Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР

Козак Дарина Александровна

В настоящее время программы образования и обучения детей требуют высокого уровня развития речевой системы детей дошкольного возраста, поэтому особое значение имеет уровень подготовки детей, приступающих к овладению школьными знаниями, к усвоению программы по родному языку. В области образования одним из важнейших направлений является оказание помощи детям с проблемами в развитии. Для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, формирование определенного уровня готовности к школе, овладение базой предпосылок для успешного обучения в школе и предупреждения нарушений письма является необходимой и наиболее актуальной частью дошкольного коррекционного образования. 

 У дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, в структуре дефекта может наблюдаться различная степень нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Исходя из полученных в ходе исследования данных, опираясь на имеющиеся литературные источники, мы предложили основные направления по формированию фонетико-фонематической стороны речи дошкольников с ОНР, разделив направления на три этапа. Для детей с ОНР первой подгруппы, чья фонетико-фонематическая сторона речи находится на более низком уровне, мы предлагаем включить в коррекционно-логопедическую работу дополнительный подготовительный этап. Для детей с ОНР второй подгруппы, чья фонетико-фонематическая сторона речи находится на более высоком уровне, мы предлагаем начинать коррекционно-логопедическую работу с основного этапа, минуя подготовительный

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_fonetiko.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР

Козак Д.А.

Введение

В настоящее время число дошкольников  с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи неуклонно растет, что делает формирование фонетико-фонематической стороны речи важнейшим направлением коррекционной работы.

Изучение проблемы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи освящено в работах Г.В. Гуровец, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и других авторов. Данной темой так же занимались многие ученые различных направлений: в сфере психологии – А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин; нейропсихологии – А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова; дефектологии – Н. И. Жинкин, А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина, Л. С. Волкова, Е. В. Кириллова и др.; методики обучения языку – Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский, А. М. Пешковский, С. Н. Цейтлин, А. М. Кушнир. По мнению авторов, аномалии в развитии у ребенка одного из языковых компонентов приводят к изменению всей речевой системы, следовательно, нарушение формирования фонетического компонента детской речи и его вторичные последствия оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности  и в дальнейшем на формирование письменной речи.  Такие авторы, как  Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Д.Б. Эльконин в своих исследованиях отмечают, что невозможность полного расчленения языка на его составляющие единицы, несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим и стойким ошибкам в овладении грамотой – дисграфии и дислексии.

По утверждению О.Е. Грибовой (2004), дети с общим недоразвитием речи, попадая в школу, становятся отстающими учениками из-за своего аномального речевого развития. Поэтому актуальность исследования обеспечивается с одной стороны возрастающим количеством детей, имеющих нарушения речевой системы разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, зачастую приводящих к возникновению более тяжелых системных нарушений формирования речи,  и с другой стороны необходимостью и важностью овладения ребенком фонематическим слухом, фонематическим восприятием, анализом и синтезом в дошкольном возрасте.

Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР в логопедической работе

Формированию фонетико-фонематической стороны речи в процессе реализации комплексного подхода по коррекции общего недоразвития речи отводят ведущее место в своих трудах такие исследователи как Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др. Вся коррекционная работа с детьми, имеющими фонематическое недоразвитие, проводится как на специально организованных для этого занятиях, так и в повседневной жизни. Специалисты советуют обеспечение единого подхода к ребёнку в процессе коррекционной работы со стороны логопеда, психолога и всех остальных специалистов группы сопровождения ребенка. Именно такая работа создаст все условия для успешной коррекции имеющихся речевых нарушений у детей.

По данным исследований, в структуре дефекта у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, может наблюдаться различная степень нарушения фонетико-фонематической стороны речи. Следовательно, предлагаемые методические  рекомендации по развитию фонетико-фонематической стороны речи для детей обеих выделенных нами групп должны носить как общий, так и специфический характер.

По результатам нашего эксперимента, в характеристике речи детей первой группы с недостаточным уровнем развития фонетико-фонематической стороны речи помимо явно выраженных нарушений восприятия, анализа и синтеза звуков, было отмечено полиморфное нарушение произношения звуков. Поэтому, целесообразно предположение о том, что работе по формированию вышеуказанных процессов должен предшествовать подготовительный  этап по устранению дефектов произношения,  так как в первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа звуков для правильного формирования фонематического восприятия и звукового анализа.

Методические труды по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста содержат следующие рекомендации:

- для активизации внимания, повышения интереса к выполнению заданий все предлагаемые детям упражнения должны проводиться в игровой форме.

- при планировании коррекционной работы необходимо учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

- при закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее  благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной:  для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам, а смешиваемые в   речи детей звуки отрабатываются позже.  Окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

- речевой материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря,   грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

- работа по развитию фонетико-фонематической стороны речи должна проводиться в процессе линейного усложнения предъявляемых упражнений, основываясь на закономерностях формирования фонематических функций.

