена образовательная деятельность, включающая в себя беседу о родном городе, целью, которой было формировать представления о родном городе Ульяновск, вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него. Рассматривание иллюстраций с изображением родного города и для закрепления познавательного материала по родному городу было разработано занятие по продуктивным видам деятельности, рисование на темы «Мой город», в игровую деятельность входило составление рассказ по серии картинок на тему родного города, в котором дети рассказывали о своем городе.

При знакомстве дошкольников с историей родного края приходилось многое им рассказывать. От того, как это делалось, зависело, воспримет ли ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще.  

Для закрепления полученных знаний проводилась дидактическая игра «Да – Нет», в которой дети отвечали на вопросы, где наш город Ульяновск, что находиться в нашем родном городе Ульяновск, и смотрели на иллюстрации разных городов. Например: при показе картинок (города Москва и Ульяновск), дети сразу безошибочно нашли свой родной город «Ульяновск».

С детьми была проведена игра «Заколдованный город», на карте дети выбирали определенное место, где стоял значок, за каждым значком написана фамилия (А.М. Матросов, И.С. Полбин, Д.Разумовский,
Г.П. Корюкин), так постепенно детям рассказывали об этих людях, и за что им были посвящены памятники в городе Ульяновск.
 К данной работе были подключены родители, в совместной деятельности с детьми они рисовали рисунки на тему: «Мой любимый город», в которых они изображали любимые места родного города, достопримечательности города Ульяновск.

Эффективными средствами формирования начал патриотизма у детей шести-семи лет являются средства народной педагогики. Использование на занятиях художественной литературы. Следующей целью было сформировать у детей представления о родах войск, воспитывать патриотические чувства и гордость за прошлое нашей страны. Работа началась со знакомства детей с былинами, былинными богатырями. Детям предлагалось посмотреть на картину Васнецова «Богатыри», и далее следовали рассказы о богатырях «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Находчивый солдат», «Три богатыря», с последующим обсуждением.

Дети говорили, что «Илья Муромец» герой,  потому что спас свой народ от соловья», «Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня» – были очень сильными и смелыми», «Богатыри, защищали людей, свою Родину от врагов».

С целью закрепления знаний о богатырях, как о защитниках Родины, была проведена изобразительная деятельность, дети рисовали былинных богатырей.

Использовались подвижные игры «Попади в цель» и спортивно развлекательная игра «Казаки – разбойники», в которых дети были увлечены игрой.

С целью закрепления была проведена продуктивная деятельность аппликация «Военный самолет», сюжетно–ролевая игра «Пограничники», целю было формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, об их подвиге во время войны во имя своей Родины, и проведение праздника, посвященное Дню Защитника Отечества, в котором так же приняли участие родители.

Следующая часть экспериментальной работы было формирование представлений у детей шести-семи лет о событиях Великой Отечественной войны, о героях ВОВ, воспитание уважения к ветеранам ВОВ.

В начале, была проведена беседа «Что лучше плохой мир или хорошая война». Дети говорили, что «война это очень плохо, там умирает много людей», тематическое занятие «Детям о войне» в котором детей знакомили с праздником «День Победы», воспитывали чувство патриотизма, любовь и уважение к ветеранам ВОВ и изготовление поделок для ветеранов ВОВ, чтение рассказов о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках.

Закрепление данного материала осуществилось в проведении праздника, посвященному Дню Победы, совместно с родителями, художественная деятельность «Салют» и вручение подарков (поделок) для ветеранов и создание папки – передвижки «Книга памяти, Бессмертный полк».

Таким образом, реализуя вышеперечисленные задачи, представленные в плане опытно–экспериментальной работы, мы формируем у детей целостное представление о родном крае, об истории прошлого родного города и его современности, воспитываем любовь к малой родине, гордость к достижениям и подвигам известных жителей родного края.

2.3. Результаты проведенной работы.

При организации опытно-экспериментальной работы осуществлялась проверка достоверности гипотезы, согласно которой процесс патриотического воспитания детей шести-семи лет на примере ознакомления с героическими подвигами жителей родного края будет эффективным, если:

разработан и реализован комплекс педагогических условий:
создание предметно–развивающей среды, направленной на формирование начал патриотизма у детей шести-семи лет;

отбор и организация детских видов деятельности, содержательное их насыщение информацией о родном крае, о жителях родного края и их героических подвигах.

В связи с этим в экспериментальной группе в течение 2021-2022 учебного года был реализован план опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей шестого/седьмого года жизни с героическими подвигами жителей родного края, благодаря которому осуществлялось последовательное ознакомление детей с историей и культурой родного города Ульяновск.

С целью выявления эффективности проведенной работы мы провели контрольный эксперимент по той же методике, что и констатирующий.

Цель данного этапа: выявить уровень сформированности начал патриотизма у детей шести-семи лет.

Задачи, которые решались на контрольном этапе:

  • выявить итоговый уровень знаний о семье,
  • выявить итоговый уровень сформированности представлений детей шести лет о защитниках родины, о памятных датах, об известных людях городу Ульяновск.

Использовали следующие методы:

  • проективная методика (рисунок);
  • индивидуальные беседы (о семье, о родном городе Ульяновск, о достопримечательностях города Ульяновск, о героях-воинах родного края);
  • наблюдение за детьми в ходе игр, направленных на патриотическое воспитание.

Была проведена проективная методика (рисунок), целью которой на контрольном этапе, была выявить уровень сформированности интереса детей шести лет о Родине, о родном крае, о защитниках родного края.

Критериями оценки данной диагностики были:

  • чувства, взгляды ребенка на окружающий мир в своих работах;
  • оценка результативности, характеризующая патриотическую направленность в детских работах.

Анализ рисунков контрольной группы показал, что у детей помимо сформированности представлений об окружающем, о своей семье, о защите Родины, сформированы представления о Родине, о родах войск, о защитниках – героях родного края, о праздниках (День Победы).

Анализируя рисунки можно сказать, что 23,1% детей в своих рисунках изобразили свое отношение к Родине: «Родина», «моя Родина».

26,9% детей в своих рисунках изобразили рода войск: танкисты, летчики, моряки, врачи и т.д.

Так же, 24% детей отобразили в своих рисунках защиту Родины и ее защитников.

Анализирую рисунки 27,8 % детей, можно сказать, что они изобразили праздник победы

Таким образом, анализируя рисунки детей, можно сделать вывод об успешности проведения опытно–экспериментальной работы на формирующем этапе.

Индивидуальная беседа «Моя семья» целью, которой, является выявить уровень сформированности знаний о родной семье.

Опрошено было 18 детей 6-7 лет. Дети отвечали на поставленные вопросы. Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Критерии данной беседы были:

Низкий уровень: дети не могу назвать имена родственников, родственные связи, не могу рассказать о своей семье.

Средний уровень: у детей вызывает затруднение при рассказе о семье, название всех родственников, членов семьи, путаются в родственных связях.

Высокий уровень: дети без труда отвечают на вопросы, называют имена всех родственников, родственные связи (сын/дочь, внук/внучка, тетя, дядя и тд.)

Обработка результатов методики показана в таблице 2.1.

уровень/этап

Констатирующий

Контрольный

Низкий

5,5%

0,0%

Средний

22,2%

5,5%

Высокий

72,3%

94,5%

Таблица 2.1. результаты беседы «Моя семья»

Из 18 опрошенных детей 1 ребенок (5,5% ) имеет средний уровень сформированности представлений о своей семье. Например: на констатирующем этапе ребенок показал низкий уровень, не мог рассказать о семье, о родственниках, родственных связях «что такое семья я не знаю, живу с мамой, папой и братом». На контрольном этапе он ответил: « семья это мои родные, у меня есть мама, папа и брат, я для мамы и папы сын,  для брата тоже сын».

17 детей из 18 опрошенных (94,6%) показали высокий уровень сформированности представлений о своей семье, родственниках и родственных связях. Например, на констатирующем этапе средний уровень показали троих путались в родственных связях, теперь на вопрос кем они приходятся своим бабушкам и дедушкам, они отвечают «внуком».

Заключительной беседой была «Наши герои–воины» целью, которой, было выявить уровень сформированности представлений детей шести лет о защитниках родины, о памятных датах, об известных людях городу Ульяновск

Критерии данной беседы были:

Низкий уровень: даны точные ответы на менее 5 вопросов;

Средний уровень: даны точные ответы на 6 вопросов из 11;

Высокий уровень: даны полные, точные ответы на 9 вопросов из 11.

Обработка результатов методики представлена в таблице 2.2.

