«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»

Слесарева Юлия Викторовна

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений для роста и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyyavleniyu_sposobnostey.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шаталовская средняя школа

Программа

«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель Слесарева Ю.В

2019

Пояснительная записка

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа  15-18 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений для роста и развития. Программа по выявлению и развитию  способностей обучающихся опирается на формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции развитие интеллекта и творчества обучающихся всех возрастов. Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся призвана помочь выявить обучающихся, обладающих способностями в определенных областях деятельности. Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.

На данный момент все более актуальной становится значимость таких процессов как, воспитание, развитие и социализация личности. Введение ФГОС коренным образом изменяет учебную и внеучебную жизнь обучающегося. Это использование новых форм организации обучения, новых педагогических технологий и методик, открытой информационной среды. Данная программа дает возможность прогнозировать конечный результат педагогической деятельности в той или иной группе и призвана реализовать на ряду с практическими целями, познавательные, развивающие и воспитательные одновременно. Программа призвана помочь обучающимся самоопределиться в учебных действиях на основе развития своей активности. Выход данной активности  достижение определенного уровня практической результативности.

Цель программы: создать систему деятельности преподавателя истории по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Задачи программы:

1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории, развитие самостоятельности.

2. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся

3. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей

5. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления обучающихся

Формы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по истории:

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.

2. Метод проектов

3. Внеурочная деятельность (предметные мероприятия, предметные олимпиады)

Большая работа по развитию творческих способностей обучающихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных игр, квест-игр, предметных недель.

4. Применение инновационных технологий в преподавании истории.

а) Информационно-коммуникационные технологии

б) Проблемное обучение

Педагогические методики:

Метод проектов Л.С. Выготский, метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская .

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов.

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации

2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

3.Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

4. Развитие элементов критического мышления

Диагностики:

1) диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович)

2) диагностика креативного потенциала (тест креативности Э.П. Торренса )

3) диагностика уровня интеллектуального развития (тест Равенна)

4) Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории.

Этапы реализации программы:

2019-2020 учебный год  проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по истории .

Задачи:

 Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

 Выявление обучающихся ,способных к творческому развитию, разработка программы

 Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2020-2021 учебный год  экспериментальный

Цель: апробация системы работы с обучающимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности

Задачи:

 Диагностика склонностей  обучающихся.

 Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

2021-2022 год  переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по предмету «история» в режим функционирования.

Задачи:

 Анализ итогов реализации программы.

 Достижение преемственности в воспитании и развитии обучающихся на всех этапах обучения.

 Обобщение результатов работы по программе

Ожидаемые результаты реализации программы:

 формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.

 повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

 увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК, фестивалях; повышение показателей успешности обучающихся на городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

 изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.

 расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;

 издание исследовательских работ обучающихся.

Система критериев развития способностейобучающихся.

Критерии

Показатели критерия

Методы определения показателей

Творческое мышление

Беглость

Оригинальность

Гибкость

Разработанность

Тест креативности Э.П. Торренса

Интеллектуальный уровень развития

1степень  более 95%  высокий интеллект

2 степень  75-94%  интеллект выше среднего

3 степень 25-74%  интеллект средний

4 степень  5-24%  интеллект ниже среднего

Тест Равенна

 

5 степень  ниже 5%  дефект.

Методы для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты, анализ продуктов деятельности (творчества)