Глоссарий по дисциплине «Специальная педагогика».

Берестова Юлия Александровна
В документе представлены основные термины, используемые в специальной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terminy_dlya_diktanta_glossariy.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Глоссарий по дисциплине «Специальная педагогика».

  1. Абилитация - комплекс реабилитационных, психолого-педагогических и лечебных мер, направленных на преодоление нарушений и социализацию развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. (Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии)
  2. Аномалия- ( от.греч. anomalia) – отклонение от нормы,от общей закономерности.

Аномалия – отклонение от структуры и/ или функции, присущей данному биологическому виду или функциональной системе, возникшее в результате нарушения развития организма.

  1. Девиация- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. ( Громов И.А., Мацкевич И.А., Семёнов В.А. Западная социология. – СПб.: ООО «Издательство ДНк», 2003ю – с. 532.)
  2. Депривация ( психическая) – психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых у человека не имеется возможности для удовлетворения его основных психосоциальных потребностей достаточной мере и в течение длительного времени. Депривация у ребенка- особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных личностных и социальных потребностей. ( Глухов В.П.)  Депривация- психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций , которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени. ( Мардахаев)
  3. Дезадаптация – нарушение приспособления к окружающей среде. В специальной педагогике в настоящее время выделяют несколько видов дезадаптации: школьную ( неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет школа), социальную 9неумение соответствовать требованиям окружения). ( Мардахаев)
  4. Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ( из лекций О.В. Кобзевой)
  5. Дефективный - имеющий физические, психические или иные недостатки, пороки. ( педагогическй словарь, интернет-ресурс)
  6. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их развития, обучения, воспитания. Современные синонимы – специальная, коррекционная педагогика. ( Мардахаев)
  7. Дизонтогенез – нарушение нормального психического развития ( из лекций О.В. Кобзевой)
  8. Дифференциация в образовании лиц с ОВЗ - организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах спец. (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта.
  9. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функция организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. ( Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. От 01.06.2017) « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации)
  10. Инклюзия в образовании лиц с ОВЗ - это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. (3)
  11.  Интеграция ( объединение), интегрированное обучение-совместное обучение нормальных и особенных учащихся в общеобразовательном пространстве ( школа, детский сад). По степени интеграции выделяют: полную, частичную, комбинированную. ( Мардахаев)  
  12. Компенсация - восстановление или восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие нарушений развития, перенесенных заболевай и травм. ( Глухов В.П)
  13. Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие интеллектуальных, физических, речевых, сенсорных возможностей личности «особенных»  детей и подростков. ( Мардахаев «Специальная педагогика»)
  14. Коррекционная (специальная) педагогика- это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.  (4)
  15. Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) – лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности. ( инетрнет-ресурс).
  16. Логопедия - (от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. (Педагогический словарь).
  17. Недостаток развития – это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. ( )
  18. Норма- оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях.

Статистическая норма- с точки зрения статистики, нормальное явление, находящееся в рамках средней величины или оговоренной меры распределения.

Функциональная и индивидуальная норма- оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный путь развития и любое отклонение считать отклонением  от нормы только в сопоставлении с этим путем.

Социокультурная норма - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.

Социально-психологическая норма – это система требований, предъявляемых обществу психическому и личностному развитию каждого из ее членов.

Идеальная норма- понимается как оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях.

  1. Олигофренопедагогика - (от греч. oligos — малый, phren — ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического  развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки. (Педагогический словарь)
  2. Реабилитация-в медико-педагогическом значении - возвращение больного к нормальной жизни и к труду в пределах его психофизических потребностей. ( Глухов В.П.)
  3. Сенсорный- способ чувственного познания.

Сенсорное развитие – совершенствование ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. (5)

Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

(https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4810/%d0%a1%d0%9e%d0%a6%d0%98%d0%90%d0%9b%d0%98%d0%97%d0%90%d0%a6%d0%98%d0%af)

  1. Социум - коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической  и культурной жизни.( толковый словарь Т.Ф. Ефремовой)
  2. Специальная педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ОВЗ, нуждающегося в специализированных индивидуальных  методах воспитания и обучения. ( Глухов В.П)
  3. Сурдопедагогика - составная часть специальной педагогики; предметом сурдопедагогики является обучение и воспитание детей и подростков с нарушением слуха. (Мардахаев)
  4. Тифлопедагогика - (от греч. typhlos - слепой) - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. (https://studfiles.net/preview/4531741/)
  5. Толерантность - (англ., фр.- терпимость от лат. - терпение) - терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. ( Политология. Словарь)
  6. Эмпатия (от греч. «сопереживание») – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. ( Большая психологическая энциклопедия)