Тренинг клуб «Здоровый образ жизни» для 8 классов

Документ содержит информацию о тренинге-клубе «Здоровый образ жизни» для 8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление:  спортивно-оздоровительное

Название: Тренинг клуб «Здоровый образ жизни»

Класс: 8  

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» В.Н. Латчук.

Программа организации внеурочной деятельности предназначена для работы со школьниками 8 классов. Является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по предмету, расширяя и обогащая его, направленна на сохранение здоровья в чрезвычайной ситуации, начиная со школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Актуальность и новизна программы заключается  в сочетании практико-ориентированных занятий с психологическими тренингами.

Цель курса -  формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития.

Задачи:

– обучать школьников умению  действовать  при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

– развивать  качества личности, необходимые для  обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитать  культуру безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

– формировать у школьников антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию, отрицательное отношение к  асоциальному поведению.

Общая характеристика курса

Важнейшей задачей курса является формирование обучающимися умений и навыков для обеспечения личной, общественной, а теперь – и национальной безопасности. Следовательно, при комплексной реализации дидактических задач обучения, воспитания и развития приоритетное значение приобретает воспитательная задача. Успешному достижению воспитательных целей способствует прежде всего такая инновационная технология, как технология сотрудничества, позволяющая проявлять демократизм, равенство и партнерство в отношениях учителя и ученика. Одним из ее элементов является использование ролевых игр в педагогическом процессе. В ходе которых обучающиеся становятся более ответственными, начинают с уважением относиться к чужому мнению.

При изучении курса  у школьников формируются умения ориентироваться в опасных ситуациях, что непосредственно соотносится с такой образовательной технологией, как проектирование, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате (например, действия в случае возникновения чрезвычайных или экстремальных ситуаций). С позиций личностно-ориентированного образования учебную проблему, предъявляемую ученику  можно рассматривать как жизненную проблему, при решении которой развиваются определенные умения и навыки. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности группы учащихся.

Проектировочная деятельность может осуществляться наиболее эффективно в процессе изучения таких тем, как «Первая помощь в автодорожном происшествии», «Действия в экстремальной ситуации в природной среде», «Действия в криминогенной ситуации». Владея обобщенным умением проектировать предстоящую деятельность, ученик может использовать его в дальнейшем при решении широкого круга задач.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

         При организации процесса обучения в рамках данной  программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная, деятельностная, практико-ориентированный подход, ИКТ.

Описание места курса в учебном плане

Курс  рассчитан на 17 часов в год, согласно учебному плану.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

•        усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

•        формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать  взаимопонимания;

•        освоение  социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

•        развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•        формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

•        умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

•        умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

•        овладение навыками принятия  решений,  осознанного выбора  путей  их  выполнения,  основами  самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

•        освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

•        умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        формирование и развитие компетентности в области использования ин-формационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

•        формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

                Предметные  результаты:

•        формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

•        понимание значимости современной культуры безопасности  жизнедеятельности для личности и общества;

•        формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

•        понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

•        знание безопасного  поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

•        умение оказать  первую самопомощь и первую помощь пострадавшим.

Планируемые результаты:

В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Система оценки курса  безотметочная. Контроль освоения курса осуществляется через выполненные нормативы, тесты, дискуссии. Итоги подводятся на последнем занятии. Вывод об освоении курса делается на основе деятельности учащихся в ходе изучения программы внеурочной деятельности.

Содержание курса

Автономное существование в тайге (8 часов)

         Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Ориентирование.  Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия. Психология поведения. Лекарственные растения таежной зоны.

Действия в ЧС техногенного характера (5 часов)

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.) Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.

Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Первая доврачебная помощь при авариях и пожарах.

Действия в криминогенных ситуациях (4 часа)

Терроризм и экстремизм -  угроза личности, обществу. Правила поведения заложников. Правила поведения в толпе.

Общие правила наложения повязок. Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности, грудь. Первая помощь при переломах, переноска пострадавших. Особенности ножевых и огнестрельных ранений.


Тематическое планирование курса  

Раздел

Тема урока

Виды деятельности учащихся

1

Автономное существование в тайге -8 часов

Действия в экстремальной ситуации в природной среде - «заблудился в лесу».

Психологический тренинг.  

2

Ориентирование по местным признакам. Изготовление простейшего компаса.

Просмотр учебного фильма. Работа в парах по изготовлению компаса.

3

Преодоление страха одиночества.

Психофизический тренинг.

4

Способы добычи и очистки воды.

Просмотр учебного фильма. Работа в парах по изготовлению простейшего фильтра.

5

Как избежать конфликта в группе.

Выполнение теста на совместимость. Психофизический тренинг.

6

Добывание пищи.

Работа с информацией. Изготовление силков на птицу.

7

Преодоление себя.

Психофизический тренинг.

8

Лесная аптека

Просмотр учебного фильма. Работа с коллекцией растений.

9

 Действия в ЧС техногенного характера – 5 часов

Первая помощь в автодорожном происшествии

Планируют ситуацию. Составляют алгоритм действий. Отрабатывают ситуацию по составленному алгоритму.

10

Как общаться с пострадавшим при ДТП.

Разбирают стрессовую ситуацию. Проигрывают различные варианты общения.

11

Первая доврачебная помощь при ДТП.

Просмотр учебного фильма. Отработка норматива по остановке кровотечения.

12

Как побороть панику при пожаре.

Психологический тренинг.  

13

Средства пожаротушения

Просмотр учебного фильма. Работа с огнетушителем. Выполнение норматива по развертыванию пожарного рукава.

14

 Действия в криминогенных ситуациях – 4 часа

Как вести себя при захвате террористами.

Составление памятки.

15

Первая помощь при ушибах, гематомах, переломах.

Просмотр учебного фильма. Отработка приемов иммобилизации.

16

Первая помощь при ножевых и огнестрельных ранениях.

Просмотр учебного фильма. Наложение кровеостанавливающих повязок.

17

Как побороть панику при  кровотечении.

Психологический тренинг.  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество (основная школа)

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по ОБЖ

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений  авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский,М.А.Ульянова.-М.: Дрофа, 2013.

Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс: С. Н. Ванго-родский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков  - М.:Дрофа, 2014

Д

1.2

Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий и  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Д

1.3

Закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»

К

1.4

Научная, научно-популярная  литература

Ф

1.5

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари) И.Ф. Богоявлинский «Оказание первой медицинской,первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций.-Санккт-Петербург,ОАО Медиус,2005г.

Ф/П

1.6

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

- Нарицин.Н «Азбука психологической безопасности»-М.: Издательство «Русский журнал»,2000г.

- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/авт.-сост.Л.А.Тетушкина.- Волгоград: Учитель,2009г.

- Безопасность на дорогах: методическое пособие для учителей по использованию учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах» для учащихся 5-9 классов. М.: Учприбор 2009г.

www.zavuch.info/uploads/methodlib/.../Методич.рекомендации.pdf 

http://www.nipkipro.ru/kafedri-nipkipro/kafedra-ochrani-zdorovya-i-obzh/metodicheskie-materiali.html

2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

2.1

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Поурочное и тематическое планирование на сайте Безопасность жизнедеятельности. Санкт-Петербург.
http://vitalactiv.narod.ru/planning.htm

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 Представлены образовательные материалы для педагогов, учащихся и родителей по дисциплинам "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД), "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), "Правила дорожного движения" (ПДД), "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ).

Д/П

2.2

Видеофильмы по разделам курса ОБЖ

Д

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Мультимедиапроектор

Д

4.2

Экран (на штативе или навесной)

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

5.1

Бинт марлевый 10х15

Д

5.2

Вата гигроскопическая нестерильная .

Д

5.3

Вата компрессная (пачка по 50 г.)

Д/Ф

5.4

Жгут кровоостанавливающий резиновый

Д/Ф

5.5

Индивидуальный перевязочный пакет

Д/Ф

5.6

Косынка перевязочная

Д/Ф

5.7

Клеенка компрессорная

Д/Ф

5.8

Клеенка подкладочная

Д/Ф

5.9

Ножницы для перевязочного материала (прямые)

Д/Ф

5.10

Повязка малая стерильная

Д/Ф

5.11

Противогаз

Д/Ф

5.12

Общевойсковой защитный  комплект

Д/Ф

5.13

Респиратор

Д/Ф

5.14

Аптечка индивидуальная (АИ-2)

5.15

Противохимический пакет

Д/Ф

5.16

Ватно-марлевая повязка

Д

5.17

Шинный материал (плотные куски картона, рейки  т.п.)

Д

5.18

Противогаз

Д

5.19

Респиратор

Д

6.МОДЕЛИ

6.1

Тренажер для оказания первой помощи

Д