«Организация тьюторского сопровождения обучающегося с задержкой психического развития в условиях школьного образования» по программе профессиональной переподготовки "Тьюторство в инклюзии"

Андреева Екатерина Владимировна

В системе образования появляется всё большее количество детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок,  достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи и они имеют сохранный интеллект. Однако для них характерны незрелость эмоционально -волевой сферы, пониженная работоспособность. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Нарушения эмоционально-личностной сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов и медиков. Для успешной инклюзии возникает необходимость обеспечения таких детей в индивидуальном образовательном маршруте.  Раз возникла такая необходимость, то перед образовательной организацией стоит вопрос о том, как обеспечить  образовательный маршрут  данной категории детей для успешного освоения учебной деятельности.  Поэтому появляется необходимость в тьюторе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Итоговая работа145 КБ
Файл Презентация256.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Организация тьюторского сопровождения обучающегося с задержкой психического развития в условиях школьного образования»

по программе профессиональной переподготовки

"Тьюторство в инклюзии"

       

                                         Выполнил:

Андреева Екатерина Владимировна,  

учитель начальных классов,

 МБУ « Школа №69»

г.о. Тольятти

Научный руководитель:

Кузнецова Ирина Георгиевна

                                                                          Руководитель Центра инклюзивного и

                                                                        дистанционного образования  СИПКРО,

                                                                                         кандидат педагогических наук

Работа защищена

«_____» декабря 2019 г.

Оценка _________________

Председатель аттестационной

комиссии, к.п.н.,

доцент ___________Буковцова Н.И.

Самара – 2019

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

1. Обоснование актуальности проекта.

2. Противоречие, проблема, цель и задачи проекта.

3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР.

4. Теоретическое и нормативно-правовое обоснование тьюторского сопровождения.

5. Цель и задачи тьюторского сопровождения обучающегося с ЗПР.

6. Описание компонентов образовательной среды, удовлетворяющих особым образовательным потребностям обучающегося с ЗПР.

7. Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с ЗПР.

8. План реализации тьюторского сопровождения.

9. Планируемые результаты тьюторского сопровождения.

10. Прогнозирование негативных последствий и путей их предупреждения и преодоления.

                                         

                                                                                   

                                                                 

                                                                  2

                                   1. Обоснование актуальности проекта

В системе образования появляется всё большее количество детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок,  достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи и они имеют сохранный интеллект. Однако для них характерны незрелость эмоционально -волевой сферы, пониженная работоспособность. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Нарушения эмоционально-личностной сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов и медиков. Для успешной инклюзии возникает необходимость обеспечения таких детей в индивидуальном образовательном маршруте.  Раз возникла такая необходимость, то перед образовательной организацией стоит вопрос о том, как обеспечить  образовательный маршрут  данной категории детей для успешного освоения учебной деятельности.  Поэтому появляется необходимость в тьюторе.

         В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

городского округа Тольятти «Школа № 69» имеются следующие сильные стороны образовательной среды, которые способствуют удовлетворению особых

                                                          3

образовательных потребностей и школьной адаптации обучающихся с ЗПР:

 Наличие всех учебных классов. Имеются и коррекционные классы, малый и большой  спортивные залы, просторный актовый зал, музыкальный кабинет, отдельный кабинет психолога, столовая.

Наличие медицинского кабинета, кабинета для логопеда.

В школе на 1 и 2 этажах расположена библиотека. Современное

оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более

 интенсивным,  интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся; кабинет информатики, мини-музей, школьный сайт, АСУ РСО  и трудовые кабинеты.          

В доступе мобильные мультимедийные средства. Наличие доступа к сети интернет. Дети имеют возможность познакомиться и выбрать  профессию.  Ведётся различная кружковая деятельность, участие в оформлении мини-музея, которое  воспитывает патриотические чувства у обучающихся. Школа подразделяется на начальное и старшее звено.

 В школе царит атмосфера  взаимопонимания и поддержки между участниками образовательного процесса. Проводятся педагогические советы, родительские собрания, работает школьный ППк, проводятся консультации логопеда и психолога, а также медицинского работника. Ведётся  план воспитательной работы школы, класса, наличие и реализация индивидуальных учебных планов, мониторинг, опрос, анкетирование. Имеются возможности для создания условий  выбора средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив.

Но в школе имеются и слабые стороны образовательной среды, которые препятствуют удовлетворению особых образовательных потребностей и школьной адаптации обучающихся с ЗПР:  

Недостаток знаний педагогов развивающих технологий. Разный подход в решении насущных проблем. Загруженность субъектов образовательного процесса. Отсутствие необходимых знаний у родителей при выполнении заданий

дома (индивидуализация обучения). Имеют место случаи невозможности

                                                          4

проведения занятий с узкими специалистами из-за их малого количества. Отсутствует  дефектолог в штатном составе.  Отсутствие свободного доступа к сети интернет. Не полная реализация индивидуальных планов в виду отсутствия узких специалистов. Недостаток подготовленных специалистов, недопонимание субъектов образовательного процесса в организации работы. Отсутствие финансирования дополнительных занятий.

Актуальность данного проекта определяется тем, что образовательная среда организации не полностью удовлетворяет особым образовательным потребностям обучающегося с ЗПР. Для адаптации и достижения запланированных результатов обучения в данной образовательной среде обучающийся с ЗПР нуждается в тьюторском сопровождении.

                                   

                                 

                 2. Противоречие, проблема, цель и задачи проекта

Существует  противоречие между требованием нормативно-правовых документов, в частности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вариант 1:

- в образовательной организации должны быть созданы специальные условия для обучающихся с ОВЗ (ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ»);

-   в образовательной организации должны быть созданы специальные условия в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся с ОВЗ (ФГОС для обучающихся с ОВЗ)

- в образовательной организации должны быть созданы условия для эффективной реализации и освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательной программы (ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

       Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в

                                                          5

 частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

  1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
  2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
  3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
  4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
  5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной

 практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего

                                                              6

типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

     Разрешить данное противоречие поможет тьюторское сопровождение обучающегося с ОВЗ.

Решаемая проблема – характеристики среды: недостаток знаний педагогов развивающих технологий, разный подход в решении насущных проблем. отсутствие необходимых знаний у родителей, не полная реализация индивидуальных планов в виду отсутствия узких специалистов, недостаток подготовленных специалистов, недопонимание субъектов образовательного процесса в организации работы. Отсутствие финансирования дополнительных занятий, отсутствие в штатном составе учителя-дефектолога,  затрудняют школьную адаптацию и не отвечают особым образовательным потребностям ученика.

Цель проекта: разработать систему мероприятий, с помощью которых осуществляется тьюторское сопровождение обучающегося с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

  1. выявить особые образовательные потребности ребенка с ЗПР;
  2. дать теоретическое и нормативно-правовое обоснование тьюторского сопровождения;
  3. сформулировать цель и задачи тьюторского сопровождения;
  4. определить специальные организационно-педагогические условия для реализации адаптированной образовательной программы;
  5. описать компоненты образовательной среды, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР;                                                  
  6. разработать план тьюторского сопровождения,
  7. спрогнозировать результаты тьюторского сопровождения, возможные негативные последствия и способы их коррекции.

                                                                 7

3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР

Характеристика

ученика 1 «В» класса МБУ «Школы № 69» г.о. Тольятти

28.02.2012  г.р.

Таратухина Фёдора Михайловича, проживающего по адресу: улица 40 лет Победы, 122 кв. 249

   По решению ПМПК 25.12.18 года было рекомендовано обучение в общеобразовательном учреждении по адаптированной образовательной программе (вариант 7.2) для детей с ЗПР на 2019 – 2020 учебный год в связи с установленным статусом ребёнка с ОВЗ. Были рекомендованы занятия с психологом, наблюдение у психиатра.

   Фёдор воспитывается в не полной семье, является единственным ребёнком. Контакт между семьей и школой налажен: папа выполняет все рекомендации педагогов, серьезно относятся к воспитанию и обучению Фёдора.

   Мальчик  пришёл в школу с удовлетворительным уровнем подготовленности. На момент поступления в 1 класс имеет навыки послогового  чтения, владеет прямым и обратным счётом в пределах 10. Сформированность каллиграфических навыков  на низком уровне. Знания  и представления об окружающем мире, осведомленность о себе и своей семье развиты в пределах возрастной нормы.  

