Современные программы воспитания детей раннего возраста

Веденеева Елена Игоревна

В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). При выборе программ должны учитываться такие факторы, как кадровый потенциал образовательного учреждения, его материально-технические условия, запросы родителей, интересы и предпочтения сотрудников, а главное - соответствие программ и методических разработок личностно-ориентированной модели образования.

Дадим краткую характеристику этих программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedeneeva_e.i.docx33.26 КБ
Файл vedeneeva_e.i.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Современные программы воспитания детей раннего возраста

В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). При выборе программ должны учитываться такие факторы, как кадровый потенциал образовательного учреждения, его материально-технические условия, запросы родителей, интересы и предпочтения сотрудников, а главное - соответствие программ и методических разработок личностно-ориентированной модели образования.

Дадим краткую характеристику этих программ.

Программа «От рождения до школы»

В качестве основной формы обучения рекомендуются индивидуальные и групповые занятия, построенные преимущественно на игровых методах взаимодействия взрослого с детьми. В программе делается акцент на необходимости индивидуальной адресованности воздействий воспитателя, использовании позитивных способов воспитания, таких как похвала, поддержка, помощь ребенку в ходе деятельности, стремление заинтересовать его тем или иным занятием.

Развитие игровой деятельности представлено как усвоение заданных взрослым образцов игровых действий.

Программа «Кроха». Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода и адресована родителям и воспитателям дошкольного учреждения.

Программа охватывает все периоды развития ребенка от рождения до трех лет, включая подготовку матери к рождению малыша. Важным принципом построения программы является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования:

  • развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве;
  • построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия;
  • установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.

В программе большое внимание уделяется советам по обеспечению условий для эмоционального благополучия малыша. Подчеркивается необходимость доброжелательного внимания к малышу, учета его индивидуальных особенностей, желаний и предпочтений, приводятся соответствующие примеры.

В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики. В то же время программа имеет ряд недоработок. Так, предлагаемая авторами диагностика психического развития ребенка раннего возраста заимствована из Типовой программы и не соответствует методологическим установкам программы «Кроха».

Программа «Истоки»

Программа подготовлена коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

В качестве цели программы выдвигается разностороннее развитие ребенка от рождения до семи лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям, которые ставятся перед современным образованием.

В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Она является программой открытого типа и предполагает использование самых разнообразных педагогических технологий.

Показатели развития ребенка по каждому направлению представлены в виде описания мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов развития.

Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу раннего возраста. К ним относятся компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность в практической деятельности и общении, креативность и самостоятельность как фундаментальная характеристика ребенка на пороге дошкольного возраста.

Авторы программы предоставляют воспитателям и педагогам право по своему усмотрению, с учетом собственного профессионального опыта и возможностей детей, творчески использовать как предложенные в программе, так и другие педагогические технологии. Открытость программы позволяет воспитателям отходить от жесткой регламентации жизни детей, использовать гибкий режим игр и занятий, вводить разнообразные формы организации обучения с широким использованием детского экспериментирования, самостоятельного выбора детьми видов деятельности и их средств, коллективных работ и т.п.

Программа «Детство». 

Программа разработана на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и представляет собой комплексную образовательную программу развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в детском саду. Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка.

Ранний возраст представлен в программе лишь частично – третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.

Авторы выдвигают в качестве приоритетных направлений в процессе воспитания и обучения наиболее близкие ребенку виды деятельности – игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественно- театральную деятельность, детский труд. В этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, самоконтроля, творческого воображения, составляющих основу личностного развития. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий – развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.

Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования по каждому разделу, что является ориентиром для педагога в конструировании «образовательного маршрута» ребенка. При определении уровня освоения программы учитываются не только приобретенные знания и умения ребенка, но и его активность, инициативность, заинтересованность, эмоциональную включенность в тот или иной вид деятельности.

Организационные принципы работы воспитателей и педагогов строятся в программе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми и жесткой регламентации продолжительности занятий; предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня; проблемно-игровой способ обучения; интегративный характер занятий.

Особое внимание в программе уделяется организации развивающей среды. В ее основу положен принцип предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

Программа «Радуга». 

Программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования МО РФ.

Ранний возраст в программе охватывает период от 2-х до 3-х лет.

В программе дается психологическая характеристика ребенка третьего года жизни. Подробно рассматриваются следующие направления развития ребенка: формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие познавательной активности, подготовка к обучению математике, развитие речи, приобщение к книге, игровой деятельности и др.

В программе делается постоянный акцент на поддержании эмоционального благополучия ребенка, развитии его творческого потенциала.

Программа предъявляет особые требования к личности воспитателя. В рамках данной программы воспитатель – не только образец для подражания, но, прежде всего – творческая личность, которая стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны оригинальные методические приемы.

Программа «Первые шаги» (1-3 года.)

 Программа создана коллективом лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.

В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности.

В программе описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Программа охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое.

