Методы обследования состояния психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Надежда Васильевна Осипова

Обследование психомоторики детей по методикам Волковой Г.А., Рычковой Н.А., Бабиной Г.В. и других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы обследования состояния психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Составила: Осипова Н.В., педагог-психолог

1.Методы обследования состояния психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Психомоторика – это комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью и отражающих особенности конституции. Термин «психомоторика» употребляется для разграничения сложных движений, связанных с психической деятельностью от элементарных двигательных реакций, связанных с более простой рефлекторной деятельностью центральной нервной системы.

Методика Г.А. Волковой. Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями.

Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.

Исследуемый компонент психомоторики

Прием

Что учитывается при обследовании

1

Двигательная память,  переключаемость движений и самоконтроль при выполнении проб.

1.Прием: логопед показывает три движения для рук и предлагает их повторить. Упражнение: руки вперед, в стороны, вниз.

2.Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно; повторить движения за исключением одного, заранее обусловленного, "запретного".

Качество, правильность, последовательность выполнения движений.

2

Произвольное  торможение движений.

Маршировать под музыку и остановиться внезапно по сигналу.

Плавность и точность движений.

3

Статическая координация движений.

1.Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 сек., по два раза для каждой ноги.

2.Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек.

Насколько обследуемый свободен и устойчив в удержании позы: свободно, с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в сторону; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

4

Динамичная координация движений.

Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладоней. Хлопок производить в промежуток между шагами.

Верно ли выполняет движения с 1-го раза или со 2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, крайне напрягается, становится на всю ступню.

5

Внимание

Проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой - вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.

Координация движений, переключаемость,  наличие или отсутствия движения:

6

Координация движений

Выполнить движения: ноги в сторону на ширину плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.

Точность выполнения инструкции, повторение движения.

Точность и быстрота перехода от одних движений к другим.

Наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания

7

Переключаемость движений

Поднять руки в стороны на уровне плеч,

согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки в обратном порядке. Поставить руки на пояс, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

8

Наличие или отсутствие того или иного предлагаемого движения

Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы с кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

9

Пространственная организация движения

Повторить движения в ходьбе по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого угла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движения справа; то же слева.

По словесной инструкции проделать эти же задания.

Знание сторон тела, ведущей руки, уверенность выполнения.

10

Произвольная моторика пальцев рук

По подражанию выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе (5-6раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); игровое упражнение "Здравствуй, пальчик": попеременно соединить все пальцы с большим пальцем сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз) На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот, третьи на вторые

(5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения  или невыполнение, напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет). Наличие леворукости.

Оральный праксис

11

Объем и качество движения губ.

По словесной инструкции вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в "улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы). Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.

Выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений;

12

Объем и качество движений мышц щек.

Надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Правильность выполнения; сильное напряжение; удается ли изолированное надувание одной щеки.

13

Объем и качество движений языка.

Приемы: показать язык вперед "жалом", удержать на три счета.

Показать широкий язык "лопаточкой", удержать на три счета.

Переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол рта.

Показать язык, поднять его на верхнюю губу ("достать кончик носа").

Показать язык на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.

Пощелкать (поцокать) языком.

Правильность выполнения, диапазон движений языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.

Произвольная мимическая моторика

14

Исследование объема и качества движений мышц лба.

Нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается;

15

Объем и качество движений мышц глаз.

Легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

16

Возможность произвольного формирования определенных мимических поз

Выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение:

удивление- брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд;

печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;

радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Позы выполняются под соответствующее музыкальное сопровождение.

Удается ли движение; правильность выполнения. Или мимическая картина нечеткая; движение не удается.

17

Слуховое внимание

Показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т д.

Ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.

18

Музыкальный слух

Спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения, затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).

19

Восприятие музыки

Прослушать и определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.

Умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.

20

Звуковысотный слух

Определить, как "пел песенку" колокольчик — выше – ниже. Определить направление звукоряда на металлофоне: металлофон, поставленный наклонно, становится "музыкальной лесенкой", на конце молоточка укрепляется маленькая куколка-матрешка. Музыкальный руководитель ударяет молоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесенки "идет" куколка: вверх, вниз или через ступеньку.

Умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.

21

Тембровый слух

Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной — барабан, бубен; духовой — флейта, саксофон, кларнет, триола; струнной — цитра, домра, балалайка и другие инструменты,  типа народных.

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Умение различать звучание различных инструментов.

22

Динамический слух

Прослушать звучание различных инструментов по типу "горячо-холодно". Например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, ребенок называет словом как звучит инструмент: сильно-слабо. Или педагог подает повторно сильный (слабый) звук, ребенок повторяет их на инструменте.

Умение различать сильное и слабое звучание инструмента.

23

Ритмическое чувство.

Простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок: III И, III II III, III I III I.

"Музыкальное эхо": музыкальный руководитель ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, барабан и т.д., ребенок в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа. Не нарушает ли количество элементов в данном ритмическом рисунке

24

Продолжительность и сила выдоха

Поддувать пушинки, листок бумаги, задуть свечку и т.д.

Продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

25

Певческий диапазон голоса (для детей с  развитым музыкальным слухом)

Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук А, сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты "до" первой октавы вниз.

Количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 . тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

26

Темп речи

В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. Затем по сигналу логопеда предлагается выполнять движения медленно, а по следующему сигналу (хлопок) - показать, на каком движении ребенок остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.

В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка

Обследование состояния моторных функций у детей с заиканием по методике Н.А.Рычковой.

Обследование состоит из пяти разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая произвольная моторика, затем мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук. Завершается обследование изучением чувства ритма.

Предмет обследования

Тестовые задания

Условия выполнения

Общая произвольная моторика.

Статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений.

Тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого.

Ребенку предлагают стать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты.

Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз.

Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу.

Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.

Испытуемому дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные).

Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты.

Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны.

Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.

Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться).

Следят за тем, чтобы не было лишних движений (наморщивания лба, поднимания бровей и т. д.), при наличии которых тест считается невыполненным.

Произвольная мимическая моторика.

В игровой форме.

Поднять брови («Удивление»).

Слегка сомкнуть веки.

Прищурить глаза («Яркое солнце»).

Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

Сжать губы.

Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

Вытянуть губы, как для произнесения звука О.

Надуть щеки.

Оскалить зубы («Забор»).

Вытянуть губы, как для свиста.

Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).

Речевая моторика.

Задания преподносятся в игровой форме.

Открыть и закрыть рот.

Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

Имитировать жевательные движения.

Попеременно надувать щеки.

Втянуть щеки внутрь.

Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми — о; вытянуть губы — у.

Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5.

Покусывать кончик языка.

Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).

Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).

 Пощелкать языком («Поехали на лошадке»).

Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).

Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать («Поцокаем»).

Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

 

Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Тонкие движения пальцев рук (степень их дифференцированности).

Предлагаются следующие задания.

Сжать пальцы в кулаки.

Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).

Переплести руки «в замок».

Выполнить пробу «корова— коза».

Обследование действий с предметами включает такие задания.

Выложить узор из мозаики.

Самостоятельно застегнуть пуговицы.

Нанизать на нитку бусинки.

Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.

Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

Чувство ритма

Детям 5 — 6 лет педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который им следует повторить.

Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес).

Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.

I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:

1. Движения и серии движений для рук:

бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т. д.;

держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;

поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.

2. Другие движения:

прыгать на двух ногах и на каждой;

впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;

катить обруч, двигаясь рядом с ним.

3. Произвольное управление движениями:

- остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;

- изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения).

4. Статическая координация:

стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;

стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах;

проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);

пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

6. Пространственная организация движений:

ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;

пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;

повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;

последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.

7. Темп выполнения движений:

удерживать заданный темп в движениях рук;

изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включает следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука).

1. Статическая координация движения:

распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10 — 15;

распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10 — 15;

выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;

выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8;

- положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5 — 8.

2. Динамическая координация движений:

пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз);

выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз);

положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз);

одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5—8 раз);

по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5—8 раз);

по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

по очереди касаться каждым пальцем стола;

по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.

III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

поднять брови, нахмурить брови;

наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

закрыть правый глаз, затем левый;

подмигнуть.

3. Мышцы щек:

надуть левую, затем правую щеку;

надуть обе щеки одновременно;

перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

- изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

- символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

сомкнуть губы;

округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;

вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;

растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;

максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);

поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;

упереть язык в правую, затем в левую щеку;

закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;

произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);

логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;

при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

- доступность для ребенка предлагаемого задания;

- качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);

особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;

особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;

количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;

темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;

ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.);

соответствие двигательной реакции сигналу;

наличие сопутствующих, насильственных движений;

наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.

Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.

Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семенович).

Методика включает обследование таких двигательных функций, как кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис.

1. Кинестетический праксис.

А. Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки на стол.

Б. Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Образцы поз и условия те же, что и в пункте А. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

Г. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия: губы растягивает в улыбку; вытягивает их в трубочку; высовывает язык, поднимает его к носу, проводит по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует помнить, что ошибки могут носить вторичный характер, т. е. возникнуть у ребенка вследствие недостаточности понимания смысла слов.

2. Кинетический (динамический) праксис.

A. «Кулак — ребро — ладонь».

Инструкция: «Делай, как я». Выполняется тест.

Два раза экспериментатор делает задание вместе с ребенком медленно и молча. Потом предлагает ему выполнить движения самому и в более быстром темпе, затем — сделать то же, но с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро — ладонь — кулак».

Б. Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Несколько раз экспериментатор делает задание вместе с ребенком, потом предлагает выполнить его самому. Действия те же, что и в пункте А.

B. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например, несколько раз щелкает языком; дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; дотрагивается языком до левого, затем до правого угла рта, надувает щеки.

Вариантом этого теста, как и в пункте 1Г, является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

3. Пространственный праксис. Проба Хэда.

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать (прикоснуться к руке ребенка) своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать (прикоснуться) своей левой рукой».

Предлагают выполнить сначала одноручные, затем двуручные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения логоритмических занятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата.

Заключение

Обследование состояния моторики детей с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. При этом соблюдаются принципы комплексности обследования, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей, особенностей состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы. Моторное (наряду с логопедическим) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи.