«Экологическая тропа»

Плотникова Оксана Ивановна

План экскурсии:

1. Правила поведения на экскурсии.

2. Погода для проведения экскурсии.

3. Общий вид леса.

4. Растения леса.

6. Животные леса.

8. Охрана леса. Сбор мусора.

9. Сбор природного материала.

10. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экологическая тропа»

Цель: наблюдение за осенними изменениями природы.

- провести наблюдения за признаками наступления осени в природе;

- развивать умение различать листья наиболее распространенных пород деревьев, кустарников, трав;

- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;

- повышать уровень экологической культуры учащихся.

Оборудование урока: план экскурсии; памятка «Правила поведения в лесу».

План экскурсии:

1. Правила поведения на экскурсии.

2. Погода для проведения экскурсии.

3. Общий вид леса.

4. Растения леса.

6. Животные леса.

8. Охрана леса. Сбор мусора.

9. Сбор природного материала.

10. Подведение итогов.

Ход экскурсии.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и ТБ во время экскурсии

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию. Назовите, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу? (Дети отвечают)

  • не ходите в лес одни, только со взрослыми;
  • возьмите с собой телефон для связи с родственниками;
  • запрещено разжигать костер без взрослых, ведь огонь опасен, как для человека, так и для обитателей леса, очень трудно остановить его распространение;
  • не сжигайте высохшую траву или листья;
  • не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
  • нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, такое поведение вызывает беспокойство у лесных жителей;
  • не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца.
  • не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
  • не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу
  • ;не вылавливайте лягушек и головастиков;
  • не убивайте пауков, не рвите паутину;
  • не ломайте ветки кустарников и деревьев, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
  • никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероятность, что они ядовиты;
  • собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.

- Какое время года у нас сегодня? (Осень).

- Сегодня мы с вами отправимся в гости в лес и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени.

Основная часть

- Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня.( Небо ясное, безоблачное, тепло, ветра и осадков не наблюдается.)

Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

- Посмотрите вокруг – кто сможет вспомнить и объяснить, что такое лес? (Это сообщество различных растений: деревьев, кустарников, трав, грибов)

-Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу? (сосна)

Какие еще в нашем лесу растут деревья? (дуб)

- Какие краски преобладают? (желтая и красная окраска)

- Почему? (Это связано с сезонными изменениями в природе (наступила осень)

Вывод. Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества –хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.

В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?

Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.

- А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.(ответы детей)

Вывод. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

- Почему листья опадают? (дети отвечают)

Вывод. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.

– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

– Как выглядят осенью ель и сосна?

– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом – одним цветом.(Ель, сосна.)

– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)

– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.

Игра «Угадай дерево».

-А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

-А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

Рассказ учителя

- Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

-Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.

- Ребята, посмотрите вокруг, какие деревья имеют желтую окраску листьев, какие оранжевую, красную, малиновую, зеленую.(Ответы детей)

Выводы:

Желтые листья у березы, ясеня, липы, ивы, тополя.

Оранжево-красные листья у рябины и клена.

Фиолетово-малиновые у черноплодной рябины.

Зелеными остаются листья у ольхи, сирени.

Коричневые у дуба.

Зелеными на зиму остаются туя, можжевельник, ель и сосна.

С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)

Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?

– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)

– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)

– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.

- Ребята, давай с вами дружно соберем листья для аппликаций и поделок.

Сбор природного материала.

- Как его можно использовать?(ответы детей)

Экологическая стоянка.

- Ребята, многие люди, приезжая отдохнуть в лес, оставляют мусор. Давайте мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор и сделаем лес чище.

Задание на дом.

Сделать аппликацию или поделку из собранных листьев.

Подведение итогов экскурсии.

- А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили? (Дети рассказывают о своих впечатлениях.)