Исследования детской речи в отечественной психологии и лингвистике

Типина Екатерина Павловна

Речевой онтогенез – совокупность речевых преобразований, претерпеваемых языковой личностью от рождения до конца жизни (термин «онтогенез» ввел нем. биолог Геккель в 1866 г.).

Детская речь, т.е. речь детей дошкольного и младшего школьного возраста, — особый этап онтогенетического развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_rechi.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследования детской речи в отечественной психологии и лингвистике Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №2 Приморского района: Типина Е.П. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Санкт-Петербурга

Слайд 2

Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) Российский языковед, литературовед, философ. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый крупный теоретик лингвистики в России.

Слайд 3

Арбуз и Лампочка

Слайд 4

В этом случае заключены многие закономерности, одна из которых – мотивация нового значения слова, развитие многозначности слова (полисемия). Через сто лет сформировалась наука Психолингвистика. И первым объектом ее изучения стала детская речь.

Слайд 5

Речевой онтогенез – совокупность речевых преобразований, претерпеваемых языковой личностью от рождения до конца жизни (термин «онтогенез» ввел нем. биолог Геккель в 1866 г.). Детская речь, т.е. речь детей дошкольного и младшего школьного возраста, — особый этап онтогенетического развития речи.

Слайд 6

Детская речь - основной и наиболее удобный источник для выяснения законов умственного развития ребенка, дает разнообразные и точные данные о характере его мышления. Данные детского языка позволяют лингвистике изучать, например, структуру языка, что не всегда возможно через исследование речи взрослых .

Слайд 7

Отечественные исследователи И.Н. Горелов Е.С. Кубрякова А.А. Леонтьев Д.Б. Эльконин

Слайд 8

Концепция Л.С.Выготского: «О развитии речи как специфической деятельности, опосредованной языковыми знаками». Работа А.Р.Лурия:«Знаковая регуляция человеческого поведения». Работа А.Н. Леонтьева:«Интериоризация психических функций как основа развития речи, языка и мышления». Работа А.А.Леонтьев и А.М.Шахнарович: «Закономерности становления и развития языковой способности человека».

Слайд 9

Иван Алексеевич Сикорский Детский язык как область лингвистики изучался в нашей стране довольно несистематично, о чем свидетельствуют данные библиографических указателей по вопросам детской речи. Наиболее ранние публикации относятся к концу XIX века. Работа И.А. Сикорского была посвящена изучению общепсихологических аспектов детской речи .

Слайд 10

Александр Николаевич Гвоздиев (1892-1959) Одним из наиболее крупных и известных исследований такого рода стала работа, проведенная А.Н. Гвоздевым, опубликованная в 1949 году. В этом исследоваии прослеживается процесс формирования у ребенка грамматического строя от появления первого слова до школьного возраста.

Слайд 11

Благодарим за внимание

Слайд 12

Литература Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (До-словесный период) / Е.И. Исенина. – Иваново, 1983. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974 Карпова С.Н. К проблеме ориентировки дошкольника на слово как на элемент речи // Психол. ис-след. М., 1975. Вып. 5 Сикорский И.А. О развитии речи у детей. Киев; Харьков, 1899. Т. 5. Студопедия http://studopedia.ru Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи – М., 2000. 26.9.16