Овладение звуковой стороной речи.

Произношение звуков речи в слогах, словах, фразах, использование ударения, интонации в соответствии с нормами языка. А также, восприятие, различение звуков речи на слух т.е. развитие фонематического слуха. Всё это - процесс формирования звуковой стороны речи, который условно можно разделить на два периода: доречевой и речевой. Знание особенностей каждого периода, позволяет правильно взаимодействовать с ребенком учитывая его потребности, что способствует естественному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овладение звуковой стороной речи.

Что это значит?

  1. Воспроизведение фонетических единиц речи (слог, слово, фраза, интонация, ударение).
  2. Восприятие, различение звуков речи на слух т.е. развитие фонематического слуха.

   Овладение звуковой стороной речи можно условно разделить на два периода:

  • доречевой период (с рождения до года). В этот период идет подготовка к овладению речи.
  • речевой период - время от произношения первого слова до последнего усвоенного звука. У кого-то этот процесс может занять 1,5 года, а у кого-то 4-5 лет. Все индивидуально и зависит от различных факторов.

Доречевой период.

   С криком новорожденного начинается процесс развития органов речи, для последующей самостоятельной речевой деятельности. Органы речевого аппарата (дыхательный, голосовой, артикуляционный) и слуховой анализатор начинают тренироваться в работе друг с другом, образуя звуки, слоги, а также слоговые комбинации.  Так воздух из легких поступает в гортань с голосовыми связками, где образуется звук. Далее воздух поступает в ротовую полость и под действием органов артикуляционного аппарата (язык, губы, мягкое небо, зубы) приобретает определенное звучание. Таким образом, развивается функция контроля между слуховым образом звука и его произношением. Эти процессы проходят у ребенка не произвольно, они не контролируются сознанием.

   Лепет предшественник речи, но не сама речь.

   Многие родители поспорят со мной, и скажут, что их дети заговорили намного раньше, в 6-8 месяцев. Но это будет не так.

   Дело в том, что окружающие улавливают в лепете ребенка подобие слов и приспосабливают их к словам родного языка. Например, у ребенка появились слоги, «ба, ба-ба-ба» и «ма, ма-ма» и родители связали их со словами «бабушка» и «мама». Тем самым, способствуя появлению первых лепетных слов, которые появятся у них чуть позже.

Что же важно в общении с ребенком в этом периоде?

   В этом периоде ребенок общается через эмоции. Он еще не понимает обращенную к нему речь, но хорошо считывает эмоциональный фон, интонацию, ритм речи.

   Поэтому речь матери должна быть:

  • интонационно окрашенной: -А кто тут у нас лежит? Никита?
  • плавной, мелодичной: пение пестушек, потешек, колыбельных песен. Когда мы поем или говорим на распев, мы произносим гласные звуки более протяжно, удлиняется ударный звук все это способствует лучшему восприятию звуков речи на слух.
  • ритмичной: чтение считалок, потешек, стихотворений.
  • наглядной: использование в общении с ребенком наглядного материала, а именно: пальчиковый и перчаточный театры, макеты-игрушки животных, книжки с крупным изображением, книжки с различными звуками. Также, используются игры с движениями: «Ладушки, ладушки», «Ку-ку», «Сорока белобока» и др.
  • мотивирующей и развивающей: повторение за ребенком звуковых комплексов, в которых можно изменять интонацию, менять местами слоги, звуки, а также, заменять отдельные звуки близкими по звучанию звуками.

   Важно своевременно вводим прикорм и пищу кусочками в рацион ребенка, это развивает мышцы артикуляционного аппарата.

Речевой период.

   К году ребенок начинает понимать, что определенные звуковые комплексы, которые он произносит могут принадлежать отдельным предметам и объектам. И что с помощью этих звуков можно общаться с окружающими людьми.

   Таким образом, у ребенка появляется мотивация к осознанному произношению.

   Но, вот тут-то и возникают трудности, так как ребенку требуется произвольно, осознанно артикулировать определенные звуки, сверяя их произношение с помощью слухового анализатора с уже усвоенными звуками из речи взрослых. Для контролирования этого процесса и нужен фонематический слух.

   Порядок появления звуков речи у детей разный, но есть общие закономерности. Простые звуки по артикуляции появляются раньше, чем более сложные.

   Так у ребенка появляются первые лепетные слова, которые сначала состоят из слов-звукоподражаний (ам-ам, би-би, га-га), слов состоящих из одного слога, аморфных предложений (мада, что значит - мама дай!).

   Словарь ребенка быстро растет и развивается. Но так, как артикуляционный аппарат и фонематический слух еще не до конца сформированы, то ребенок произносит слова, искажая их. Это может проявляться в виде, перестановок слогов местами, замены одних звуков другими, пропусков звуков, слогов в слове и мн. др. Всё это на данном возрастном этапе считается нормой.

Что же важно в общении с ребенком в этом периоде?

  • Речь матери должна быть образцом для подражания. Она должна быть четкой, неторопливой, фонетически правильной.
  • При использовании слов-звукоподражаний так же называем слово, относящиеся к нему. (Это машина би-би, а не это - би-би. Это кошка, она мяукает - мяу-мяу).
  • Когда ребенок произносит слово фонетически неправильно, мы не акцентируем на этом внимание, не исправляем его. Но при этом важно дать правильный пример произношения. (Я наёл сыску - ты нашел шишку. Ты молодец. Мама смотри тапля - да, это-цапля. Мы с папой поймали лыбу - какая большая у тебя рыба.)
  • Говорим с ребенком правильно: не сюсюкаем и не коверкаем слова. Не повторяем за ним слова, не соответствующие нормам языка.

Использованная литература.

  1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: изд-во АПН РСФСР, 1961.
  2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений/под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд. перераб. и под. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 стр.
  3. Логопедия для всех/Л. Г. Парамонова. – Москва: АСТ, 2002. – 335 с.
  4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 240 с.