уровень/этап

Констатирующий

Контрольный

Низкий

55,6%

0,0%

Средний

44,4%

50,0%

Высокий

0,0%

50,0%

Таблица 2.2. результаты беседы «Наши герои-воины»

Таким образом, уровень сформированности представлений о героях – защитниках родного края у детей повысился, на констатирующем этапе

На вопросы о 23 февраля, двое, не дали ответ совсем. На контрольном этапе они же ответили, что это «день мужчин и защитников», остальные дали более развернутый ответ.

Так же и о празднике 9 мая. На контрольном девять детей ответило, что «День Победы, в этот день наши солдаты победили врагов, остальные сказали, что 9 мая отмечается праздник День Победы, «потому что защитники нашей родины победили армию немцев».

Вопрос о родах войск, не вызвал затруднений, все дети перечислили большое количество разных войск.

На вопрос о героях–защитниках жети ответили, что это люди, которые защищали нас на войне.

Ожидаемый результат – наличие изменений в уровне представлений патриотизма у детей шести лет по ознакомлению с героическими подвигами жителей родного края, оправдался.


Вывод по второй главе

Результаты, полученные на этапе проверки, позволяют сделать вывод о том, что большинство субъектов имеют низкий и средний уровень формированию начал патриотизма у детей 6-7 лет.

Анализ полученных результатов надежно показывает, что проведенная нами работа, которая была направлена на формирование начал патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с героическими подвигами народов России, является эффективной.

Ожидаемый результат – наличие изменений в уровне представлений патриотизма у детей шести лет по ознакомлению с героическими подвигами жителей родного края, оправдался.


Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ознакомления детей шести-семи лет с героическими подвигами народов России является эффективным средством для формирования начал патриотизма у старших дошкольников.

Анализ представленной литературы, позволил выявить характеристики патриотизма:

  1. патриотизм, проявляется в любви к Отечеству, Родине, преданности своему народу;
  2. патриотизм, как социально-политический и нравственный принцип, как социальное чувство;
  3. понятие понимается, как готовность служить своей родине, защищать и оберегать ее, бережно относиться к культурным ценностям и традициям, уважать историческое прошлое своего народа.

Автор придерживается точки зрения, что указана в словаре по этике: «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов». В основе определения лежит социально-политический и нравственный аспект понятия патриотизма. Вместе с этим здесь так же выделяется эмоциональный компонент, выражающийся в «любви к родине» и «заботе о ее интересах».

Автор считает, что последнее утверждение более актуально, так как оно в себе сочетает нравственный и социальный и эмоциональный компонент, которые влияют на формирование патриотизма у детей дошкольного возраста, так как в дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма на эмоционально–чувственном уровне, и патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Неотъемлемая часть начала формирования патриотизма у детей дошкольного возраста – это подвиги, а именно героические подвиги.

Герои и героическое многогранное явление, загадка героизма, герои  всегда тревожили и тревожат воображение людей. Герои – это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственным поступком в экстремальных, неординарных случаях проявили себя как патриоты своей Родины, защитники её интересов, альтруисты и филантропы. Подлинная искренность, человеколюбие и жизнелюбие составляют первую характерную черту героев.


