Структура, содержание и функции средств оценивания достижений обучающихся анализ проблем и пути их решения

Юдина Анна Сергеевна

В статье представлены результаты анализа проблем оценивания достижений людей на различных стадиях развития. Основной акцент сделан на осмыслении достижений обучающихся, их фиксации и особенностей использования портфолио как диагностического материала. Показана, что существующая в образовательных учреждениях система оценивания не дают объективную характеристику, не позволяют прогнозировать направление развития личности. Предложены функции портфолио, позволяющие осознать цели и назначение портфолио. Сформулированы некоторые принципы, соблюдение которых позволит сформировать портфолио, позволяющий получить объективные данные для диагностики состояния и прогнозирования направлений развития обучающихся. Представленный в статье материал применим в различных сферах деятельности человека. Авторы пришли к выводу, что выработка единых требований к формированию портфолио позволит обеспечить преемственность результатов деятельности людей и учесть их достижения для получения объективных характеристик личности. Статья ориентирована на специалистов, исследователей, педагогов, психологов, студентов, занимающихся решением проблем совершенствования образовательной деятельности.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальные отношения. – 2022. – № 1 (40). ISSN 2218-9270

ISSN 2218-9270

СОЦИАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

Соцотношения-логотип24

2022,  № 1 (40)

СОЦИАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Выпуск 2022. № 1 (40)

Социальные отношения. – 2022. – № 1 (40). – 142 с.

ISSN 2218-9270

Свидетельство о регистрации СМИ:

ПИ № ФС77-77153 от 05.12.2019

Журнал издается с 2010 года, выходит 4 раза в год,

Электронная версия размещается в

Научной электронной библиотеке «eLibrary.ru»

(система РИНЦ - Российский индекс научного цитирования)

E-mail: socio-fog@mail.ru

Главный редактор – Федоров Олег Геннадьевич,

кандидат педагогических наук, доцент,

член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (АПСН),

член-корреспондент Международной академии акмеологических наук (МААН)

E-mail: fog-nauka@mail.ru

Редакционный совет:

Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии акмеологических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации;

Карабущенко Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор, Российский университет дружбы народов (РУДН);

Новиков Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Военная академии РВСН им. Петра Великого;

Пестов Валерий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПСН, Военная академии РВСН им. Петра Великого;

Сухова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (МГПУ)

Редакционная коллегия:

Балыгина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ);

Горина Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, Владимирский юридический институт (ВЮИ);

Ефременко Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, Московский государственный областной университет (МГОУ);

Круковская Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, МГППУ;

Михайлова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, МГППУ;

Равочкин Никита Николаевич, кандидат философских наук, Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт (Кемеровский ГСХИ);

Роготень Наталья Николаевна, кандидат географических наук, МГППУ;

Рябинина Марина Вадимовна, кандидат филологических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет (МПГУ);

Сулейменова Жанна Алихановна, кандидат педагогических наук, доцент, МГППУ.

ISSN 2218-9270                                    © Федоров О.Г., авторы статей, 2022

Social relations, 2022, no. 1 (40). 142 p.

ISSN 2218-9270

The Mass media registration certificate:

PI No. FS77-77153 dated 05.12.2019

The journal is published since 2010 and is produced 4 times a year. Electronic version is located in the Scientific Electronic Library "eLibrary.ru" (Russian Scientific Citation Index)

E-mail: socio-fog@mail.ru

The editor-in-chief is Oleg Fedorov 

Candidate of pedagogical sciences, associate professor

Editorial council:

Alexander Gagarin, Doctor of Pedagogical Sciences, professor. Moscow, Russia;

Natalya Karabushchenko, Doctor of Psychological Sciences, professor. Moscow, Russia;

Vasily Novikov, Doctor of Pedagogical Sciences, professor. Moscow, Russia;

Valery Pestov, Doctor of Pedagogical Sciences, professor. Moscow, Russia;

Elena Suhova, Doctor of Pedagogical Sciences, professor. Moscow, Russia

Editorial board:

Yelena Balygina, Candidate of Philology sciences, associate professor. Moscow, Russia;

Elena Gorina, Candidate of Sociological Sciences. Vladimir, Russia;

Lyudmila Efremenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Mytishchi, Moscow region, Russia;

Oksana Krukovskaya, Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow, Russia;

Tatyana Mikhailova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor. Moscow, Russia;

Nikita Ravochkin, Candidate of Philosophy Sciences. Kemerovo, Russia;

Natalya Rogoteny, Candidate of Geographical Sciences. Moscow, Russia;

Marina Ryabinina, Candidate of Philology sciences, associate professor. Moscow, Russia;

Zhanna Suleimenova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor. Moscow, Russia.

