Задачи и методы обучения глухих детей устной речи

Задачи обучения неслышащих детей устной речи сводятся к тому, чтобы вооружить учащихся необходимым речевым материалом, навыками восприятия устной речи и навыками произношения, умениями пользоваться ими в общении с окружающими, дать глухим школьникам возможность использовать устную речь как базу владения языком, речевого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_i_metody_obucheniya_gluhih_detey_ustnoy_rechi.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи и методы обучения глухих детей устной речи

В самом общем виде задачи обучения глухих устной речи сводятся к тому, чтобы вооружить учащихся необходимым речевым материалом (лексическим, грамматическим), навыками восприятия устной речи и навыками произношения, умениями пользоваться ими в общении с окружающими, дать глухим возможность использовать устную речь как базу владения языком, речевого мышления.

Если иметь в виду чтение с губ как основной способ восприятия устной речи глухими, то эти задачи сводятся к развитию навыков быстрого и точного зрительного восприятия речевых движений, их отраженного повторения, переработки и осмысления поступающей информации [3].

«Что касается переработки и осмысления поступающей речевой информации, то главная задача состоит здесь в том, чтобы максимально развить у глухого подвижность мысли, способность к догадке, основанной на речевом и внеречевом контекстах.

При использовании устно-дактильной речи как средства обучения и общения возникает задача постепенного приучения глухих детей к восприятию доступного им для чтения с губ речевого материала без дактильного сопровождения» [3, с. 166-167].

Для полностью глухих детей существенную задачу составляет развитие навыков тактильно-вибрационного распознавания элементов речи с помощью вибротактильной аппаратуры, а также навыков слитного зрительно-тактильного или слухо-зрительно-тактильного восприятия речи.

Учитывая ту важную роль, которую играет устная речь как способ общения неслышащего с окружающими, следует считать, что первая и главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить их устной речи достаточную внятность. Вторая задача обучения неслышащих произношению состоит в том, чтобы достичь максимальной членораздельности, позволяющей наиболее полно и дифференцированно отобразить в сопряженных с устной речью кинестезиях фонетические средства, используемые в языке для выражения и различения смысла.

Медленный темп усвоения неслышащими детьми произносительных навыков порождает на первоначальном периоде обучения противоречие между интересами быстрого накопления лексического и грамматического материала и интересами формирования внятной устной речи. Многообразные методы первоначального обучения глухих детей словесной речи всегда заключают в себе попытку так или иначе разрешить, преодолеть это противоречие [3].    

Немецкий педагог С. Гейнике в конце XVІІІ в. разработал свою систему обучения глухих, получившую впоследствии название «чистый устный метод», которая признавала устную речь главным средством и целью обучения. В основе метода лежали механические упражнения в технике произнесения звуков, слогов, слов, фраз; в начальный период обучения упор делался на формирование произносительных навыков.

По мнению Ф.М. Гилля, вполне правильным является только такое обучение, которое осуществляется не механически, а осознанно. Поэтому на уроках по обучению речи следует придерживаться правила: развивать речь у глухонемого ребёнка так же, как жизнь создаёт её у нормального. Его методика основывалась на принципе природосообразности и знании особенностей детского восприятия и в дальнейшем стала называться естественным методом обучения глухих детей [4].

Позднее И. Фаттер создал метод обучения устной словесной речи, который получил название – звуковой (аналитический) метод. И. Фаттер осуществлял первоначальный период обучения речи аналитическим путём; в подготовительный период происходило обучение ребёнка лишь звукам речи.

К современным значимым для практики методам формирования устной речи у глухих можно отнести межличностно-коммуникативный метод обучения речи П.А. Янна. Цель работы над произношением состоит в том, чтобы в целостном коммуникативном процессе проводить обучение артикуляции звуков в виде подражания, совместного проговаривания и первоначальных артикуляционных упражнений.

В начале XX века в Петербургском училище глухонемых стал использоваться «естественный способ обучения глухонемых речи». Автором этой методической системы был П.Д. Енько. Постановка отдельных звуков давалась слитно в слоге, без их вычленения (так называемый слоговой метод). В своей методической системе П.Д. Енько стремился критически пересмотреть немецкую систему «чистый устный метод», преодолеть её ограниченность и односторонность в практике обучения языку [5].

В результате длительных экспериментов был разработан так называемый концентрический метод обучения произношению (Э.И. Леонгард, Л.В. Николаева, Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина). Данный метод предполагает временное использование в процессе обучения произношению сокращённой системы фонем. Первоначальное обучение произношению осуществляется двумя путями. Формирование у школьников словесной речи на базе дактилологии предполагает, что, обращаясь к детям, учитель дактилирует слова и одновременно произносит их. При этом учащиеся побуждаются к воспроизведению слов не только в пальцевом, но по возможности и в устном виде. Такое воспроизведение слов, иногда лишь отдаленно напоминающее их артикуляционный облик, постепенно становится более полным и правильным. Этому способствует осуществляемая время от времени учителем попутная коррекция произношения с использованием тактильно-вибрационных ощущений учащихся и остатков слуха. Этот путь усвоения первоначальных произносительных навыков имеет существенное значение для активизации речевого аппарата учащихся и развития у них способности к подражанию речевым движениям [1, 2] .

Список использованной литературы

1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991. 319 с.

2. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. М.: Теревинф, 2009. 144 с.

3. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973. 304 с.

4. Речицкая Е.Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. М.: ВЛАДОС, 2012. 127 с.

5. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. М.: Академия, 2003. 248 с.