Особенности работы с учащимися и студентами с близорукостью как педагогическая проблема

Ежова Марина Сергеевна

Статья раскрывает особенности работы с учениками и студентами, страдающими близорукостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ И СТУДЕНТАМИ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Ежова Марина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на наших глазах.  С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. К примеру, в развитых странах каждый четвертый – близорукий [4].

Актуальность данной работы в том, что в школах и вузах увеличилось количество учащихся и студентов с нарушением зрения, в частности, с близорукостью. Наша задача как будущих педагогов - научить ребенка беречь глаза, понимать значимость того, что зрение является важным фактором для жизни человека.

Данная работа опирается на исследования доктора биологических наук, профессора кафедры природопользования и охраны природы УО МГПУ им. И. П. Шамякина В. В. Валетова и кандидата биологических наук, доцента кафедры природопользования и охраны природы УО МГПУ им. И. П. Шамякина Е. И. Дегтярева [1],  которые изучили особенности близорукости и провели эксперимент изучения остроты школьников в городе Светлогорск.

Мы же, в свою очередь, решили изучить не просто зрительное состояние школьников и студентов в городах Елабуга и Нижнекамск, но и особенности работы с ними.

        Таким образом, цель работы -  изучить особенности работы с учащимися школы №19 г. Нижнекамск и студентами Елабужского института КФУ с близорукостью.

        Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. Изучить упражнения и другие различные профилактические меры для предотвращения близорукости;
  3. Провести опрос среди учащихся школы №19 г. Нижнекамск и студентов Елабужского института КФУ;
  4. Провести интервью с преподавателями Елабужского института КФУ и школы №19 г. Нижнекамск.

Для начала необходимо охарактеризовать такое зрительное заболевание, как близорукость, и выявить его особенности.

Близорукость (миопия) – аномалия рефракции глаза, при котором главный фокус оптической системы глаза находится между сетчаткой и хрусталиком [3].

Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.

Развитию близорукости способствует:

  1. наследственная предрасположенность;
  2. чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение у компьютера или у телевизора;
  3. ослабление или перенапряжение глазных мышц;
  4. травмы головного мозга [2].

        Миопия является наиболее распространенным зрительным нарушением. За время пребывания в школе у детей увеличивается частота и степень снижения зрения в 2-3 раза. Более 50% всех случаев патологии глаз составляет миопия. В России около 15 млн. близоруких людей, половина из которых имеют прогрессирующую форму, приводящую к слепоте и инвалидности.  

        Одной из причин развития близорукости является слабость цилиарной мышцы, чаще всего врожденная, которая не может длительно выполнять свою функцию (аккомодировать) на близком расстоянии. Также причиной ослабления аккомодации является и недостаточное кровоснабжение цилиарной мышцы.

        Острота зрения у близоруких людей всегда ниже 1,0. Точка ясного зрения находится на конечном расстоянии перед глазом.

        Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. В школе дети начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

        По данным общероссийской статистики, среди первоклассников близоруких 3%, среди школьников 3-х классов – 10%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек. В целом количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза [5].

        Невозможно обойти стороной и студентов высших учебных заведений, среди которых также большое количество близоруких.

        Как уже было сказано, для того, чтобы изучить особенности работы со школьниками и студентами с близорукостью, мы провели опрос среди учащихся школы №19 города Нижнекамск и студентов Елабужского института КФУ.

        Перед проведением опроса нами была предложена гипотеза о том, что нынешнее зрительное состояние у учащихся и студентов оставляет желать лучшего, а вопрос о профилактических мерах не всегда находит отклик у учителей и преподавателей во время учебного процесса.

        Данный опрос включал в себя 15 вопросов, начиная от пола и места учебы, заканчивая профилактическими мерами для предотвращения падения зрения. Всего в опросе приняли участие 128 человек (63 учащихся и 65 студентов). Из них 97 человек – девушки, 31 – парни.