Список используемой литературы

  1. H. И. Новиков С портрета Д. Г. Левицкого. Н. И. Новиков. Избранные произведения. Подготовка текста, вступительная статья и комментарии Г. П. Макогоненко. Государственное издательство художественной литературы Москва—Ленинград 1951.
  2. Адам Смит «О богатстве народов» / П.Дж. О'Рурк. - М.: АСТ, АСТ Москва, ВКТ, 2010. - 256 c.
  3. АН. Радищев. Полное собрание сочиней. Второй том / Издательство академии наук СССР – Москва: 1941г
  4. Богомолов В.О., Алексеев С., Митяев А.В. «Рассказ о войне. Детям о главном» / Изд. Вакоша – 2021г
  5. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах (комплект). - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 172 c
  7. Гельвеций К.А. Об уме. М.: ОГИЗ (Государственное социально-экономическое издательство), 1938. 396 с.
  8. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Публ. фрагм из прудов нем. педагога, 1834 г. // Нар. Образование, 2001. - №1. 3. Штуцер И. Памяти Дистервега // Записки учителя, 1883. - №5. 
  9. Дошкольное воспитание и детские сады во Франции : (материнские школы) / П. Кергомар ; под ред. Н.В. Чехова – 1911
  10. Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. - М.: Московский лицей, 2009.
  11. И.М. Ястребова.  Методические указания по выполнению курсового проекта «Поселок» по дисциплине «Архитектурное проектирование»/И.М.Ястребова– М.: МАРХИ, 2013. 
  12. Кондрашов, В. А. Этика. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. - М.: Феникс, 2018. - 512 c.
  13. Крупская, Надежда Константиновна (1869-1939). О воспитании и обучении [Текст] : Сборник избр. пед. произведений / Н. К. Крупская ; Сост. Н. А. Константинов и Н. А. Зиневич. - Москва : Учпедгиз, 1946 
  14. Ломоносов М.В. Для пользы общества… / сост., вступит. Статья и примеч. А.С. Еленской. – М.: Сов. Россия, 1990 – 382 с.
  15. Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС, 2010.
  16. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко. – Минск : Нар. асвета, 1978. – 96 с
  17. Макаренко, А. С. Мажор / А. С. Макаренко. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 107 с.
  18. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст] : лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М. : Правда, 1985. – 448 с
  19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с
  20. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая  российская энциклопедия,  1999.
  21. Словари и энциклопедии Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М. : Академический Проект, 2003. – 588 с.
  22. Ушинский, К. Д. У94 Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство. Юрайт, 2019.
  23. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15-ти томах. М., Гослитиздат, 1939–1953
  24. Эпитома сочинения Секста Помпея Феста. На складе. 48 %. Автор: Диакон Павел. Переводчик: Павлов А. А. Редактор: Румянцева И. В. Издательство: Центр гуманитарных инициатив , 2018 г.
  25. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова Парциальная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию «Мы живем в россии» – 2016-2019 г.
  26. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание Пятое (инновационное), испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336


Приложение 1

Вопросы для родителей, направленные на выявление интереса, по отношению  к патриотическому воспитанию детей:

  1. Считаете ли вы себя компетентным родителем в вопросах патриотического воспитания своих детей?
  2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  3. Возможно, ли воспитать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста?
  4. Как вы считаете, где дети могут ознакомиться с основами патриотического воспитания?
  5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе Ульяновск?
  6. Рассказываете ли вы своему ребенку об Ульяновске, его истории, достопримечательностях, о его героях?
  7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Достопримечательности города Ульяновск?


Приложение 2

Парциальная образовательная программа
«С чего начинается Родина» Кондрыкинская Л. А.

Основное содержание программы

Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, которая включает в себя:

– Музей «Русская изба», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о селе современном и старинном; решать познавательные задачи о селе; путешествовать по Партизанскому району

– Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево;

– Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные;

— Библиотека — книги о селе, городах Ульяновского края; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Поволжья», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.


Приложение 3

Дидактическая игра «Заколдованный город»

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре зданий, сооружений; познакомить с достопримечательностями города.

Материалы: игровое поле с названием улиц, карточки с мини изображениями зданий и других сооружений своего города на липучках; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша страна?
  • Как называется город, в котором вы живёте?
  • Как давно был основан наш город?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Как называется улица, на которой ты живёшь?
  • Какие памятники нашего города вы знаете?
  • Какие памятники старины есть в нашем городе?
  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии достопримечательностей своего города, посмотреть где они находятся на карте, затем задает вопросы или загадки, которые характеризуют ту или иную достопримечательность, а ребенок должен найти и прикрепить на поле.

Примечание.

По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Можно придумать другие варианты игры, к примеру, с фишками.

Приложение 4

Подвижная игра «Попади в цель»

Цель: упражнять детей в метании в вертикальную цель.

Задачи:

  • развитие внимания, наблюдательности, меткости и глазомера;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие настойчивости в достижении результата;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
  • воспитание ответственности, собранности во время игры.

Оборудование: щит, мячи, бумажные самолетики, мешочки с песком, снежки, шайбы, клюшки.

Использование игры: в самостоятельной деятельности детей в группе, на улице.

Варианты игры: Дети с мешочками для метания или небольшими мячами (бумажными самолетиками, снежками и т. п.) располагаются перед стеной с щитом и выполняют игровые действия. Обговаривается цель, в которую нужно попасть – большие круги, либо малые. Для закрепления математических навыков, можно дать задание попасть в цель, которая меньше, нижний или верхний ряд. По команде «Раз, два, три, в цель попади!» ребенок выполняет бросок.