   На данный момент Фёдор показывает низкую динамику развития и усвоения программного материала:  вычислительные навыки, в том числе и устные,  сформированы на среднем уровне; не владеет математической терминологией.  Не сформировано  понимание и сохранение в памяти условия задачи; отсутствуют логические  рассуждения при решении задачи. Не всегда может перенести способ выполнения заданий на аналогичную учебную задачу. Предпочитает выполнять

более простые учебные задания или знакомые, новые учебные задания усваивает при многократном повторении, новый материал не вызывает интереса. Стремиться избежать интеллектуального напряжения. Одинаково плохо работает по словесной и письменной инструкции, нуждается в многократном повторении и перечитывании.                                  8

  Учебная мотивация сформирована недостаточно, преобладает игровая мотивация. Равнодушен к  результату выполнения задания. Обучаемость не соответствует возрасту в следствие особенностей нервной системы, волевой сферы, поведенческих реакций.  Преобладают внешние мотивы. Не принимает активное участие в ходе урока, нужна постоянная стимулирующая помощь на поддержание интереса. Инициативы в общественной жизни школы и класса не проявляет.

   Мотивационно-волевая сфера сформирована недостаточно: не стремится довести работу до конца, не проявляет настойчивость в преодолении трудностей.

    Преобладает непроизвольное запоминание. Наблюдается низкая активность внимания; повышенная утомляемость влияет на снижение концентрации внимания в конце учебного дня.  Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.

     Набдюдается частичная сформированность школьных навыков.  

     Темп работы медленный, не может выполнять большие объемы письменных работ. Ведущее полушарие левое («правша»). В ходе выполнения заданий «теряет» инструкцию, переключается на другой вид деятельности.

Даёт устный ответ только на тот вопрос, который ему интересен. Словарный запас соответствует возрастной норме. К результатам своей деятельности некритичен. Не всегда может спрогнозировать отметку. Самостоятельно не исправляет ошибки. При указании учителем на ошибки может их исправить. Допускает однотипные ошибки, с течением времени не научается их исправлять. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны хорошо.

    Со сверстниками отношения конфликтные. Проявляет агрессию по любому поводу, ни с кем не считается, друзей не имеет, всё старается сломать. Некоторые

ребята Фёдора боятся. На замечания классного руководителя реагирует по-разному: адекватно, может проявлять агрессию или равнодушие. Особенностью ребенка являются  поведенческие расстройства. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, проявляется повышенная возбудимость.

                                                          9

   Программу первого класса по основным предметам усваивает на низком уровне  из - за:

  • отставания в области основных психических процессов, таких как  внимание, память, логика, что влияет на общий процесс мышления.
  • особенности нервной системы и волевой сферы, несформированности устойчивого стремления к достижению успеха.
  • неразвитости интереса к изучению школьных предметов.

4. Теоретическое и нормативно-правовое обоснование тьюторского сопровождения

Деятельность тьютора в образовательной организации регулируется на основе нормативно-правовых документов:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).                                                

Конвенция о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,

                                                 10

среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями)».

Должностная инструкция тьютора образовательной организации.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №ИР-535/07 от 07 июля 2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» 

Деятельность тьютора в образовательной организации строится на теоретической основе:

  1. Гуманистическая парадигма образования и воспитания;
  2. Системно-деятельностный подход в образовании;
  3. Теория образовательной среды;
  4. Теория структуры дефекта Л.С. Выготского. Культурно-историческая теория развития детской психики Л.С. Выготского.

                               

5. Цель и задачи тьюторского сопровождения обучающегося с ЗПР

Цель: построение процесса самообразования обучающегося с ОВЗ.

Задачи тьюторского сопровождения заключаются в создании специальных условий, которые позволят:

 1) наладить конструктивное взаимодействие между субъектами образовательного процесса (учителями, обучающимся, тьютором и родителями);

2) реализовать специальные средства обучения школьника с ОВЗ;

3) организовать режим учебной деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка;

         4) организовать режим учебной деятельности для достижения запланированных результатов обучения;

5) формировать у школьника с ОВЗ навыки взаимодействия с одноклассниками;

6) интегрировать школьника с ОВЗ в коллектив учебного класса;

                                                  11

7) формировать у обучающегося навыки должного поведения в школе;

         8) стимулировать активность, инициативность обучающегося с ОВЗ;

9) развивать самостоятельность обучающегося с ОВЗ, умение самостоятельно решать посильные задачи, связанные с учебным процессом;

10) организовать процесс самоопределения школьника в профессиональной и личной сфере;

11) стимулировать учебную мотивацию обучающегося с ОВЗ, познавательный интерес;

             6. Описание компонентов образовательной среды, удовлетворяющих особым образовательным потребностям обучающегося с  ЗПР.

     В нашем образовательном учреждении стараются создать все условия для развития обучающихся с ОВЗ:

Наличие всех учебных классов. Имеются и коррекционные классы, малый и большой  спортивные залы, просторный актовый зал, музыкальный кабинет, отдельный кабинет психолога, столовая.

Наличие медицинского кабинета, кабинета для логопеда.

В школе на 1 и 2 этажах расположена библиотека. Современное

оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более

 интенсивным,  интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся; кабинет информатики, мини-музей, школьный сайт, АСУ РСО  и трудовые кабинеты.          

В доступе мобильные мультимедийные средства. Наличие доступа к сети интернет. Дети имеют возможность познакомиться и выбрать  профессию.  Ведётся различная кружковая деятельность, участие в оформлении мини-музея, которое  воспитывает патриотические чувства у обучающихся. Школа подразделяется на начальное и старшее звено.

 В школе царит атмосфера  взаимопонимания и поддержки между участниками образовательного процесса. Проводятся педагогические советы, родительские собрания, работает школьный ППк, проводятся консультации логопеда и

                                                                 12

психолога, а также медицинского работника. Ведётся  план воспитательной работы школы, класса, наличие и реализация индивидуальных учебных планов, мониторинг, опрос, анкетирование. Имеются возможности для создания условий  выбора средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив.

7. Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с задержкой психического развития.

Для достижения цели и задач тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ в образовательной организации необходимо:

разработать локальные акты, которые позволят успешной работе над социализацией ребенка с  задержкой психического развития.

Положение о тьюторе

1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о тьюторе в общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником  должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г.  N 593 Трудовым кодексом, Уставом ОУ.

 1.2.Основные понятия:                        

Тьютор  — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс

                                                                13

формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования.

Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.

  1. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными  нормативными актами по вопросам образования, приказами и распоряжениями Минобрнауки РФ, решениями органов местного управления образованием, законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка образовательной организации, должностной инструкцией тьютора, настоящим Положением.
  2. Договора о сетевом взаимодействии с другими организациями (ресурсным центром, службой семьи, спортивным комплексом, санаторием, поликлиникой, Кванториумом, организациями дополнительного образования).                                
  3. Должностные инструкции тьютора.
  4. Положение о тьюторе коррекционной школы.

                                                    14

  1. Положение о тьюторском сопровождении.
  2. Инструкция о рабочей документации тьютора.
  1.  Положение об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов
    положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.);
    10. положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве) и/или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;
    11. договор с родителями детей с ОВЗ;
    12. положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
    13. Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.

 Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организа В процессе организации деятельности  тьютор:                                                                    - составляет план  работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы;                                                                                                     - организует  тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и

                                                                 15

групповой работы с обучающимися;                                                                                                 - ведет  ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся;

- отслеживает  еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым  ими исследовании;

- заполняет  раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;

- поводит  итоги успеваемости и составляет с обучающимися план  ликвидации пробелов и задолженностей;

- представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.

 Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями. Работу  тьютора  непосредственно направляют заместитель директора по УВР, руководитель образовательной организации.

-  Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с  учителями, педагогами дополнительного образования,  педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником,  работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных МО,  родителями (родительские университеты; конференции,  дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия,  участие родителей класса в работе родительского комитета и др. ), администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным  по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.

