Программа по сдоровьесбережению МАДОУ "Детский сад №16 "Тополоек"

Шуппе Светлана Анатольевна

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu.docx66.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Тополек» г. Енисейска Красноярского края

663183,Россия, Красноярский край, г. Енисейск ул. Перенсона,85,

ИНН/ КПП:  2447010115 / 244701001ОКПО 85040142, ОГРН 1082447000239; ОКАТО 04412000000 ОКФС 14 ОКОПФ 73

Телефон 8 (39195) 2-44-78; 8(39195) 2-30-22; электронная почта:  madoy16topolek@mail.ru

ПРИНЯТО

на Совете педагогов МАДОУ

«Детский сад № 16 «Тополек»

протокол

от  06.10 .2022г. №  

Утверждено

Приказом №    

от 06.10.2022г

Заведующим МАДОУ    «Детский сад № 16 «Тополек»

__________ Коржова Л. В

 

   Программа по здоровьесбережению

МАДОУ «Детский сад №16 «Тополек»

            на период 2022-2024гг

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель и задачи.
  3. Объекты программы.
  4. Основные принципы.
  5. Мероприятия по Программе по здоровьесбережению используемые в МАДОУ.

6. Система здоровьесберегающих технологий в работе МАДОУ.

7. Организация двигательного режима детей.

     8. Кадровое обеспечение программы.

 9. Правила применения здоровьесберегающих технологий при планировании и ведении оздоровительной деятельности в        МАДОУ.

 10. Глоссарий.

     11. Приложения

  1. Пояснительная записка

   Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями (законными представителями) и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная с дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

    Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.

    В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

    Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья детей, но и на перспективы их дальнейшего развития.

    Поэтому, начиная с раннего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

   В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

   Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

    Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Они регламентируются и обеспечиваются рядом нормативно - правовых документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.), «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией ООН «О правах ребенка», «Семейным кодексом РФ», Конституцией РФ, ст. 38, 41, 42, 43, «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Приказом Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г, Уставом ДОУ.

    Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

   Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей раннего и дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

   Таким образом, проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

    Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.

2. Цель и задачи программы

Цель программы: Создание оптимальных здоровьесберегающих условий в детском саду, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса, формирование устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи:

- Создание комфортного микроклимата в детском коллективе, в ДОУ в целом;

- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ;

- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей (законных представителей);

- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей;

 - Повышение валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

 Ожидаемые результаты:

- Создан комфортный микроклимат;

- В структуру профилактической, оздоровительной и воспитательно-образовательной модели ДОУ внедрены современные здоровьесберегающие технологии;

- Повышена физкультурно-оздоровительная грамотность педагогов и родителей (законных представителей);

- У детей сформированы знания, умения и навыки о сохранении здоровья и ответственности за него;

- У педагогов сформирована профессиональная позиция, являющаяся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей;

- Повышен уровень валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

3. Объекты программы

- Дети;

- Коллектив ДОУ;

- Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ

4. Основные принципы программы

- «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка;

 - Активность - включение всех участников образовательных отношений в поиск эффективных методов оздоровления детей;

 - Доступность - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;

 - Индивидуальность - оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

- Научность - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

 - Оздоровительная направленность - нацелена на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

 - Оптимальность - разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки;

- Последовательность - принцип предполагает последовательную работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

 - Систематичность - реализация, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю;

 - Сознательность - осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью.

5.Мероприятия по  Программе по здоровьесбережению

Содержание

Ответственные и исполнители

Сроки

Результат

Обеспечение режимов пребывания воспитанников в ДОУ с учётом их индивидуальных особенностей

Педагогический коллектив ДОУ

Ежедневно

Индивидуальный подход

Обеспечение воспитанников качественным сбалансированным  4-х разовым питанием соответствующим данной возрастной категории.

Медсестра

Повара

Педагоги

Мл. воспитатели

 Ежедневно

 Индивидуальный подход

Разработка и реализация плана работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников.

Медсестра Старший воспитатель

 В течение года

Повышение эффективности работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников.

Снижение уровня заболеваемости воспитанников.

Формирование системы использования здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно-образовательного процесса.

 Старший воспитатель

В течение года

Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей. Снижение уровня заболеваемости воспитанников.

Прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения

Старший воспитатель

 В течение года

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения

Проведение спортивных праздников и развлечений

 Педагогический коллектив ДОУ

В течение года

 Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) в области физического развития

Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам здоровьесбережения  

Педагогический коллектив ДОУ

В течение года  

 Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения

Проектная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Педагогический коллектив ДОУ

В течение года

Разработка и реализация проектов, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников

Старший воспитатель Медсестра

По необходимости

 Увеличение доли педагогов с высоким уровнем компетентности по вопросам здоровьесбережения

Информирование о ходе оздоровительной деятельности и её результатах

Старший воспитатель Ответственный за сайт

 В течение года

Размещение информации на стендах, сайте ДОУ и в соц.сетях

Оценка качества результатов деятельности

Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста

Старший воспитатель

Медсестра Воспитатели групп

Инструктор по физической культуре

Сентябрь, май

Анализ результатов мониторинга.

Определение перспектив деятельности.

6.  Система здоровьесберегающих технологий в работе МАДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Задачи:

5-6 лет

  1. Способствовать формированию  и закреплению  у детей полезных навыков, способствующих  хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;
  2. Развивать физические качества;
  3. Формировать интерес к физической культуре;
  4. Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества.

6 -7 лет

  1. Содействовать расширению знаний о здоровом образе жизни, формировать ценностное отношение к нему;
  2. Формировать умение осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях;
  3. Развивать эмоциональное положительное отношение к ежедневным занятиям физической культуры и др. мероприятиям физкультурно-оздоровительной направленности;
  4. Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества.

Направление деятельности

Содержание деятельности

Мероприятия

          Исполнители

Обеспечение двигательной активности

Создание условий для развития двигательной активности в соответствии с возрастом

Здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Физические упражнения и элементы спортивных  игр  во время совместной деятельности с педагогом  (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате);
  • Подвижные игры (как часть физкультурного занятия, прогулки, в группе - со средней степенью подвижности, ежедневно, подбираются в соответствии с программой по возрасту детей).
  • Элементы релаксации (применяются в зависимости от состояния детей и образовательных целей);
  • Элементы дыхательной гимнастики (после утренней гимнастики, сна, подвижных и спортивных игр с высокой степенью подвижности);
  • Утренняя  гимнастика ( ежедневно 10 – 12 минут);
  • Ходьба по массажным коврикам;

  • Физкультминутки (в качестве профилактики утомления во время образовательной деятельности, в течении 2 – 5 минут, по мере утомляемости детей);
  • Пальчиковая гимнастика (рекомендуется в любое удобное время, с раннего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой);
  • Гимнастика для глаз (по 3 – 5 минут, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, рекомендуется использовать наглядный материал);
  • Бодрящая гимнастика (после дневного сна в течении 5 –10 минут, форма проведения: упражнения в кроватках, ходьба по дорожке здоровья, легкий бег из спальни в группу и т.д.);
  • Динамическая пауза между занятиями (подвижные игры средней, малой подвижности, хороводные игры, игровые упражнения, корригирующие упражнения для профилактики состояния опорно-двигательной, дыхательной систем, психокоррекционные упражнения, упражнения для эмоционального раскрепощения; проводится ежедневно между занятиями с преобладанием статических поз, 7-10 мин.);
  • Прогулка в соответствии с требованиями СанПиН.

Инструктор по физ.культуре, воспитатели

             Воспитатели

  • Физкультурные праздники (2 раза в год 60 – 90 минут)
  • Физкультурный досуг (1 раз в месяц 30 – 35 минут)
  • День здоровья (1 раз в квартал)
  • Неделя здоровья (не менее 2 раз в год)

Инструктор по физ.культуре

Формирование

первичных представлений  ЗОЖ

Расширение знаний и представлений дошкольников о ЗОЖ

Здоровьесберегающие технологии обучения ЗОЖ:

  • Физкультурные занятия (по обучению двигательным навыкам: традиционные, сюжетно-игровые; по совершенствованию двигательных навыков и развитию двигательных способностей: игровые, тренировочные, по интересам, ритмическая гимнастика; 2 в зале, 1 на воздухе);
  • Самомассаж (в зависимости от поставленных педагогом целей, в различных формах оздоровительной работы, начиная со среднего возраста, рекомендуется показ педагога и использование наглядности).

