Методическая разработка открытого урока «СОЗДАНИЕ МНОГОТАБЛИЧНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ»

Королева Ольга Вячеславовна

В данной методической разработке представлен открытый урок по МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» на тему «Создание многотабличной базы данных».

Методическая цель урока: «Освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню».

Данный урок проводится на базе группы студентов 2 курса, изучающих МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» профессии 09.03.01 «Мастер по обработке цифровой информации».

В разработке представлены методы использования цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka2.docx159.18 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Техникум «Приморский»

Методическая разработка открытого урока

 «СОЗДАНИЕ МНОГОТАБЛИЧНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ»

Разработчик:

Преподаватель

Королева О.В.

Санкт-Петербург, 2023 г


СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация        3

Технологическая карта урока        4

Ход урока        7


Аннотация

В данной методической разработке представлен открытый урок по МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» на тему «Создание многотабличной базы данных».

Методическая цель урока: «Освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню».

Данный урок проводится на базе группы студентов 2 курса, изучающих МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» профессии 09.03.01 «Мастер по обработке цифровой информации».

В разработке представлены методы использования цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока.


Технологическая карта урока

Дисциплина: МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации».

Тема урока: «Создание многотабличной базы данных».

Тип урока: комбинированный.

Междисциплинарные связи: дисциплины: «Информатика и ИКТ», «Основы информационных технологий».

Цели урока:

Общеобразовательные (дидактические): освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню.

Развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи.

Воспитательные: воспитание информационной культуры студентов, интереса к изучаемой дисциплине, воспитывать потребность в практическом использовании полученных навыков, воспитание трудолюбия, интереса к учебе, индивидуальной ответственности за принимаемое решение.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский, репродуктивный.

Основные дидактические принципы, реализуемые на занятии.

  • учет возрастных особенностей;
  • принцип дифференциации;
  • наглядность за счет применения компьютерных информационных технологий;
  • алгоритмизация деятельностных процессов;
  • интерактивность;
  • практико-ориентированный подход в познавательной деятельности;
  • выбор активных форм организации образовательного процесса;
  • ориентация на четко определенный конечный результат.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  • рабочие места студентов и преподавателя, учебная доска;
  • персональные компьютеры, мультимедиа проектор с лицензионным программным обеспечением.

Учебно-методическое оснащение урока: раздаточный материал (задания), компьютерная презентация.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов.

  1. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Е.В. Михеева. - 13-е изд., испр.- М.: Издательский центр "Академия", 2013г.-256c.
  2. Остроух А.В. ЭУМК сетевая: Ввод и обработка цифровой информации /А.В. Остроух. - 1-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2016г.
  3. Цветкова М.С. Информатика. Практикум для профессий и специальностей естественно –научного и гуманитарного профилей: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования /М.С. Цветкова, Н.Ю. Хлобыстова. -3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-240с.

Ресурсы сети Internet:

  1. Мультипортал http://www.km.ru
  2. Интернет-Университет Информационных технологий http://www.intuit.ru/
  3. Образовательный портал http://claw.ru/
  4. Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
  5. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
  6. http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Реализация целей

1

Организационный момент

(2 минуты)

- приветствие;

- психологический настрой на совместную деятельность;

- проверка готовности к занятию;

- определение мотивации и постановка целей урока

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- настрой на работу.

- сообщение темы урока;

- стимулирование положительной мотивации и развитие познавательного интереса.

- слуховое и зрительное восприятие;

- ответы на вопросы преподавателя.

- определение цели занятия;

- понимание актуальности темы.

- воспитание дисциплинированности на занятии;

- развитие положительной мотивации к учебе;

- создание позитивного настроя на работу.

- стимулирование потребности в формировании познавательной активности студентов.

2

Этап проверки домашнего задания

(4 минуты)

Фронтальный опрос

- постановка вопросов студентам;

- подведение итогов.

