Опыт наставничества в логопедии

Скитяева Людмила Юрьевна

Правильно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в образовательном учреждении, является одним из факторов успешного входа в профессиональный мир. Проблема организации квалифицированной помощи в период адаптации на практике в общеобразовательном учреждении остается социально значимой и актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_nastavnichestva_v_logopedii.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО – ШАГ К УСПЕХУ

Людмила Юрьевна Скитяева

Учитель-логопед

Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В данной научной статье будет раскрыт опыт наставничества в логопедии. Особенностью начала карьеры начинающих логопедов является то, что с самого первого дня начала своей деятельности от молодых специалистов ожидают тех же качеств, что и от специалистов с многолетним стажем. Исходя из этого, молодые специалисты в области логопедии, несущие равную с опытными коллегами ответственность, без опытного наставника, будут находиться в  состоянии растерянности и неопределенности.

Ключевые слова: Логопед, наставник, специалист, опыт.

 

Mentoring is a step to success

Liudmila Urevna Skitiyeva

speech therapy

Regional state educational budgetary institution «Elizovskaya boarding school for students with disabilities»

In this scientific article, the experience of mentoring in speech therapy will be revealed. A future of the beginning of the career of notice speech therapists is that from the very first day of the beginning of their activities, young professionals are expected to have the same qualities as specialists with many years of experience. Based on this, young specialists in the field of speech therapy, bearing equal responsibility with experienced colleagues, without an experienced mentor, will be in a state of shock.

Keywords: Speech therapist, mentor, specialists, experience.

 

Для начала следует отметить, что следует включить в понятие наставничество. Под наставничеством подразумевается способ передачи знаний, а также навыков и умений молодому специалисту, которые идут от более опытного и знающего человека. Наставничество является определенным типом подготовки молодого специалиста, при котором его занятость происходит под наблюдением и поддержкой опытного в данной сфере наставника.

На мой взгляд, наставничество является постоянным диалогом, целью которого будет помочь начинающему специалисту понять культуру языка и технологию работы. Основным фактором в области наставничества должна быть готовность, как начинающего логопеда, так и наставника к совместной работе.

В области логопедии существует большое количество видов наставничества, но, по моему мнению, наибольший результат будет давать индивидуальное и открытое. Данный вид наставничества предполагает постоянный контакт с наставником-педагогом, общение в разных видах обстановок, в том числе и при использовании современных технологий. [1]

Многие начинающие логопеды, имеющие небольшой опыт работы, чаще всего сталкиваются с определенной неуверенностью во взаимодействие с людьми. Наиболее остро данная проблема проявляется при общении с детьми, так как молодые специалисты боятся осуждения со стороны родителей и более опытных коллег, а также сильно переживают за конечный результат работы. [3]

Целью данного исследования, трактуемого со стороны наставника, является помощью молодому специалисту в адаптации на рабочем месте. Также повысить уровень профессиональных знаний и квалификации. Развитие в молодом логопеде уверенности в собственных силах.

Задачами проведенного исследования являются:

  1. Должное обеспечение методической, теоретической и психологической поддержки молодого логопеда.
  2. Оказание необходимой помощи в методической и практической сфере, с целью повышения уровня профессионализма молодого логопеда.
  3. Стимулирование к самостоятельному повышению уровня логопеда, овладение наиболее современными программами обучения.
  4. Показ и изучение практических способов обучения более опытными специалистами.
  5. Анализ результатов работы логопеда во всех направлениях его деятельности.

По мнению автора статьи, существует 3 этапа становления молодого логопеда:

  1. Адаптация – изучение необходимых норм логопедии.
  2. Стабилизация – достижение профессиональной компетентности.
  3. Преобразование – достижение самодостаточности как специалиста.

После изучения большого количества литературы становится понятно, что на протяжении многих лет работы в области логопедии, сложилась строго определенная система, благодаря которой формируется наставничество в данной области. Существующая методика состоит из трех последовательных этапов. [2]

Первым этапом является адаптация. На данном этапе происходит выделение компетентности и степени ответственности молодого логопеда, также выявляются существующие пробелы в знаниях и навыках. На протяжении данного этапа, наставнику следует разработать индивидуальный план для молодого логопеда.

Данный индивидуальный план будет включать в себя, и отражать все основные направления деятельности молодого логопеда. Подобного рода план составляется таким образом, чтобы существовала возможность его корректировки в течение срока наставничества.

Вторым этапом будет являться проектировка. На данном этапе происходит разработка и последующая реализация программы, а также корректировка навыков специалиста.

На втором этапе выстраивается определенная программа собственного развития логопеда, которая включает:

  1. Проведение консультаций с наставником.
  2. Изучение опыта более опытных логопедов.
  3. Повышение мастерства в сфере логопедии.

На данном этапе молодой логопед изучает не только опыт работы своего наставника, но и других более опытных коллег.

Формы методической работы, являющиеся традиционными, в которых главная роль уделялась докладам, утратили свое значение из-за низкой эффективности и отсутствием необходимой обратной связи. Сегодня, в области логопедии, следует использовать современные, активные формы работы, которые предполагают вовлечение молодого логопеда в постоянную практическую работу.  

Именно данный этап является основным в оценке молодого логопеда наставником. Так как ежедневно любой молодой логопед испытывает постоянную потребность в положительной оценке проведенного им труда.

Третьим этапом будет оценка. На данном этапе производится контроль полученных профессиональных навыков молодым логопедом и в последующем определяется степень его готовности к выполнению прямых обязанностей.

Само по себе наставничество, особенно в рассматриваемой в данной статье области, а именно в логопедии, должно должным образом стимулировать молодого специалиста к самосовершенствованию.

В качестве заключения следует сказать, что использование в области логопедии системы наставничества способно позволить будущим специалистам наиболее быстро адаптироваться к работе, а также почувствовать необходимую уверенность в собственных силах. Данная система также способна принести пользу и наставнику. Работая с молодыми логопедами, более опытные специалисты способны еще больше повысить уровень своих профессиональных навыков. Общаясь с более молодыми специалистами, опытные логопеды приобретают новые взгляды в профессиональной области. [1]

 

Библиографический список

  1. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник/ Электронный ресурс.
  2. Басаргина Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения. – Новосибирск: СГУПСа, 2008. – С. 281-287/ Электронный ресурс.
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.

Методическое пособие. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. 

 

Приложения

 

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

логопеда-наставника и молодого логопеда

 

Информация об участниках взаимодействия

 

 

Информация о логопеденаставнике

Информация о молодом логопеде

ФИО

 

 

Дата рождения

 

 

Должность

 

 

Образование

 

 

Стаж работы

 

 

Стаж работы по профилю логопедической деятельности

 

 

Стаж работы в данном учреждении

 

 

Квалификационная категория