  • Музыкальное воздействие (в качестве вспомогательных средств, как  часть других технологий, перед сном и после сна, в процессе различных видов детской деятельности);
  • Коммуникативные игры;

Инструктор по физ.культуре

Воспитатели

  • Дыхательные и вокальные упражнения
  • Музыкотерапия

Музыкальный руководитель

Закаливающие мероприятия

  • Полоскание полости рта после каждого приема пищи водой комнатной температуры;
  • Сквозное проветривание;
  • Мытье рук и лица прохладной водой;

Воспитатели

Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности:

  • Занятия познавательного цикла из серии «Здоровье»: «Секреты моего тела», «В гостях у Айболита» и др.
  • Сюжетно-ролевые игры
  • НОД творческой направленности  
  • Экспериментирование
  • Экскурсии

Мониторинг физического развития детей

Выявление уровня физической подготовленности и физического развития детей, изучение мотивов двигательной активности.

  • Диагностика физической активности («Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников»  В.И.Усаков)

Инструктор по физ.культуре

  • Динамика уровня заболеваемости
  • Измерение антропометрических показателей и определение уровня физического развития

Медсестра

Взаимодействие с родителями

Консультирование и взаимообмен по вопросам здоровьесбережения

  • Индивидуальные консультации
  • Анкетирование
  • День открытых дверей
  • Родительские собрания в нетрадиционной форме
  • Информация в родительских уголках, в папках - передвижках
  • Совместные физкультурные занятия, досуги и праздники
  • Совместные походы, экскурсии
  • Выпуски семейных газет
  • Сайт МАДОУ

Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физ.культуре, медсестра, музыкальный руководитель

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Задачи:

  1. Содействовать усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни;
  2. Обеспечить возможность удовлетворения биологической потребности ребенка в двигательной активности;
  3. Формировать умение правильно выполнять основные движения;
  4. Воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу, творчество).

Направление деятельности

Содержание деятельности

Мероприятия

Исполнители

            Обеспечение двигательной активности

Создание условий для развития двигательной активности в соответствии с возрастом

Здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Физические упражнения, подвижные   игры во время совместной деятельности с педагогом (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате);
  • Элементы релаксации (применяются в зависимости от состояния детей и образовательных целей);
  • Элементы дыхательной гимнастики в игровой форме (после утренней гимнастики, сна, подвижных и спортивных игр с высокой степенью подвижности);
  • Утренняя гимнастика (ежедневно 7 – 10 минут);
  • Ходьба по массажным коврикам;
  • Физкультминутки (в качестве профилактики утомления во время образовательной деятельности, в течении 2 – 5 минут, по мере утомляемости детей);
  • Пальчиковая гимнастика (рекомендуется в любое удобное время);
  • Гимнастика для глаз (по 3 – 5 минут, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, рекомендуется использовать наглядный материал);
  • Бодрящая гимнастика (после дневного сна в течении 5 –10 минут, форма проведения : упражнения в кроватках, ходьба по дорожке здоровья, легкий бег из спальни в группу и т.д.);
  • Динамическая пауза между занятиями (подвижные игры средней, малой подвижности, хороводные игры, игровые упражнения, корригирующие упражнения для профилактики состояния опорно-двигательной, дыхательной систем, психокоррекционные  упражнения, упражнения для эмоционального раскрепощения; проводится ежедневно между занятиями с преобладанием статических поз, 7-10 мин.);
  • Прогулка в соответствии с требованиями СанПиН.

Инструктор по физ.культуре, воспитатели

  • Физкультурные праздники (2 раза в год 30 – 40 минут)
  • Физкультурный досуг (1 раз в месяц 20 – 25 минут)
  • День здоровья (1 раз в квартал)
  • Неделя здоровья (не менее 2 раз в год)

Инструктор по физ.культуре

Формирование основ ЗОЖ

Расширение знаний и представлений дошкольников о ЗОЖ

Здоровьесберегающие технологии обучения ЗОЖ:

  • Физкультурные занятия (по 2 в зале, 1 на воздухе);
  • Музыкальное воздействие (в качестве вспомогательных средств как  часть других технологий, перед сном и после сна, в процессе различных видов детской деятельности);

Инструктор по физ.культуре

  • Дыхательные и вокальные упражнения
  • Музыкотерапия

Музыкальный руководитель

Закаливающие мероприятия

  • Полоскание полости рта после каждого приема пищи водой комнатной температуры;
  • Сквозное проветривание;
  • Мытье рук и лица прохладной водой;

Воспитатели

Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности:

  • Занятия познавательного цикла с игровым сюжетом из серии «Здоровье»: «Секреты моего тела», «В гостях у Айболита» и др.
  • Сюжетно-ролевые игры
  • НОД творческой направленности  
  • Экспериментирование

Мониторинг физического развития детей

Выявление уровня физической подготовленности и физического развития детей, изучение мотивов двигательной активности.

  • Диагностика физической активности («Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников»  В.И.Усаков)

Инструктор по физ.культуре

  • Динамика уровня заболеваемости
  • Измерение антропометрических показателей и определение уровня физического развития

Медсестра

Взаимодействие с родителями

Консультирование и взаимообмен по вопросам здоровьесбережения

  • Индивидуальные консультации
  • Анкетирование
  • День открытых дверей
  • Родительские собрания в нетрадиционной форме
  • Информация в родительских уголках, в папках - передвижках
  • Совместные физкультурные занятия, досуги и праздники
  • Выпуски семейных газет

Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физ.культуре, медсестра, музыкальный руководитель

Ранний возраст (2-3 года)

 Задачи:

  1. Создавать условия для приобщения детей к выполнению гигиенических и закаливающих процедур, формировать культурно-гигиенические навыки;
  2. Содействовать улучшению движений, повышению экономичности и ритмичности их выполнения;
  3. Создавать атмосферу психологического комфорта и предупреждать утомление;
  4. Формировать элементарные правила поведения, способствующие сохранению своего здоровья.

  • Динамика уровня заболеваемости
  • Измерение антропометрических показателей и определение уровня физического развития

медсестра

Направление деятельности

Содержание деятельности

Мероприятия

Исполнители

Обеспечение двигательной активности

Создание условий для развития двигательной активности в соответствии с возрастом

Здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Физические упражнения, подвижные игры  во время совместной деятельности с педагогом  (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате);
  • Элементы релаксации (применяются в зависимости от состояния детей и образовательных целей);
  • Дыхательные упражнения;
  • Ходьба по массажным коврикам;
  • Физкультминутки игрового содержания (рекомендуется в любое удобное время);
  • Утренняя  гимнастика (ежедневно 5-7 минут);
  • Пальчиковая гимнастика (рекомендуется в любое удобное время);
  • Бодрящая гимнастика (после дневного сна в течении 2 –3 минуты, форма проведения : упражнения в кроватках, ходьба по дорожке здоровья, легкий бег из спальни в группу и т.д.);
  • Прогулка в соответствии с требованиями СанПиН

Инструктор по физ.культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

Воспитатели

  • Физкультурный досуг (1 раз в месяц 10 - 15 минут)

Инструктор по физ.культуре

Формирование основ ЗОЖ

Формирование элементарных правил поведения, способствующих сохранению здоровья

Здоровьесберегающие технологии обучения ЗОЖ:

  • Физкультурные занятия;
  • Музыкальное воздействие (в качестве вспомогательных средств как  часть других технологий, перед сном и после сна, в процессе различных видов детской деятельности);
  • Использование малых форм УНТ  при выполнении культурно-гигиенических навыков.

Инструктор по физ.культуре

Воспитатели

Закаливающие мероприятия

  • Сквозное проветривание;
  • Мытье рук и лица прохладной водой;

Воспитатели

Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности:

  • Занятия познавательного цикла с игровым сюжетом из серии «Здоровье»: «В гостях у Айболита» и др.
  • Сюжетно-отобразительные игры
  • НОД творческой направленности  

Мониторинг физического развития детей

Выявление уровня физического развития детей.

  • Динамика уровня заболеваемости

медсестра

  • Измерение антропометрических показателей и определение уровня физического развития

Взаимодействие с родителями

Консультирование и взаимообмен по вопросам здоровьесбережения

  • Индивидуальные консультации
  • Анкетирование
  • День открытых дверей
  • Родительские собрания в нетрадиционной форме
  • Информация в родительских уголках, в папках - передвижках
  • Совместные физкультурные занятия, досуги и праздники
  • Выпуски семейных газет

Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физ.культуре, медсестра, музыкальный руководитель

                                                   7.Организация двигательного режима детей.

Модель двигательного режима по возрастным группам.