Тьютор организует:

  • процесс индивидуальной  работы с обучающимися по выявлению,                                          
  • формированию и развитию их познавательных интересов;

                                                                16

  • персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями)  по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;
  • индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (законных представителей) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей,  используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Координирует:

  • поиск информации обучающимися для самообразования;
  • взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Сопровождает:

  • процесс формирования их личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

       Определяет:                                                                                                                        

перечень и  методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов,

                                                                 17

 информационной и  консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;

  • и оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования,  преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
  • и создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно–профессиональных траекторий).

Обеспечивает:

  • уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;
  • мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования;
  • достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
  • контроль и оценку эффективности построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
  • охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
  • условия для наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

                                                               18

Поддерживает:

  • познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона, синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Для успешной работы с обучающимся с ЗПР над его развитием и социализацией, необходимо закупить спортивное оборудование, дидактические, наглядные и раздаточные пособия, рабочие тетради, книги, учебники. В классных комнатах должно быть специальное освещение. Для обучающихся необходимы специальные столы и стулья. Не мешало бы в каждом кабинете иметь  кулер с водой.
Семинары-практикумы для педагогов:

«Навстречу друг к другу»;

"Каждый ребенок имеет право на понимание";

            «Сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов»;

«Стимулирующие технологии, как метод активизации собственных сил организма для детей с ОВЗ»;

«Организация учебного процесса с детьми с ОВЗ»;

«Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»;

«Комплексное коррекционно-развивающее сопровождение, как фактор успешного обучения детей с ОВЗ»:

«Инновационные и актуальные подходы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» и др.

Создание личного сайта тьютора и интернет-портала для обмена опытом с педагогами других городов.

В  штатное расписание необходимо включить подготовленных специалистов: дефектологов.

                                                                      19

8. План реализации тьюторского сопровождения

Этап

реализации

Сроки

Задачи

Обеспечение образовательной среды для обучающегося с ОВЗ

организационно-управленческое

психолого-педагогическое

методическое

материально-техническое

диагностический

сентябрь

организовать режим учебной деятельности для достижения запланированных результатов обучения; выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса;

Составление плана работы с обучающимися на учебный год

План диагностической и коррекционной работы, мониторинг

Мобильные мультимедийные средства.

Методички, анкеты. опросники

доступность интернет-ресурсов, оснащение кабинета компьютером

проектировочный

Каждый месяц

формировать навыки должного поведения в школе, умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным;

организация режима учебной деятельности, отслеживание 

еженедельного продвижения обучающихся в индивидуальном проекте или проводимом  исследовании

Заполнение портфолио обучающихся

Проектная деятельность дидактические, наглядные и раздаточные пособия, портфолио, рабочие тетради, книги, учебники

реализационный

В течение четверти

Увеличить активность,инициативность обучающегося

Работа в группе и индивидуально

Индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги

заполнение  портфолио обучающихся

компьютерные тренажеры, наличие кабинета психолога

аналитический

Каждую неделю

умение работать в группе, готовность решать проблемные задачи.

Учет посещаемости и успеваемости рефлексивный анализ деятельности учащегося

мониторинг

Бланки опросников,анкет

Сайт АСУ РСО

9. Планируемые результаты тьюторского сопровождения

При прохождении всех этапов программы учащийся класса приобретает следующие умения:

- выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса;

- организовать режим учебной деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка;

- организовать режим учебной деятельности для достижения запланированных результатов обучения;

-  сформируются у школьника с ОВЗ навыки взаимодействия с одноклассниками

-  интегрировать школьника с ОВЗ в коллектив учебного класса;

- у обучающегося сформируются навыки должного поведения в школе;

-  увеличится активность, инициативность обучающегося;

- обучающийся сможет самостоятельно решать посильные учебные задачи

- умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным;

- умение работать в группе;

                                                                21

- готовность решать проблемные задачи.

                                                                     

10. Прогнозирование негативных последствий
и путей их предупреждения и преодоления

Анализ образовательной среды организации показал, что существуют следующие педагогические риски.

1. Кадровые риски. Существует риск, что не получится найти специалиста на должность дефектолога. Если это произойдет, то будут предприняты следующие меры: обращение с запросом в высшие и средние учебные заведения, обращение в службу занятости.

