Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой (дипломная работа)

Ухина Людмила Анатольевна

Речь является одной из главных линий развития ребенка Становление речи и ее формирование происходит в период дошкольного детства. Одним из важных достижений ребенка является развитие его речи, овладение родным языком своего народа. Речевое развитие в педагогике является фундаментальной основой воспитания и обучения.

Ребенок дошкольного возраста усваивает все звуки родного языка, учится четко, ясно и грамматически правильно произносить слова, накапливать словарный запас. Усваивая речевые навыки, ребенку становится нужно все больше общения. Ребенок начинает осваивать правила речевого этикета.

В старшем дошкольном возрасте дети начинаю понимать простейшие явления языка. Ребенок все глубже познает и осознает звуковое строение слова, начинает различать синонима, антонимы, словесный состав предложений.

Плохо развитая речь с речевыми нарушениями приводит к школьной неуспеваемости. Проблема многих современных детей комплексное речевое нарушение, всех речевых компонентов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

Глава1.Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.

  1. Особенности развития  речи детей старшего дошкольного возраста.
  2.  Факторы влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста.
  3. Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников.

Глава 2.Опрытно- экспериментальная работа по развитию речи в процессе ознакомления с художественной литературой.

2.1Организация и методы исследования по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

2.2Результаты предварительной работы по развитию речи в процессе использования художественной литературы.

2.3Анализ опытно-экспериментальной деятельности.

Заключение

Список литературы

Введение

Речь является одной из главных линий развития ребенка Становление речи и ее формирование происходит в период дошкольного детства. Одним из важных достижений ребенка является развитие его речи, овладение родным языком своего народа. Речевое развитие в педагогике является фундаментальной основой воспитания и обучения.

     Ребенок дошкольного возраста усваивает все звуки родного языка, учится четко, ясно и грамматически правильно произносить слова, накапливать словарный запас. Усваивая речевые навыки, ребенку становится нужно все больше общения. Ребенок начинает осваивать правила речевого этикета.

В старшем дошкольном возрасте дети начинаю понимать простейшие явления языка. Ребенок все глубже  познает и осознает звуковое строение слова, начинает различать синонима, антонимы, словесный состав предложений.

Плохо развитая речь  с речевыми нарушениями приводит к школьной неуспеваемости. Проблема многих современных детей комплексное речевое нарушение , всех речевых компонентов.

Все вышеперечисленное показывает на важность дополнительной работы  над развитием речи у детей шестого года жизни  и в своевременной корректировке по необходимости.

Системность работы по речевому развитию  захватывает все  ее стороны: словарь, грамматический строй, звукопроизношение, связную речь.

Следует так же отметить, что речь появляется вследствие подражания. Среда для ребенка- дошкольника  является развивающим ресурсом. Он складывается стихийно и может быть как благоприятным для ребенка, а может, и нет. Поэтому важно создать условия для успешного речевого развития, благодаря грамотно организованной речевой среде, чтобы обеспечить действенной общение детей с воспитателем и друг другом.

В наш век цифровых технологий ребенок выбирает наиболее легкие пути получения информации, телевидение, интернет, видеоигры.  Вот здесь то и обрывается эта тонкая ниточка между детьми и книгой, уходит традиция семейного чтения, исчезает интерес к художественным произведениям. Любовь к художественному слову, уважение и любовь к книге.

Детскую книгу не зря называют первоосновой в воспитании и развитии речи детей.

Роль художественной литературы неоспорима. Знакомясь с произведением, ребенок знакомится с окружающим миром, познает звучание  родной речи, слышит много новых для него слов, которые он не слышал ранее. Знакомится с образными выражениями русского языка, которые он запоминает, присваивает себе, затем использует их в своей речи для общения с другими людьми.

Художественные произведения – это кладезь богатства литературного языка. В нем собраны все образцы для обогащения детской речи. Особенную ценность для детей несут художественные произведения русского народа, в них таится бесценный материал для развития речи детей, способствующий обогащению эмоциональной и поэтической лексикой.

Детская художественная литература несет в себе единство содержания и формы, потому легко воспринимается детьми. Педагогу нужно обращать внимание не только о чем говорится в произведении, но и какие средства выразительности использует русский народ. Также не малую важность имеет то, как педагог владеет выразительным чтением, любит ли он художественную литературу, только тогда он сможет привить эту любовь детям. Результативность педагогического процесса по речевому развитию зависит от  того как будет построена работа детского сада. Педагогу нужно построить работу так, чтобы она соответствовала требованиям времени, решала все речевые задачи , помогла добиться результата, а также вызвала  интерес детей к занятиям по развитию речи.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, как интересней и разнообразней выстроить систему работы, по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста используя художественную литературу.

Объект исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Предмет исследования: художественная литература как средство развития речи старших дошкольников.

Цель исследования: определение эффективных методов использования художественной литературы на развитие речи детей 5-6 лет.

Гипотеза исследования: мы предположили, что художественная литература будет лучше способствовать развитию речи детей, если педагог внедрит в образовательный процесс эффективные современные технологии, тем самым повысит интерес к занятиям.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические основы всех сторон речи детей старшего дошкольного возраста. 

2.Проанализировать влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольников.

3.Провести диагностику речи детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе эксперимента.

 4.Внедрить и апробировать инновационные методики по развитию речи средствами художественной литературы.

5. Проследить динамику влияния инновационных методик на речь детей 5-6 лет.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№3 «Колосок» село Красное, Ленинск - Кузнецкий район.

В педагогическом эксперименте участвовали дети старшей группы 20 человек:9мальчиков и 11 девочек.  Исследование проводилось с согласия родителей.Глава 1 Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.

  1. Особенности развития речи старших дошкольников

Становление речи и ее формирование происходит в период дошкольного детства. Одним из важных достижений ребенка является развитие его речи, овладение родным языком своего народа. Речевое развитие в педагогике является фундаментальной основой воспитания и обучения.

«Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду» Е.И.Тихеева

Ребенок в дошкольном возрасте способен усвоить все звуки родного языка, научится четко, ясно, грамматически правильно произносить слова, накопить словарный запас. В норме у детей пяти лет происходит полное становление речи. При условии достаточно уделенному вниманию развитию речи ребенка, его речь мало чем отличается от речи взрослого.

 На шестом году жизни происходит становление всех звуков родного языка, ребенок свободно владеет интонацией, может изменить громкость голоса, скорость речи, может говорить шепотом. Способен ответить на вопрос развернутым ответом. Так как речь ребенка пяти лет в основном грамматически правильна, все же можно услышать не правильную постановку ударения в слове, но, если указать ребенку на его ошибки, будет в будущем говорить правильно. Составить сюжетный рассказы по картине, описательный рассказ, сочинить новую историю или конец сказки, все это имеет место быть у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Важным условием для формирования связной речи является общение и умение связно рассказать собеседнику ту или иную ситуацию. В старшем возрасте у детей возникает потребность в разговоре, объяснение содержания игры, что – то интересное, рассказать о своих игрушках.

По данным М.Р.Львова, «по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых»[14,105]..

 «При развитии разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов, наступает понимание собственных языковых средств, начинает зарождаться объяснительная речь. М.М. Алексеев и В.И. Яшина считают, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников» [1, 57]

«Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в овладении его звуковой сторон, словарного запаса и грамматического строя» Ф.И.Сохин.

У детей старшего дошкольного возраста связность речи может достичь довольно высокого уровня, но опять же при условии работы над речевыми составляющими. Дети пяти лет уже могут оценить речь других детей, замечают недостатки, способны дополнить или исправить неточность - это говорит о сформированном фонематическом слухе.

Как уже говорилось, старшие дошкольники могут составить описательный или сюжетный рассказ, а вот умение передать в рассказе эмоциональность, развито недостаточно. Слушая чтение трагического рассказа у детей трудно увидеть грусть. Это им еще не свойственно.

Зато хорошо владеют повествовательной, восклицательной и вопросительной интонациями.

В этом возрасте уже освоен темп речи: умение говорить, медленно, быстро и умеренно. Так же освоено речевое дыхание: дети могут говорить протяжно.

Словарный запас значительно увеличивается, возрастают сложные и распространенные предложения, вырабатывается умение контролировать свою речь.

Усваивается вся морфология и связано это с высокой активностью по отношению к   родному языку, выражается это в множественных словообразованиях и словоизменениях.

