Конспект открытого занятия на тему "Март - возвращение птиц" для детей 5-6 лет
Данное занятие позволяет уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; а также научит понимать образный смысл загадок и продолжит обучать чётко и полным предложением отвечать на вопросы.
Так же занятие развивает связную речь детей, обогащает их словарь; интерес к жизни пернатых; развивает высшие психические функции (логическое мышление, речь, память, воображение, слуховое и зрительное внимание, память)
И , конечно же, участие в занятии воспитывает любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart-vozvrashchenie_ptits.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Март-возвращение птиц»
Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.
Образовательные задачи: уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
Развивающие задачи: развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, слуховое и зрительное внимание, память.)
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям (познание, социализация).
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, физическая культура.
Материал: картинки с изображением перелётных птиц: скворца, грача, ласточки, жаворонка, соловья.
Форма проведения речевой работы: беседа-диалог.
Ход занятия
I. Приветствие.
Здравствуй, небо!
Здравствуй, земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Раз, два, три, четыре,пять
Вместе мы в кругу опять,
Будем вместе мы играть,
Думать, мыслить, познавать.
II. Беседа.
-Какой сейчас месяц по календарю? Как его называют в народном календаре-месяцеслове? (Зимобор). Какие изменения произошли в природе?
III. Месяцеслов.
Чтение стихотворения.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Вопросы для обучающихся:
- Что происходит со снегом в марте? (Снег худеет, мокнет, тает). При таянии снега что образуется? (Проталинки). Какое бы вы дали название марту? Март-протальник.
Дни месяцеслова.
- После холодной зимы пришла к нам весна. Сегодня мы собрались здесь, Весну – красну встречать, первых птиц в гости звать.
Совсем скоро на деревьях распустятся новые зеленые листочки, а на лужайке вырастет молодая весенняя травка. Такие чудеса происходят только весной. А хотите узнать о самом главном чуде, происходящем в весеннее время?
А самое главное чудо – это то, что из далеких южных краёв к нам на Родину возвращаются наши пернатые друзья.
Кого мы называем пернатыми друзьями? (Птиц).
Почему их называют пернатыми? (Пернатые потому, что тело птиц покрыто перьями. А друзья потому, что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни, щебечут и радуют нас своими голосами).
А как называют птиц перелетающих весной с юга на север? (Перелетные).
Кто сможет объяснить, почему птицы, которые к нам прилетают называются перелетными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).
Почему птицы осенью покидают родные края? (Ответы детей). (Они устраивают себе зимовку в более тёплых краях).
Летят птицы из далеких стран. Летят через широкие моря, через высокие горы, через пустыни и степи, через леса и реки. Усталые измученные прилетают птицы в родные места.
Хотите вы, чтобы прямо сейчас сюда прилетели к нам птицы в гости? Так позовем их к себе, как делали дети в древней Руси:
IV. Разучивание заклички
Уж вы птички, щебетушечки
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
V. Продолжение беседы
- Какая птица первой прилетает к нам весной, узнаем, отгадав загадку:
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач).
(Показать картинку с изображением грача).
-Правильно Грачей так и называют вестники весны.
- День 17 марта, когда прилетают грачи называют грачевником.
- Есть народная пословица «Грач на горе – весна на дворе».
- Давайте повторим ее вместе.
Грач-чудесная птица величиной примерно с ворону, но стройнее, клюв у неё более тонкий и прямой, а оперение чёрное с металлическим блеском. Грачи гнездятся колониями в садах, скверах и рощах, у речек, застраивая гнёздами все вершины деревьев, а то и на одном дереве сразу, свивая по 5-6 гнёзд. Грач-настоящий хозяин. Он осматривает поля и, заметив на них насекомых, уничтожает их.
- Кто прилетает вслед за грачами? Узнаем, отгадав мою следующую загадку:
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец).
(Показать картинку с изображением скворца).
Скворец-замечательная птица, которая несёт на крыльях весну. Скворцы-пересмешники, в их песнях можно услышать обрывки песен других птиц, кваканье лягушек, рычание и лай собак. Они прекрасно подражают человеческому голосу, иногда получается произносить целые фразы. Селится в негустых лесах. Если их скворечники заняты воробьями, то совместными усилиями нескольких пар скворцы выгоняют непрошенных квартирантов.
- Прилёт скворцов- верный признак весны.
- Вслед за скворцами прилетают птицы, а какие, вы узнаете, отгадав загадку:
Хочет-прямо полетит,
Хочет- воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)
(Показать картинку с изображением жаворонка).
Жаворонок- небольшая птица, размером с воробья или чуть крупнее. Часто встречаются они на лугах, на полях, строя гнездо прямо в траве. Песня жаворонка очень мелодична. Обычно он поёт на лету, кругами поднимаясь всё выше и выше, пока не станет невидимым.
Угадайте, что за птица-
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два ряда. (Ласточка)
(Показать картинку с изображением ласточки).
Ласточка- «касаточка» -называют её ласково люди. Почему? В полёте у неё хорошо заметен как бы раздвоенный хвост. Крайние перья хвоста удлинены и напоминают косички. Из-за этого её стали называть «косаткой», потом «касаткой». Ласточка одна из самых быстрых летуний. Часами она вьётся над полями и лугами, над водой. Ласточка пьёт обыкновенно на лету, на лету и купается, погружаясь раз-другой в воду. Для отдыха садится на провода.
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Песни нам поёт. (Соловей)
(Показать картинку с изображением соловья).
Соловей- самая музыкальная птица. Из всех птиц её можно узнать по характерному щёлканью. Особое пение у соловьёв в период высиживания птенцов. Соловьи-хорошие родители: если самец увидит, что самочка покинула гнездо, он прекращает петь и возвращает её на место.
VI. Дидактические игра «Перелетные и зимующие птицы».
- Ребята, я буду называть перелетных и зимующих птиц. Если вы услышите название зимующих птиц то присядьте, а если название перелетной птицы – машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
VII. Игра «Четвертый лишний».
- Внимательно послушайте, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.
Скворец, КУРИЦА, кукушка, грач
Синица, воробей, ЛАСТОЧКА, сорока
Скворец, ласточка, ВОРОБЕЙ, соловей.
VIII. Подвижная игра «Сова». (Инструкция по ОТ № 30).
Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» - птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» - все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
Правила игры:
По сигналу «день» - птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки.
По сигналу «ночь» - останавливаются и стоят неподвижно.
Сова вылетает и пытается забрать тех птичек, которые шевелятся только по сигналу «ночь».
Вырываться от «совушки» нельзя.
IX. Итог занятия.
Ребята, давайте подумаем, что случится, если вдруг птицы не вернутся к нам весной?
- Произойдет экологическая беда. Не кому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи, некому будет разносит семена ягод и растений, мы никогда не услышим их чудесных песен.
- Что мы должны сказать птицам?
- Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину и защищаете наши леса от вредителей.