В методических рекомендациях авторы ориентируют педагогов на творческий подход к организации занятий, в центре которых должны стоять не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, полученного результата.

Содержание программы способствует созданию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной творческой личности каждого ребенка.

Программа «Первые шаги» имеет не директивный, а рекомендательный характер. Авторы стремились максимально полно представить игры и занятия, соответствующие возможностям и интересам детей раннего возраста.

«ТЕРЕМОК» – комплексная образовательная программа для детей от рождения до трех лет

 «Теремок» - современная образовательная программа для детей от рождения до трех лет. Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи.

Программа имеет комплексный характер, описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Программа «Теремок» описывает систему психолого-педагогических условий и принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

Предлагает модель развития взаимоотношений педагога с детьми, технологию интегрированного планирования и методику построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Программа обеспечена современными учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Как следует из характеристик программ и их сравнительного анализа, все описанные программы в той или иной степени нацелены на реализацию принципов личностно-ориентированной педагогики. Это выражается в постановке целей и задач образования детей во всех перечисленных программах, однако в методических разработках эти принципы часто не соблюдаются.

Так авторам не всегда удается преодолеть парциальный подход во взглядах на развитие ребенка, избежать ориентации на паспортный возраст, принципы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Наиболее отчетливо эти недостатки проявляются в «Программе воспитания и обучения в детском саду» и программе «Истоки».

По большинству показателей личностно-ориентированному типу образования соответствуют программы «Первые шаги», «Кроха», «Детство» и «Радуга». Однако не все эти программы в достаточной степени обеспечены методическими пособиями по всем основным направлениям развития ребенка (например, развитие игровой деятельности, сферы общения со сверстниками)..  

Сравнительный анализ программ

Для проведения сравнительного анализа программ, необходимо разработать критерии, позволяющие оценить их с точки зрения соответствия личностно-ориентированному типу образования.  

Личностно-ориентированное образование прежде всего нацелено на поддержку и развитие индивидуальности ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия и предполагает опору на возрастную специфику с учетом интересов и предпочтений детей. Возрастная специфика характеризуется качественными особенностями потребностно - мотивационной сферы ребенка и операционально-технической стороны его деятельности, а не набором стандартных, для всех детей одинаковых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен владеть в том или ином возрасте. Следовательно, в образовательной программе учет возрастной специфики должен производиться на основе психологического, а не паспортного возраста ребенка.  

Ориентация содержания программы на паспортный возраст влечет за собой жесткое планирование педагогической деятельности и нацеливает воспитателей на формирование знаний, умений и навыков, одинаковых для всех детей, попадающих в тот или иной узкий возрастной диапазон, формально определяемый датой рождения ребенка, а не уровнем его развития, индивидуальных склонностей, возможностей и интересов. Программа, регламентирующая таким образом деятельность взрослых и детей, препятствует развитию инициативности, предоставлению свободы выбора ребенком деятельности, игр, игрушек, партеров по общению и пр. При таком построении образовательного процесса не учитывается индивидуальный ход развития каждого ребенка, ограничиваются творческие возможности как педагогов, так и детей, что противоречит принципам личностно-ориентированного образования.  

Личностно-ориентированная программа должна быть выстроена таким образом, чтобы нацеливать воспитателей на поддержку и развитие инициативности ребенка в познавательной, коммуникативной сфере и разных видах детской деятельности. В этом случае знания, умения и навыки выступают как средства реализации этих видов деятельности, а не как главная, определяющая развитие ребенка цель. Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту методах обучения (игровых, проблемно-игровых, детском экспериментировании) которые, в отличие от формальных занятий по типу «школьного урока», позволяют в наибольшей степени реализовать детям познавательную активность, инициативность, творческий потенциал.  

Важнейшим условием реализации гуманистических принципов, целей и задач современных образовательных программ является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Поэтому содержание программы и методические руководства должны быть построены таким образом, чтобы способствовать реализации педагогами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.  

Итак, в качестве оснований для сравнительного анализа программ выступают следующие критерии:  

  • Ориентация программы на психологический, а не паспортный возраст ребенка
  • Нацеленность программы и ее методического оснащения на развитие личности в отличие от ориентации на зуны  
  • Использование в программе гибкого планирования педагогической деятельности, предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ организаций и место в режиме дня
  • Предусмотренность в программе возможности выбора ребенком игр, игрушек, занятий, материалов, партнеров по деятельности.
  • Преобладание в образовательном процессе игровых, проблемно-игровых методов, экспериментирования над организованными занятиями.  
  • Степень проработанности рекомендаций по организации взаимодействия взрослых с детьми.

