нод по теме "Песок"
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 33 «Белочка»
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе «Одуванчики»
по теме: «Свойства песка».
Воспитатель
I квалификационной категории
Деньгина Инна Вениаминовна
г. Лесосибирск 2023 год.
Цель: формировать представление о свойствах песка, его происхождении, использовании через опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Развивающие:
-- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать
причинно-следственные связи;
--развивать умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
--развивать наблюдательность, любознательность;
-- развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
2. Обучающие:
--расширять представления детей о свойствах песка, его качествах и
особенностях;
--научить детей проводить элементарные опыты, используя схемы;
--продолжить развивать умение обозначать свойства природных объектов
карточками
--закреплять правила безопасности при работе с песком.
3. Воспитательные:
--воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое».
Использование следующих технологий:
1.Личностно-ориентированная технология (наблюдения, экспериментальная деятельность).
2.Социоигровая технология (работа в компаниях)
3.Здоровьесберегающая технология (учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка).
Активизация словаря: сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, лупа, микроскоп.
Методы и приемы:
1.Словесные (беседа, наблюдения, объяснения)
2.Наглядные (приборы для опытов, иллюстрации)
3.Практические (экспериментально- опытная деятельность, физкультминутка)
4.Создание проблемной ситуации.
5.Игра
6.Совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
--рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения. Игры с песком, знакомство с песочными часами. Рассматривание фотографий с видами построек из песка, работа с родителями.
Материалы и оборудование:
--компьютер, проектор, детский микроскоп, лупы, сухой чистый речной песок, кварцевый песок. Трубочки, вода, палочки, камни, магниты, песочные часы, наждачная бумага, фартуки и нарукавники для работы.
Ход НОД:
Утренний круг:
В круг веселый, вижу я,
Входят все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И обратно все вернемся.
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем…
Ждет нас опыт и игра.
В.: Я сегодня предлагаю вам стать исследователями. Будем проводить опыты и эксперименты. А вот, что мы будем исследовать, вам надо отгадать.
Сюрпризный момент. (воспитатель вносит «мешочек ощущений»)
В.: Я вам предлагаю опустить руку в мешочек и наощупь определить. Что там находится.
(выслушиваются предположения всех детей: сахар, песок, соль и т.д.)
В.: Что вы ощущаете?
На что похоже?
Почему вы так думаете?
А теперь посмотрим, что там находится. (песок)
В.: Это песок. А что такое песок и откуда он берется, нам расскажет юный исследователь Миша.
Рассказ Михаила «Откуда берется песок».
Мы с мамой посмотрели в Интернете и узнали, откуда берется песок. В природе существуют горы и скалы. Когда дуют сильные ветры, идут дожди, вода попадает в трещины гор и скал. Эти горы и скалы начинают разрушаться и распадаются на маленькие кусочки. Эти мелкие частички, которые стерлись в порошок и называют песком.
В.: Вот какой интересный рассказ о песке рассказал Миша—А какого цвета песок?
Я предлагаю вам посмотреть на экран и увидеть какого цвета бывает песок.
В.: А сейчас мы с вами разделимся на компании при помощи жетонов.
Работа в компаниях по теме «Песок и его свойства»
Задание для 1-ой компании: «Какой бывает песок?»
Дети рассматривают иллюстрации. Заслушиваются рассказы детей.
Задание для 2-ой компании: «Где используется песок и где его применяют?»
- В строительстве, для изготовления цементных растворов.
- Используют на дорогах в гололед.
- При тушении пожаров.
- Для изготовления стекла
- Песок необходим для жизни некоторых животных при опасности.
- Для детских игр.
В.: А сейчас, чтобы узнать свойства песка, мы будем проводить опыты и эксперименты. (дети одевают фартуки и нарукавники).
Но прежде чем мы приступим к научным исследованиям, давайте вспомним правила безопасности при работе с песком:
- Нельзя песок брать в рот
- Нельзя бросать песок в детей.
- Нельзя тереть грязными руками глаза.
- Надо пользоваться влажными салфетками.
В.: А сейчас прошу занять свои места в лаборатории «Хочу все знать!»
Свои научные открытия мы будем обозначать карточками, а опыты проводить по схемам.
Опыт 1. «Из чего состоит песок?»
Д.: мы рассмотрели песок через лупу и микроскоп, и увидели камешки и т.д. они маленькие, белые, желтые и т.д. Эти камешки называются песчинками. Песчинки все разные.
Вывод детей: Песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму и размеры.
В.: обозначим этот вывод карточкой.
Опыт 2. «Камень-трение- песок».
(дети берут листы белой бумаги, два камня и лупу. Сильно трут камни друг о друга над белым листом бумаги и смотрят на лист через лупу.)
Вывод: На листе бумаги много маленьких песчинок.
Опыт 3. «Песок рыхлый, сыпучий, рассыпчатый».
(Дети пересыпают песок из одного стакана в другой. Затем опускают в стакан с песком пластмассовую палочку и водят ею в разные стороны.)
Д.: Палочка двигается потому что песок рыхлый.
(Затем дети пробуют слепить из песка шар – не получается, потому что песок рассыпчатый).
В.: Какой карточкой обозначим это свойство песка?
Опыт 4. «Песчаная горка»
(Дети берут горсть песка и сыпят струей в одну точку – получается песчаная горка. Горка растет в высоту, а основание становится все шире. И если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом месте- образуются волны. Это движение песка похоже на течение.
(Дети дуют через трубочку на песок. Как летний ветерок. Песчинки двигаются, передвигаются).
Вывод: Песок может двигаться.
В.: Обозначим это свойство песка карточкой.
Давайте и мы с вами немного подвигаемся и отдохнем.
Игра «Песчинки»
"Вокруг себя повернитесь
И в песчинки превратитесь.
Присели все на корточки.
Но вот подул ветер, поднял песчинки,
и они полетел в разные стороны
(звучит вальс, и дети имитируют полет).
Ветер стих…
И все песчинки опустились на землю.
Дети приостанавливают движение и приседают на корточки)
В.: Отдохнули, ну а теперь продолжим исследование
Опыт 5. «Песок и вода»
Дети в стакан с водой опускают горсть сухого песка и наблюдают. Песок оседает, а на поверхности воды образуется песчаная пыль. Песок опустился на дно, потому что он тяжелый. Дети размешивают ложечкой воду. Песочная пыль растворилась и окрасила воду.
Вывод: Песок тяжелый – опускается на дно. Песочная пыль легкая, остается на поверхности и при размешивании окрашивает воду.
В.: Обозначим это свойство карточкой.
Опыт 6. «Воздух в песке»
Дети в стакан помещают камень, засыпают песком. Трясут стакан с песком. Камень оказывается сверху песка.
Вывод: В песке есть воздух и при встряске его поток выталкивает предмет наружу.
Опыт 7. «С магнитом»
Дети помещают в песок магнит. На магнит намагничиваются песчинки.
Вывод: В песке есть металлические частицы.
В.: Посмотрите, ребята, перед вами «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок.
Что же обозначают наши карточки? (показывая на картинку с изображением данного свойства.)
-- Из чего состоит песок? (из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму и размеры)
-- Какими свойствами обладает песок? (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый)
-- Песок может двигаться.
-- Песок тяжелый.
Вопрос детям: «Где мы можем увидеть движение и сыпучесть песка? (в песочных часах)
Итог:
Итак, ребята, сегодня наш «герой» - песок. А вы знаете, что есть поющие пески? Давайте посмотрим на экран.
В.: Скажите, а для чего детям нужен песок? (ответы детей).
Молодцы, ребята. Сегодня мы узнали о песке много нового и интересного.