Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии.
Основной задачей инклюзивного образования является установление здоровых межличностных отношений в обществе. Люди должны научиться нормально относиться к разнообразию человеческих культур, человеческих проявлений и человеческого здоровья в том числе. Инклюзия должна дать детям с ограниченными возможностями шанс максимально интегрироваться в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
специалисты инклюзивного образования | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии.
Основной задачей инклюзивного образования является установление здоровых межличностных отношений в обществе. Люди должны научиться нормально относиться к разнообразию человеческих культур, человеческих проявлений и человеческого здоровья в том числе. Инклюзия должна дать детям с ограниченными возможностями шанс максимально интегрироваться в общество. Дети с ограниченными возможностями, в основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И общеобразовательная организация - это единственная возможность для детей обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир. Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались вместе с обычными детьми по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети. Единственное, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей.
Инклюзивное образование оказывается принципиально невозможным без организации взаимодействия специалистов. Такое командное взаимодействие определяется как: сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организацию поддержки его семье.
Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием приема детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Взаимодействие учителя, воспитателя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по-настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт работы школ, реализующих инклюзивную практику, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих задач по включению ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной.
Какие же специалисты должны сопровождать ребёнка с ОВЗ при обучении?
Педагог-психолог на основе исследований совместно со специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума:
— устанавливает актуальный уровень развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;
— выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
— определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с ребенком;
— ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается ребенок;
— помогает учителю и другим специалистам наладить взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями обучающихся инклюзивного класса;
— повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;
— проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей учащихся;
— совместно с координатором по инклюзии и администрацией школы проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.
Но, хочу отметить, что в школе, обычно, есть один педагог-психолог на несколько сотен учащихся. Поэтому один специалист не в состоянии справиться с большим количеством вопросов, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. На мой взгляд, задачами психолога в школе будут являться: разъяснение учителю, администрации школы тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, его причин; помощь в подборе форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики адаптации ребенка; раннее выявление тех или иных затруднений у ребенка и его родителей, у учителя и воспитателя класса
Социальный педагог —специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для школьной команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др. общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Важная сфера деятельности. Социальный педагог помогает родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей. Такой специалист может помочь учителю, другим специалистам школы в создании «Родительского клуба», разработке странички на сайте школы, посвященной инклюзии, поиске нужной информации.
Учитель-дефектолог — осуществляет коррекционно-развивающую работу, способствующую умственному развитию детей с трудностями обучения, формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин. Дефектолог проводит диагностическое обследование детей с отклоняющимся развитием, а также детей по разным причинам не усваивающих школьную программу. В процессе специального обследования и динамического наблюдения, совместно с другими специалистами дефектолог выявляет:
— уровень умственного развития учащихся;
— отношение школьников к учебной работе, характер учебной мотивации;
— обучаемость: восприимчивость школьников к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;
— отношение ученика к оценке учителя, сформированность самооценки;
— достижения ребенка в учении (уровень и качество обученности) и способы учебной работы;
— темп работы, работоспособность.
По результатам обследования дефектолог совместно с учителем, педагогом сопровождения, логопедом определяет объем и содержание коррекционной работы, необходимой данному ребенку, проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития детей и степень усвоения учебного материала.
Работа дефектолога в инклюзивном классе ведется в тесном контакте с учителем, педагогом сопровождения и логопедом. Регулярно обсуждается работа ребенка на уроках и занятиях, трудности, возникающие в процессе обучения и пути их преодоления.
Дефектолог решает прежде всего коррекционные задачи: развивает
мышление, тренирует зрительное и слуховое внимание, память, формирует зрительно-пространственное и временное восприятие, развивает навыки анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас ребенка.
Важное направление деятельности учителя-дефектолога — методическая помощь учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям ребенка. Совместно с учителем-логопедом, ассистентом учителя (тьютором) дефектолог подбирает формы организации учебной работы, методы, приемы обучения, что способствует в конечном итоге его успешной социализации.
Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой
— устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;
— разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;
— проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла-;
— совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений;
— проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.
Кроме вышеперечисленных специалистов, в процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя). Эти должности являются новыми для школ.
Тьютор (ассистент учителя) специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (если есть) необходимость индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.
Основная задача тьютора — помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.
Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в трех основных направлениях:
• Взаимодействие в процессе обучения детей;
• Взаимодействие в процессе социализации ребенка;
• Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка».
На практике тьюторами работают в основном специальные педагоги, учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, логопеды), педагоги без специального образования, психологи, социальные педагоги и др.
Цели и задачи в работе тьютора сопровождения .
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ограниченными возможностями в среду общеобразовательной реализации этой цели необходимо решение задач:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе:
- конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс;
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с особыми образовательными потребностями;
- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка;
- работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности;
3. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
В данное время сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с особыми образовательными потребностями. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования. Тьютор (помощник учителя) может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов.
Таким образом, в результате взаимодействия учителя и тьютора решаются такие важнейшие задачи, как:
— помощь ребенку с особенностями развития в адаптации к школьной среде, группе условно «нормально» развивающихся сверстников;
— помощь всему классу в создании атмосферы благожелательности, принятия друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных особенностей;
— помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;
— помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности.
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Практика показывает, что на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика.
Координатор по инклюзии (методист) - специалист, играющий важную роль в организации процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школы, создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении.
Координатор по инклюзии — основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом важно помнить, что координатор, как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.
Учитель является полноправным и — как правило — основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.
При этом основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
Инклюзивный подход определяет необходимость адаптации и модификации образовательного процесса, создания новых форм и способов организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для управления инклюзивными процессами внедряются командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностика и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
Инклюзивный подход определяет необходимость адаптации и модификации образовательного процесса, создания новых форм и способов организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для управления инклюзивными процессами внедряются командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностика и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
На мой взгляд, во многих школах не торопятся решать проблемы, связанные с обучением детей с ОВЗ. Но всё-таки общество стало поворачиваться лицом к «особым людям». И я думаю, что со временем мы воспитаем поколения людей, которые будут относиться к людям с проблемами, как к полноправным членам общества, будут думать об их нуждах и создавать для них приемлемые у
Список использованной литературы.
- С.М. Соколова «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы» Иркутск. 2011г.
- Л.Ф. Афанасьева «Особенности образовательного процесса в классах коррекции» Волгоград «Учитель».2010г.
- Коррекционная педагогика Б.П. Пузанова. Москва «Академия» 1999г.
- Н.М. Гончарова « Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Волгоград «Учитель» 2007г.
- И.Г. Савельева «Коррекционно-развивающее обучение». Волгоград «Учитель» 2009г.
- «Выготский Л. С. Проблема возраста». Выготский Л. С. Психология,
Москва 2000.
- «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи». Научно-практический сборник, выпуск 6-7, «Теревинф» Москва 2009.
- «Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы». Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Белогурова А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В., Москва 2012.
- «Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе». Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В., «Теревинф» Москва 2011.
- «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)». Баенская Е. Р., Теревинф Москва 2007.