«Экологическое воспитание школьников»

Климович Ольга Васильевна

 

Понимание природы, гуманное бережное отношение к ней –один из элементов нравственности, частица мировоззрения.

К. Паустовский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

           «Экологическое воспитание школьников»

       Термин экология переводится с греческого как учение о доме. Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Экологическое учение представляет собой отдельную науку, которая изучает законы природы. Учение зародилось в 1866 году Эрнстом Геккелем. Люди с давних времен интересовались природными закономерностями, хотели их изучить. 

       Само слово экология в переводе с древне греческого означает –дом, место обитания. Каждый человек и другие живые организмы и существа стремятся сделать среду (место) своего обитания как можно лучше и удобнее, но лучше и удобнее не всегда синонимы. Люди все больше забывают о том, что нужно беречь свой дом, создают оружие, способное уничтожить все живое на земле, ведут себя не рационально. При этом решать экологические проблемы важно для выживания не только животных, но и человека.      

     История человечества неразрывна связана с историей природы. Соответственно, как природа влияет на человека, так и человек в свою очередь оказывает влияние на окружающую природную среду.

       К сожалению, на современном этапе вопросы взаимодействия  природы и  человечества переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя:

-загрязнение биосферы;

-изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты;

- изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

- глобальное потепление;

- постепенное изменение уровня океана, его загрязнение отходами;

- разрушение озонового слоя;

- нерациональное использование ресурсов;

- уничтожение и исчезновение редких видов животных.

Этот список нельзя считать даже малой частью всех проблем человечества, появившихся по его вине.

      Необходимо в корне пересмотреть отношение к окружающей природной среде. Если человечество в ближайшем будущем не научится бережно относиться к природе, оно погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.

Долгое время глобальные экологические проблемы просто замалчивались. Знали о них только специалисты, и то не все. В настоящее время приоритет экологического образования и воспитания подрастающего поколения не вызывает сомнения. Поскольку действенность любых мер по защите природы определяется человеком, то их осуществление невозможно чисто экономическим и техническим путем - требуется изменение нравственного и этического отношения к природе.

      Поэтому данная проблема является достаточно актуальной в наше время. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.

        Для маленького человека, в период становления его личности очень важно правильно заложить основы экологического воспитания. Здесь важную роль играют все взрослые окружающие ребёнка: родители и родственники, учитель, общество и государство в целом. Говорят: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя». Или «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать». И это верно дети всегда берут пример со взрослых, получается взрослые должны всегда подавать правильный пример детям.

        Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть нравственного воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода —морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. Тот же зоопарк или цирк. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Психологами и педагогами разработаны основные принципы социального воспитания:

1.Принцип природосообразности – изучение задатков, способностей ребенка и содействие в их развитии.

2.Принцип гуманности - основан на признании индивидуальности каждого подростка.

3. Принцип социальной ответственности общества за реализацию личности в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

      В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.

Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.

      Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Основными компонентами экологической культуры личности являются:

 - знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;

- интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;

- чувства нравственные и эстетические;

- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.)

Экологически культурная личность должна иметь знания по основным разделам экологии и краеведению:

  1. Правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные ресурсы и т.д.;
  2. О жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии таких как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
  3. Организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и др;
  4. Знать природу своего родного края:

- местные природные условия и особенности;

- реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д.;

- охраняемые природные объекты;

- животных, птиц местной фауны;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

       Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., должно быть оправданным и целесообразным, включать:

  1. соблюдение параметров более высокого порядка – эмоциональность, рациональность в отношении к природе;
  2. обобщение или избирательность;
  3. сознательное или несознательное отношение к явлениям в природе.

        Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования является то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации».

       Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

       Я считаю, чтобы эти аспекты превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Отношение ребенка к окружающей среде определяют три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

       Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний, где важное место имеет начальная школа, являющаяся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.

Заботиться об экологии является долгом каждого человека. Некоторые даже не осознают весь масштаб катастроф. Человеческая безответственность может привести к гибели всего живого на Земле.