- продумывание ответов;

- самооценка каждой.

- умение точно выражать свои мысли;

- выявление степени усвоения учебного материала;

- развитие коммуникативных умений и навыков.

3

Объяснение нового материала

(15 минут)

Методика проектирования сложной БД с использованием MS Access

- представление основных способов проектирования БД;

- постановка вопросов студентам;

- подведение итогов.

- слуховое восприятие;

- понимание значимости полученной информации;

- активное участие в обсуждении.

- развитие умения сопоставлять, анализировать;

- воспитание критического восприятия информации;

4

Применение изученного (выполнение практической работы, 15 минут)

Решение ситуативных задач.

Создание базы данных «Приемная комиссия»

- создание проблемной ситуации, выдача заданий для решения;

- контроль за выполнением заданий;

- корректировка и анализ выполненных заданий.

- находят и выделяют информацию, необходимую для решения;

- составляют пути решения задачи.

- применение усвоенных знаний в новых условиях, на практике;

- развитие способностей систематизировать и обобщать информацию;

- развивать навыки самостоятельной работы.

5

Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексия

(5 минут)

Проверка правильности выполнения практической работы

- анализ выполненных заданий;

- постановка вопросов студентам по окончании представления работ.

- оценка продуктивности деятельности;

- оценка собственной деятельности на занятии

- воспитание адекватной оценки ситуации и самооценки;

- развитие положительной мотивации к учебному процессу.

6

Этап информации о домашнем задании

(5 минуты)

Представляет домашнее задание.

Слуховое восприятие, осмысление.

Стимулирование к изучению предмета.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие преподавателем учащихся, проверка готовности к занятию, проверка отсутствующих, сообщение темы и целей урока (слайд 1)

  1. Этап проверки домашнего задания.

Фронтальный опрос. (слайд 2)

Вопросы:

  • Что собой представляет база данных?
  • Для чего предназначены базы данных?
  • Какие существуют варианты классификации БД?
  • Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
  • Что такое запись в реляционной БД?
  • Что такое поле в реляционной БД?
  • Какие бывают типы полей?
  • Что такое главный ключ записи?
  1. Объяснение нового материала

Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.

Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц (Слайд 3):

АБИТУРИЕНТЫ

Регистрационный номер

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Город

Законченное учебное заведение

Название специальности

Производственный стаж

Медаль

Оценка за экзамен 1

Оценка за экзамен 2

Оценка за экзамен 3

Зачисление

ФАКУЛЬТЕТЫ

Название факультета

Экзамен 1

Экзамен 2

Экзамен 3

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название специальности

Название факультета

План приема

Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.

Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.

Внесем изменения в таблицы (Слайд 4):

Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы (Слайд 5):

Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например, между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.

Для указания связей между таблицами построим схему базы данных (Слайд 6).


В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.

Здесь использованы два типа связей:

  • «один-к-одному»;
  • «один-ко-многим».

При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.

        

  1. Применение изученного (выполнение практической работы)

Создание базы данных «Приемная комиссия»

Цель работы: освоение приемов работы с Microsoft Access в процессе создания спроектированной базы данных.

Задание

1. Открыть файл для новой базы данных. Для этого:

  • выполнить команду Файл  Создать БД  Новая БД;
  • в файловом окне указать путь и имя файла: Приемная комиссия.

2. Создать таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ. Для этого:

  • в режиме Таблица выполнить команду Создать;
  • из списка выбрать Создание таблицы в режиме конструктора;
  • в таблице конструктора для всех полей таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ указать имена, типы и свойства (размер, формат):

Имя поля

Тип поля

КОД_ФКТ

текстовый

ФАКУЛЬТЕТ

текстовый

ЭКЗАМЕН_1

текстовый

ЭКЗАМЕН_2

текстовый

ЭКЗАМЕН_3

текстовый

3. Назначить главный ключ таблицы. Для этого:

  • установить указатель мыши на поле КОД_ФКТ, которое вы хотите сделать ключевым;
  • выполнить команду Правка  Ключевое поле (то же самое происходит при нажатии кнопки с изображением ключа на панели инструментов).