2. Контингент-риски – риски, связанные с количественными и качественными характеристиками обучающихся. Существует риск, что обучающийся с ОВЗ не будет принят одноклассниками, не «впишется» в учебный коллектив. Если это произойдет, то будут предприняты следующие меры: индивидуальные и групповые консультации с родителями,  психологические тренинги с классом, индивидуальные беседы, тематические классные часы, участие в акциях, таких как « Класс доброты» и д.р.

Существует риск, что обучающийся не овладеет адаптированной образовательной программой. Тогда он будет направлен на ПМПК для уточнения программы и формы обучения. Существует риск частых пропусков школы по состоянию здоровья. Будут предприняты меры организация надомного обучения или обучения по компьютеру.

  1. Процессуальные или учебно-методические риски – риски, сопровождающие процесс обучения и воспитания.

Существует риск, что учителям будет сложно овладеть знаниями в области инклюзии. Будут предприняты меры: проведение семинаров –практикумов, курсы по повышению квалификации.

                                                22


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Организация тьюторского сопровождения обучающегося с задержкой психического развития в условиях школьного образования» по программе профессиональной переподготовки " Тьюторство в инклюзии" Выполнила: Андреева Екатерина Владимировна, учитель начальных классов, МБУ « Школа №69» г.о. Тольятти

Слайд 2

Проблема Существует противоречие между требованием нормативно-правовых документов, в частности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и существующими в образовательной организации условиями.

Слайд 3

Цель проекта : разработать систему мероприятий, с помощью которых осуществляется тьюторское сопровождение обучающегося с ОВЗ в общеобразовательной школе. Задачи : 1. выявить особые образовательные потребности ребенка с ЗПР; 2.сформулировать цель и задачи тьюторского сопровождения; 3.разработать план тьюторского сопровождения, 4.спрогнозировать результаты тьюторского сопровождения,

Слайд 4

Таратухин Фёдор Михайлович (28.02.2012г.) Заключение ПМПК: Установлен статус ребёнка с ОВЗ. Смешанная парциальная недостаточность компонентов психической деятельности. Системное недоразвитие речи, не стабильность эмоционально-волевой сферы. Социально-коммуникатвные навыки не усвоены, внимание нарушено.Требуется постоянная организующая и направляющая помощь. Рекомендуется обучение по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ЗПР, форма очно-заочная . Вариант АООП 7.2

Слайд 5

Цель и задачи тьюторского сопровождения Цель: успешное включение обучающегося с задержкой психического развития в среду образовательного учреждения. Задачи тьюторского сопровождения заключаются в создании специальных условий, которые позволят: 1) наладить конструктивное взаимодействие между субъектами образовательного процесса (учителями, обучающимся, тьютором и родителями); 2) реализовать специальные средства обучения школьника с ОВЗ; 3) организовать режим учебной деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка; 4) организовать режим учебной деятельности для достижения запланированных результатов обучения; 5) формировать у школьника с ОВЗ навыки взаимодействия с одноклассниками; 6) интегрировать школьника с ОВЗ в коллектив учебного класса; 7) формировать у обучающегося навыки должного поведения в школе; 8) стимулировать активность, инициативность обучающегося с ОВЗ; 9) развивать самостоятельность обучающегося с ОВЗ, умение самостоятельно решать посильные задачи, связанные с учебным процессом; 10) стимулировать учебную мотивацию обучающегося с ОВЗ, познавательный интерес.

Слайд 6

Планируемые результаты тьюторского сопровождения - выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса; - организовать режим учебной деятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка; - организовать режим учебной деятельности для достижения запланированных результатов обучения; - сформируются у школьника с ОВЗ навыки взаимодействия с одноклассниками; - интегрировать школьника с ОВЗ в коллектив учебного класса; - у обучающегося сформируются навыки должного поведения в школе; - увеличится активность, инициативность обучающегося; - обучающийся сможет самостоятельно решать посильные учебные задачи - умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным; - умение работать в группе.

Слайд 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 69»

Слайд 8

Общая информация о МБУ «Школа № 69» На базе МБУ «Школа № 69» с 1997 г. открыты классы для детей с задержкой психического развития. В 2018 – 2019 учебном году в МБУ «Школа № 69» обучается 525 учащихся, из них 151 - по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР, статус ребенка – инвалида имеют 30 учащихся. Наполняемость специальных классов до 15 человек.