Диагностика по духовно - нравственному воспитанию

Шестакова Оксана Сергеевна

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnyy_srez.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 82»

Диагностика по духовно -нравственному воспитанию

Провела и анализировала воспитатель:

Шестакова Оксана Сергеевна

Чита 2022

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то, кто!

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей. В рамках подготовки к педагогическому совету по духовно нравственному воспитанию был проведен контрольный срез, с результатами и выводами предлагаю ознакомится ниже.

Аналитическая справка

по итогам контрольного среза формирования основ духовно-нравственного развития детей

3-6 лет на начало 2022учебного года.

Провела и составила анализ воспитатель: Шестакова О.С.

Количество опрошенных детей 20 человек, что составляет 16% от общего количества детей в контрольных группах.

Цель диагностики: Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-6 лет.

Форма организации мониторинга– диагностическая карта (контрольный срез)

Инструментарий: диагностическая беседа; диагностическая карта;

Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой,

Н. В. Микляевой «Мониторинг духовно - нравственного воспитания в детском саду и начальной школе».

Уровни оценки усвоения материала духовно - нравственному по воспитанию:

3 балла - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.

2 балла - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

1 балл - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях, окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

0 баллов – не знает, не осведомлен, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни.

В рамках контрольного среза был проведен опрос среди детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста в количестве 20 человека по заданному направлению, была предложена диагностическая карта с 10 вопросами. (практически каждый вопрос был подкреплен иллюстрированным материалом, для того что бы детям было полегче сориентироваться в незнакомой для них обстановке)

Диагностическая карта по духовно - нравственному воспитанию детей

Воспитатель: _____________________________

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

1. Может назвать название города, в котором живет

2. Знает домашний адрес, называет микрорайон в котором находится детский сад.

3. Может назвать некоторые достопримечательности родного города.

4. Может назвать предметы русского быта, жилище человека

5. Знает свои имя фамилию отчество, имена, фамилии отчества родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение.

6. Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России

7. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

8. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается

9. Умеет заботиться о близких. Проявляет дружелюбия.

10. Имеет представление о профессиях и труде взрослых.

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

1.

2.

3.

4.

5.

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

29 - 33 баллов - высокий уровень              13 - 28 баллов - средний уровень                      1 – 12 баллов - низкий уровень

В результате диагностики получены следующие результаты:

Высокий уровень - у 5% это 1 ребенок, который проявлял эмоциональные реакции адекватные, яркие, так же проявлял свои эмоции в мимике, жестикуляции. Называл нравственные нормы и правильно оценивал поведение, предлагаемое на картинках. Мотивировал свой выбор осознанно.

Средний уровень - у 60% это 12 детей, которые так же проявляли эмоциональные реакции, но выражены они были менее слабо. Также называют нравственные нормы и правильно оценивают поведение, предлагаемое на картинках, но без мотивированного объяснения.

Низкий уровень - развития нравственных норм оказался у 35% (7 человек) из количества диагностируемых. Дети не могли оценить поступки, указанные на предлагаемых картинках. Не смогли сформулировать нравственную норму.

Большинство воспитанников глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни. Умеют дать оценку тому или иному поступку. Также остается большое количество воспитанников, которым нужна помощь в осознании нравственных норм, умение отличать плохие поступки от хороших, также учить детей мотивировать свой выбор. Не все ребята могут дать оценку своим действиям и поступкам. Но проявляют усидчивость и старания.

Уровень

Высокий

1 человек- 5%

Средний

12 человек- 60 %

Низкий

 7 человек 35%

Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:

- средний уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.

- с удовольствием рассказывают о семье и своем близком окружении;

- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Рекомендации и предложения. Педагогам использовать данную методику в изучении знаний каждого ребенка в закрепленной за ним группе, по результатам создать индивидуальную образовательную траекторию для детей с недостаточным уровнем развития. Больше уделять внимания по формированию у детей представлений о малых народных формах, о мудрых людях через чтение сказок, рассказов, рассматривание картин, чтение пословиц, проведении бесед, формирование правильной самооценки, проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и музыкально-художественной, чтения)

Ответы детей:

Изба (игрушечный домик, деревня, дворец, дом у бабы)

Лапти (валенки, тапки, туфельки)

Кувшин (банка с цветами, ваза, деревянная ваза, мед, древняя ваза)

Коромысла (вода, приспособление носить воду, ведра, весы)

Прялка (велосипед, карусель, древний театр, шитье и большая часть детей затруднялись ответить)

Карета - вагон

Флаг России знает большая часть деток, а некоторые просто называют его цвета, флаг и герб Забайкальского края назвал один ребенок. Один ребенок сказал это папина работа.

Достопримечательности города: все дети знают парк аттракционов, но при этом не знают его правильное название, Храм (остановка до поезда, Россия, Москва, Кремль),

Площадь Ленина знает большинство детей, есть и те, кто не знает совсем, один ребенок ответил Сенная падь.

Мемориал трудовой и боевой славы: Япония.

Шахматный парк назвали 2 деток и даже пояснили для чего туда ходят.

Праздники России: Новый год знают все, Рождество Христово – храмский праздник, скушные дела,

9 мая - праздник немцев и солдат, день победы над Украиной у большинства детей перепутались понятия День победы и СВО на Украине.

8 марта – день девушек, праздник цветов.

Профессии Швея (Шьюн, Шьемник)

Парикмахер – подстригатель.

На вопрос для чего ходят на работу?  Почти все дети отвечают заработать деньги на сладости и продукты.

На вопрос где работает мама?  ребенок ответил на работе, она модельер шьет дома.

На вопрос кем ты хотел бы стать, когда вырастишь?  Хочу быть кофейничком и работать в кафе.

Профессия воспитатель (картинка) многие отвечали – мама.