ISSN 2218-9270                                 © Fedorov O.G., the article authors, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА        7

БАЛЫГИНА Е.А., БАТОГ Е.Ю., БАХТИМИРОВА А.Д., ИСМОИЛОВА С.С., ПАРКИНА А.В., ПОДКОВЫРКИНА М.В., ШМАКОВА Л.С., ЮДИНА А.С. Структура, содержание и функции средств оценивания достижений обучающихся: анализ проблем и пути их решения        7

БЕРГЕР П.Д., ГЛЕБОВИЧ И.О., РУБИНЧИК Ю.С., ФЕДОРОВ О.Г., ШАБАШОВА А.М. Адаптация ребенка к обучению в школе и социальной среде: проблематика, факторы, условия        19

ГЛЕБОВИЧ И.О., РУБИНЧИК Ю.С., ШАБАШОВА А.М. Значение музыкально-ритмического воспитания в формировании личностных качеств ребенка        31

МИХАЙЛОВА Т.А., ФЕДОРОВ О.Г. Основы проектной деятельности в образовательной среде        37

ТРУБИЦЫНА М.В. Работа с одаренными детьми: социально-педагогический аспект        46

ЮРОВА Ю.В. Классный руководитель как один из основных субъектов профилактики агрессии современных школьников        53

ПСИХОЛОГИЯ. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА: СОСТОЯНИЕ, ОТНОШЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЕ        60

БАШКИРЦЕВ В.И. Исследование феномена «инфантилизм» в зарубежной науке        60

БУРМАНТОВА Ю.Д. Современное информационное пространство как фактор девиантного поведения детей        71

ЦВЕТКОВА Д.Н. Проблемы мотивации детей к учебной деятельности: психолого-педагогический аспект        81

СОЦИОЛОГИЯ        90

АЛИЕВА К.Х., АМИРОВА Э.Р., БАЛЫГИНА Е.А., БУШУЕВА Д.Ю., КАПЕЛЮХ А.С., КЕРИМОВА Г., КОЛЬЦОВА А.А., МАСТЯЕВА Н.Е., ПЮРВЕЕВА К.Б., СМИРНОВА М.О., ФЕДОРОВ О.Г. Мотивирующие факторы современного образовательного пространства: социально-педагогический аспект        90

ГОФМАН А.А., ТИМОЩУК А.С. Россия в трансструктурном мире: идентичность, конструирование общего будущего, коммеморативные вызовы (часть 1)        104

ЛИТВИНОВА А.А. Образ семьи в восприятии детей младшего школьного возраста        116

МАРТЫНОВА Е.Д. Предпосылки к конфликтам и разрешение конфликтов в педагогической среде        125

НАУЧНЫЙ ОБЗОР. НАУЧНЫЙ ЗАМЫСЕЛ. НАУЧНЫЕ ТЕЗИСЫ        132

ЕРИНА К.А. Современные возможности формирования антикоррупционного контента в сети Интернет        132

СЕМЕНОВ И.А. Социальный импульс развития каритативной деятельности в античность: парадигма Цицерона        136

ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

EDUCATION. PEDAGOGY

УДК 371.26

БАЛЫГИНА Е.А., БАТОГ Е.Ю., БАХТИМИРОВА А.Д., ИСМОИЛОВА С.С., ПАРКИНА А.В., ПОДКОВЫРКИНА М.В., ШМАКОВА Л.С., ЮДИНА А.С. Структура, содержание и функции средств оценивания достижений обучающихся: анализ проблем и пути их решения  

Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблем оценивания достижений людей на различных стадиях развития. Основной акцент сделан на осмыслении достижений обучающихся, их фиксации и особенностей использования портфолио как диагностического материала. Показана, что существующая в образовательных учреждениях система оценивания не дают объективную характеристику, не позволяют прогнозировать направление развития личности. Предложены функции портфолио, позволяющие осознать цели и назначение портфолио. Сформулированы некоторые принципы, соблюдение которых позволит сформировать портфолио, позволяющий получить объективные данные для диагностики состояния и прогнозирования направлений развития обучающихся. Представленный в статье материал применим в различных сферах деятельности человека. Авторы пришли к выводу, что выработка единых требований к формированию портфолио позволит обеспечить преемственность результатов деятельности людей и учесть их достижения для получения объективных характеристик личности. Статья ориентирована на специалистов, исследователей, педагогов, психологов, студентов, занимающихся решением проблем совершенствования образовательной деятельности.  

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, коллектив, поведение, социальная активность, познавательная активность, личность, портфолио, папка достижений, успех, средство оценивания, деятельность.

