Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития

Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и как учиться в этом мире строить свои отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития

Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и как учиться в этом мире строить свои отношения.

Через игру происходит самовыражение, способ его совершенствования и выступает как важное средство воспитания, потому что в игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память; усиливаются эмоциональные и волевые проявления; это своеобразный свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, формируется умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, развивать игровой опыт каждого ребенка, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей к друг другу.

Развитие предметной игры проходит несколько этапов: первый этап заключается в совместной игре со взрослым; на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут, переносить полученные знания на другие предметы; на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни. Особо важное значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека.

Игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.

У детей с задержкой психического развития можно наблюдать недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Очень часто ребята просто манипулируют игрушками, долго не проявляют интерес к процессу игры и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь просьбам педагогов. Лишь к 4,5 -6 годам под влиянием обучения начинает проявляться интерес и вовлеченность, они начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам.

В обучении дошкольников с задержкой психического развития важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и, конечно, взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.

Обучение игре проводятся в совместной деятельности, которая отражена в рабочей программе и соответствует лексическим темам, результат отражается в индивидуальных образовательных маршрутах.

На начальном этапе обучения сюжетно – ролевой игре создаётся эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируется ориентировочная деятельность детей (проводится обыгрывание сюжетных игрушек: собачки, зайчики, куклы). Кукла для детей – это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с нею (лечить, укладывание спать, купать). Так же здесь происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под руководством педагогов дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.

Главным моментом в обучении сюжетным играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей: формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание уделяется обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал?

Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для детей с задержкой психического развития, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки.

Дети с задержкой психического развития, в процессе самостоятельных игр воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки, в каком варианте им предлагалось, то есть игры порой шаблонны, стереотипны. Редко наши дети проявляют свою индивидуальность, и вносят что-то от себя.

Характерным для детей нашей группы является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.

Обучение сюжетно-ролевой игре занимает важное место в коррекционно – развивающей работе, и я считаю, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.

Главным в этой ситуации является то, что ребёнок выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, и в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и сверстниками. И даже посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию.

Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах для нормативных детей:

4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.

6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до её начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

К сожалению, дети с задержкой психического развития в развитии сюжетно – ролевой игры в редких случаях соответствуют уровню развития 5 – 6 летних нормативных детей.

Сюжетно-ролевые игры – обязательная программа любого детского сада и важный этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребенка давно доказано. Особенно важен вопрос сюжетно-ролевой игры, её организации в семье. В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.

Я для себя сделала вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры детей.

В результате проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая простые, но новые сюжеты, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники стали проявлять инициативу: могут выбрать тему продуктивной игровой деятельности, все чаще способны домыслить предложенный вариант сюжета. Стараются увлечь своими идеями остальных детей группы.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что одно из ведущих средств всестороннего развития и воспитания ребенка с задержкой психического развития – это сюжетно-ролевая игра.

Подготовила учитель – дефектолог ДОУ № 67

Нищенкова Оксана Вениаминовна