Консультация для родителей : «Как развивать ребенка раннего возраста».

Петрушенко София Васильевна

Раннее развитие необходимо для достижения двух основных целей:

  • создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
  • создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него свойств личности: самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

И самым главным для достижения этих двух целей, является надежная привязанность между мамой и ребенком, их взаимное понимание и постоянное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_rebenka_rannego_vozrasta.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

Консультация

Тема: «Как развивать ребенка раннего возраста».

Материал подготовила

Учитель-логопед (специалист по коммуникации):

Петрушенко София Васильевна.

2022г.

Условия для раннего развития ребенка.

Раннее развитие необходимо для достижения двух основных целей:

  • создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
  • создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него свойств личности: самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

И самым главным для достижения этих двух целей, является надежная привязанность между мамой и ребенком, их взаимное понимание и постоянное общение.

Общение и взаимодействие ребенка с мамой зависит от личных особенностей ребенка и мамы, от маминых убеждений и взглядов по этому поводу. Эти взгляды определяются культурной средой, национальными традициями и традициями семьи, в которой выросла мама.

Когда речь идет о создании оптимального для ребенка взаимодействия с мамой, распределение ролей: мама – исполнитель, специалист – руководитель, совершенно не годится. Только мама может решить эту задачу, т.к. именно она располагает той информацией, которая для этого необходима.

Инициатива должна находиться в руках мамы, ей должна принадлежать главная роль. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего маму необходимыми сведениями и обучающего ее, если нужно, некоторым специальным умениям.

Специальные умения, конечно, нужны, когда речь идет о детях-инвалидах. Эти умения разные в зависимости от характера тех нарушений, которыми страдает ребенок. Поэтому с ребенком и мамой (семьей) работает несколько специалистов.

Пытаясь найти оптимальный стиль общения с ребенком и наилучший способ обращения с ним, мама должна понимать, что хорошо, а что плохо, какие действия полезны, а какие вредны.

Маме нужна теория, нужны правила ее собственного поведения как руководителя и исполнителя раннего развития.  И здесь самое лучшее руководство для мам – это результат совместной деятельности мамы и специалиста в службе ранней помощи.

Как ребенок приобретает знания?

Три способа, с помощью которых ребенок приобретает знания:

  • наблюдение,
  • исследование,
  • общение с мамой.

Первое условие для реализации этих способов, нужно, чтобы было:

  • что наблюдать,
  • что исследовать,
  • с кем и на какие темы общаться.

Если эти условия не выполняются, например, ребенок все время лежит один в полутемной и тихой комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске, то о каких знаниях можно говорить?

Для приобретения знаний очень полезно совместное с мамой наблюдение за окружающим миром. Мама и ребенок привлекают внимание друг друга к тому, что каждому из них показалось интересным. Мама комментирует наблюдаемое и высказывает к нему свое отношение.

Для совместного наблюдения надо, чтобы мама и ребенок видели друг друга. Это удобно, если мама держит ребенка на руках, или сидит рядом с ним, находится на уровне глаз ребенка, обращаясь к ребенку смотрит в его лицо или глаза.

Когда ребенок начинает ползать или ходить, его возможности знакомиться с окружающим резко расширяются. И это ускоряет его интеллектуальное развитие.

Исследование предметов осуществляется ребенком на примере игрушек. Игрушки выполняют роль учебных пособий. Они нужны для того, чтобы познакомить ребенка с богатством ощущений разнообразием цветов, запахов, звуков, материалов, температур и т. д. такой период в жизни ребенка носит название – период стимуляции.

Позже игрушки используются для формирования первых понятий, для демонстрации того, что разные предметы служат для разных целей, но есть группы предметов, выполняющих одну и ту же функцию. При этом предметы, входящие в одну группу, в чем-то друг с другом схожи. Например, у всех машин есть колеса. Некоторые игрушки, например, мячик являются инструментами для исследования внешнего мира. И как раз здесь на первом году жизни ребенку нужна помощь мамы. Ребенок с интересом роняет или бросает мячик, но он, обычно, еще не может его поднять.

Второе условие с помощью которого, осуществления наблюдения исследования и общения с мамой – это способность ребенка к этим формам поведения.

  • Способность рассматривать неподвижный предмет и следить за движущимся объектом существует у ребенка от рождения. Но вначале она очень несовершенна и улучшается в первые месяцы жизни. Необходимо стимулировать поведение по слежению за объектами и их рассматриванию.
  • Исследование предметов маленьким ребенком включает целый набор различных действий. Значительная часть этих действий осуществляется руками под контролем зрения. Здесь действуют программа "глаз - рука".

В возрасте двух-трех месяцев ребенок очень интересуется своими руками. Он двигает пальцами и внимательно наблюдает за этими движениями. Это в дальнейшем используется ребенком в хватании предмета, которое появляется примерно с пятимесячного возраста. С этого времени движения хватания состоят из двух элементов: 1 – это движение всей руки в сторону предмета; 2- приближение кисти руки к предмету. Сжимание пальцев происходит, когда ладонь уже коснется предмета. Этого второго элемента нет в хватательных движениях новорожденного.

Изучение ребенком собственных рук необходимо для его дальнейшего развития. И его следует стимулировать. Поэтому лучше если ребенок не должен быть спеленут во время бодрствования, и кисти рук у него должны быть свободны.

В этом возрасте ребенок не только тянет игрушку в рот, но и ощупывает ее, трясет, внимательно рассматривает, бьет игрушкой по кровати или по полу.

И наблюдение за объектами, и их исследование осуществляются ребенком только в том случае, если эти объекты для него интересны. Интересно все новое, яркое, необычное.

Ребенка особенно привлекает ситуация, когда его действия вызывают эффект: появление звука (колокольчик, погремушка) или зажигание света, или открывание крышки коробки и появление игрушки и т.д.

Роль мамы в формировании личности ребенка.

Стиль маминого поведения оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка.

Мама очень легко входит в роль учителя и начинает требовать, чтобы ребенок следовал ее инструкциям. В результате теряется вся радость и веселье игры, она превращается в скучный урок

Это может привести к тому, что у ребенка вообще будет подавлена инициатива, что особенно опасно для любых детей, а особенно для детей с ОВЗ. Воспитать у них самостоятельность и инициативу отнюдь не просто, а без них жить им будет дальше очень трудно.

Поэтому так важно, чтобы мама в общении с ребенком строго придерживалась роли партнера в игре с ребенком. Инициатива в игре должна принадлежать ребенку, мама может ее лишь тактично и незаметно направлять в желательном направлении.

Мама также не должна быть навязчивой. Общение может оказаться слишком утомительным для ребенка, он может от него устать. Если ребенок начинает отводить глаза и отворачиваться, временно прекратите общение.

Важнейшая проблема воспитания ребенка касается запретов. Как приучить ребенка слушаться, когда ему говорят "нельзя'" и при этом не подавить его личности.

Необходимо, чтобы ребенок понял, что, говоря «нельзя», мама спасает его от неприятностей и опасностей.

Ребенок любит свою маму за то, что она является его защитником и спасителем. Нужно, чтобы, говоря "нельзя", она оставалась бы в этой роли, а не превращалась во врага или начальника. Это может привести к тому, что когда ее нет, он будет производить запрещенные действия.

Рекомендации маме по общению с ребенком.

Рекомендации:

  • запрещать только то, что действительно требует запрета;
  • говоря «нельзя», использовать встревоженное выражение лица и интонацию;
  • серьезно продумать эту проблему и найти оптимальное решение.

Советы что надо делать, общаясь с ребенком:

  • повторяйте (имитируйте) звуки и действия ребенка, но добавляйте к ним нечто новое;
  • широко используйте жесты;
  • интерпретируйте то, что ребенок пытается вам сообщить, т. е. говорите за него то, что он бы сказал, если бы умел говорить;
  • указывайте на объекты, о которых вы говорите ребенку;
  • называйте имена людей и названия объектов, к которым ребенок проявляет интерес;
  • говорите простыми фразами о том, что сейчас происходит;
  • подчеркивайте ключевые слова;
  • повторяйте одно и то же несколько раз.

Почему полезно так поступать:

Используя выражение лица и жесты, когда вы говорите, вы добиваетесь, что ваш ребенок:

  • понимает, что вы ему говорите;
  • научается выражать свои желания до того, как научается говорить.

Имитируя то, что ваш ребенок делает или говорит и добавляя слово или действие, с этим связанные, вы обеспечиваете то, что ваш ребенок:

  • получает нужную информацию именно тогда, когда он в ней заинтересован.

Подчеркнуто произнося звуки или ключевые слова, вы достигаете того, что ваш ребенок.

  • обращает внимание на новые звуки или слова и связывает их с тем, что происходит.

Играйте с ребенком в «игру в разговор». При этой игре мама и ребенок подражают друг другу. Например, мама высовывает язык и смотрит на ребенка. Ребенок, отвечая ей, делает то же самое. Игра в разговор выполняет полезную роль в развитии ребенка. Она укрепляет взаимную привязанность ребенка и мамы, и она помогает ребенку научиться речи.

Как играть в эту игру:

  • улыбайтесь и говорите, обращаясь к ребенку, когда вы его держите на руках или трогаете,
  • используйте звуки, очень похожие на те, которые вы слышали от ребенка, те, которые ребенок уже может произнести,
  • произнеся звук, смотрите на ребенка приветливым и приглашающим ответить взглядом,
  • подождите подольше – ребенку может понадобиться много времени, чтобы собраться с ответом,
  • если ребенок не ответил, но смотрит на Вас, повторите звук еще раз,
  • если ребенок ответил, улыбнитесь ему и погладьте его,
  • повторите тот звук, который ребенок произнес,
  • ждите ответа,
  • если ребенок отвернулся, прекратите игру.
  • Сопровождайте свою речь простыми жестами и мимикой. Рекомендуется:
  • вытягивать губы трубочкой,
  • высовывать язык.

Подражать этим действиям способен даже новорожденный. Дети с увлечением играют в эту игру. Такая игра может продолжается в течение 15-20 минут.

Роль игры в развитии ребенка.

Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Он учится всему этому без усилий и с наслаждением.

Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка. Повторения действий характерны для игр с детьми первого года жизни.

Примеры самых простых и распространенных игр:

«Коза рогатая»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами

Забодает, забодает, забодает!

В эту игру начинают играть в 3-4 месяца.

 «Игра в прятки» (Ку-ку)

Мама закрывает лицо руками, говорит «тю-тю», потом открывает его и радостно сообщает «А вот я!»

В эту игру играют, начиная примерно с 5 месяцев

«Игра в ладушки»

Ладушки - ладушки

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

Полетели - полетели

На головку сели.

В эту игру принято часто играть в возрасте около 8 месяцев.

 «Игра в «Сороку - белобоку»

Сорока - белобока

Кашу варила.

Детей кормила.

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала

Ты мал, в лес не ходил,

Дров не носил.

Вот тебе, вот тебе, вот тебе.

В эту игру играют примерно в 10 месяцев.

В приводимой ниже таблице даются списки желательных игрушек с указанием цели их применения. Маме удобно иметь перед глазами такую таблицу. Она удобна при планировании того, какие игрушки надо пытаться достать, что можно сделать самой, а где вообще можно обойтись вместо игрушек предметами домашнего обихода.

Развиваемая способность

Игрушки, предметы, материалы

Примечание

Возраст 0-3 месяца

Зрительное слежение и рассматривание.

Мобиль с яркими лентами, елочными игрушками (но не стеклянными), шариками из фольги, кубиками или другими фигурками из цветной бумаги. Воздушные шары.

Надо   менять игрушки, чтобы они не надоедали    ребенку.

Слуховое внимание.

Колокольчик или бубенчик, привязанный к мобилю или укрепленный над кроватью.

Движения ребенка    могут вызывать звучание.

Кожная чувствительность.

Кусочки разных тканей и материалов: шерсть, вельвет, бархат, фланель, махровая ткань, хлопок, мех, перья, губка, резина.

Гладить руки, ноги, тело ребенка.

Знание собственных рук.

Яркий браслет (из ткани, резины), колечки из ленточек на пальцы, яркий носок, одеваемый на руку.

Помещать руки ребенка так, чтобы  он их видел.

Возраст 4-6 месяцев

Исследование объектов путем хватания, ощупывания, рассматривания, ударов по окружающим предметам, потряхивания, засовывания в рот, жевания, сосания.

Предметы для хватания, ощупывания и рассматривания: тряпочные овощи, грибы и звери из различной ткани, кубик, бигуди, зубная щетка, деревянная ложка, крышки, колокольчик.

Привязываются к шнурку, натянутому над кроватью. Их нельзя брать в рот.

Возраст 7-9 месяцев

Действия двумя руками. Умение стучать одним предметом по-другому.

Кубики, ложка и крышка от кастрюльки, погремушки. Игрушечный молоток, погремушка, дощечка, по которой можно стучать.

Показать, как стучать.

Знание связи между предметом и присущим ему действием, приводящим к эффекту.

Звучащие при воздействии на них предметы: колокольчики, резиновые пищащие игрушки, пластиковые бутылочки с рисом или фасолью.

Показать, что делать   с игрушками, чтобы издавать звук.

Знание собственного лица.

Зеркало на стене, куда ребенка подносят; зеркало у пола в углу, где ребенок играет; переносное зеркало.

Нужны металлические зеркала.

Возраст 10 - 12 месяцев

Умение собирать мелкие предметы.

Палочки, кубики, шарики, крышки от бутылок, пустые катушки, большие пуговицы. Ящики, пластиковые банки, коробки.

Предметы должны быть такими, чтобы ребенок не мог их проглотить, если возьмет в рот.

Умение надевать браслеты, кольца, бусы.

Пирамидка с деревянными кольцами, резиновые, пластмассовые кольца, браслеты, крупные бусы. Шнуры или резиновые палки, на которые можно надевать предметы.

Показать, как надо надевать.

Умение совершать с предметами соответствующие им действия.

Мяч, машина, книга, молоток, бубен, колокольчик, резиновые пищащие игрушки.

Показать действия, соответствующие игрушкам.

Отношение к куклам как к живым существам – членам семьи.

Мягкие звери, куклы, куклы-петрушки.

Надо самой обращаться с этими игрушками так как будто они живые  существа.