Сравнительный анализ описанных выше программ, произведенный с обозначенных позиций, приведен в таблице

Программы /

Критерии  

От рождения до школы

«Истоки»

«Первые шаги»

«Кроха»

«Радуга»  

«Детство»

Теремок

Ориентация на психологический/

паспортный возраст ребенка

ориентация на паспортный возраст  

декларируется ориентация на психологический возраст, методические разработки ориентированы на паспортный возраст  

ориентация на психологический возраст  

преобладает  

ориентация на психологический возраст  

преобладает  

ориентация на психологический возраст  

ориентация на психологический возраст

 

преобладает  

ориентация на психологический возраст  

Нацеленность на развитие

личности/ ориентация на зуны

декларируется

развитие личности, но методические разработки преимущественно нацелены на развитие

зунов  

декларируется развитие личности, но методические разработки преимущественно нацелены на развитие зунов

развитие личности

развитие личности

развитие личности

развитие личности

развитие личности

Степень проработанности рекомендаций по организации взаимодействия взрослых с детьми

недостаточная  

недостаточная  

достаточная  

недостаточная  

недостаточная  

недостаточная  

достаточная

Особенности планирования

жесткое

жесткое

гибкое

гибкое

гибкое

гибкое

гибкое

Возможность выбора ребенком игр, игрушек и др.

не

предусмотрена

не предусмотрена

предусмотрена

предусмотрена

предусмотрена

предусмотрена

предусмотрена

Преобладающие методы

обучения детей  

занятия, дидактические игры

занятия, дидактически е игры  

игра,

проблемно-игровые, экспериментирование

игра, дидактические занятия

игра,

проблемно-игровые, экспериментирование

игра,  

проблемно -игровые, экспериментирование

игра, дидактические занятия

Как следует из характеристик программ и их сравнительного анализа, все описанные программы в той или иной степени нацелены на реализацию принципов личностно-ориентированной педагогики. Это выражается в постановке целей и задач образования детей во всех перечисленных программах, однако в методических разработках эти принципы часто не соблюдаются.  

Так авторам не всегда удается преодолеть парциальный подход во взглядах на развитие ребенка, избежать ориентации на паспортный возраст, операционализировать принципы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

По большинству показателей личностно-ориентированному типу образования соответствуют программы «Первые шаги», «Кроха», «Детство» и «Радуга», «Теремок». Однако не все эти программы в достаточной степени обеспечены методическими пособиями по всем основным направлениям развития ребенка (например, развитие игровой деятельности, сферы общения со сверстниками).  

Отметим, что описанные программы охватывают разный возрастной диапазон, и не все содержат раздел, посвященный младенческому возрасту.  

Таким образом, проведенный обзор может послужить ориентиром при выборе программы и использовать в образовательном процессе наиболее проработанные с точки зрения личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей методические рекомендации из разных программ.  

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ современных программ воспитания детей раннего возраста

Слайд 4

Данный принцип реализуется через выделение в качестве приоритетных целей образования : • развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве; • построение субъект-субъектных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия; • установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста.

Слайд 6

Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу раннего возраста. К ним относятся компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность в практической деятельности и общении, креативность и самостоятельность как фундаментальная характеристика ребенка на пороге дошкольного возраста.

Слайд 8

Организационные принципы работы воспитателей и педагогов строятся в программе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В качестве основных принципов организации деятельности воспитателя и педагога выступают отказ от занятий как основного, ведущего средства работы с детьми и жесткой регламентации продолжительности занятий; предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ их организации и место в режиме дня; проблемно-игровой способ обучения; интегративный характер занятий.

Слайд 10

В рамках данной программы воспитатель – не только образец для подражания, но, прежде всего – творческая личность, которая стремится передать ребенку свой интерес к той или иной деятельности, вносить в нее элементы новизны, неожиданности, гибко перестраивает свое поведение в зависимости от интересов и потребностей каждого ребенка, старается сделать жизнь детей в группе радостной, наполненной положительными переживаниями. С этой целью в программе разработаны оригинальные методические приемы.

Слайд 12

В методических рекомендациях авторы ориентируют педагогов на творческий подход к организации занятий, в центре которых должны стоять не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, полученного результата.

Слайд 14

Теремок» - современная образовательная программа для детей от рождения до трех лет. Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и «запроса» семьи.

Слайд 15

1. Ориентация программы на психологический, а не паспортный возраст ребенка 2. Нацеленность программы и ее методического оснащения на развитие личности в отличие от ориентации на зуны 3. Использование в программе гибкого планирования педагогической деятельности, предоставление воспитателям и педагогам самим определять необходимость занятий, способ организаций и место в режиме дня 4. Предусмотренность в программе возможности выбора ребенком игр, игрушек, занятий, материалов, партнеров по деятельности. 5. Преобладание в образовательном процессе игровых, проблемно-игровых методов, экспериментирования над организованными занятиями. 6. Степень проработанности рекомендаций по организации взаимодействия взрослых с детьми.

Слайд 16

По большинству показателей личностно-ориентированному типу образования соответствуют программы «Первые шаги», «Кроха», «Детство» и «Радуга», «Теремок». Однако не все эти программы в достаточной степени обеспечены методическими пособиями по всем основным направлениям развития ребенка (например, развитие игровой деятельности, сферы общения со сверстниками).