BALYGINA YE.A., BATOG E.YU., BAKHTIMIROVA A.D., ISMOILOVA S.S., PARKINA A.V., PODKOVYRKINA M.V., SHMAKOVA L.S., YUDINA A.S. The structure, content and functions of the means of assessing the achievements of students: analysis of problems and ways to solve problems

Abstract. The article presents the results of the analysis of the problems of assessing the achievements of people at various stages of development. The main emphasis is on understanding the achievements of students, their fixation and the peculiarities of using the portfolio as a diagnostic material. It is shown that the assessment system existing in educational institutions does not give an objective description, not allowing to predict the direction of personality development. Portfolio functions are proposed that allow an individual to understand the goals and purpose of the portfolio. The authors formulate the principles of forming a portfolio that allows to obtain objective data for diagnosing a student’s state and predict the directions of their development. The material presented in the article may be useful in various fields of human activity. The authors came to the conclusion that the development of uniform requirements for the formation of a portfolio will ensure the continuity of people's accomplishments, which may facilitate the identification of objective personality characteristics. The article is intended for specialists, researchers, teachers, psychologists, and students that are concerned with the ways of increasing the effectiveness of educational activities.

Key words: motivation, stimulation, team, behavior, social activity, cognitive activity, personality, portfolio, achievements folder, success, assessment tool, activity.

Сегодня очень актуальна задача по организации процессов развития граждан на всех этапах и сферах их жизнедеятельности, а иногда возникает задача по оценке уровня развития, способностей с целью сопоставления показателей, качеств и свойств личности для решения социально-профессиональных и иных задач [1, 2, 3, 4, 6, 9, 12, 15 и др.].

Особе место занимают вопросы развития детей, поскольку от решения этой задачи, от решения проблем, связанных с их развитием, в более раннем возрасте будет зависеть успех на всех стадиях их дальнейшего развития, будут созданы предпосылки для новых достижений. Значимость работы по воспитанию и обучению детей с более раннего возраста обусловлена тем, что: именно в детском возрасте складываются отношения окружающим миром; недостаточность усвоенных знаний и социального опыта детей делаю более восприимчивыми к поступающих к ним сведений; в детском возрасте боле активно стремление к познанию новых объектов, повышенная потребность в новых знаниях в различных их вариациях [14, 16].

Указанные особенности детского возраста приводят к заключению, что они становятся фактором их развития, следовательно их нужно учитывать, для чего необходима комплексная диагностика их состояния. Для решения данной задачи, как одного из вариантов, предлагается сделать акцент на потенциале портфолио. Предполагается, что возможно с их помощью как провести диагностику уровня развития личности, так прогнозировать и выстроить траекторию её дальнейшего развития.

Как показывает анализ использования портфолио в образовательных учреждениях, остается достаточно много неопределенностей относительно их эффективности применения для стимулирования социально-личностного роста человека, преемственности в контексте передачи сведений о достигнутых успехах для определения объективных текущих показателей развития личности, определения формы и содержания, использования как объективного диагностического инструментария и ряд других.

Важно определиться с назначением портфолио как средством развития личности, с уточнением его функций и содержания, структурных компонентов портфолио, а также единым критериальным аппаратом, позволяющим обеспечивать объективизацию показателей каждой личности.

Портфолио, как термин, чаще употребляется в его понимании как совокупности материалов, собранных в одну папку. Несмотря на подобное общепринятие и понимание термина существует разница в раскрытии сути, структуры и содержания портфолио, что важно, поскольку могут изменить его цели и функции. Термин портфолио иногда синонимизируется с фразами «папка достижений», «папка успехов», которые более объективно подчеркивают назначение и содержание материалов, демонстрирующих результаты деятельности каждой личности [7, 11, 12].  Существование неопределенностей относительно портфолио как оценочного инструментария подводит к необходимости продолжения исследований относительно выработки обоснованных подходов к его использованию, поэтому «технологию портфолио» продолжают рассматривать как инновационную [7, 12].

Понятно, что папка достижений не может являться единственным средством для подготовки характеристики, например, обучающихся. Сегодня обращается внимание в сторону фиксации результатов деятельности, работы, достижений и т.д., демонстрирующих личностные качества, в том числе обучающихся [7, 11]. Показателями успешности могут служить и формальные документы, например, классный журнал, в котором определены формализованные показатели успеваемости (отметки), дневник обучающегося, в которых, помимо отметок могут быть представлены краткие, обобщающие пометки педагога, подчеркивающие социально-личностные показатели обучающегося, в частности, касающиеся его поведения, рекомендаций для дальнейших действий и т.д. Существует и ряд других документов, однако не все имеют к ним доступ и не всегда можно их использовать, например, паспорт обучающегося, медицинские документы, результаты тестирования и ряд других. В данном случае решение по размещению тех или иных материалов остается за владельцем конкретной папки, но в данном случае возникает и другая проблема, связанная с возрастом ребенка, с тем, что не все решения могут быть приняты самим обучающимся без учета мнения родителей или иных его законных представителей.

