нод по теме "Песок"

Деньгина Инна Вениаминовна

конспект нод по теме "Песок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коспект нод20.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 33 «Белочка»

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе «Одуванчики»

по теме: «Свойства песка».

   

                         

                            Воспитатель

                                                            I квалификационной категории

                                                           Деньгина Инна Вениаминовна

г. Лесосибирск 2023 год.

Цель: формировать представление о свойствах песка, его происхождении, использовании через опытно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Развивающие:

    -- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать  

     причинно-следственные связи;

    --развивать умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;

    --развивать наблюдательность, любознательность;

    -- развивать познавательную активность детей в процессе  

    экспериментирования.

 2. Обучающие:

    --расширять представления детей о свойствах песка, его качествах и  

    особенностях;

    --научить детей проводить элементарные опыты, используя схемы;

    --продолжить развивать умение обозначать свойства природных объектов

     карточками

    --закреплять правила безопасности при работе с песком.

 3. Воспитательные:

    --воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое».

Использование следующих технологий:

1.Личностно-ориентированная технология (наблюдения, экспериментальная деятельность).

2.Социоигровая технология (работа в компаниях)

3.Здоровьесберегающая технология (учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка).

Активизация словаря: сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, лупа, микроскоп.

Методы и приемы:

1.Словесные (беседа, наблюдения, объяснения)

2.Наглядные (приборы для опытов, иллюстрации)

3.Практические (экспериментально- опытная деятельность, физкультминутка)

4.Создание проблемной ситуации.

5.Игра

6.Совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа:

--рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения. Игры с песком, знакомство с песочными часами. Рассматривание фотографий с видами построек из песка, работа с родителями.

Материалы и оборудование:

--компьютер, проектор, детский микроскоп, лупы, сухой чистый речной песок, кварцевый песок. Трубочки, вода, палочки, камни, магниты, песочные часы, наждачная бумага, фартуки и нарукавники для работы.

Ход НОД:

Утренний круг:

В круг веселый, вижу я,

Входят все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И обратно все вернемся.

Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой и не чтеньем…

Ждет нас опыт и игра.

В.: Я сегодня предлагаю вам стать исследователями. Будем проводить опыты и эксперименты. А вот, что мы будем исследовать, вам надо отгадать.

Сюрпризный момент. (воспитатель вносит «мешочек ощущений»)

В.: Я вам предлагаю опустить руку в мешочек и наощупь определить. Что там находится.

(выслушиваются предположения всех детей: сахар, песок, соль и т.д.)

В.: Что вы ощущаете?

На что похоже?

Почему вы так думаете?

А теперь посмотрим, что там находится. (песок)

В.: Это песок. А что такое песок и откуда он берется, нам расскажет юный исследователь Миша.

Рассказ Михаила «Откуда берется песок».

Мы с мамой посмотрели в Интернете и узнали, откуда берется песок. В природе существуют горы и скалы. Когда дуют сильные ветры, идут дожди, вода попадает в трещины гор и скал. Эти горы и скалы начинают разрушаться и распадаются на маленькие кусочки. Эти мелкие частички, которые стерлись в порошок и называют песком.

В.: Вот какой интересный рассказ о песке рассказал Миша—А какого цвета песок?

Я предлагаю вам посмотреть на экран и увидеть какого цвета бывает песок.

В.: А сейчас мы с вами разделимся на компании при помощи жетонов.

Работа в компаниях по теме «Песок и его свойства»

Задание для 1-ой компании: «Какой бывает песок?»

Дети рассматривают иллюстрации. Заслушиваются рассказы детей.

Задание для 2-ой компании: «Где используется песок и где его применяют?»

  1. В строительстве, для изготовления цементных растворов.
  2. Используют на дорогах в гололед.
  3. При тушении пожаров.
  4. Для изготовления стекла
  5. Песок необходим для жизни некоторых животных при опасности.
  6. Для детских игр.

В.: А сейчас, чтобы узнать свойства песка, мы будем проводить опыты и эксперименты. (дети одевают фартуки и нарукавники).