4. Сохранить таблицу с именем ФАКУЛЬТЕТЫ.

5. Создать таблицу СПЕЦИАЛЬНОСТИ следующей структуры:

Имя поля

Тип поля

КОД_СПЕЦ

текстовый

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

текстовый

КОД_ФКТ

текстовый

ПЛАН

числовой

6. Назначить главным ключом таблицы поле КОД_СПЕЦ.

7. Сохранить таблицу с именем СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

8. Связать таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ через общее поле КОД_ФКТ. Для этого:

  • выполнить команду Сервис  Схема данных;
  • откроется окно Добавление таблицы; выделить ФАКУЛЬТЕТЫ;
  • щелкнуть на кнопке Добавить;
  • выделить СПЕЦИАЛЬНОСТИ;
  • щелкнуть на кнопках Добавить, Закрыть;
  • в поле окна Схема данных появятся образы двух таблиц; при нажатой левой кнопке мыши перетащить ключевое поле КОД_ФКТ из таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ на это же поле в таблице СПЕЦИАЛЬНОСТИ;
  • в открывшемся окне Связи последовательно активизировать флажки Обеспечить целостность данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей. Тип связи «один ко многим» будет выбран автоматически;
  • выполнить команду Создать;
  • сохранить схему и закрыть окно.

ФАКУЛЬТЕТЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

КОД_ФКТ

ФАКУЛЬТЕТ

ЭКЗАМЕН_1

ЭКЗАМЕН_2

ЭКЗАМЕН_3

КОД_СПЕЦ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

КОД_ФКТ

ПЛАН

9. Ввести данные в таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ. Для этого:

  • в окне Access выделить название таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ;
  • выполнить команду Открыть;
  • на экране появятся бланк таблицы, содержащий заголовки и пустую строку; ввести три строки (данные трех факультетов):

КОД_ФКТ

ФАКУЛЬТЕТ

ЭКЗАМЕН_1

ЭКЗАМЕН_2

ЭКЗАМЕН_3

01

экономический

математика

география

русский язык

02

исторический

история Отечества

иностранный язык

сочинение

03

юридический

русский язык

иностранный язык

обществознание

10. Аналогично заполнить таблицу СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Ввести шесть строк – данные о шести специальностях:

КОД_СПЕЦ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

КОД_ФКТ

ПЛАН

101

финансы и кредит

01

25

102

бухгалтерский учет

01

40

201

история

02

50

203

политология

02

25

310

юриспруденция

03

60

311

социальная работа

03

25

11. Создать таблицу АБИТУРИЕНТЫ следующей структуры:

Имя поля

Тип поля

РЕГ_НОМ

текстовый

КОД_СПЕЦ

текстовый

МЕДАЛЬ

логический

СТАЖ

числовой

12. Организовать связь таблицы АБИТУРИЕНТЫ с таблицей СПЕЦИАЛЬНОСТИ через поле КОД_СПЕЦ.

13. Создать таблицу АНКЕТЫ следующей структуры:

Имя поля

Тип поля

РЕГ_НОМ

текстовый

ФАМИЛИЯ

текстовый

ИМЯ

текстовый

ОТЧЕСТВО

текстовый

ГОРОД

текстовый

ДАТА_РОЖД

дата

УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ

текстовый

14. Организовать связь таблиц АНКЕТЫ и АБИТУРИЕНТЫ через поле РЕГ_НОМ.