        Результаты опроса показали, что 60 респондентов (46,9%)  считают свое зрение хорошим,  а 68 (53, 1%) считают наоборот. Данные результаты являются неплохим показателем, учитывая, что только 42 человека (32,8%) посещают врача-окулиста стабильно один раз в год и 12 человек (9,4%) стабильно один раз в полгода. Остальные опрашиваемые уделяют внимание своим глазам только при возникновении такой необходимости (4,8%) и при прохождении полного медосмотра (50,8%). Есть и такие, которые ни разу не посещали окулиста (2, 3%).

        Также респонденты указали, что имеют привычку читать лежа/во время еды/ в транспорте (66,4%), но довольно редко смотрят телевизионные передачи (78,9%).

        В целом, учащиеся и студенты восполняли просмотр телевизионных передач тем, что проводили в день за компьютером и иными гаджетами довольно много времени. Лишь 5,5% опрашиваемых уделяли этому 2 часа в день и 3,1% - 1 час в день.

        Следующий блок ответов касался профилактических мер. Например, имеется ли у учащихся и студентов дополнительное освещение на рабочем столе (82,8% - да, 17,2% - нет) и следят ли они за своей осанкой при работе с компьютером/ноутбуком (43,8% следят, 56,3% не следят).

        В целом, лишь 31 человек (24,2%) выполняют профилактические меры для предотвращения падения зрения, остальные 97 (75,8%) не придают этому большое значение.

        Самый главный вопрос касался участия учителя/преподавателя в профилактических мерах непосредственно на уроках и парах. Только 23 респондента (18 %) отметили, что их учитель/преподаватель принимает меры для предотвращения заболеваний, связанных со зрением. Опрашиваемые указали, какие именно меры принимаются в учебном процессе:

  1. Контроль осанки за рабочим столом;
  2. Перерывы и разминка/гимнастика для глаз;
  3. Слежение за освещением в помещении;
  4. Беседы о вреде частого использования различных гаджетов на зрение;
  5. Зарядка;
  6. Пересадка учеников со слабым зрением на передние парты.

        Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод о том, что проблема близорукости не всегда находит отклик у учителей школ и преподавателей, когда как все больше учащихся и студентов не заботятся о своем зрении. Данный опрос подтвердил гипотезу о том, что большинству учащихся и студентов не представляется важным следить за своим зрительным состоянием, а для учителей и преподавателей аспект быстрого роста близорукости не является преимущественным во время учебного процесса.  

        Чтобы расширить видение учебного процесса у учащихся и студентов, мы провели интервью с учителем русского языка и литературы школы №19 г. Нижнекамска Хасаншиной Венерой Васильевной, которая работает учителем уже 33 года.

        Венера Васильевна рассказала, что ежегодно она преподает в 5 классах в среднем по 25 человек, среди которых у трети учащихся  наблюдается близорукость. На вопрос о профилактических мерах по предотвращению падения зрения у учащихся Венера Васильевна ответила: «Конечно, на каждом уроке мы с ребятами проводим офтальмологические минутки, разминки для глаз. В моем кабинете всегда висят таблицы с упражнениями и разминками для глаз, на которые учащиеся могут опираться. У нас существуют особые нормы рассадки учеников, которые предполагают, что учащиеся со зрительными проблемами, например, с близорукостью, сидят на первых партах. Раз в четверть я пересаживаю учеников для предотвращения косоглазия. Слежу за освещением в классе и осанкой учеников. В нашей школе в каждом кабинете установлено специальное освещение над доской.

        Несмотря на все профилактические меры, количество учащихся с близорукостью каждый год возрастает. В связи с чем хотелось бы дать пару советов родителям: соблюдайте режим работы и отдыха своего ребенка, следите за его питанием, ограничьте время использования смартфонов и иных гаджетов, следите за тем, чтобы перед сном ребенок не пользовался телефоном хотя бы пару часов.

        Хочется признаться, что не все учителя предпринимают данные профилактические меры, так как порою не хватает отведенных 45 минут для  объяснения нового материала или самостоятельной работы».