Но прежде чем мы приступим к научным исследованиям, давайте вспомним правила безопасности при работе с песком:

  1. Нельзя песок брать в рот
  2. Нельзя бросать песок в детей.
  3. Нельзя тереть грязными руками глаза.
  4. Надо пользоваться влажными салфетками.

В.: А сейчас прошу занять свои места в лаборатории «Хочу все знать!»

Свои научные открытия мы будем обозначать карточками, а опыты проводить по схемам.

Опыт 1. «Из чего состоит песок?»

Д.: мы рассмотрели песок через лупу и микроскоп, и увидели камешки и т.д. они маленькие, белые, желтые и т.д. Эти камешки называются песчинками. Песчинки все разные.

Вывод детей: Песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму и размеры.

 В.: обозначим этот вывод карточкой.

Опыт 2. «Камень-трение- песок».

(дети берут листы белой бумаги, два камня и лупу. Сильно трут камни друг о друга над белым листом бумаги и смотрят на лист через лупу.)

Вывод: На листе бумаги много маленьких песчинок.

Опыт 3. «Песок рыхлый, сыпучий, рассыпчатый».

(Дети пересыпают песок из одного стакана в другой. Затем опускают в стакан с песком пластмассовую палочку и водят ею в разные стороны.)

Д.: Палочка двигается потому что песок рыхлый.

(Затем дети пробуют слепить из песка шар – не получается, потому что песок рассыпчатый).

В.: Какой карточкой обозначим это свойство песка?

Опыт 4. «Песчаная горка»

(Дети берут горсть песка и сыпят струей в одну точку – получается песчаная горка. Горка растет в высоту, а основание становится все шире. И если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом месте- образуются волны. Это движение песка похоже на течение.

(Дети дуют через трубочку на песок. Как летний ветерок. Песчинки двигаются, передвигаются).

Вывод: Песок может двигаться.

В.: Обозначим это свойство песка карточкой.

Давайте и мы с вами немного подвигаемся и отдохнем.

Игра «Песчинки»

"Вокруг себя повернитесь

И в песчинки превратитесь.

Присели все на корточки.

Но вот подул ветер, поднял песчинки,

и они полетел в разные стороны

(звучит вальс, и дети имитируют полет).

Ветер стих…

 И все песчинки опустились на землю.

Дети приостанавливают движение и приседают на корточки)

В.: Отдохнули, ну а теперь продолжим исследование

Опыт 5. «Песок и вода»

Дети в стакан с водой опускают горсть сухого песка и наблюдают. Песок оседает, а на поверхности воды образуется песчаная пыль. Песок опустился на дно, потому что он тяжелый. Дети размешивают ложечкой воду. Песочная пыль растворилась и окрасила воду.

Вывод: Песок тяжелый – опускается на дно. Песочная пыль легкая, остается на поверхности и при размешивании окрашивает воду.

В.: Обозначим это свойство карточкой.

Опыт 6. «Воздух в песке»

Дети в стакан помещают камень, засыпают песком. Трясут стакан с песком. Камень оказывается сверху песка.

Вывод: В песке есть воздух и при встряске его поток выталкивает предмет наружу.

Опыт 7. «С магнитом»

Дети помещают в песок магнит. На магнит намагничиваются песчинки.

Вывод: В песке есть металлические частицы.

В.: Посмотрите, ребята, перед вами «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок.

Что же обозначают наши карточки? (показывая на картинку с изображением данного свойства.)

-- Из чего состоит песок? (из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму и размеры)

-- Какими свойствами обладает песок?  (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый)

-- Песок может двигаться.

-- Песок тяжелый.

Вопрос детям: «Где мы можем увидеть движение и сыпучесть песка? (в песочных часах)

Итог:

Итак, ребята, сегодня наш «герой» - песок. А вы знаете, что есть поющие пески? Давайте посмотрим на экран.

В.: Скажите, а для чего детям нужен песок? (ответы детей).

Молодцы, ребята. Сегодня мы узнали о песке много нового и интересного.