А.Н.Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей которая формируется именно в старшем дошкольном возрасте. Так, он пишет: «Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. Меткость детских наблюдений и художественная яркость многих детских слов общеизвестны; они действительно очень близки к тому речетворчеству, которое практикуют художники слова. Поэтому здесь имеет место настоящее творчество, свидетельствующее о языковой одаренности детей».[8,117]

Рассмотрим еще раз особенности развития речи старших дошкольников которые выделили психологи Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др. и методисты О.С. Ушакова, Т.Н Ушакова , Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. выделяют следующие особенности развития речи старших дошкольников:

21. Звуковая культура речи.

- Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

- Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

- У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

- Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно.

Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

- Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

- У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные

(сонорные, шипящие, свистящие).

- Дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

2. Грамматический строй речи.

- Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

- В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.

- Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи.

Правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.

- Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

- У детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

- В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3. Лексическая сторона речи.

- К пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

- Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).

- Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

- Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

- Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.

- Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.

- В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

- Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

- В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру».

Таким образом, мы выяснили особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи.

  1. Условия и факторы влияющие на успешное развитие речи детей дошкольного возраста.

Всю свою жизнь человек совершенствует речь, насыщает ее богатствами родного языка. В каждом возрастном этапе в речевое развитие вносится что- то новое. Наиболее важный период становления речи - дошкольный возраст.

Для того, чтобы речевое становление проходило вовремя, ребенок должен быть психически, соматически и умственно здоров.

Ребенку необходимо создать в группе комфортные условия, благодаря которым ему хотелось бы общаться, получать новые знания, в следствии чего станет пополняется словарный запас, ребенок научится интересно рассказывать. Без речевого общения не произойдет речевого развития. Речь с самого начала возникает не сама собой, а в следствие, познания окружающего мира, вследствие планирования действий.

«Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Авторами установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира».[16,21-28]

 Развиваясь, ребенок обогащает и пополняет словарный запас, в котором появляются все более сложные языковые единицы, усваивается фразеология, ребенок начинает понимать закономерности словообразования.

Все эти средства языка он использует для общения с людьми, которые его окружают в процессе деятельности. Овладение родным языком происходит только в речевой деятельности ребенка, через говорение и восприятие речи. Поэтому очень важно создать условия для речевой деятельности детей.

Перечислим условия успешного развития.

Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения. Это является фундаментом взаимоотношений ребенка и взрослого. Ребенок перенимает состояние взрослого, улыбку, смех., именно эмоциональное общение закладывается как основа будущей речи.

Общение с другими детьми имеет для ребенка не менее важную роль, чем общение со взрослыми. Оно осуществляется в совместной деятельностьи. При сложной и разнообразной деятельности речевое общение становится просто необходимостью, общение со взрослыми это совершенно отличающаяся форма общения.

Речь взрослого, воспитателя как пример для подражания. Речь воспитателя-это одно из педагогических средств и орудие воздействия на детей. Педагог должен следить за своей речью.

Развитие мелкой моторики. Давно уже доказано, что быстрое движение пальцев рук способствует быстрому формированию у ребенка речи. Поэтому развитие мелкой моторики рук ребенка идет в тесном контакте с речевым развитием.

«Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствует их развитию» В.М.Бехтерев.

Удовлетворение любознательности ребенка. Приобретение познавательного опыта происходит в самой разнообразной деятельности. Любая из видов деятельности позволит мобилизировать познавательные возможности.

Чтение художественной литературы является сильнейшим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ничто так не способствует развитию и обогащению речи ребенка как средство художественной литературы.

Только художественная литература дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Познают лаконичность и точность слова, смогут уловить музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. Художественные произведения раскроют перед детьми меткость и выразительность языка, покажут, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя, оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда на ряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А. Сухомлинский.

Основной вид деятельности ребенка – игра. Из игры ребенок черпает представления, которые связаны с речью. Игра является двигательной силой для проявления словотворчества. Слова являются для детей частью действительности, перед взрослым стоит задача организовать обстановку для обогащения запаса представлений, развивающих язык.

«Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы, часто слышим от детей много интересных изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством словотворчество составляет одну из важных особенностей развития речи ребенка» В.А.Сухомлинский.

Вовлечение родителей в педагогический процесс является одним из важнейших условий полноценного речевого развития. Образовательно-воспитательное воздействие из двух взаимосвязанных процессов - помощь родителей и педагогическая работа. Таким образом, непрерывность педагогического процесса в условиях ДОУ обеспечивает работу по развитию речи наиболее успешно.

Еще одно из главных условий успешного речевого развития детей в дошкольном учреждении- речевая среда. От того какая речевая среда окружает ребенка, от этого зависит его собственная речь.

«Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь ребенка- это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.»[п,2]

Российский исследователь А.Р. Львов выделяет факторы процесса развития речи ребенка.

«1.Фактор положительных эмоций. Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении, тогда как в состоянии отрицательных эмоций он кричит, плачет, как бы возвращаясь в мир биологических проявлений

2 Фактор потребности в эмоциональном контакте с близким человеком. В развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Уже трехмесячный ребенок различает интонации голоса близкого человека. Оба фактора имеют социальные корни, это начальные виды контакта с людьми, которые окружают ребенка, формы невербального общения.

3 Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров

мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы. Физиологическая база речи пластична, легко адаптируется к условиям

речевого развития, но эта гибкость и пластичность сохраняется только до семилетнего возраста.

4 Фактор потребности в содержательном общении. У ребенка возникает потребность непосредственного общения, разговора, обмена мнениями, внешнего самовыражения в речи (эгоцентрическая речь). Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества.

5 Фактор развития интеллекта. Начало формирования понятий как основной формы познания. Это проявляется в потребности и способности номинации и обобщения. Ребенок чувствует потребность назвать каждый предмет словом (потребность номинации). За тем название переносится на аналогичные или близкие предметы - происходит обобщение.

6 Фактор языковой (речевой) среды, в которой протекает процесс речевого развития. Ребенок усваивает язык той национальности, среди представителей которой воспитывается. Очень важно, чтобы речевая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной.

7Фактор речевой активности. Ребенку необходимо большая, разнообразная, инициативная, постоянная практика речи.

8 Фактор изучения языковой теории. Этот фактор связан со школой. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми основными языковыми понятиями (слово, слог, предложение, звук, звуковой состав слова), у них формируется элементарное осознание языковых явлений. Это

способствует развитию умения произвольно строить свою речь» А.Р.Львов.[]

Итак, перечислив и проанализировав все условия и факторы успешного речевого развития детей дошкольного возраста, мы подробно остановимся на  художественной литературе, так как ни чего так не развивает, и не обогащает речь ребенка, как средства художественной литературы.

1.3Роль детской художественной литературы в речевом развитии ребенка дошкольника.

Велика и неоспорима роль художественной литературы в развитии, обогащении, пополнении словарного запаса в речи ребенка.

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.

 «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» [К. Д. Ушинский 25].

Детскую книгу не зря называют первоосновой в воспитании и развитии речи детей. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без нее невозможно успешное обучение в школе.

В старшей группе ставится задача – воспитывать у детей старшего дошкольного возраста способность при восприятии литературных художественных произведений замечать выразительные средства.

«Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмыслить содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые их специфические особенности.» [Ушакова.,101]

 Знакомясь с произведением, ребенок узнает много новых ранее не известных ему слов. Образных выражений его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Произведения художественной литературы помогают ребенку понять красоту звучащей, родной речи и этому способствует художественное слово, которое сопровождает его во всех режимных процессах в детском саду. Художественное слово научит ребенка восприятию художественной действительности и сформирует этические представления.

Знакомится ребенок начинает с малых фольклорных произведений народного творчества- потешки, песенки, затем начинает прислушиваться к сказкам.

Образность языка, живой юмор, моральная направленность, глубокая человечность, все это является особенностью малых фольклорных форм.

В поэзии ребенок откроет для себя жизнь природы и общества, мир человеческих отношений. В поэтических образах дадут ребенку образцы правильного литературного языка.

Потешки и песенки – бесценный материал, дающий ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь ребенка, потому –что хранят много сведений об окружающем мире. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, легко запоминаются.

Ни в каких произведениях вы не найдете такого идеального сочетания трудно произносимых звуков, едва отличающихся по своему звучанию. Легкое подтрунивание, тонкий юмор дразнилок, потешек, считалок - эффективное педагогическое средство против трусости, капризов жадности, лени.

«Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи.» [У,78]

Значительную роль в речевом развитии средствами художественной литературы имеет загадка. Отгадывание загадок способствует развитию образности речи. Загадка учит употреблять в речи различные средства выразительности (прием олицетворения, различных определений, сравнений, эпитетов, основой ритмичной организации). Загадки способствуют обогащению словаря многозначными словами, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

«Следует поощрять детей к придумыванию сказок самим. В начале дается с трудом даже старшим дошкольникам; словесное оформление их загадок не складно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть»,-означает тарелку; или «Такое, чтобы шить, продевают нитку», - означает иголку. Но постепенно они научатся классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже самой воспитательницы. Вот загадка для старшего возраста: «Душистый цветок, растет на колючем кусте, бывает белого, розового, красного цвета», «Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда и т.д.»»[у, 78]

Все вышесказанное относится к гениальным произведениям народного творчества - малых формы фольклора. И издавна составляют важнейший элемент народной педагогики, влияют на развитие выразительности речи детей, умение правильно, точно выражать свои мысли, делится впечатлениями от увиденного и услышанного.

«Слушаю сказки – вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин).

Ценность русской сказки не оспорима, в ней можно найти все элементы образности, сказка оказывает огромное влияние на воспитание и обучение. Русская народная сказка легка в восприятии у детей, на основе сказки развивается мышление и воображение. Сказка, раскрывает перед детьми огромные богатства родной речи. У детей развивается чуткость к выразительным средствам художественной литературы, умение воспроизводить их в своем творчестве. Частое прослушивание детьми сказок поможет понять, впитать в себя красоту, гармонию русского слова.

Путешествия по миру сказок развивает у детей воображение, фантазию, тягу к сочинительству. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» (27, 42)

В сказке дети учатся соотносить, художественный образ с поведением, раз красив, значит положительный герой и наоборот. Используются одни и те же средства поэтического языка, эпитеты- «красна девица», «добрый молодец», «Иван – крестьянский сын», «Иван -царевич», «Василиса Примудрая». Чудесные предметы: ковер – самолет, скатерть – самобранка, молодильные яблоки, жива, мертвая вода.

Ребенок, часто слыша эти выражения, запоминает их, затем использует в своей речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами: «и я там был, мед пиво пил», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Образные выражения проникают из сказок, отличаются от всех, рождаются в живой разговорной речи, делают язык богатым и разнообразным. Сказки Пушкина особенно ценны, ведь они оставили нам в наследство образные выражения: «блещут маковки церквей», «кабы я была царица», «дурачина ты простофиля» и др.

«После чтения надо так проводить анализ, чтобы дети могли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественное достоинство сказочного жанра, чтобы поэтические образы надолго запомнились и полюбились детям» [Уш,101]

При чтении стихотворений для детей старшего возраста ставится задача – почувствовать красоту, напевность стихотворения, глубже осознать ее содержание.

При прослушивании поэзии старшие дошкольники уже могут осознать все богатства русского языка. В старшем дошкольном возрасте необходимо сформировать любовь к родному языку, его меткости выразительности, образности. Важно научить дошкольников восприятию и оцениванию поэтического произведения, воспитать художественный вкус. Стихотворный текст влияет на детей своим ритмом, мелодикой, дошкольников привлекает мир звуков. Знакомить детей с художественным словом можно во всех видах деятельности, в свободной и игровой форме. Но прочтение и заучивание поэтических произведений все же следует в специально отведенное на это время.

Перед чтением стихотворений необходимо создать эмоциональный настрой детей. Провести беседу, связанную с темой стихотворения. Беседа аналогично, беседе, которая проводится при перед чтением прозаического и художественного текста. В беседе используются вопросы, напоминающие о событиях из жизни детей, близкими по смыслу.

Настроить детей можно загадкой, картинкой, фотографией. Обязательно показывается портрет поэта. Только после этого воспитатель называет жанр и автора(А сейчас, ребята, я прочитаю вам удивительно красивое стихотворение о символе России- березе. А написал это стихотворение русский поэт С.А.Есенин «Белая береза») стихотворение читается на фоне картинки «Береза зимой», чтобы улучшить восприятие стихотворных строк.

При знакомстве с жанром рассказа, следует проанализировать произведение, раскрывая значимость описываемого сюжета, взаимоотношения героев, их характеристики. Вопросы по содержанию должны быть направлены на выяснение основного содержания и умения оценить поступки героев.

Итак, мы выяснили, какое огромное значение имеет художественная литература в речевом развитии детей дошкольного возраста, особенную важность она имеет для детей старшего дошкольного возраста так как это будущие школьники. Художественная литература служит могучим средством развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит первоочередная задача развивать речь детей всеми доступными средствами и одно из самых ярких и увлекательных средств – художественная литература.