Деятельность

Группа

Группа раннего возраста

II младшая группа

Старшая группа

подготовительная к школе группа

1

2

3

4

5

Подвижные игры во время приема детей

Ежедневно

3 – 5 мин

Ежедневно

5 – 7 мин

Ежедневно

7 – 10 мин

Ежедневно

10 – 12 мин

Утренняя гимнастика

Ежедневно

3 – 5 мин

Ежедневно

5 – 7 мин

Ежедневно

7 – 10 мин

Ежедневно

10 – 12 мин

Физкультминутки

2 – 3 мин

2 – 3 мин

2 – 3 мин

2 – 3 мин

Музыкально – ритмические движения (2 в неделю)

НОД по музыкальному развитию

10 мин

НОД по музыкальному развитию

15 мин

НОД по музыкальному развитию

20 – 25 мин

НОД по музыкальному развитию

25-30 мин

Непосредственно-  образовательная деятельность по физическому развитию (2 в неделю)

3 раза в неделю

10 мин (в зале)

2 раза в неделю

15 мин (в зале)

1 раз – на воздухе (10 мин. - холодный период, 15 мин. – теплый период)

2 раза в неделю

20 – 25  мин (в зале)

1 раз – на воздухе (15 мин. - холодный период, 20-25 мин. – теплый период)

2 раза в неделю

25 – 30 мин (в зале)

1 раз – на воздухе (20 мин. - холодный период, 25 – 30 мин. – теплый период)

Подвижные игры: сюжетные, игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы

Ежедневно не менее двух игр по

5 – 7 мин

Ежедневно не менее двух

игр по

7 – 8 мин

Ежедневно не менее двух игр по

8 – 10 мин

Ежедневно не менее двух игр по

10 – 12 мин

Оздоровительные мероприятия: гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика

Ежедневно

5 мин

Ежедневно

6 мин

Ежедневно

7 мин

Ежедневно

8 мин

Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору,

3 – 5 мин

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору,

6 – 8 мин

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору,

8 – 10 мин

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору,

10 – 15 мин

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по

10 – 15 мин

1 раз в месяц по

15 – 20 мин

1 раз в месяц по

25 – 30 мин

1 раз в месяц по

30 – 35 мин

Спортивный праздник

2 раза в год по 10 – 15 мин

2 раза в год по 15 – 20 мин

2 раза в год по 25 – 30 мин

2 раза в год по 30 – 35 мин

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя.

8. Методическое обеспечение мероприятий программы

п\п

Содержание работы 2022-2024г.

Организаторы работ

1

Методические семинары, семинары-практикумы.

 

Старший воспитатель, инструктор

по физической культуре

2

Смотр-конкурс на лучшую организацию здоровьесберегающей работы в группах, на территории МАДОУ

Старший воспитатель

3

Выявление и распространение передового педагогического опыта педагогов МАДОУ в области здоровье сбережения

Старший воспитатель

4

Повышение мотивации к качественной организации здоровьесберегающей  работы через введение в стимулирующие выплаты соответствующего  критерия оценки результативности и качества труда работников

Образовательное учреждение

5

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей (законных представителей) физкультурно-оздоровительной деятельностью МАДОУ

Старший воспитатель

Инструктор по физической культуре

6

Организация и проведение  конкурса нетрадиционных пособий для организации двигательной активности детей, методических разработок мероприятий здоровье сберегающей направленности

Старший воспитатель

7

Систематизация методических материалов по проведению здоровьесберегающей деятельности со всеми возрастными группами

Все педагоги

8. Кадровое обеспечение программы

Заведующий ДОУ:  

- общее руководство по внедрению программы;  

- ежемесячный анализ реализации программы;  

- контроль соблюдения охраны жизни и здоровья детей.

Старший воспитатель:

- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы;

- проведение мониторинга (совместно с педагогами);

- контроль реализации программы.

Медицинская сестра:

- выявление часто и длительно болеющих детей;

- определение оценки эффективности показателей физического развития, критериев здоровья;

- составление плана диспансеризации;

- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;  

- контроль реализации программы.

Инструктор по физкультуре:

- определение показателей двигательной подготовленности детей;

- физкультурные занятия;

- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах в теплый период);

-  утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами.  

- реализация программы здоровьесбережения.

Музыкальный руководитель:

- реализация здоровьесбережения в образовательной деятельности

 Воспитатели:

-  реализация программы здоровьесбережения;

- пропаганда здорового образа жизни;

- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;

Заведующий хозяйством:

- обеспечение условий для предупреждения травматизма в МАДОУ

- создание материально – технических условий;

- контроль выполнения персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы;

Повар:

- контроль соблюдения технологии приготовления блюд и рационального питания;

Младший воспитатель:

- соблюдение санитарно – гигиенического режима;

- помощь педагогам в организации образовательной деятельности;

- реализация программы здоровьесбережения.

9. Правила применения здоровьесберегающих технологий при планировании и ведении оздоровительной деятельности в ДОУ.

  1. Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС.
  2. Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров.
  3. Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно - оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий.
  4. Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением организма, способствующие формированию у дошкольников ценности ЗОЖ и потребности в нем.
  5. Применять методы и приемы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения дошкольников.
  6. Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и физические возможности.
  7. Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон.
  8. Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течении каждого занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего учебно – воспитательного процесса.
  9. Не допускать травм и состояния переутомления у детей.
  10. Помнить, что, развивая физические качества, нельзя забывать про психическое, социальное и духовно – нравственное воспитание ребенка.
  11. Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно – оздоровительных мероприятий и непосредственно в учебно – воспитательной работе.
  12. Создавать искренние и доверительные взаимоотношения с воспитанниками- с одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком, в частности.

                                                                                 10. Глоссарий

Бодрящая гимнастика - проводится после дневного сна. Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягиваются, встают и ходят по массажным коврикам («дорожкам здоровья»).

 Валеология «общая теория здоровья»- наука о здоровом образе жизни.

 Гимнастика для глаз - упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Динамические паузы- заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения

утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности. Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.

Дыхательная гимнастика - способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.

Закаливание - повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

  Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.

Интегрированное занятие - это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Музыкальные занятия в ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры,игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

Пальчиковые игры - развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее

следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности.

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса

упражнений дети строятся в колонны.

Физкультминутки-проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

                                                                                   11. Приложения

Анкета для родителей.

     «Мониторинг   здоровья и физического развития детей».

  1. Часто ли болеет Ваш ребенок? (да, нет, затрудняюсь ответить).
  2. Причины болезни: а) недостаточное физическое воспитание в детском саду; б) недостаточное физическое воспитание в семье; в) наследственность, предрасположенность; г) хронические заболевания.
  3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка? (Да, не, частично).
  4. На что, Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка: а) соблюдение режима; б) рациональное, калорийное питание; В) полноценный сон; г) достаточное пребывание на свежем воздухе; д) здоровая гигиеническая среда; е) благоприятная психологическая атмосфера; ж) наличие спортивных и детских площадок; з) физкультурные занятия; и) закаливающие мероприятия.
  5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка: а) облегченная форма одежды на прогулке; б) облегченная одежда в группе; в) обливание ног водой контрастной температуры; г) хождение босиком; д) систематическое проветривание помещений группы; е) прогулка в любую погоду; з) умывание лица, шеи. Рук до локтя водой комнатной температуры.
  6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома? (да, нет, затрудняюсь ответить).
  7. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? (да, нет, затрудняюсь ответить).
  8. Кто из родителей занимался спортом, каким? Есть ли спортивный разряд? (да, ____________, нет).
  9. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? (да, нет).
  10.   Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? -  мама, папа (да, нет). - дети (да, нет). - взрослые вместе с ребенком (да, нет). - регулярно, не регулярно.
  11.  Соблюдает ли ваш ребенок дома правило личной гигиены (моет руки пере едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? (да, нет).
  12.  Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у вас дома: детский спортивный комплекс, лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей, велосипед, самокат, обруч, кегли, бадминтон, движущиеся игрушки?
  13.   Гуляете ли вы с ребенком после детского сада? (да, нет).
  14. Виды деятельности  ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни: подвижные игры, спортивные игры и упражнения, настольные игры, конструирование, лепка, просмотр телепередач, музыкально-ритмическая  деятельность, чтение книг, трудовая деятельность, походы.
  15.  Смотрите ли вы по телевидению детские спортивные передачи? (да, нет).
  16.  Какие трудности в физическом воспитании вы испытываете? (да, нет, затрудняюсь ответить).
  17.  Нужна ли вам помощь детского сада? (да, нет)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы. - М.,2009г.

2. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. - СПб., 2008г.

3. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.- СПб., 2010г.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М., 2000г.

5. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников. - СПб., 2007г.

6. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении. - СПб., 2009г.

7. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников. - СПб., 2002г.

8. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». - М., 2000г.

9. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993г.

10. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ.- М., 2005г.

11. Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду». - М., 2003г.

12. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье.- М., 2003г.

13. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.- М., 2007г.

14. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия.- В., 2009г.

15. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость! Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования СПб., 2002г.

16. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников.- М., 2003г