Сначала детей обучают нахождению звука на фоне слога и слова, определению первого, последнего звука слова, а затем определению звука в середине слова, последовательности и количества звуков и в последнюю очередь – определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

Только после отрабатывания навыка выделения из слов отдельных звуков логопед переходит к  анализу и синтезу простейших односложных слов. И лишь позднее  дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

-  в процессе формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова немаловажное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

-  при подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее — если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.

- упражнения на развитие восприятия звуков речи, а также на развитие фонематического анализа, синтеза и представлений должны проводиться в тесном  единстве. Так как, более точно ребѐнок представляет звуковую структуру слова, тем правильнее различает звуки речи.

- в процессе формирования более сложных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.

- работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

- помимо формирования фонематической системы речи логопедическое воздействие должно включать подготовку детей с ОНР к полноценному усвоению грамоты – дошкольники должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Основные направления и содержание логопедической работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ОНР в логопедической работе

На основе анализа имеющихся литературных данных нами были предложены следующие направления логопедической работы по коррекции нарушений и развитию фонематической стороны речи у детей, которые включают на подготовительном этапе – подготовку речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков, на основном этапе - развитие фонематического восприятия и простых форм  звукового анализа и синтеза, на заключительном этапе – развитие коммуникативных навыков детей и формирование сложных форм звукового анализа и синтеза. Для детей с ОНР первой подгруппы, чья фонетико-фонематическая сторона речи находится на более низком уровне, мы предлагаем включить в коррекционно-логопедическую работу дополнительный подготовительный этап. Для детей с ОНР второй подгруппы, чья фонетико-фонематическая сторона речи находится на более высоком уровне, мы предлагаем начинать коррекционно-логопедическую работу с основного этапа, минуя подготовительный.

Подготовительный этап:

1. Формирование точных движений органов артикуляции и  направленной воздушной струи:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Развитие ручной моторики:

а) с помощью пальчиковой гимнастики;

б) с помощью массажа рук;

в) с помощью самомассажа пальцев рук;

г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

3. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне

1.Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов

2.Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука

  • распознавание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).
  • распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

3. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне

  • уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения:

Логопед на материале звуков, которые правильно произносят абсолютно все дети группы (например: гласные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные, переднеязычные раннего онтогенеза), с целью развития фонематического восприятия и подготовки к более сложным формам анализа и синтеза слов, с последовательным включением  включает во фронтальные занятия, поставленных  и исправленных  более сложных по артикуляции звуков.

  • выделение звука на фоне слога

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится искомый звук). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

  • выделение звука на фоне слова

Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

4.Постановка нарушенных в произнесении звуков.

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

Основной этап:

1.Автоматизация поставленных звуков.

Необходимо  добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи посредствам постепенного, последовательного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

2.Слуховая и произносительная дифференциация звуков:

На данном этапе каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых прежде всего зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова. После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении.

3. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

4. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

5. Выделение первого гласного звука из начала слова - отрабатывается на основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и].

6. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой - слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

7. Анализ и синтез обратного слога типа [ак].

8. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа  лук.

9. Выделение начальных согласных в словах типа дом.

10. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа ком.

11. Анализ и синтез прямого слога типа [за].

Заключительный этап:

1. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков (ком) и двухсложных (губы) с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

2. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечением согласных в составе односложных слов  (стол, стул), двухсложных с закрытым слогом (кошка), трехсложных (панама), произношение которых не расходится с написанием.

3. Преобразование слов путем замены отдельных звуков: дом - дым.

4. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

5. Полный слого-звукобуквенный анализ слов

Список литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. -  М. :Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
  2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М. -1982, С. 76-77.
  3. Елисеева М.Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста// Логопед. 2015. №4. - С.11-18.
  4. Емельянова М. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ / М. Емельянова. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 288 с.
  5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР).    Кн. для логопеда. - М., 1985. - 112 с.
  6. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

  1. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. - Гном., 2009. - 128 с.

  1.  Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367с.

  1. Левина Р.Е. Уровни недоразвития речи//Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного возраста. - СПб., 1998. - 242 с.
  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - изд. 3-е. - М., СПб., 2003. - 287 с.
  3. Орфинская, В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте анартриков и моторных алаликов  [Текст] // Развитие мышления и речи у аномальных детей. Л., 1963. - Том 256. - С. 8-22.
  4. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2018. – 272 с.
  5. Рау, Е. Ф.   Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста [Текст] : для студентов-заочников пед. ин-тов / Е.Ф. Рау ; под ред. проф. Л.В. Неймана, Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - М. : Просвещение, 1965. - 88 с
  6. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - 264 с.
  7. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
  8. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
  9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. - 103 с.
  10. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
  11. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -  240с.
  12. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.