Статья на тему :Развитие одаренности у учащихся посредством вовлечения их в олимпиаде

ЯШИНА Дарья Александровна

Одаренность — это индивидуальные особенности человека, имеющие отношение к успешности в какой-либо деятельности, которые несводимы к знаниям и навыкам, но обусловливают легкость их приобретения. Предполагается, что одаренные дети имеют явные отличия среди обычных детей, у них высокий уровень одарённости, также уровень креативности высок и имеют особые способности к обучению. Так же предполагается , что развитие одарённости возможно с помощью олимпиад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yashinoy_d.a.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развитие одаренности у учащихся посредством вовлечения их в олимпиаде

Яшина Дарья Александровна

Преподаватель биологии и химии, СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»

РФ, Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Одаренность — это индивидуальные особенности человека, имеющие отношение к успешности в какой-либо деятельности, которые несводимы к знаниям и навыкам, но обусловливают легкость их приобретения. Предполагается, что одаренные дети имеют явные отличия среди обычных детей, у них высокий уровень одарённости, также уровень креативности высок и имеют особые способности к обучению. Так же предполагается , что развитие одарённости возможно с помощью олимпиад.

Ключевые слова: Одарённость, одарённые дети, олимпиада, успеваемость.

Введение. Проблема поддержки детской одаренности очень актуальна , общество заинтересовано в людях способных продуцировать новые идеи.

Современное общество испытывает потребность во всестороннем развитии личности в связи с ее особенностями, что находит отражение в содержании ФГОС. В педагогической практике существует множество программ, проектов по развитию детской одаренности.

Наибольший вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми внесли такие ученые, как И.С. Лейтес и его монография «Возрастная одарённость школьников»[4], А.М. Матюшкин и его труды в книге «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей» [7], Д.Б. Богоявленская со статьей «Рабочая концепция одаренности» [6],  А.И. Савенков с монографией  «Диагностика и развитие детской одарённости» [5] .

Особенно важным и актуальным является развитие именно академической одаренности школьников, так как наибольшая часть учащихся обладает умением хорошо учиться, познавать новое, стремиться к совершенствованию своих образовательных результатов. Для развития одаренных обучающихся необходимо расширение границ их самостоятельности и поэлементное наращивание тех параметров, которые, интегрируясь, порождают качественно новое личностное образование — высокоразвитую академическую одаренность.

Давая характеристику академической одаренности Бондаренко Ю.В. делает акцент, что «Дети с такой одаренностью представляет собой ярко выраженную способность учиться, обладатели такого типа одаренности всегда любимые в школе ученики. На первый план выходят способности детей именно к процессу обучения. Учеба сама по себе для них приятна и не составляет никакого труда, причем не важно, идет ли речь о математике, физике, биологии или литературе. "Академики" - это всегда гении ученья, мастера быстрого и качественного усвоения материала.» [2]

 Так же в педагогике выделяют подвиды академической одаренности: 1)ученики, имеющие способности только по одному предмету , либо в одной области деятельности ( гуманитарии ,либо имеющие склонность к точным наукам), 2) ученики, имеющие более широкие способности к обучению, могут осваивать любую деятельность, могут достигать успехов по многим предметам.

 Благодаря этому школа может обеспечить следующими условиями для развития академической одаренности: максимальным разнообразием предоставленных возможностей для развития личности; гибкостью и вариативностью учебного процесса; возрастающей ролью внеурочной деятельности; индивидуализацией и дифференциацией обучения; поддержкой и развитием самостоятельности; созданием условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии учителя.

Не смотря на легкость и очевидность, выявить наличие одаренности у детей не так просто. Это довольно сложный процесс, требующий продолжительного времени для исследования, требующий анализа успеваемости ребенка и проведения анкетирования. Важно ,чтобы был комплекс этих действий, чтобы получить достоверные данные.

Безусловно, невозможно эффективно обнаружить у ребенка одаренность, используя лишь одно тестирование, так бы получили не точные данные, поэтому для выявления одаренности можно использовать следующие три методики:

1)Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, с помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время.

 2)Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым, которая рассматривается в качестве комплекта к двум остальным методикам, несет такую же задачу , то есть раскрывает одаренность.

3)Опросник креативности Дж. Рензулли  в адаптации Е.Е. Туник, это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

По анкетированию можно сделать выводы, что по всем трем методикам  учащиеся имеют очень высокий уровень креативности, одаренность у них выявлена , и они имеют академическую одаренность. Рассмотрим этот вид одаренности чуть подробнее.

Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

И так, чтобы вовлечь в олимпиады, для начала необходимы создать условия и принципы для подготовки к ним. Это к примеру : ненавязчивость и добровольность, высокая мотивация обучения, продуманность и систематичность занятий. При подготовке и проведении олимпиад необходимо руководствоваться и другим принципом: «В олимпиаде есть победители, но нет побежденных», так как важно и просто участие.

 Успешная подготовка — это решение как можно большего числа олимпиадных задач. А так же более подробное дополнительное изучение тем. Система работы с детьми предполагает взаимосвязь трех составляющих: семья, дети, педагоги, каждая из которых вносит свой вклад в создание развивающей среды.

И главная задача в работе с интеллектуально одаренными детьми – сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным; научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Признание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития         одаренности.

Список использованной  литературы:

  1. Пережогина, Е. В. Развитие способностей одаренных детей через олимпиадное движение (из опыта работы) / Е. В. Пережогина. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 27-30.
  2.  Бондаренко, Ю. В. Современные технологии в работе с одаренными детьми / Ю. В. Бондаренко // Одар. ребенок. – 2015. – № 1. – С. 14–20.
  3.  Кондратьева, О. П. Программа «Дети с признаками одаренности» / О. П. Кондратьева, О. Ю. Кошкина // Справ. педагога–психолога. Школа. – 2015. – № 1. – С. 39–52.
  4. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие/ Н. С. Лейтес. - Москва: Академия, 2010.
  5.  Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - Москва: Академия, 2015.
  6.  Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленска. - Москва: Прогресс, 2017.
  7.  Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 2019. - № 6. - с.29-33.