В игру может играть команда, бьют в цель поочередно одна команда, затем другая, засчитывается максимальное командное попадание в цель. Бросок может осуществляться один раз, либо дается три попытки (по договоренности).


Приложение 5

«Казаки – Разбойники»

Цель: Познакомить детей с игрой «Казаки – разбойники».

Задачи:

  • Способствовать развитию физических качеств : быстроты, ловкости и координации движений;
  • Способствовать развитию общей и мелкой моторики, пространственной ориентации и внимания;
  • Создать хорошее настроение, эмоциональный заряд от участия в развлекательном действии.

Оборудование и материалы: Банданы по количеству участников 2-х цветов; фонограмма с детскими песнями про разбойников; мелки по количеству участников 2-х цветов, конфеты (для сюрпризного момента);

Участники: педагоги и воспитанники ДОУ;

Место проведения: Территория ДОУ;

Предварительная работа: Разучить речёвки для разных команд; объяснить правила игры; изучить территорию; определить подходящее место для того, чтобы прятаться;

Описание игры казаки-разбойники : Казаки-разбойники представляют собой смесь салок и пряток. Для игры в казаки разбойники необходимо собрать большую компанию, состоящую из 6 человек и более. Далее необходимо всем участникам игры разделиться на две команды. Сделать это можно при помощи жеребьевки или по договоренности между собой. 

Каждая команда имеет свое название: одна – «казаки», вторая – «разбойники». При этом «казаков» может быть немного меньше, чем «разбойников».

Привила игры:

1. Участники заранее договариваются друг с другом, в пределах какой территории можно играть, а куда выходить запрещено, например, за территорию ДОУ выходить нельзя;

Члены команды «Казаки» отходят в сторону таким образом, чтобы не видеть участников другой команды спрятаться за углом;

2. Разбойники берут мел и рисуют на асфальте большой круг, который знаменует начало движения;

Далее от этого круга рисуются стрелки в том направлении, куда команда «разбойников» будет убегать;

3. Стрелки можно рисовать абсолютно на любой поверхности: на дереве, бордюре, скамейке, стене дома;

4. По сигналу команда «разбойников» начинает убегать в соответствии с разметкой стрелок;

5. Впоследствии можно разбойникам разделиться на мини-группы и рисовать стрелки в разных направлениях, чтобы запутать ищущих их казаков. Как правило, время, в течение которого разбойникам нужно успеть спрятаться, ограничено и составляет в среднем 20 минут;

6. Основная задача разбойников – как можно лучше спрятаться. Поэтому чем более запутанными будут нарисованные стрелки, тем сложнее казакам будет найти разбойников;

7. Далее, ориентируясь по стрелкам, казакам необходимо найти разбойников.

Ожидаемый результат:

• Владеть игрой «Казаки-разбойники»;

• Играя в уличные игры, дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, ставить перед собой определенные цели, задачи и подыскивать способы их достижения.

Ход развлечения:

В группу заходят переодетые воспитатели и предлагают детям сыграть в игру «Казаки -разбойники», дети маскируются и выходят на улицу, делятся на две команды, равные по составу (можно играть двумя разновозрастными группами).

Команда «разбойников» рисует круг с четырьмя стрелками и стартует с этого места, рисуя стрелочки в направлении своего следования, их можно рисовать на всём, что угодно (деревьях, асфальте, столбах и т. д., главное запутать команду «казаков»). «Разбойники» добираются до места укрытия и прячутся там до того времени пока «казаки» не обнаружат их по оставленным указателям (всё время игры обе команды кричат разученные ранее кричалки).

Спустя некоторое время (прим. 5 мин.) команда «казаков» пускается в погоню, зачёркивая по пути всё стрелочки. После того как «разбойники» найдены, команды меняются ролями: одни прячутся, рисуя стрелки, другие ищут их, зачёркивая подсказки оставленные противоположной командой.

После того как обе группы побывали в разных ролях все участники получают сладкий сюрприз и устраивается дискотека под песенки разбойников из мультфильмов.

Самое главное в этом развлечении – это яркое активное времяпровождение на свежем воздухе, которое оставляет хорошее впечатление и создаёт прекрасное настроение, а также положительный эмоциональный фон у детей.