Следует также определиться с тем, что, скажем, портфолио, является личным пакетом материалов или пакетом документов организации, образовательного учреждения, в том числе. В последнем случае организация принимает решение о структуре и содержание данного пакета материалов и о содержании критериального аппарата, а выработанные требования в конкретной организации формируют у персонала единство понимания подходов к использованию портфолио, его сути и назначения.  

Авторы склонны к мнению, что портфолио является личным пакетом материалов и каждый должен принимать самостоятельное решение о содержании данной папки с учетом потребности в демонстрации своих достижений. Однако следует иметь в виду, что нужно будет учитывать общепринятые в конкретном сообществе нормы, ибо их несоблюдение может привести к отрицанию достижений конкретной личности.

Важно к основам формирования пакета материалов, отражающих достижения каждой личности в различных сферах его деятельности, следует детей приучать с более раннего возраста. Чтобы сформировать у них культуры подбора материалов и их представления, культуру формирования и использования информационного блока для демонстрации личностных показателей, визуализируя имеющиеся сведения, в том числе. Следует иметь в виду, что могут существовать специфические области поведения личности, которые в портфолио не отражаются, однако они могут иметь существенную социальную значимость, поэтому следует опираться на различные методы изучения личности для объективизации её характеристики [5, 7, 10, 14]. При этом потребуется дополнительная внешняя или экспертная оценка.

Для осознания в содержательном аспекте потенциала папки достижений важно определиться с её функциями, а в качестве основных предлагается рассмотреть следующие:

оценочная функция тесно связана с критериальным аппаратом и предполагает решение задач диагностики для определения объективных показателей, определяющих уровень социально-личностного развития. Таковыми показателями, основанными на анализе совокупности имеющихся материалов, могут быть: интеллект, способности, умения, навыки и ряд других;  

прогнозирующая функция основывается на имеющейся возможности построения траектории дальнейшего личностного роста. Источниками для прогнозирования траектории роста являются результаты анализа материалов, которые, в частности, предоставляют возможность провести дифференцированную (тематическую) или комплексную оценку. При дифференцированном оценивании не следует отбрасывать все внешние факторы по отношению к рассматриваемому блоку, поскольку дифференциация имеет целью выделить значимый блок с учетом направления дальнейшего развития конкретной личности, однако мера воздействия в «чистом виде» обычно не может применяться, поскольку в социальной среде иные факторы могут оказаться существенными при достижении конечной цели прогнозируемого (предполагаемого) развития;

 стимулирующая функция отражает возможности решения задач, прежде всего автором этих материалов, по определению перспектив развития. То есть, суть аналогичная прогнозированию, но основано на самоанализе достижений для осознания того, в каком направлении автору работ двигаться дальше [18]. Однако стимулирующий эффект может быть задан из вне, направленный на активизацию различных позиций автора работ, например, даже такого простого способа, как поощрение за труд, отметив значимый успех, даже подчеркивая качество папки достижений. В последнем случае стимулирующий эффект может иметь придание работе по формированию папки достижений соревновательный характер. Также соревновательный характер можно придать показателям достижений: «у кого лучше?», «чей лучше?» и т.д.;

архивирующая функция основана на решении задач по накоплению и сохранению материалов, отражающих достижения автора материалов. С течением времени материалов может накопиться достаточно много, что может затруднить работу с ними, поэтому видится предпочтительным разделить материалы на актуальные и второстепенные на данный момент, но при этом целесообразно аннотативно изложить содержание имеющихся материалов или привести в актуальном варианте перечень имеющихся материалов, которые могут быть актуализированы при появлении такой потребности. Архивировании материалов может быть осуществлено по времени (иногда требуют, например, только за последних пять лет), по тематике (актуальные, например, для прогнозируемого направления деятельности) или по иным направлениям;    

социальная функция папки достижений, прежде всего, позволяют окружению, руководству определить и присвоить автору портфолио соответствующий социальный статус, ориентируясь на демонстрируемые достижения в различных областях жизнедеятельности [2, 5, 6, 13, 16, 19]. Для обеспечения объективности следует учитывать, позволяют ли предоставляемые для анализа материалы, сделать выводы, удовлетворяющие потребности для актуализации показателей (достижений) заинтересованного лица.

