Коррекция эмоциональной сферы дошкольников 5 -7 лет с нарушением интеллекта

Мартынова Ирина Александровна

В статье рассматриваются основные направления по коррекции работы по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_martynova_i.a.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников 5 -7 лет с нарушением интеллекта

Мартынова Ирина Александровна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №94

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития воспитанников", г. Кемерово

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть дошкольных образовательных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.

Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие»

В. Козлова, А.В. Ворстер вкладывают в понятие «социально-эмоциональная компетентность дошкольника» совокупность таких характеристик, как знание базовых эмоций, понимание своих эмоций, узнавание эмоций партнера по взаимодействию. Понимание эмоций рассматривается как механизм, влияющий на возникновение активности человека в ситуации взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности в дошкольном возрасте способствует повышению активности, интереса, инициативности в познании и преобразовании окружающей действительности. Повышение интереса к социальной действительности влечет за собой расширение познания и преобразования окружающего мира, что оказывает положительный эффект на становление жизненного мира ребенка.

Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка контролировать эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать.

Социальная адаптация и интеграция в общество дошкольников с нарушением интеллекта - одно из ведущих направлений работы в области  психологии.

Для решения этой важной задачи большое значение имеет изучение и

учет особенностей эмоциональной сферы таких детей в практической

работе с ними. Многие аспекты проблемы эмоционального развития при

нарушении интеллекта изучены менее глубоко, чем познавательная сфера, соответственно, требуют дальнейшего изучения. При этом важно отметить, что в настоящее время созданы все необходимые теоретические предпосылки для изучения особенностей развития эмоциональной сферы при нарушении интеллекта, в частности у дошкольников.

Наблюдая за детьми 5-7 лет с нарушением интеллекта, можно заметить, что они часто испытывают трудности в понимании и выражении собственных эмоций и понимании эмоций окружающих. Также таким детям сложно проявлять свои эмоции адекватно ситуации общения.

Грубые нарушения в эмоциональной сфере детей с нарушением интеллекта способствует возникновению у них негативных черт характера, которые могут серьезно осложнить коррекцию основного психического дефекта. К тому же, от эмоций, которые чаще всего испытывает ребенок, зависит успешность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также развития личности в целом.

Давно известно, что формирование эмоциональной сферы является одним из главных условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно растет. И та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка, способствует развитию его эмоциональной сферы.

Нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, неумение различать и определять эмоции, чувства и эмоциональные состояния других людей, сниженный уровень развития высших эмоций и интеллектуальных чувств, а в целом снижение социального интеллекта и компетентности, все это является примерами несформированности эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями. Таким образом, актуальность проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

 В рамках реализации программы психолога с детьми 5-7 лет с нарушением интеллекта на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №94"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития воспитанников", г. Кемерово было проведено исследование по  изучению особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе мы изучали особенности эмоционального развития ребенка с интеллектуальными нарушениями. Основная задача: выявить на каком уровне у детей с интеллектуальными нарушениями развиты компоненты: когнитивный, эмоциональный, деятельностный.

Когнитивный компонент включает в себя  знания  детей  об эмоциях и способах их выражения; понимание эмоций другого человека.

Для изучения когнитивного компонента использовались методики: «Методика    изучения    мимической моторики» (Г. А. Волкова), «Изучение понимания

эмоциональных  состояний  людей, изображенных  на картинке» (В.В.Никишина).

Эмоциональный компонент включает в себя эмоциональное состояние ребенка,

наличие и глубину социальных эмоций.

Для изучения эмоционального компонента использовалась методика: «Нарисуй свои эмоции» (О.А. Прусакова).

Деятельностный компонент включает в себя  умение  выражать  эмоции; умение  взаимодействовать с другим человеком с учетом его эмоционального  состояния.

Для изучения деятельностного компонента использовалась методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)

По данным первичного исследования мы сделали вывод о низком уровне развития эмоциональной идентификации эмоций у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Большинство детей могут идентифицировать 1-2 эмоциональных состояния (радость, грусть). Примерно треть дошкольников с интеллектуальными нарушениями не смогли идентифицировать ни одного эмоционального состояния, что свидетельствует о затруднении в идентификации и понимании своих эмоциональных состояний и эмоциональных состояний других людей.

Второй этап исследования состоял в разработке мероприятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

В детском саду была разработана и апробирована программа

по коррекции нарушений в эмоциональной сфере у дошкольников 5-7 лет с нарушением интеллекта «Калейдоскоп эмоций»

Цель программы ― коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности.

Задачи программы – научить детей понимать эмоциональное состояние (своё и окружающих людей), дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Данная программа рассчитана на детей с нарушением интеллекта 5-7 лет и  состоит  из  12  занятий, которые  проводятся  1  раз  в  неделю.  Занятия строятся в доступной и интересной игровой форме, продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводится в индивидуальной форме, либо в небольших подгруппах, оптимальное количество детей в подгруппе - 2человека, при условии, что дети смогут усвоить материал в подгруппе, в силу своих особенностей развития. Занятие состоит из организационного момента, основной части и заключения.

В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

1.        Этюды – это небольшое по объёму произведение посвящённое развитию эмоциональной сферы;

2.        Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);

3.        Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);

4.        Дидактические и развивающие игры;

5.        Чтение художественных произведений;

6.        Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;

7.        Рассказы взрослого и рассказы детей;

8.        Свободное и тематическое рисование, направленное на закрепление различных видов эмоций;

Дети охотно участвовали в занятиях. Особое внимание уделено обучению эмоциональной идентификации различных эмоциональных состояний, их внешним проявлениям. Помимо коррекционно-развивающих занятий с детьми, воспитателями  проводились игры вовремя свободное от занятий в группе и во время прогулок на улице на развитие эмоциональной сферы. После цикла коррекционно-развивающих занятий и групповых игр мы провели повторную диагностику с помощью тех же методик. Большинство детей могут идентифицировать 2 -4 эмоциональных состояния (радость, грусть, испуг. страх). Также с помощью взрослого несколько детей смогли нарисовать своё настроение.

  В заключение, хочется сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями более эффективно происходит при соблюдении следующих условий:

-        использовании игр во время занятий с детьми;

-        расширения знаний детей об эмоциях;

-        развития у детей умения адекватно выражать свои эмоции;

Таким образом, эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта— очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы всех педагогов  и специалистов ДОО.

Список литературы:

1.        Ань, Н.М. Развитие эмоционального интеллекта [Текст] / Н.М. Ань //Ребёнок в детском саду. – 2007. - № 5. – С.80-87.

2.        Балакирева, Т. Эмоции и дети [Текст] / Т. Балакирева // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.– С. 65-71.

3.        Ежкова, Н. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации [Текст]/ Н. Ежкова //Дошкольное воспитание. – 2006. – №6. – С. 69-72.