Научная статья "Психологическое сопровождение дошкольников с агрессивными формами поведения"

Туляшева Альбина
Психологическое  сопровождение дошкольников с агрессивными формами поведения
 
В последнее время проблема агрессивного поведения у детей стала одной из самых важных и актуальной в психолого-педагогической науке.
Вспышки агрессии, целенаправленное разрушительное поведение, которое может причинить вред другому человеку или живому существу, может возникать по ряду факторов, среди которых плохие социальные условия проживания детей, отсутствие правильной линии поведения со стороны родителей, неумение устанавливать контакты в социуме.
 Все это мешает процессу благоприятной социализации. Особенно важен этот процесс в дошкольном возрасте, так как в этот период закладываются основные социальные нормы, умение коммуницировать в социуме. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и разными жизненными ситуациями могут проходить не всегда гладко. Для снижения агрессивного поведения детей нужна система психолого-педагогических условий на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному. Помочь детям научиться справляться со своими отрицательными эмоциями, научить выражать их в социально-приемлемой форме, навыки контактности со сверстниками, толерантности, отзывчивости на чужие переживания. В поведенческих особенностях таких детей можно наблюдать излишнюю настороженность, драчливость, подозрительность, заниженная самооценка, отстаивание своих позиций.
Деятельность должна подразделяться на 3 блока - детское направление, родители, воспитатели.
Детский блок или коррекционно-развивающая работа связана, в первую очередь с обучением умения владеть собой в различных ситуациях, умение выражать гнев в правильной форме, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии, основы нравственного развития, доброжелательности. Устранение аффекта «вычурности», формирование адекватной самооценки. Упражнения на снижения уровня высокого напряжения детей. Определить группу детей с высоким уровнем личностной тревожности (сверхчувствительность отношению других людей к себе). Такие дети большинство ситуаций воспринимают как  угрожающие. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий.
Так, например, для снижения агрессивности и обучения приемлемым способам выражения гнева, можно использовать такие игры как: «Добрый, злой гном», «Волшебный мешок», «Клубок эмоций», «Разожми», «Бой на мосту». Для регуляции самоконтроля можно использовать такие игровые приемы как: «Держу себя в руках», «Я смогу», «Назад, вперед, остановись». Для того чтобы, ребенок мог приемлемым способом выйти из конфликтной ситуации, можно использовать ситуационные игры, где ребенок может увидеть широкий спектр разных поведенческих действий, игры на взаимодействие, драматизации, ролевое проигрывание нужных действий в обычных жизненных ситуациях. Такие игры как «Попроси дать игрушку», «Пожалуйста», «Своя тень», «Если есть в округе злюки». Включение в занятия психогимнастики, телесные релаксации. Также, закрепление способности разъединять такие понятия как «добро и зло», моральные установки, навыки умения сопереживать другим людям, учиться сострадать.
Взаимодействие с родителями обязательно должно быть включено в занятия с агрессивным ребенком. Большинство родителей мало осведомлены об эмоциональных потребностей своих детей и не обладают нужными навыками для конструктивного взаимодействия с ними. Взрослые должны понимать, что эффективная работа будет использована на максимуме при совместном сотрудничестве, это кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, может остаться устойчивой чертой, с сохранением и проявлении ее в дальнейшем[1]. И зачастую, именно в родительских взаимоотношениях с ребенком скрывается истина агрессивного поведения. Именно из семьи дети подкрепляют знания о различных форм агрессивного поведения. Очень часто наблюдаются такие тенденции, что дома дети предоставлены сами себе, и в свое свободное время просматривают много «агрессивных мультиков», родители с раннего возраста позволяют маленьким детям играть в компьютерные игры с элементами насилия, пытаясь не отстать от моды и современных тенденций, покупают новомодные игрушки, которые явно содержат подтекст агрессивности. В работе с родителями используются консультации тет-ат-тет, тренинговые занятия «Вместе с мамой», индивидуальные рекомендации.
Деятельность, направленная на работу с воспитателями, базируется на следующих направлениях: информирование об личных особенностях ребенка, со спектром агрессивного поведения, умению распознать собственные негативные проявления, понимать свою эмоциональную составляющую, особенно при общении с ребенком, у которого есть агрессивные тенденции, обучение приемам «активного» слушания, умению направлять агрессивную энергию детей в «конструктивное русло». Формы работы такие как: беседы, личные консультации, тренинги и ролевые игры, анализ различных ситуаций. Важно донести до педагогов, что именно они создают своими действиями рабочее настроение в детском коллективе. Их действия также способствует возникновению хорошего, бодрого настроения у каждого ребенка, закрепление устойчивых эмоциональных реакций, сплочение детей. Воспитателям надо меньше заострять негативные проявления агрессивного ребенка у всех на виду, так как дети часто очень быстро подхватывают «отрицательного героя», и ребенок которому и так сложно в коллективе, еще больше может стать изгоем в группе. И его негативные эмоциональные реакции еще больше проявляются во вне.
Таким образом, чтобы снизить уровень агрессивности у детей, необходимо улучшить взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Литература:
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.
Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. – 2000. – №10.
Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004.
Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. – М.: «Генезис», 1999.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nauchnaya_1.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое  сопровождение дошкольников с агрессивными формами поведения

Бодрова А.Б., Платонова Е.В., Гаврилова Н.В.

МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г.Тамбов, ds117@city.tambov.gov.ru

В последнее время проблема агрессивного поведения у детей стала одной из самых важных и актуальной в психолого-педагогической науке.

Вспышки агрессии, целенаправленное разрушительное поведение, которое может причинить вред другому человеку или живому существу, может возникать по ряду факторов, среди которых плохие социальные условия проживания детей, отсутствие правильной линии поведения со стороны родителей, неумение устанавливать контакты в социуме.

 Все это мешает процессу благоприятной социализации. Особенно важен этот процесс в дошкольном возрасте, так как в этот период закладываются основные социальные нормы, умение коммуницировать в социуме. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и разными жизненными ситуациями могут проходить не всегда гладко. Для снижения агрессивного поведения детей нужна система психолого-педагогических условий на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному. Помочь детям научиться справляться со своими отрицательными эмоциями, научить выражать их в социально-приемлемой форме, навыки контактности со сверстниками, толерантности, отзывчивости на чужие переживания. В поведенческих особенностях таких детей можно наблюдать излишнюю настороженность, драчливость, подозрительность, заниженная самооценка, отстаивание своих позиций.

Деятельность должна подразделяться на 3 блока - детское направление, родители, воспитатели.

Детский блок или коррекционно-развивающая работа связана, в первую очередь с обучением умения владеть собой в различных ситуациях, умение выражать гнев в правильной форме, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии, основы нравственного развития, доброжелательности. Устранение аффекта «вычурности», формирование адекватной самооценки. Упражнения на снижения уровня высокого напряжения детей. Определить группу детей с высоким уровнем личностной тревожности (сверхчувствительность отношению других людей к себе). Такие дети большинство ситуаций воспринимают как  угрожающие. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий.

Так, например, для снижения агрессивности и обучения приемлемым способам выражения гнева, можно использовать такие игры как: «Добрый, злой гном», «Волшебный мешок», «Клубок эмоций», «Разожми», «Бой на мосту». Для регуляции самоконтроля можно использовать такие игровые приемы как: «Держу себя в руках», «Я смогу», «Назад, вперед, остановись». Для того чтобы, ребенок мог приемлемым способом выйти из конфликтной ситуации, можно использовать ситуационные игры, где ребенок может увидеть широкий спектр разных поведенческих действий, игры на взаимодействие, драматизации, ролевое проигрывание нужных действий в обычных жизненных ситуациях. Такие игры как «Попроси дать игрушку», «Пожалуйста», «Своя тень», «Если есть в округе злюки». Включение в занятия психогимнастики, телесные релаксации. Также, закрепление способности разъединять такие понятия как «добро и зло», моральные установки, навыки умения сопереживать другим людям, учиться сострадать.

Взаимодействие с родителями обязательно должно быть включено в занятия с агрессивным ребенком. Большинство родителей мало осведомлены об эмоциональных потребностей своих детей и не обладают нужными навыками для конструктивного взаимодействия с ними. Взрослые должны понимать, что эффективная работа будет использована на максимуме при совместном сотрудничестве, это кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, может остаться устойчивой чертой, с сохранением и проявлении ее в дальнейшем[1]. И зачастую, именно в родительских взаимоотношениях с ребенком скрывается истина агрессивного поведения. Именно из семьи дети подкрепляют знания о различных форм агрессивного поведения. Очень часто наблюдаются такие тенденции, что дома дети предоставлены сами себе, и в свое свободное время просматривают много «агрессивных мультиков», родители с раннего возраста позволяют маленьким детям играть в компьютерные игры с элементами насилия, пытаясь не отстать от моды и современных тенденций, покупают новомодные игрушки, которые явно содержат подтекст агрессивности. В работе с родителями используются консультации тет-ат-тет, тренинговые занятия «Вместе с мамой», индивидуальные рекомендации.

Деятельность, направленная на работу с воспитателями, базируется на следующих направлениях: информирование об личных особенностях ребенка, со спектром агрессивного поведения, умению распознать собственные негативные проявления, понимать свою эмоциональную составляющую, особенно при общении с ребенком, у которого есть агрессивные тенденции, обучение приемам «активного» слушания, умению направлять агрессивную энергию детей в «конструктивное русло». Формы работы такие как: беседы, личные консультации, тренинги и ролевые игры, анализ различных ситуаций. Важно донести до педагогов, что именно они создают своими действиями рабочее настроение в детском коллективе. Их действия также способствует возникновению хорошего, бодрого настроения у каждого ребенка, закрепление устойчивых эмоциональных реакций, сплочение детей. Воспитателям надо меньше заострять негативные проявления агрессивного ребенка у всех на виду, так как дети часто очень быстро подхватывают «отрицательного героя», и ребенок которому и так сложно в коллективе, еще больше может стать изгоем в группе. И его негативные эмоциональные реакции еще больше проявляются во вне.

Таким образом, чтобы снизить уровень агрессивности у детей, необходимо улучшить взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.
  2. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. – 2000. – №10.
  3. Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004.
  4. Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. – М.: «Генезис», 1999.