Важно структурировать материалы папки, демонстрирующие имеющиеся достижения, что позволит быстро ориентироваться при анализе содержания данной папки. В качестве признаков раздела (структурных компонентов) могут быть выделены: официальные или личные документы; поощрения; материалы, демонстрирующиеся участие в значимых мероприятиях; материалы, отражающие тематику (направленность) личности; материалы, показывающие достижения социального, спортивного, образовательного, исследовательского или иного характера и т.д.  

Как показывает анализ практики использования портфолио, нет единого подхода к их формированию. Можно выделить случаи, когда для каждого периода обучения используются свои портфолио, что исключает учет достигнутого успеха в период, не учитываемый в актуальном варианте, а эти результаты могут иметь свою значимость для оценивания, в частности, динамики личностных показателей. Нередко материалы портфолио оказываются неструктурированными по какому-либо признаку, в них представлены материалы, не отражающие сущностную сторону достижений, и не имеет особого значения для оценки деятельности. Поэтому важно соблюдать определенные принципы формирования папки с материалами, отражающими достижения личности (портфолио), в качестве которых предлагается выделить:

системность. Любая деятельность человека предполагает целеполагание, в основе которого лежат его опыт, знания, способности, а также иные, внешние, факторы. Формирование качеств и свойств личности осуществляется под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов, которые имеют связи между собой, следовательно, результат деятельности также будет зависеть от степени воздействия различных факторов. Причем различные факторы могут быть взаимообусловленными, что вносит коррективы в процессы развития личности [1, 6, 8, 15]. При системном подходе к формированию и, особенно, к анализу материалов и оценке личностных показателей, возможно более объективно характеризовать личность, выявить дополнительные факты, демонстрирующие эффекты деятельности. Поэтому при анализе материалов важно отслеживать цепочки (связи), типа «результат-его влияние», «показатель-от чего зависит», «факт-следствие чего» и т.д.;      

преемственность. Важно в материалах портфолио отразить все стадии развития личности, чего можно добиться, накапливая материалы (достижения), основанные на фиксации опыта в процессе жизнедеятельности. Суть преемственности в контексте обеспечения объективности характеристики личности следует рассматривать применительно к определению причинно-следственного анализа показателей по выделенной тематике (направленности) изучения показателей (качеств) личности, как пример, развитие управленческой, коммуникативной, исследовательской и других компетентностей;  

достаточность. Объем материалов должен предоставить возможность оценить и дать объективную характеристику личности. Нет необходимости дублировать материалы, использовать второстепенные материалы, подкрепляющие уже указанное достижение. Если есть возможность подтвердить одно проведенное мероприятие одним официальным документом, то не следует использовать дополнительные материалы, если в этом нет особой необходимости для подчеркивания особых достижений, успехов.  

Возможно сформировать комплект материалов для группы, творческого коллектива аналогично папке достижений обучающегося, в которой могут отражаться достижения, демонстрирующие совместные, групповые (коллективные) успехи. Например, подобным образом организованная работа может показать потенциал определенного сообщества для привлечения к организации и выполнению мероприятий, требующих коллективных усилий.

В целом папка достижений, часто называемая портфолио, сформированная на материалах, отражающих факты, результаты деятельности, обладает достаточным потенциалом для диагностики состояния и динамики показателей развития личности. Однако сегодня в формировании портфолио существуют проблемы формального и содержательного характера, что не позволяет выработать единые критерии по анализу и оценке материалов, следовательно, дать объективную оценку каждой личности, выстроить рейтинговые показатели, например, для конкурсного отбора.

Важно определиться с содержанием, структурой и, что более важно, с критериальным аппаратом, который позволит правильно сформировать портфолио и прийти к единому подходу к использованию портфолио как базового оценочного материала. Если общепринятые формализованные показатели (отметки в классных журналах, дневниках, в том числе электронных) отражают уровень усвоенных знаний и ряда умений и навыков, то портфолио позволяет дать более развернутую характеристику, востребованную «социумом», поскольку ему важно оценивать соответствие предъявляемым требованиям и творческие возможности личности для развития общества в целом.  

