Колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку

Терентьева Дарья Евгеньевна

    Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terenteva.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку.

С первых минут жизни ребенка взрослый, и это, в первую очередь, мать становится для ребенка проводником в этом новом для него мире и источником удовлетворения всех его жизненных потребностей. Общение с матерью, близкий эмоциональный контакт с нею является для ребенка жизненно-необходимым. Первые месяцы жизни ребенок внутренне сосредоточен, всё для него в этом мире необычно и тревожно. Воспринимая голос матери, еще не понимая содержания, малыш слышит в нем нежность, спокойствие и любовь, обращенные к нему. Присутствие матери, ее голос позволяют младенцу почувствовать себя в безопасности.

Главным воспитателем человека в детстве всегда была мама. И свое воспитание она начинала с колыбельной песни. В давние времена, именно колыбельная заменяла, особенно крестьянским детям, школу и книги, давала детям возможность ощутить себя нужным и любимым в этом мире, первые представления о взрослом мире мужчин и женщин. Колыбельная пелась, как правило, тихим, спокойным голосом, что позволяло малышу уловить радостный, светлый тон песни. Под монотонный мотив колыбельной песни в голове матери плывет дума за думой, воспоминание за воспоминанием, Будущее сына или дочери видится светлым, радостным, заполненным трудом в поле, в доме, и даже летняя страда не пугает, а кажется «веселой»:

Будем рано разбужать,

На работку посылать,

На работу, на таку

Да на веселую страду.

Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращение к мальчику и обращение к девочке. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок. Женщина — трудолюбива, скромна, добра. Напевая колыбельную сыну, мать хотела видеть его сильным, трудолюбивым, своей будущей опорой. Одновременно в колыбельных проводилась гендерно направленная профориентация.

Колыбельные песни — это первая ступенька в формировании полноценной личности ребенка, способствующие протеканию счастливого, полноценного детства. К сожалению, надо отметить, что в современном обществе колыбельные песни уходят из нашей жизни. Все реже и реже современные мамы поют своему малышу, забывая о том, что колыбельные песни — это часть народной памяти. Колыбельная песня сближает между самых разных, не похожих друг на друга родителей, она легко находит общий язык с другими народами, сближает их.

Потешки начинают применять где-то на втором году жизни ребенка, когда ребенок, как правило, уже имеет первичный словесный фонд и даже произносит первые слова. Потешки — стихи с элементами игр. («Ладушки», «Сорока — сорока», «Коза — рогатая»). В процессе таких игр происходит не только эмоциональное общение ребенка с матерью или другими родственниками, но и физическое. Ребенку очень важно чувствовать теплоту мамин рук, ее нежные прикосновения при выполнении упражнений.
Когда ребенок подрастет и начнет понимать обращенную к нему речь, потешки начинают включать в себе наставления, ориентирующие ребенка на правильное поведение, принятое в обществе и дающие примеры нравственного поведения: коза бодает тех, кто не пьет молока. В «Ладушках» кошку наказали за то, что она съела чужую кашу, а в «Сороке» высмеивается лень.

Это целый «урок» ребенку. В процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания, малыш учиться понимать, что хорошо, а что плохо, гуманному отношению к окружающему миру, отличать добро от зла, трудолюбию.

Прибаутка — это весёлая история в стихотворной форме, увлекающая ребенка своим содержанием, которую рассказывает мама своему малышу. Прибаутками развлекают и потешают детей. Прибаутка от потешки отличается тем, что потешка сопровождается определенными игровыми действиями, а прибаутка — нет.  Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Прибаутка помогает разнообразить мир малыша. Эти произведения предназначены для малышей 2го-3го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире.

Содержание прибауток яркое и динамичное. Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Таким образом, произведения материнской поэзии являются единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир. Надо сказать, что мамы и бабушки знали множество колыбельных песен, потешек, пестушек и прибауток. Эти знания передавались из поколения в поколение, из века в век. Знакомство с ними начиналось с раннего детства. Они учат, совершенствуют разум, воспитывают физически и нравственно, доставляют детям истинно эстетическое наслаждение. Благодаря поэтическому воздействию потешек, в детях с самого раннего детства воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки.