Участие в конференции

Бендюкова Екатерина Юрьевна

Приняла участие в конференции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления26.13 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования дети с умеренной умственной отсталостью включены в систему образования и обучаются по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП). В учебный план второго варианта АООП включен учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» и овладение грамотой – важнейший раздел данного предмета.

В рамках данного предмета предусмотрено обучение чтению в доступных для ребенка пределах. Значительная часть таких детей имеет к овладению  грамотой потенциальную способность.

В нормативно – правовых документах, регламентирующих обучение детей с умственной отсталостью, отражены основные требования к системе оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающимися. Отмечено, что система оценки должна позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений, представлены требования к текущей (полугодовой), промежуточной (годовой) и итоговой (за весь период обучения) оценке. Однако такой подход не является достаточно чувствительным, чтобы определить динамику за короткий период времени, обнаружить небольшие продвижения в развитии навыков обучающихся и позволить педагогам своевременно реагировать и корректировать программы для улучшения результатов обучения.

Также в нормативно-правовых документах акцент сделан на использовании методов наблюдения и метода экспертной группы для определения результативности обучения детей.

 Данные методы достаточно трудозатратны  и субъективны.

Поэтому востребована такая технология, которая  давала бы объективную картину о состоянии навыка чтения, и в то же время была бы достаточно проста в использовании в учебном процессе учителю, чтобы отмечать незначительные продвижения ребенком в овладении навыком за короткие периоды. Использование общепринятого метода оценивания чтения вслух не всегда является возможным, поскольку часть детей с отсутствием общеупотребительной речи.

Таким образом, в результате анализа литературных данных и изучения опыта практической работы выявлено противоречие между практической востребованностью в отслеживании минимальных учебных достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью с целью оптимизации процесса обучения и недостаточной разработанностью технологий, позволяющих осуществлять такой мониторинг (Мамаева, Абери Тича).

При обучении чтению детей с умственной отсталостью особую актуальность приобретает вопрос оценки учебных достижений, поскольку очень важно отследить даже минимальную положительную динамику за короткие промежутки времени, чтобы своевременно реагировать и корректировать программу обучения по результатам диагностики.

С целью разрешения этих противоречий, мы обратились к зарубежныи источникам. Сотрудниками Университета Минесоты разработана и апробирована на протяжении 30 лет  технология мониторинга учебных достижений на основе учебных планов: СВМ (Curriculum-Based Meassurement). Данная технология соответствует требованиям, значимым для оценивания результатов обучения детей с когнитивными расстройствами, таким как:

- объективность;

- комплексность, т.е. возможность охватить все аспекты и этапы формирования учебного навыка;

- чувствительность к прогрессу, к минимальным продвижениям  учащихся за короткий период;

- возможность оценить прочность сформированных навыков в течение длительного времени и возможность их применения;

-  надежность и валидность;  

- нацеленность на улучшение качества обучения с возможностью быстрой корректировки программ (Мамаева, Абери, Тича).

На основе данной технологии разработан новый формат оценки GOM (6), который соответствует вышеперечисленным требованиям и используется в США с конца XX  века. Однако использование данной технологии в русскоязычной версии  потребовало ряда адаптаций с учетом специфики обучения грамоте детей с умственной отсталостью в России.

С этой целью сотрудниками КГПУ был проведен целый ряд научных исследований в течение последних пяти лет. (статьи )  Данные исследования показывают эффективность использования  основных положений технологии GOM (генеральный формат оценки) для мониторинга различных аспектов навыка чтения у детей с умеренной степенью умственной отсталости,  в частности для мониторинга чтения слов (исследования тех кто, проводил мониторинг навыка чтения слов).

Исследования показывают, что данная технология удобна, доказаны её надежность и валидность при организации процесса на бумажных носителях. Однако такая организация затратна по времени как  для проведения диагностики, так и для обработки результатов. Для оптимизации процесса мониторинга и минимизации временных затраты многократно высказывались пожелания исследователей и педагогов, принимающих участие в исследовании, о переносе мониторинга в интерактивную среду. Однако встает вопрос: насколько валидный и надежный в бумажном варианте набор заданий будет надежен и валиден в интерактивной среде.

Для ответа на данный вопрос на базе учреждений Красноярского края было организовано исследование, целью которого стало определение требований к содержанию и процедуре мониторинга чтения слов, проводимого в интерактивной среде. За основу организации процедуры морниторинга были взяты ключевые положения технологии GOM (генеральный формат оценки), такие как:

-        использование системы «подсказок», включающей различные виды  помощи;

  • длительность процедуры ограничена по времени;
  • стандартное количество заданий, распределенных на серии и уровни сложности;
  • требование лишь невербальной реакции.

Для организации  исследования на базе КГПУ имени В. П. Астафьева, в рамках центра технологического превосходства была разработана интерактивная среда «Говорящие уроки», включающая в себя наборы заданий для проведения  мониторинга учебных достижений обучающихся с выраженными трудностями в овладении навыком чтения.

При разработке данной программы была учтена специфика обучения чтению детей с умеренной умственной отсталостью в нашей стране. В основу был положен метод показа правильного варианта из трех предложенных и подсчет количества правильных показов за 3 минуты.

К проведению процедуры мониторинга в интерактивной среде «Говорящие уроки» предъявляется ряд требований, заложенных в программе. Первые 3 задания предлагаются  в качестве обучающих. На данном этапе учитель оказывает ученику максимально развернутую помощь. Подсчет баллов при выполнении обучающих заданий не ведется.

Затем следует  преступить к выполнению оценочных заданий, в которых предусмотрена «организующая помощь». Для показа предоставляется две попытки, баллы начисляются лишь за правильные ответы после первой попытки.

Все задания, размещенные в единой интерактивной среде, разделены на серии по уровню сложности: 1-ая серия - слова из 3-6 букв без стечения или с одним стечением, 2-я серия — сложные слова со стечениями согласных. Для получения более достоверных данных, чтобы исключить момент угадывания, внутри одного задания используются слова с одинаковой структурой и одинаковой первой буквой [42].

Также в программе «Говорящие уроки» заложено правило «трех ошибок»: если обучающийся допускает ошибку три раза подряд по какой-либо серии, задания из данной серии ему больше не предлагаются. Данное правило применено в программе для оптимизации временных затрат.

Ввиду повышенной утомляемости детей с умеренной умственной отсталостью, продолжительность процедуры диагностики составляет три минуты Процесс фиксирования данных, а также обработка результатов производится программой автоматически.

Завершив работу с обучающимся педагог имеет возможность сразу  увидеть результаты мониторинга  в виде гистограммы и в форме таблицы. При необходимости протокол каждого включения, у конкретного обучающегося, можно развернуть и посмотреть результаты более подробно. Каждый правильный показ слова, из трех предложенных, оценивается программой в 1 балл.

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: насколько правомерно проведение диагностики мониторинга навыка чтения слов в интерактивной среде.  

Цель исследования - уточнить требования к содержанию и процедуре мониторинга навыка чтения в интерактивной среде.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что набор заданий,  представленный в интерактивной среде с соблюдением определенных требований надежен, валиден, чувствителен к минимальному прогрессу за небольшой промежуток времени.

С целью ответа на данный вопрос было организовано исследование, которое проводилось  в 2018-2019  и  2019-2020 учебных годах на базе образовательных учреждений г.Красноярска, г.Лесосибирска, г.Железногорска и г.Ачинска. В исследовании приняли участие 80 обучающихся со 2-го по 8-й класс.

В ходе исследования перед нами стояли следующие задачи:

  • разместить в интерактивной среде наборы заданий для проведения мониторинга навыка чтения;
  • определить валидность наборов заданий для проведения мониторинга в интерактивной среде;
  • определить надежность на боров заданий для проведения мониторинга в интерактивной среде;
  • определить правомерность деления материала по уровням сложности;
  • определить чувствительность к изменениям в небольшой  временной промежуток.

Авторский вклад состоял в наполнении интерактивной среды, в обследовании 10 детей школы № 8 г.Красноярска, а также сборе и обработке данных.

Авторский вклад соответствует первой задаче нашего исследования.

Для реализации задачи определения надежности  наборов заданий, предъявляемых в единой интерактивной среде, мы провели сравнение результатов  двух стабильных включений в один временной промежуток. В эксперименте приняли участие 38 обучающихся.

После представления данных на диаграмме размаха, можно сделать выводы о том, что имеются лишь незначительные расхождения между максимальными и минимальными значениями, а также между верхними квартилями. Расхождение медиальных значений минимальны, а нижние квартили полностью совпадают.

После применения непараметрических статистических критериев, таких как  тест знаков и критерия Уиллкоксона, мы получили значения р равное 0,6 и 0,37. Полученные значения значительно превышают уровень значимости 0,05 и  мы смогли констатировать, что статистически значимых различий между двумя стабильными включениями в один временной промежуток не наблюдается.

Обобщая данные полученные с помощью диаграммы размаха теста знаков и критерия Уиллкоксона,  мы можем говорить о подтверждении гипотезы в части надежности.

Для определения валидности наборов заданий, предъявляемых в единой интерактивной среде, мы сопоставили результаты, полученные методом показа слов из трех предложенных в интерактивной среде, и результаты, полученные общепринятым методом - чтением вслух.

В эксперименте приняли участие 15 обучающихся.

После сопоставления результатов проверки чтения вслух и показа слова из трех предложенных, мы можем сделать вывод о том, что у 66,7% (10 детей) обследованных обучающихся уровни успешности при чтении вслух и показе совпадают. У 33,3% (5 детей) обучающихся результаты показа незначительно выше, чем результаты чтения. Этот факт мы объясняем тем, что умение показывать правильный вариант более простое по своей психологической структуре, чем процесс чтения вслух.

Использованный нами статистический метод ранговой корреляции Спирмена показал значение р, равное 0,92, что также подтверждает тесную связь между данными, полученными методом чтения вслух и методом показа. Таким образом, можем говорить, что набор заданий, представленный в интерактивной среде с соблюдением ряда требований, валиден.

Для решения задачи определения правомерности делить материал по уровням сложности в единой интерактивной среде мы провели сравнение сумм баллов полученных за задания 1-ой и 2-ой серии в одно и то же включение.

Задания 1-ой и 2-ой серии различаются по уровням сложности. В 1-ой серии представлены слова из 3-6 букв без стечения  или с одним стечением, в серии 2 сложные слова со стечениями согласных.

В эксперименте приняли участие 80 обучающихся.

После  представления данных на диаграмме размаха, можно сделать выводы о том, что хотя и не существует расхождения между максимальными и минимальными значениями набранными за серии 1 и 2, верхний квартиль диаграммы, демонстрирующей результаты за 1-ю серию, выше верхнего квартиля демонстрирующей результаты 2-ой серии. Аналогичные результаты мы видим, сравнивая значения нижних квартилей. Медиальные значения различаются: на диаграмме, демонстрирующей баллы за 2-ю серию, медиальное значение ниже, чем  на диаграмме, демонстрирующей баллы за 1-ю серию.

Применяя непараметрические статистические критерии (тест знаков и критерий Уилкоксона) мы получили значение р, равное 0,000004, и 0,000000, что значительно ниже уровня значимости 0,05. Данные значения р свидетельствуют о статистически значимых различиях в суммах баллов за задания из разных серий. Сопоставляя результаты диаграммы размаха и полученные значения p, можем говорить, что наша гипотеза в части правомерности деления материала на уровни в единой интерактивной сложности подтверждена.

Для решения задачи определения чувствительности к изменениям наборов заданий, представленных в интерактивной среде при организации промежуточного мониторинга (один раз в 2-3 месяца) мы сравнили результаты включений в два временных промежутка. Первое включение пришлось на конец ноября - начало декабря 2019 года, второе включение февраль – начало марта 2020 г. В эксперименте приняли участие 27 обучающихся.

Результаты представления данных на диаграмме размаха демонстрируют следующее: не существует расхождения между максимальными значениями, однако минимальные значение во 2-ой период немного выше, чем в первый. Верхний квартиль диаграммы во 2-ой период выше верхнего квартиля диаграммы  в 1-ый период, аналогичную картину демонстрируют нижние квартили, а медиальные значения показывают еще больший разрыв.

Коэффициенты значения р непараметрических статистических критериев, таких как тест знаков и критерий Уилкоксона, равны 0,03 и 0,005 соответственно. Данные значения коэфициента ниже уровня значимости 0,05 и свидетельствуют о статистически значимых различиях между полученными данными. На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что наборы заданий, представленные в интерактивной среде, для мониторинга навыка чтения слов  чувствительны к изменениям при организации промежуточного мониторинга.

Полученные нами результаты не противоречат гипотезе о том, что набор заданий, представленный в интерактивной среде с соблюдением ряда требований, надежен, валиден, чувствителен к изменениям  за небольшой промежуток времени при обследовании сформированности навыка чтения слов у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Также мы обоснованно предположили, что материал необходимо разделять по уровням сложности. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза не противоречит полученным данным и поставленные задачи реализованы.

В качестве дальнейшей перспективы предполагается сбор данных о чувствительности к изменениям на большем  количестве включений, поскольку в связи с пандемией COVID-19 не был реализован в полной мере запланированный сбор данных в три включения.

Спасибо за внимание!