Источники информации

  1. Балашова А.А. и др. Идеи по совершенствованию профессионально-практической подготовки обучающихся / Балашова А.А., Балыгина Е.А., Бахтимирова А.Д., Горина Е.Е., Кобзев Е.А., Котовская А.А., Круковская О.А., Михайлова И.М., Михайлова Т.А., Саулина М.А., Тананаева К.М., Федоров О.Г., Шабашова А.М. // Социальные отношения. 2021. № 4 (39). С. 20-40.
  2. Балыгина Е.А., Федоров О.Г. Подходы к развитию системы оценки деятельности специалиста: определение показателей деятельности и коэффициентов их значимости, связи содержания публикаций с показателями деятельности // Социальные отношения. – 2018. – № 3 (26). С. 95-104.
  3. Белкина Н.В. Квалиметрическая оценка учебных достижений обучающихся // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 5. С. 158-165.
  4. Вишнякова М.А. Внеурочная деятельность в системе профилактики деструктивного поведения молодежи // Новая экономика и региональная наука. – 2015. – № 3. – С. 71-74.
  5. Гагай В.В., Ефремова А.В. Особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов школьной адаптации у младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления // Colloquium-journal. 2019. № 12-4 (36). С. 18-21.
  6. Гришина А.С., Ефременко Л.В., Савушкина В.В., Федоров О.Г., Ширяева В.С. Проблемы развития личности и гармонизации отношений в цифровом мире // Цифра в помощь учителю: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Чебоксары, 24 янв. 2020 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 64-67.
  7. Долматов А.В., Долматова Л.А. Технология "портфолио" в образовании: новые функции и возможности // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. № 1 (18). С. 110-116.
  8. Еврасова В.В.; Федоров Г.О.; Федоров О.Г. Особенности выбора объекта управления при моделировании социальных систем // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 20. – С. 37-43.
  9. Ефременко Л.В. Процесс появления и развития интереса в личности ребёнка: педагогический аспект // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 3 (45). – С. 164-168.
  10. Зимина О.А. Диагностика читательской грамотности младших школьников // Педагогика, психология, общество: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары. 03 декабря 2019. – Чебоксары: Среда, 2019. – С. 40-43.
  11. Князева Т.В. Портфолио как способ фиксирования индивидуальных достижений школьников // Региональное образование: современные тенденции. 2016. № 3 (30). С. 113-116.
  12. Кузьмина Л.В., Куликова Л.В. Портфолио дошкольника как инновационная технология // Управление развитием образования. 2021. № 2. С. 107-109.
  13. Михайлова Т.А. Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе: сущность, компоненты и критерии оценки // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 1 (126). – С. 67-71.
  14. Федоров О.Г. Демонстрация обучающимися активности на уроках и кажущаяся успешность: зависимости между поведением личности и её мнимой успешностью, влияние педагогов на познавательный процесс обучающихся // Социальфные отношения. – 2018. – № 4 (27). С. 60-70.
  15. Федоров О.Г. Зависимость воспитательного процесса от социальных условий и факторов современности // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: Сборник трудов участников III Международной НПК. Москва, РУДН, 6-7 апреля 2017 г. / Под общей ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. – Москва: РУДН, 2017. – С. 526-531.
  16. Федоров О.Г. Мотивирование и оценка научной активности начинающих исследователей: влияние на поведение, создание условий, индексирование деятельности // Социальные отношения. – 2017. – № 4 (23). – С. 62-76.
  17. Федоров О.Г. Теоретическое осмысление ситуаций формирования познавательной сферы учащихся начальной школы в интересах развития их как личности // Социальные отношения. – 2019. – № 3 (30). – С. 76-85.
  18. Эпова Н.П. Теоретические подходы к исследованию рефлексивного самосознания учащихся // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 8 (65). С. 54-60.
  19. Шумкина О.Н. Социально-коммуникативное развитие младших школьников средствами детских СМИ // Социальные отношения. 2021. № 2 (37). С. 25-33.

