Педсовет по теме

Ревяко Людмила Владимировна

ФООП – единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_30.03.2023.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет по теме: «ФООП – единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества»

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. 

С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ введены обновлённые ФГОС начального общего и основного общего образования.

В нашей школе по обновлённым ФГОС НОО и ФГОС ООО обучаются с 1 сентября 2022 г учащиеся 1классов и 5 классов, а с 1 сентября 2023г. перейдут на ФГОС НОО и ФГОС ООО  учащиеся 2-4 классов и 6-9 и по обновлённым ФГОС СОО 10 класс.

   

 В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

         В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.

Для реализации новых ФГОС

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минпросвещения России опубликовало новые федеральные образовательные программы общего образования взамен ранее принятых в ноябре 2022 года, а Рособрнадзор опубликовал перечень мероприятия по оценке качества образования.

Минпросвещения России планирует издать новые федеральные образовательные программы начального, среднего и основного образования, а ранее изданные в 2022 году приказы Министерства будут признаны утратившими свою силу.

Напомню, что с 1 сентября 2023 года все образовательные организации общего образования будут обязаны использовать только ФООП согласно Федеральному закону от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 п.33 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

Рособрнадзор в свою очередь опубликовал проект постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому будет утверждён Перечень мероприятий по оценке качества образования и правила их проведения, которые будут обязательны для проведения в каждой образовательной организации России.

Рассмотрим, что такое Федеральные основные образовательные Программы и что изменится в работе школ с 1 сентября 2023года

        Федеральные основные образовательные Программы разработаны для каждого уровня образования: начального, основного, среднего.

Целью  введения ФООП   является:

-создание единого образовательного пространства во всей стране;

-формирование единого содержания образования;

-устранение барьеров для учеников при переходе из школы в школу.

ФООП- это учебно-методическая документация для школ:

- федеральные учебные планы;

-федеральный  план внеурочной деятельности;

- федеральный календарный  учебный график;

- федеральный календарный пан воспитательной работы;

- федеральная рабочая программа воспитания;

- федеральные рабочие программы учебных предметов.

Определены обязательные федеральные рабочие программы

НОО- русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

ООО и СОО –русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ.

       ФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов Федеральных учебных планов:

-НОО – пять вариантов;

-ООО – 6 вариантов;

- СОО – 19 вариантов по профилям обучения.

           Федеральная рабочая программа воспитания содержит единые для всех школ цели, задачи и направления воспитания. Федеральный календарный план воспитательной работы содержит перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат.

Каким образом школы смогут применять ФООП:

- Непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных программ;

- Разрабатывать ООП, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП;

-Перераспределять часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА

НОО

ООО

СОО

Принципы ФООП

  • Учета ФГОС НОО, ООО, СОО
  • Учета языка обучения
  • Учета ведущей деятельности учащегося
  • Индивидуализации обучения
  • Социально-педагогическая деятельность 
  • Учета индивидуальных возрастных, психологических особенностей
  • Обеспечения фундаментального характера образования
  • Интеграции обучения и воспитания
  • Здоровьесбережения

Внутренняя оценка

-Стартовая диагностика

-Текущая и тематическая оценка

-Портфолио

-Психолого- педагогическое наблюдение

-Внутренний мониторинг учащегося

Стартовая диагностика

Текущая и тематическая оценка

Психолого- педагогическое наблюдение

Внутренний мониторинг учащегося

Форма оценки

Читательская грамотность

Цифровая грамотность

УУД

Каждый из видов диагностики проводится не менее чем 1 раз в два года

Стартовая диагностика

В начале 1 класса

В начале 5 класса

В начале 10 класса

Педагогические кадры

  • Прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС НОО

  • Прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС ООО

  • Владеют представлениями о возрастных особенностях
  • Прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС СОО
  • Участвовали в разработке программы по формированию УУД, или участвовали в семинаре
  • Умеют строить работу с особенностями формирования конкретных УУД
  • Владеют методиками формирующего оценивания
  • Умеют применять инструментарий для оценки качества УУД

Направления воспитания

-Гражданское воспитание

-Патриотическое

-Духовно-нравственное

-Эстетическое

-Физическое

-Трудовое

-Экологическое

-Ценности научного познания

Модули

-урочная деятельность

-внеурочная деятельность

-классное руководство

-основные школьные дела

-внешкольные мероприятия

-организация предметно-пространственной среды

-взаимодействие с родителями

-самоуправление

-профилактика и безопасность

-социальное партнерство

-профориентация

-

Вариативные модули

-дополнительное образование

-детские общественные объединения

-школьные медиа

-школьный музей

-добровольческая деятельность

-школьные спортивные клубы

-школьные театры

-наставничество

Количество учебных часов

За 4 года  не менее 2954 и не более 3190

За 5 лет не менее 5058ч и не более5549 часов

За 2 года не менее 2170 но не более 2516 часов (не более 37 часов)

Учебный план

 Не менее 13 учебных предметов:

