Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_kommunikativnoe_razvitie.docx61.88 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей

дошкольного возраста в условиях ФГОС

C:\Users\User\Desktop\ebcfaee3462a1143b2108b0cddc116ab.jpeg

О.В. Авилова

   Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

   Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

   Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. в соответствии с ФГОС является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

   Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

   Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются:

     1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

     2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

     3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

     4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

     5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

   Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

• реализация общеобразовательной программы;

• обогащение предметно-пространственной среды;

• использование в практике работы ДОУ здоровье-сберегающих образовательных технологий.

    Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться текущей темой периода, содержанием образовательной деятельности в данной образовательной области и возрастной категорией детей.

    Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);

• трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации);

• полифункциональностиь (возможность разнообразного использования);

• вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);

• доступность (свободный доступ к игровым пособиям);

• безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

   Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях: игровая деятельность, патриотическое воспитание, формирование основ безопасности, трудовое воспитание.

   Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Развитие игровой деятельности детей происходит с целью освоения различных социальных ролей. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

   Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка. Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города. Благодаря материалам такой среды развивается интерес и уважение детей к своей семье, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. В соответствии с возрастом детей материалы отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

   Следующее направление «Социально-коммуникативного развития» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

   Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

   Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

   Таким образом, создавая предметно- развивающую среду по социально-коммуникативному развитию любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.