References

  1. Balashova, A.A.; Balygina, Ye.A.; Bakhtimirova, A.D.; Gorina, E.E.; Kobzev, E.A.; Kotovskaya, A.A.; Krukovskaya, O.A.; Mikhailova, I.M.; Mikhailova, T.A.; Saulina, M.A.; Tananaeva, K.M.; Fedorov, O.G.; Shabashova, A.M. Idei po sovershenstvovaniyu professionalno-prakticheskoy podgotovki obuchayushchikhsya [Ideas for improving the professional and practical training of students]. Socialnyye otnoshenija [Social relations], 2021, No. 4 (39). Pp. 20-40 (In Russian).
  2. Balygina Ye.A.; Fedorov O.G. Podkhody k razvitiyu sistemy otsenki deyatelnosti spetsialista: opredeleniye pokazateley deyatelnosti i koeffitsiyentov ikh znachimosti, svyazi soderzhaniya publikatsiy s pokazatelyami deyatel'nosti [Approaches to the development of the evaluation system of the specialist: the definition of performance indicators and the coefficients of their significance, the relationship between the contents of publications and performance indicators]. Socialnye otnoshenija [Social relations], 2018, No. 3 (26). Pp. 95-104 (In Russian).
  3. Belkina, N.V. Kvalimetricheskaya otsenka uchebnykh dostizheniy obuchayushchikhsya [A qualimetric assessment of students’ academic achievements]. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta [I. Kant Baltic Federal University Bulletin], 2013, No. 5. Pp. 158-165 (In Russian).
  4. Vishnyakova, M.A. Vneurochnaja dejatelnost v sisteme profilaktiki destruktivnogo povedenija molodezhi [The extra-curricular activities in system of prevention of destructive behavior of youth]. Novaja jekonomika i regionalnaja [New economy and regional science], 2015, No. 3. Pp. 71-74 (In Russian).
  5. Gagay V.V., Efremova A.V. Osobennosti kognitivnogo, emotsional'nogo i povedencheskogo komponentov shkol'noy adaptatsii u mladshikh shkol'nikov s razlichnym urovnem razvitiya tvorcheskogo myshleniya [The peculiarities of cognitive, emotional and behavioural components of school adaptation of junior schoolchildren with different level of development of creative thinking]. Colloquium-journal, 2019, No. 12-4 (36). Pp. 18-21 (In Russian).
  6. Grishina A.S., Efremenko L.V., Savushkina V.V., Fedorov O.G., Shiryaeva V.S. Problemy razvitiya lichnosti i garmonizatsii otnosheniy v tsifrovom mire [Problems of personality development and harmonization of relations in the digital world]. Conference: The digit to help the teacher (Cheboksary, January 24, 2020). Cheboksary, Sreda Publ., 2020. Pp. 64-67 (In Russian).
  7. Dolmatov A.V., Dolmatova L.A. Tekhnologiya "portfolio" v obrazovanii: novyye funktsii i vozmozhnosti [Technology of “portfolio” in education: new functions and possibilities]. Vestnik Sankt-Peterburgskoy yuridicheskoy akademii [St. Petersburg Law Academy Bulletin], 2013, No. 1 (18). Pp. 110-116 (In Russian).
  8. Evrasova, V.V.; Fedorov, G.O.; Fedorov, O.G. Osobennosti vybora obekta upravlenija pri modelirovanii socialnyh system [Features of the choice of an object of management when modeling social systems]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija) [Scientific journal of university], 2009, No. 20.  PP. 37-43 (In Russian).
  9. Efremenko, L.V. Protsess poyavleniya i razvitiya interesa v lichno-sti rebonka: pedagogicheskiy aspekt [Process of appearing and development of interest in the person of the child: pedagogical aspect]. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskiye nauki [The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences], 2018, No. 3 (45). Pp. 164-168 (in Russian).
  10. Zimina O.A. Diagnostika chitatel'skoy gramotnosti mladshikh shkol'nikov  [Diagnostics of reading literacy of primary schoolchildren]. Pedagogika, psikhologiya, obshchestvo: teoriya i praktika: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Conference: Pedagogy, psychology, society: theory and practice]. Cheboksary, December 03, 2019. Cheboksary, Sreda Publ., 2019. Pp. 40-43 (in Russian).
  11. Knyazeva, T.V. Portfolio kak sposob fiksirovaniya individual'nykh dostizheniy shkolnikov [Portfolio as a way of fixing individual achievements of schoolchildren]. Regionalnoye obrazovaniye: sovremennyye tendentsii [Regional education: current trends], 2016, No. 3 (30). Pp. 113-116 (in Russian).
  12. Kuzmina L.V., Kulikova L.V. Portfolio doshkolnika kak innovatsionnaya tekhnologiya [Portfolio of a preschooler as an innovative technology]. Upravleniye razvitiyem obrazovaniya [Education Development Management], 2021, No. 2. Pp. 107-109 (in Russian).
  13. Mikhailova, T. A. Kommunikativnaja kompetentnost specialista po socialnoj rabote: sushhnost, komponenty i kriterii ocenki [Communicative competence of a specialist in social work: the nature, components and evaluation criteria]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2018, No. 1 (126). PP. 67-71 (In Russian).
  14. Fedorov, O.G. Demonstraciya obuchayushchimisya aktivnosti na urokah i kazhushchayasya uspeshnost: zavisimosti mezhdu povedeniem lichnosti i eyo mnimoj uspeshnost'yu, vliyanie pedagogov na poznavatel'nyj process obuchayushchihsya [The manifestation of students' learning activity and the apparent success: the relations between an individual's behavior and his or her imaginary success, the influence of teachers on students' cognitive process]. Social'nye otnoshenija [Social relations], 2018, No. 4 (27). Pp. 60-70 (In Russian).
  15. Fedorov, O.G. Zavisimost vospitatelnogo protsessa ot sotsialnykh usloviy i faktorov sovremennosti [The dependence of the educational process of social conditions and factors of contemporary]. Aktualnyye problemy psikhologii i pe-dagogiki v sovremennom mire: Sbornik trudov uchastnikov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Actual problems of psychology and pedogogy in the modern world: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference]. Moscow, PFUR, April 6-7, 2017. Ed. N.B. Karabushchenko, N.L. Sungurova. Moscow, PFUR, 2017. PP. 526-531 (In Russian).
  16. Fedorov, O.G. Motivirovanie i ocenka nauchnoj aktivnosti nachinajushhih issledovatelej: vlijanie na povedenie, sozdanie uslovij, indeksirovanie dejatelnosti [The motivation and evaluation of pioneer scientific research activity: the impact on behavior, the formation of the research environment and the indexation of research performance]. Social'nye otnoshenija [Social relations], 2017, No. 4 (23). PP. 62-76 (In Russian).
  17. Fedorov, O.G. Teoreticheskoe osmyslenie situacij formirovaniya poznavatelnoj sfery uchashchihsya nachalnoj shkoly v interesah razvitiya ih kak lichnosti [A theoretical consideration of the formation of the primary school students’ cognitive sphere as a means of their personal development]. Socialnyye otnoshenija [Social relations], 2019, No. 3 (30). Pp. 76-85 (In Russian).
  18. Epova N.P. Teoreticheskiye podkhody k issledovaniyu refleksivnogo samosoznaniya uchashchikhsya [Theoretical approaches to the study of reflective self-consciousness of students]. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta [Chita State University Bulletin], 2010, No. 8 (65). Pp. 54-60 (In Russian).
  19. Shumkina, O.N. Sotsialno-kommunikativnoye razvitiye mladshikh shkolnikov sredstvami detskikh SMI [Social and communicative development of primary schoolchildren by means of children's media]. Sotsialnyye otnoshenija [Social relations], 2021, No. 2 (37). Pp. 25-33 (In Russian).

Сведения об авторах

Балыгина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной и русской филологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Москва, Россия.

E-mail: elenabalygina@rambler.ru

Батог Екатерина Юрьевна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: katerinabatog@mail.ru

Бахтимирова Анна Дмитриевна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи; учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Солнечногорска (МБОУ СОШ № 4); Московская обл., Россия.

E-mail: annabakhtimirova@mail.ru

Исмоилова Ситора Саидалиевна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: sitoraismoilova23@gmail.com

Паркина Анастасия Владимировна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: zhevlakova_an@mail.ru

Подковыркина Марина Владимировна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: master_i_margarita@bk.ru

Шмакова Любовь Сергеевна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: lyubow.onishenko@yandex.ru

Юдина Анна Сергеевна, студент магистратуры факультета психологии, Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи, Московская обл., Россия.

E-mail: annasm221297@yandex.ru

About authors

Balygina Yelena Anatolievna, Assistant Professor at the Department of Foreign and Russian Philology. Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE). Moscow, Russia.

E-mail: elenabalygina@rambler.ru

Batog Ekaterina Yuryevna, Graduate student of the faculty of psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi; school No. 4, Solnechnogorsk; Moscow region, Russia. E-mail: katerinabatog@mail.ru

Bakhtimirova Anna Dmitrievna, Graduate student of the faculty of psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi; school No. 4, Solnechnogorsk; Moscow region, Russia.

E-mail: annabakhtimirova@mail.ru

Ismoilova Sitora Saidalievna, Graduate student of the faculty of psychology. Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: sitoraismoilova23@gmail.com

 Parkina Anastasiya Vladimirovna, Graduate student of the faculty of psychology. Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: zhevlakova_an@mail.ru

Podkovyrkina Marina Vladimirovna, Graduate student of the faculty of psychology. Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: master_i_margarita@bk.ru

 Shmakova Lubov Sergeevna, Graduate student of the faculty of psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: lyubow.onishenko@yandex.ru

Yudina Anna Sergeevna, Graduate student of the faculty of psychology, Moscow Region State University (MRSU), Mytishchi, Moscow region, Russia.

E-mail: annasm221297@yandex.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Научный журнал

2022, выпуск 1 (40)

Главный редактор О.Г. Федоров

E-mail: socio-fog@mail.ru

Свидетельство о регистрации СМИ:

ПИ № ФС77-77153 от 05.12.2019

Подписано в печать 15.03.2022

Формат 84х108 1/32. Усл. п.л. 8,88

Заказ № 202688. Тираж 1000 экз.

Отпечатано по заказу ИП Чибисова К.Е.

в ООО «Типография «ПринтФормула»

121351, г. Москва, ул. Боженко, д. 10, к. 2

www.print-formula.ru