        Сравнивая систему обучения в школе и в высшем учебном заведении, мы провели интервью и с преподавателем Елабужского института КФУ Фроловой Галиной Александровной: «Мой преподавательский стаж 13 лет. Каждый семестр я веду занятия более чем у 500 студентов. В среднем – это 10 групп без учета двух или более дисциплин в одной группе. В каждой группе от 20 до 30 студентов. Я не могу сказать, у скольких студентов, у которых я преподаю, проблемы со зрением, так как не всегда представляется возможным тесно с ними контактировать. Есть студенты, которые носят линзы, поэтому, на первый взгляд, трудно сказать, имеется ли у него близорукость. Есть и студенты, которые носят очки, но это не всегда является показателем плохого зрения, так как стекла у очков могут быть без диоптрий.

        В целом, в вузе другая система преподавания, поэтому профилактических мер я не предпринимаю. Студенты - взрослые люди, которые могут сами следить за своим здоровьем. Конечно, если студент скажет, что у него есть определенные проблемы со здоровьем и ему необходимо выйти во время пары, я его отпущу. Еще со времен моего обучения в вузе преподаватели не проводили профилактические меры, опять же, потому что студенты – сознательные люди».

        Таким образом, можно отметить кардинальную разницу в работе учителей школ и преподавателей вуза с учащимися и студентами с близорукостью. Действительно, особенности работы есть, и этого не изменить. Тем не менее, если  с учебным процессом в высшем учебном заведении все понятно, то с учебным процессом в школе есть свои минусы. К примеру, как уже упоминала Хасаншина Венера Васильевна, не все учителя уделяют внимание проблемам со зрением у учащихся. В частности, из-за нехватки времени во время учебного процесса.

        Тем не менее, актуальность данной темы сохраняется, поэтому мы предлагаем следующие профилактические меры, которые могут применять как преподаватели, так и учащиеся, для предотвращения падения зрения:

  1. Соблюдение гигиены зрения;
  2. Рассадка учащихся с учетом остроты зрения, роста, наличия косоглазия и нарушения осанки;
  3. Освещение рабочего места как в школе, так и дома должно быть достаточным в течение всего учебного дня;
  4. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 люкс;
  5. Освещение должно быть равномерным, без резких теней и блеска на рабочей поверхности;
  6. Для защиты от прямых солнечных лучей можно использовать легкие светлые шторы или жалюзи;
  7. Необходимо регламентировать длительность уроков информатики и персонального общения учащихся и студентов с компьютером, учитывать расстояние до рабочего монитора;
  8. Необходимо делать перерывы во время работы с компьютером и иными гаджетами;
  9. Не следует забывать о зарядке и зрительной гимнастике на уроках, физкультминутках;
  10. Наиболее предпочтительны такие физические упражнения, способствующие улучшению зрения, как бег, ходьба, лыжные прогулки;
  11. Учащимся следует уравновешивать зрительную нагрузку с двигательной активностью (езда на велосипеде, занятия плаванием, игры с мячом);
  12. Не следует забывать о достаточной вентиляции и частом проветривании учебных помещений.

        Таким образом, можно сделать вывод, что такое зрительное заболевание, как близорукость (миопия), является достаточно распространенным нарушением зрения, которое в среднем выявляется у трети учащихся. Особенности работы с учащимися и студентами с близорукостью существенно отличаются в связи с возрастом и формами проведения занятий. Проведенный опрос показал, что учащиеся и студенты не уделяют должного внимания зрительным нарушениям, а профилактические меры не всегда предпринимаются учителями и преподавателями.

Список литературы

1. Валетов, В. В., Дегтярева Е. И. О некоторых проблемах школьной близорукости. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-shkolnoy-blizorukosti/viewer (дата обращения: 01.11.2020).

2. Кузнецова, М. В. Причины развития близорукости и ее лечение / М. В. Кузнецова. – Казань : «МЕДпресс-информ», 2004. – 176 с.

3.Словарь медицинских терминов. Близорукость. – URL: https://medicinskie-terminy.slovaronline.com/4017-BLIZORUKOST (дата обращения: 01.11.2020).

4.  Тейлор, К. Хойт. Детская офтальмология / Тейлор, К. Хойт ; пер. с англ. – М. : БИНОМ, 2007. – 248 с.

5. Жукова, Е. А. Две тенденции в возрастной динамике остроты зрения мальчиков и девочек на протяжении обучения в средней школе / Е. А. Жукова, В. И. Циркин // Сенсорные системы. – 2008. - №3. – 241–247 с.