Учебная самостоятельность как цель и средство управления качеством школьного образования

Евпятьева Татьяна Владимировна

Современные стандарты школьного образования основываются на ключевых принципах самостоятельного обучения, в данной работе, с целью увеличения качества школьного образования, проводится анализ применения и внедрения самостоятельности учащихся в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8337669_uchebnaiasamostoia-2_7593858_7607118.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Учебная самостоятельность как цель и средство управления качеством школьного образования»

Аннотация: Современные стандарты школьного образования основываются на ключевых принципах самостоятельного обучения, в данной работе, с целью увеличения качества школьного образования, проводится анализ применения и внедрения самостоятельности учащихся в образовательный процесс.

Ключевые слова: качество, обучающийся, общее образование, повышения качества школьного образования, учебная самостоятельность школьников в процессе образования, управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях.

Сегодня в инновационном обществе качество образования относится к актуальной проблеме образовательного процесса. Для ее решения нужно повышать   действенность управления. Имея в виду, что термин «качество образования» рассматривается многогранно, нужно проанализировать тот момент, который зафиксирован на уровне государства и  представлен в законодательстве РФ. В данном ключе качество образования понимают под комплексной характеристикой образовательной работы и подготовки учащегося, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям, а также потребностям физического или юридического лица1. В интересах последних реализуется образовательная работа. Поэтому качество образования в рамках данной научной работы можно трактовать как соотношение цели обучения и итоговых знаний выпускников общеобразовательных учреждений, соответствующих нормам общества.

Чтобы повысить эффективность качества образования  нужно подвергать его управлению. Данный термин необходимо интерпретировать как планомерно реализуемую систему действий, стратегического и оперативного характера, нацеленную на  улучшение, контроль и оценку качества образования2.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации"

Ключевая задача управления качеством образования – это достижение определенного уровня знаний и его качества, при получении которых в сумме достигаются установленные требования образования, то есть достижение требуемого в обществе качества образования.

Для осуществления успешного управления качеством образования появляется потребность в применение разных средств оценки и использования вариативных инструментов, формирующих механизм управления качеством образования. В настоящее время различают множество средств управления качеством школьного образования:

  • личностные качества обучающихся,
  • воспитательная и педагогическая деятельность педагогов,
  • высококвалифицированный кадровый состав общеобразовательного

учреждения,

  • оценочные мероприятия работы учителей,
  • оценка полученных знаний учеников,
  • учет посещаемости и другие.

Учебная самостоятельность – это актуальное средство увеличения качества образования в инновационных образовательных стандартах. Ее принято трактовать как возможность самостоятельного познания и учения, осуществляемого в рамках постановки целей и задач, а также поиску их реализации3.   Проблематика развития самостоятельности обучающихся была рассмотрена множествами известных педагогов еще в XIX веке. Например, Ушинским К.Д.; Каптеревым П. Ф., Вахтеровым В. П. и т.д. 

Учебная самостоятельность, с точки зрения науки, это методика обучения учащихся самостоятельному получению информации с помощью опыта, эксперимента и наблюдения4.

2 Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 11.03.2020).

3 Косикова Светлана Валерьевна О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития // Проблемы современного образования. 2018. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-uchebnoy-samostoyatelnosti-shkolnikov-i- urovnyah-ee-razvitiya (дата обращения: 12.03.2020).

4 Ивошина Татьяна Георгиевна, Шварева Любовь Васильевна Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского.

Советский психолог Л. С. Выготский в 1926 году трактовал понятие детской самостоятельности, как возможность действовать относительно независимо от других.

Наиболее масштабно в своих научных исследованиях раскрывает термин  учебной самостоятельности педагог В.В. Давыдов. Он выдвигает главный фактор, который обуславливает учебную самостоятельность ученика, а именно формирование у него теоретического типа мышления, вводя его в позицию субъекта учебной работы уже в начальной школе.

Важно подчеркнуть роль доктора педагогических наук П. И. Пидкасистого в данной сфере, где он выступает в качестве отстраненного наблюдателя с возможность координации учебного процесса.  В его исследованиях отмечается, что самостоятельная деятельность школьников в учебной работе относится к отдельному виду обучения. С ее помощью педагог усиливает познавательную активность ребят, а также может целенаправленно управлять такой работой с учётом разных уровней познания учеников5.

Учебная самостоятельность – это хороший инструмент в школе для общего повышения качества образования за счет повышения мотивации обучающихся.                 По мнению педагога В.В. Давыдова, возможно реализовать такую учебную работу  младших школьников, где новообразованиями будут действительное желание и умение учиться6.

Ориентация инновационных образовательных программ сегодня направлена на осуществление развивающего потенциала образовательного процесса. Все это взаимосвязано с повышающейся динамикой глобализации системы образования. Именно самостоятельность и использование такого навыка в процессе обучения и формирует развитую личность. Учащийся, который обладает навыками учебной самостоятельности, способен к самостоятельному решению ряда задач, применению творческого подхода учебной работе7. В конечном результате, сумма таких навыков, предоставляет возможность говорить об учебной самостоятельности обучающегося. Она нацелена на улучшение и личностный рост ребенка, что приводит к повышению качества образования.

2011. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebnoy-samostoyatelnosti- shkolnikov-istoriya-problemy-1 (дата обращения: 17.03.2020).

5 Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в

обучении: теоретические экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

6 Давыдов В.В. О понятии развивающее обучение. Москва, Педагогика, 1995.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать вывод, что анализируя управление качеством школьного образования, ключевым фактором эффективной работы является сам обучающийся: личностные характеристики, знания и умения.  При помощи учебной самостоятельности формируется полноценная личность ребенка, повышается качество знаний, соответствующих установленным нормам. Однако важно помнить о координации работы учащегося со стороны педагога, от которого тоже требуется высокий уровень профессионализма.

Список использованных источников

  1. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 11.03.2020).
  2. Давыдов В.В. О понятии развивающее обучение. Москва, Педагогика,

1995.

  1. Ивошина        Татьяна        Георгиевна,        Шварева        Любовь        Васильевна

Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы // Известия        ПГУ        им.        В.Г.        Белинского.        2011.        №24.        URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebnoy-samostoyatelnosti-shkolnikov- istoriya-problemy-1 (дата обращения: 17.03.2020).

  1. Косикова Светлана Валерьевна О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития // Проблемы современного образования. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-uchebnoy- samostoyatelnosti-shkolnikov-i-urovnyah-ee-razvitiya (дата обращения: 12.03.2020).

7 Косикова Светлана Валерьевна О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития // Проблемы современного образования. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-uchebnoy-samostoyatelnosti-shkolnikov-i- urovnyah-ee-razvitiya (дата обращения: 11.03.2020).

  1. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретические экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации"