«Зимние деревья»

Плотникова Оксана Ивановна

Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы, развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево зимой в техникедерево - угольным карандашом, снег - тычок жесткой кистью, снежинки - ватными палочками.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_to.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия ТО «Природа и фантазия»- «Зимние деревья»

п.д.о. Плотникова Оксана Ивановна 

Возрастная группа6-8 лет

Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимних деревьях, средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.

Методы и приёмы:

Словесные (объяснение, вопросы)

Наглядные (презентация, карточки)

Игровые (физминутка)

Практические (рисование).

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, карточки, уголь, белая гуашь, кисти, бумага, ватные палочки, тряпочка для рук.

Предварительная работа: наблюдение примет зимы в природе с педагогом и родителями, беседы о жизни диких животных зимой, рассматривание иллюстраций зимнего леса, чтение художественной литературы о зиме.

Задачи:

Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы, развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево зимой в техникедерево - угольным карандашом, снег - тычок жесткой кистью, снежинки - ватными палочками.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Ход занятия.

1. Вводная частьПедагог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я! У нас сегодня гости, поздоровайтесь. А теперь посмотрели друг на друга и улыбнулись.

2. Любите отгадывать загадки?

Дети – Да!

Педагог– Тогда слушайте:

Замела все вокруг, прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку, я отправила на юг.

Я морозна и бела и надолго к вам пришла. Кто это?

Дети – Зима! 2 слайд.

Педагог – Правильно, ребята!

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

Педагог – Что бывает зимой?

Дети – Зимой бывает снег, лед, сосульки, мороз, 3

Педагог – А какой снег бывает зимой?

Дети – Снег бывает липкий, пушистый, искристый, скрипучий. 4 - слайд

Педагог – Когда лежит много снега, что это?

Дети – Сугроб. 5 слайд

Педагог – Что такое снегопад?

Дети – Это когда падает много снега. 6слайд

Педагог – А что такое метель?

Дети – Это когда ветер снег поднимает, метет. 7 слайд

Ребятки, а как вы думаете, птичкам холодно зимой?

Что их защищает от морозов?

Тёплые, пушистые пёрышки, и они долго не сидят на месте, прыгают, летают и добывают себе корм. 8 слайд.

Педагог –Посмотрите, ребята, как красиво в зимнем лесу! 9 слайд Какая тишина,  только скрипит под ногами искристый снежок (педагог имитирует скрип снега). 10 слайд

3. Пальчиковая игра «Деревья зимой» 11 слайд

Шапки снежные надели

Клены, липы, сосны, ели (показать- надеть шапки)

Вот могучий старый дуб,

Снежный он надел тулуп (показать - надеть тулуп)

Ветер сильно вдруг подул, (помахать руками перед собой, подуть как ветер)

И деревья он нагнул.

Все деревья закачались (качаться из стороны в сторону)

Шубы, шапки потерялись (потрясти руками перед собой)

4. Беседа. Педагог: Мы уже с вами многое знаем о жизни дерева: почему желтеют и опадают листья, как наступает листопад, как это важно для жизни дерева, а сегодня я вам расскажу о том, как живет дерево зимой.

Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Осенью лиственные деревья сбросили с себя листву и прикрыли свои корни теплым одеялом. Кора - это внешний защитный слой ствола и веток дерева.

Знаете ли вы, как отличить зимой одно дерево от другого?

Узнать дерево зимой можно по кроне, по цвету коры, расположению веток, по почкам и плодам.

Дуб – это лиственное дерево семейства буковых с плотной древесиной и своеобразными резными листьями. Дуб сильное, могучее дерево, живущее до 1000 лет. Первые 80 лет дуб растет в вышину, а позднее, напротяжении всей жизни, — в толщину. Дуб не любит ни сильной жары, ни морозов. Существует народная примета: когда распускается дуб, то обязательно наступает похолодание. Все лето деревопокрыто плотной кроной темно-зеленых листьев, осенью появляются плоды — жёлуди. Древесина дуба издавна очень ценится. Она обладает большой прочностью, твердостью, долговечностью икрасивым рисунком. В воде не гниет, поэтому используется в строительстве, кораблестроении, в производстве мебели, бочек. Кора дуба используется в медицине как противовоспалительное средство.

Легче других деревьев можно узнать зимой березу. У нее крона мягкая и ажурная. Это единственное дерево с белой корой, которая называется берестой. Веточки настолько тонкие, что свисают вниз словно нити. Деревья с такими свисающими веточками у нас называют плакучими.

Рябина— дерево или кустарник, вид рода Рябина семейства Розовые. Широко распространённое малоценное плодовое деревце, заметное своими яркими плодами, остающимися на ветвях растения до глубокой осени и даже иногда на всю зиму.

Рябину принято относить к древесным формам, поскольку в большинстве случаев у нее имеется единственный ствол. Часто он раздваивается, но сохраняется характерная для деревьев крона. Кроме того, продолжительность жизни рябины в естественных условиях около 80 лет. Однако она может быть и кустарником, это зависит от особенностей вида или от условий произрастания.

У липы – мощная крона и почти черный ствол. Зимой хорошо можно рассмотреть рисунок веточек, они растут зигзагами и напоминают ломанную линию. На некоторых ветках сохраняются плоды — орешки. У кленов ветки прямые, боковые ветки растут парами, как стрелочки. На женском дереве клена в солнечный день золотятся крылатки.

У осины кора гладко-зеленая и внизу сплошь усажена желто-оранжевыми пятнами. Лиственницу можно узнать по шишкам на ветках.

ИКТ - Послушайте стихотворение С. Есенина «Белая Береза» - видео-презентация.

Педагог предлагает нарисовать зимнее дерево березку в технике графика углем. Пошагово показывает и поясняет, как нарисовать ствол и ветки с помощью угля. Затем закрываем корни и веточки деревьев толстым снежным покровом в технике тычком жесткой кисти.

Зимний лес таит свои чародейные тайны, снежные секреты…

5. Самостоятельная деятельность.

Дети садятся на свои места, педагог напоминает последовательность работы. При затруднении педагог еще раз объясняет технологию работы, тем, кому нужна помощь.

3. Итог. Педагог – Посмотрите, какие чудесные деревья получились- стройные, заснеженные, как кружевные. А что вам, дети, понравилось в рисунках больше всего? (2-3 ребят дают анализ работ сверстников).

По окончании занятия все рисунки рассматриваются, с каждым ребенком обсуждаются.