Пояснение: Таблица АНКЕТЫ содержит семь полей, которые не вмещаются в ширину экрана. Поэтому в данном случае для заполнения таблицы удобно использовать форму:

        

15.  Создать форму для ввода и просмотра таблицы АНКЕТЫ:

  • перейти на вкладку Формы, выполнить команду Создать;
  • выбрать способ создания формы: Мастер форм;
  • выбрать таблицу АНКЕТЫ;
  • переместить все поля таблицы из окна Доступные поля в окно Выбранные поля, щелкнуть на кнопке Далее;
  • включить кнопку В один столбец, щелкнуть на кнопке Далее;
  • выбрать стиль формы Обычный, щелкнуть на кнопке Далее;
  • задать имя формы: оставить имя «АНКЕТЫ»; включить кнопку Открытие формы для просмотра и ввода данных, щелкнуть на кнопке Готово.

16.  Ввести записи в таблицу АНКЕТЫ с помощью формы. Содержание таблицы:

        РЕГ_НОМ

ФАМИЛИЯ

ИМЯ

ОТЧЕСТВО

ГОРОД

ДАТА_

РОЖД

УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ

1012

Васильева

Ольга

Николаевна

Пермь

12.10.81

ПТУ № 8

1023

Быков

Алексей

Ильич

Кунгур

24.04.82

Школа № 7

1119

Круг

Борис

Моисеевич

Пермь

18.09.82

Школа № 102

1120

Листьев

Дмитрий

Владимирович

Березники

01.12.81

Школа № 5

2010

Елькин

Виктор

Алексеевич

Елабуга

20.07.82

ПТУ № 1

2015

Мухин

Олег

Иванович

Березники

25.03.78

Школа № 77

2054

Григорьева

Наталья

Дмитриевна

Пермь

14.02.80

Школа № 3

2132

Зубова

Ирина

Афанасьевна

Пермь

22.11.81

Школа № 96

3005

Анохин

Сергей

Петрович

Пермь

30.03.82

Школа № 12

3034

Жакин

Николай

Якимович

Пермь

19.10.81

Школа № 12

3067

Дикий

Илья

Борисович

Березники

28.12.77

Школа № 3

3118

Ильин

Петр

Викторович

Кунгур

14.07.80

ПТУ № 8

17.  Создать форму для ввода и просмотра таблицы АБИТУРИЕНТЫ.

18.  Ввести записи в таблицу АБИТУРИЕНТЫ. Содержание таблицы:

РЕГ_НОМ

КОД_СПЕЦ

МЕДАЛЬ

СТАЖ

1012

101

ИСТИНА

1

1023

101

ЛОЖЬ

0

1119

102

ИСТИНА

0

1120

102

ИСТИНА

0

2010

201

ЛОЖЬ

0

2015

203

ЛОЖЬ

3

2054

203

ИСТИНА

2

2132

201

ЛОЖЬ

0

3005

310

ЛОЖЬ

0

3034

311

ЛОЖЬ

1

3067

310

ЛОЖЬ

3

3118

310

ЛОЖЬ

2

Пояснение: В Access логическое значение ИСТИНА обозначается галочкой, заключенной в квадратик, ЛОЖЬ – пустым квадратом.

19.  Создать таблицу ИТОГИ следующей структуры:

Имя поля

Тип поля

РЕГ_НОМ

текстовый

ЗАЧИСЛЕНИЕ

логический

20.  Связать таблицы ИТОГИ и АБИТУРИЕНТЫ через поле РЕГ_НОМ.

21.  Ввести в таблицу данные в следующем виде:

РЕГ_НОМ

ЗАЧИСЛЕНИЕ

1012

1023

1119

1120

2010

2015

2054

2132

3005

3034

3067

3118

Пояснение: В дальнейшем, после проведения приемной комиссией зачисления абитуриентов в университет по результатам приемных  экзаменов, в графу ЗАЧИСЛЕНИЕ будет выставлено значение ИСТИНА (галочки в квадратах) для зачисленных абитуриентов.

Проверь себя

Если ты правильно установил все связи, то должно получится примерно следующее:

 

 

  1. Итог урока, рефлексия
  2. Домашнее задание: §33, с. 183 №1,2, 3