Развитие воображения у дошкольников с ЗПР

Шабакина Валентина Алексеевна

Методическая рекомендация для развития воображения у детей с задержкой психического развития.Использование игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения у дошкольников с задержкой психического развития.

Воображение находится в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами. Так, в восприятии отражаются целостные чувственные образы, и воображение преобразует их, дополняя объективный чувственный образ элементами вымысла, фантазии. Воображение неизбежно опирается на прошлый опыт, сохранённый памятью, преобразуя его. Связь воображения и мышления проявляется в том, что они активизируются в проблемных ситуациях, требующих поиска новых решений, дают возможность предвидеть будущее и мотивируются потребностями и желаниями личности. Большое значение для развития воображения имеет речь. Недоразвитие речи, скудный словарный запас обедняют воссоздание предложенных картин и тормозят создание новых образов.

Воображение детей дошкольного возраста обусловлено уровнем развития его восприятия, памяти, речи, мышления, особенностями его интересов, при этом в процессе развития названных высших психических функций ребенка развивается и его воображение.

На основе изученной литературы установлено, что в дошкольном возрасте происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (наглядность), в самостоятельную творческую деятельность. К 6-7 годам воображение у нормотипичного ребенка становится произвольным характер, оно включает создание замысла, его планирование и реализацию; ребенок осваивает и оказывается способным реализовывать приемы и средства создания новых образов.

Чаще всего я наблюдаю бедность воображения в дошкольном возрасте и использую творческие игры, упражнения и беседы. В свою очередь, эффективным средством развития воображения детей дошкольного возраста с ЗПР мы определяем игру-драматизацию: игры с пением - хороводы, игры – драматизации стихотворений, кукольный театр, творческие игры. В результате проведения таких занятий, у детей с ЗПР наблюдается улучшения воображения.

Для развития воображения у детей с ЗПР  я использую такие игры-упражения, как: «Сложи картинку», «Ассоциации», «Что общего», «Дорисуй», «Соедини по точкам»

Воображение формируется постепенно и для его успешного развития необходимо вводить ряд последовательных игр, упражнений и занятий. При систематическом выполнении заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.