Инкорпорация современных научных представлений о здоровом образе жизни и формировании здоровьесберегающих компетенций в современные ФГОС РФ и педагогическую практику.

Фомичева Светлана Николаевна

Cтатья анализируется здоровый образ жизни как одна из важнейших гуманитарных ценностей современного общества, широкая значимость которой сформировалась в мире во второй половине ХХ в. и нашла свое закрепление в ключевых программных документах международного уровня, в частности,  в «Повестке-2030» ООН. В статье дан анализ того, как инкорпорирированы современные представления о здоровом образе жизни в современную систему образования РФ, в т.ч. в ФГОС ДО и ФГОС СОО. Представлены рекомендации по формированию здоровьесберегающих компетенций у детей в системе дошкольного образования России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инкорпорация современных научных представлений о здоровом образе жизни и формировании здоровьесберегающих компетенций в современные ФГОС РФ и педагогическую практику

Фомичева С.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

"Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 91

имени героя Великой Отечественной войны Федора Ларина"

Аннотация: автором статьи анализируется здоровый образ жизни как одна из важнейших гуманитарных ценностей современного общества, широкая значимость которой сформировалась в мире во второй половине ХХ в. и нашла свое закрепление в ключевых программных документах международного уровня, в частности,  в «Повестке-2030» ООН. В статье дан анализ того, как инкорпорирированы современные представления о здоровом образе жизни в современную систему образования РФ, в т.ч. в ФГОС ДО и ФГОС СОО. Представлены рекомендации по формированию здоровьесберегающих компетенций у детей в системе дошкольного образования России.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ООН, Повестка-2030, педагогическая практика, здоровьесберегающие компетенции, федеральные государственные образовательные стандарты, дошкольное образование.

В последние десятилетия на Западе и в России сформировалось и активно развивается представление о том, что одной из важнейших социальных ценностей современного человечества является здоровый образ жизни. Осознание значимости здорового образа жизни стало логическим следствием того, что во второй половине XX в. в целом в качестве высшей гуманитарной ценности ведущими государствами мира, членами ООН, было признано право на жизнь [7, с.9-15].

С течением времени стало понятно, что в современном человеческом социуме право на жизнь невозможно полноценно реализовать без корреспондирующего ему права на здоровье, на здоровьесберегающую окружающую среду, а также без пристального внимания на всех уровнях к формированию образа жизни людей, который должен содействовать сохранению и укреплению здоровья, а не наоборот.

25 сентября 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/70/1, в которой содержится документ под заглавием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», или коротко – «Повестка-2030» [5].

По своей сути, «Повестка-2030» – это план действий в интересах людей, планеты, процветания, мира и партнерства, который все страны и заинтересованные стороны должны реализовывать в рамках тесного сотрудничества.

В рамках этого документа в качестве одной из целей человечества в области устойчивого развития названа охрана здоровья и обеспечение здорового образа жизни. Документ гласит, что среди целого ряда стратегических целей государств современного мира в перспективе до 2030 года важнейшей является «обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» [5]. Таким образом, понимание необходимости сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни сегодня приобрело не только статус значимой социальной ценности, но и статус важнейшей стратегической цели, целевого ориентира развития государств современного мира.

Развитие научных представление о здоровье привело к формированию понятия о том, что здоровый образ жизни – это интегральное социально-педагогическое и медицинское понятие, смысл которого формируется на стыке различных философских категорий, прежде всего, таких как «образ жизни» и «здоровье».

Понятие «здоровый образ жизни» объединяет в себе представление обо всем, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Термин «здоровый образ жизни» интегрирует в себе представления о целом ряде взаимосвязанных явлений социальной реальности бытия человека:

  • о благоприятных условиях его жизнедеятельности;
  • об уровне общей культуры личности;
  • о развитости и сформированности гигиенических навыков и пр.

Т.е. обо всем том, что позволяет современному человеку сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество здоровой жизни.

Стремясь углубить научные представления о здоровом образе жизни, современные ученые предлагают собственные концептуальные трактовки этого базового понятия.

При этом в одном случае под здоровым образом жизни предлагают понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и опирается на гигиенические нормы, требования и правила [6, с.5].

В другом случае (например, позиция О.Н. Московченко) здоровый образ жизни характеризуют как «комплексное воздействие на человека медико-биологических, психолого-педагогических, экологичес-ких и социальных факторов, которые формируют его как субъекта творческого, активного, с внутренним мотивом к самосовершенствованию и самореализации, к сохранению и укреплению здоровья, к формированию нравственных установок и потребностей, сключающих вредные привычки для своего организма и психики» [8, с.3].

Одним из наиболее удачных определений рассматриваемого понятия можно считать следующее: «здоровый образ жизни - одна из ключевых категорий общего понятия «образ жизни», включающая в себя индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности» [1]. Как видно из такой трактовки, здоровый образ жизни неразрывно связан в целом с образом жизни человека, со всеми аспектами его личного и социального бытия.

Второй важный вывод, вытекающий из такого определения, - это то, что здоровый образ жизни – это некая индивидуальная поведенческая модель, которая при ее универсальной для всех людей направленности на сохранение и укрепление здоровья в каждом конкретном случае зависит от индивидуальных особенностей жизни конкретного человека, со спецификой его жизнедеятельности в конкретно-исторических, конкретно-географических, конкретно-социальных и конкретно-личностных условиях.

Третий значимый вывод в данной трактовке – это то, что здоровый образ жизни – это не только мировоззренческое, но и поведенческое понятие. Оно характеризует не только позитивные внутренние установки человека на здоровье и его сбережение, но и практическую реализацию таких установок в регулярном поведении личности.

Современная концептуальная модель здорового образа жизни опирается на представление о том, что человек – это сложная живая система, и его здоровье должно обеспечиваться, сберегаться и укрепляться на трех важнейших уровнях одновременно – психологическом, биологическом и социальном.

Здоровье на биологическом уровне связано с физиологическим состоянием организма и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Здоровье на психическом уровне обусловливается личностью человека и зависит от эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной личностных характеристик, от развития самосознания субъекта, от глубины понимания им ценности собственного здоровья и здорового образа жизни.

Наконец, здоровье на социальном уровне связано с тем, как влияют на здоровье и образ жизни человека другие люди, социум в целом, социальные представления о здоровье. Социальное здоровье личности складывается под множественным влиянием – родителей, друзей, одноклассников и учителей в школе, коллег по работе, соседей по дому, политических лидеров и т.п.

Именно такое комплексное представление о человеческом здоровье позволяет понять, что и понятие «здоровый образ жизни» является также комплексным и должно оцениваться по таким составляющим, как:

  • качество психологического здоровья человека;
  • качество духовного здоровья;
  • качество физического здоровья человека;
  • качество социального здоровья человека.

С.В. Попов считает, что в основе здорового образа жизни должен лежать целый комплекс взаимосвязанных биологических и социальных принципов.

Биологические принципы гласят, что:

  • образ жизни должен быть возрастным;
  • образ жизни должен быть обеспечен энергетически;
  • образ жизни должен быть укрепляющим;
  • образ жизни должен быть ритмичным;
  • образ жизни должен быть умеренным.

Социальные принципы подразумевают, что:

  • образ жизни должен быть эстетичным;
  • образ жизни должен быть нравственным;
  • образ жизни должен быть волевым;
  • образ жизни должен быть самоограничительным [4, с.33].

Такая классификация принципов здорового образа жизни имеет свою перспективу для использования, поскольку в ее основе лежит базовый принцип единства биологического организма и окружающей среды – биологической и социальной. В связи с этим можно уточнить общее понятие здорового образа жизни, подчеркнув, что здоровый образ жизни – это «не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых эволюционно-сложившихся биологических и социальных факторов» [4, с.33].

О существовании здорового образа жизни можно говорить только тогда, когда все перечисленные выше критерии и факторы социального, биологического и психического здоровья присутствуют в жизни человека, т.е. когда человек рационально питается, имеет оптимальную двигательную активность, не имеет вредных привычек, занимается закаливанием и тренировкой организма, осуществляет гигиену тела, следит за своим психологическим равновесием и благополучием и др.

В настоящее время сформировалось представление о том, какие сферы социального бытия оказывают наибольшее влияние на формирование правильных представлений о здоровом образе жизни и о его ценности. В «Повестке-2030», сформулированной ООН, говорится, что области особой значимости, в которых меры государственной политики могут оказывать положительное воздействие на здоровье и здоровый образ жизни, включают в себя образование, занятость населения, социальную защиту, продовольственную безопасность, охрану окружающей среды, рациональное потребление и производство и некоторые другие [5].

Как видно из представленного перечня, первой среди всех областей государственной политики, способных позитивно влиять на формирование здорового образа жизни, является сфера образования.

Система образования, по преимуществу, работает с подрастающим поколением, с молодежью. И хотя формирование адекватного представления о здоровом образе жизни актуально для людей различных возрастных групп, однако в некоторых возрастных группах вопросам обучения основам здорового образа жизни должно уделяться повышенное внимание. Дети и молодежь, безусловно, являются одной из главных возрастных групп в этом отношении.

Дети и молодежь – это особая социально-демографическая группа, члены которой проходят стадию становления социальной зрелости, основанной на получении общего среднего (полного) общего и профессионального образования, трудоустройства по специальности, приобретения социально-профессионального статуса и формирования семейно-брачных отношений [9].

Современная система образования в России в последние годы все активнее инкорпорирует в свой состав принципы здорового образа жизни. Это, в частности, прослеживается на уровне базовых регламентирующих документов – федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Так, в качестве первой и базовой задачи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (ФГОС ДО) [3] его разработчиками названа «охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (пп. 1 п.1.6).

Кроме того, как одну из магистральных задач системы дошкольного образования в России ФГОС ДО  называет «оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья» (пп.6 п.1.8).

ФГОС ДО содержит императивное требование к организации образовательной среды – она должна гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (п.3.1), а также ориентировать все силы и ресурсы системы образования и педагогического сообщества на поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья (пп.8 п.3.2.1).

Наконец, сквозной нитью через весь текст ФГОС ДО проходит мысль о необходимости того, чтобы образование детей дошкольного возраста строилось на принципах здоровьесообразности, то есть соответствия образовательной нагрузки исходным возможностям детского здоровья, учета индивидуальных особенностей здоровья детей при построении образовательных программ.

Современные представления о здоровом образе жизни и значимости его формирования с детства пронизывают собой и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [2].

Согласно ФГОС СОО личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования в России сегодня должны обязательно отражать среди прочего:

  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей (п.7 раздел II).

Важнейшую роль в формировании современных представлений о здоровом образе жизни у школьников, согласно ФГОС СОО, играет образовательная область «Естествознание», среди требований к предметным результатам освоения которой названа «сформированность умения применять естественнонаучные знания для (…) сохранения здоровья» (раздел II). За формирование практических навыков здорового образа жизни, согласно ФГОС СОО, отвечает комплекс предметов, включающих в себя «Физическую культуру», «Экологию» и «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии со стандартом они призваны обеспечить к концу школьного обучения детей сформированность у них «навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни» (п.9.7). В рамках школьного курса «Физической культуры» одним из важнейших предметных результатов, который должен быть достигнут, в ФГОС СОО названы:

  • умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни;
  • владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья;
  • владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья;
  • овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья.

Знаниевый компонент, связанный с формированием современных научных представлений о здоровом образе жизни и правилах его обеспечения, входит неотъемлемой частью в предметную область «Основы безопасности жизнедеятельности». Как следует из текста стандарта, одним из требований к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности в современной средней школе России является «знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.)».

Для того, чтобы обучение навыкам формирования и развития здорового образа жизни в современной школе было практически реализуемым, ФГОС СОО содержит ряд требований к структуре образовательной программы. Так, ее содержательный раздел среди прочего должен включать в себя программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающую такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Такая программа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, среди которых важнейшая – это здоровье (п.18.2.3).

Таким образом, анализ показывает, что в настоящее время ценности здорового образа жизни на концептуальном уровне глубоко интегрированы в базовые нормативные документы, определяющие содержание дошкольного и среднего общего образования в России. В этом смысле наша страна разделяет общий вектор социального развития, характерный для западной культуры и выдвигающий здоровье в качестве ключевой, базовой социальной ценности современного общества.

Актуальной практической задачей для современного педагогического сообщества России является выработка интересных и эффективных педагогических технологий, способных в полной мере формировать здоровьеформирующие компетенции у воспитанников детских садов и учащихся средних общеобразовательных школ.

В дошкольных образовательных учреждениях России наиболее перспективным путем формирования представлений детей о здоровом образе жизни, а также практической охраны жизни и здоровья воспитанников является интеграция усилий трех ключевых специалистов – воспитателя, медицинского работника ДОУ и инструктора по физической культуре и их работа в тесном диалоге и взаимодействии с родителями детей.

Важно использовать различные формы организации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих мероприятий, например:

  • традиционную утреннюю зарядку, которую в холодное время года можно проводить в группе, а в теплое – на улице; зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. У детей улучшился сон и аппетит, повысилась работоспособность на занятиях;
  • гимнастику игрового характера, которая способствует укреплению здоровья детей, создаёт радостный эмоциональный подъём, «будит» организм ребёнка. Основой игровой фабулы гимнастических упражнений могут служить понятные и интересные детям темы путешествий в лес, в космос, в зоопарк и др.;
  • корригирующую гимнастику, которая представляет собой систему специальных  физических  упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Корригирующая гимнастика должна включаться в различные режимные моменты в ДОУ («Потягушки», «Котёнок», «Велосипед», «Часы» и другие);
  • оздоровительный бег, который позволяет хорошо регулировать физическую нагрузку, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки; эффективен для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности;
  • широкое использование подвижных игр, которые способствуют укреплению здоровья дошкольников, являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. Подвижные игры и упражнения в ДОУ могут использоваться как до утренней гимнастики, так и на физкультурных занятиях, между занятиями, на прогулке, во время досуга и праздников, а также на занятиях не связанных с физической культурой, в качестве физкультминуток (например, подвижная игра «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Медведь во бору» и др.);
  • спортивные праздники и развлечения; они являются одной из интересных и значимых для детей форм активного отдыха с родителями; включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, викторин, конкурсов, аттракционов и подвижных игр; привлечение родителей к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
  • проведение физкультминуток как формы активного отдыха во время малоподвижных занятий (Рыбка», «Ветерок»);
  • ведение индивидуальной работы по развитию двигательной активности для обучения отстающих детей, оказания им помощи в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных детей, улучшение физического развития ослабленных детей;
  • развитие иной двигательной активности на воздухе – например, для тренировки мышц стопы ходьба по рефлексогенной дорожке (песок, камушки); для улучшения психоэмоционального состояния детей – использование игр с песком и водой, хождение босиком, для закаливания – умывание или обливание в течение дня прохладной водой.

Опыт педагогов-практиков показывает [10], что комплексное использование этих и других здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий у дошкольников позволяет позитивно влиять на эмоциональное состояние детей, укрепляет их здоровье, умственные способности, способствует эффективному формированию культуры здоровья с самого раннего возраста на уровне ежедневных бытовых навыков.

Подобная комплексная работа по претворению современных концептуальных представлений о здоровом образе жизни должна осуществляться по всей образовательной вертикали в России. Только тогда «на выходе», то есть по окончании периода обучения общество будет получать личность, не только знающую о ценностях здоровья, но и обладающую практическими навыками сохранения и сбережения собственного здоровья, и мотивированную на это.

Список использованных источников

  1. Постановление Правительства Москвы от 05.10.2010 № 895-ПП «О проведении в городе Москве в 2011 году Года спорта и здорового образа жизни» (вместе с «Концепцией городской модели здорового образа жизни», «Планом мероприятий по проведению в городе Москве в 2011 году года спорта и здорового образа жизни») [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online3.consultant.ru.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online3.consultant.ru.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online3.consultant.ru.
  4. Богданов А.И. Санкт-Петербург – столица российского пивоварения / А.И.Богданов // Пивной прилавок. 2002. №12.
  5. К разработке дорожной карты по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. в Европейском регионе ВОЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.euro.who.int/__data/assets/pdf_ file/0007/315916/66wd17r_SDGs_160564.pdf
  6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2001.
  7. Момотов В.В. Биоэтика в контексте законодательства и правоприменения (эвтаназия) // Lex russica. 2019. № 10.
  8. Московченко О.Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни // Валеология. 1999. №2.
  9. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 2003.
  10. Терехова Т.М. Из опыта работы по охране  и  укреплению здоровья  детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/doc-189331121_538120775.