-русский язык

-литература

-ин.язык

-математика

-информатика

-история

-обществознание

-география

-физика

-химия

-биология

-физкультура

-ОБЖ

И не менее 2 учебных предмета на углубленном уровне

 Должно быть предусмотрено выполнение индивидуального проекта

Родной язык и  родная литература

Осуществляется по заявлению родителей и при наличии возможностей организации

Второй иностранный язык

Осуществляется по заявлению родителей и при наличии возможностей организации

Домашнее задание

1час для 1 класса

1,5ч для 2-3 кл

2 часа для 4 классов

5кл – 2 ч

6-9 кл не более2-3 ч

Суммарный объем не более 3,5ч

профиль

19 вариантов

Учебный год начинается 1 сентября, если выходной, то учебный год начинается в первый, следующим за ним рабочий день

34 недели (1 класс 33 недели)

до 20 мая если выходной, то заканчивается в предыдущий рабочий день

9, 11класс согласно расписания ГИА

Продолжительность четвертей

1-8недель

2-8недель

3-10недель

4-8 недель

Продолжительность каникул

Для 1 классов дополнительные недельные каникулы в 3 четверти

Не менее 30 календарных дней в течение учебного года

Осенние-9 календарных дней

Зимние-9дней

Весенние-9дней

Летом не менее8 недель

Не менее 30 календарных дней в течение учебного года

Осенние-9 календарных дней

Зимние-9дней

Весенние-9дней

Летом не менее8 недель

Осенние-9 календарных дней

Зимние-9дней

Весенние-9дней

Летние не менее8 недель

перемены

Не менее 10минут

После 2 или 3-20-30минут

Между урочной и ВД-не мнее20-30минут

Факультативные занятия -не менее 20 минут перерыв

Занятия

1классы - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет физкультуры

2-4 не более 5 часов  один раз в неделю 6 уроков за счет физкультуры

5-6классы-не более 6уроков

7-9классы- не более 7 уроков

Не ранее 8 часов утра и не позднее 19 часов

ВД неотъемлемая и обязательная часть (может быть в каникулярное время, но не более ½ количества часов)

За 4 года до 1320 академических часов

Направления:

-спортивно-оздоровительное

-проектно-исследовательская

-коммуникативная деятельность

-художественно-эстетическая

-информационная

-интеллектуальные марафоны

-учение с увлечением

За 5 лет не более 1750 часов, в год не более 350 часов

-разговоры о важном-1час

-по учебным предметам еженедельно2-ч

-по развитию личности от1 до2часов

-ученические сообщества-от2-4часов

-осуществление педагогической поддержки от2 до3 часов

-Не более 700 часов за 2 года

-разговоры о важном-1час

Требования к рабочим программам

Критерий

Новый ФГОС

Виды программ

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей

Структура         рабочих программ

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности

Тематическое планирование рабочих программ учебных

предметов, курсов

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы,

возможности

Тематическое планирование рабочих программ         курсов внеурочной деятельности

использования по этой теме ЭОР и ЦОР

Учет         рабочей

программы воспитания

Во         всех         разделах

рабочей программы

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности

В программе должны быть указаны формы

проведения занятий

Предметные области и предметы

Новые ФГОС НОО и ООО регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей.

Учебный план НОО

Предметные области

Учебные предметы (учебные модули)

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

Литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание         и естествознание         (Окружающий мир)

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики:

  • учебный модуль «Основы православной культуры»;
  • учебный модуль «Основы иудейской культуры»;
  • учебный модуль «Основы буддистской культуры»;
  • учебный модуль «Основы исламской культуры»;
  • учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»;
  • учебный модуль «Основы светской этики»

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Учебный план ООО

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы или учебные модули)

Русский язык и литература

Русский язык Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык

Второй иностранный язык

Математика и информатика

Математика:

•учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»

Информатика

Общественно-научные предметы

История:

•        учебные         курсы         «История         России»,

«Всеобщая история»

Обществознание

География

Естественно-научные предметы

Физика

Химия

Биология

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Искусство

Изобразительное искусство Музыка

Технология

Технология

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Также, чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.

Объем урочной и внеурочной деятельности

Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблицах.

Границы аудиторной нагрузки

Старый ФГОС НОО

Новый ФГОС НОО

Минимум

2904

2954

Максимум

3345

3190

Границы аудиторной нагрузки

Старый ФГОС ООО

Новый ФГОС ООО

Минимум

5267

5058

Максимум

6020

5549

Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

Повышение квалификации педагогов

Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

         Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

         Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия.  

А что с шахматами?

Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.

        Нужно ли включать в учебный план русскую литературу для школьников, у кого родной язык- русский, в соответствиисп.33.1 приказа Минпросвещения РФ от 31.05 2021г. № 287 «Об утверждении ФГОС ООО»?

В соответствии с обновленными ФГОС ООО, утвержденным Приказом Минпросвещения РФ от 31.05 2021г. № 287 «Об утверждении ФГОС ООО, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения. При этом ОО, реализующая программы НОО и ООО, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа народов РФ, государственных языков республик РФ осуществляется при наличии возможностей и по заявлению обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Краткие выводы

1.                 Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.

2.                 Обновленные стандарты коснулись детей, которые поли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.

3.                 Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 

4.                 Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения.

 Были уточнены все размытые и неточные моменты из предшествующих версий, конкретизированы обязательства и права учебного заведения, учащихся и пр.; Учитывает особенности формирования учебных планов и устанавливает единую форму для всех. Преподавателю остается лишь продумать «текстуру», тематику, глубину погружения, методологию обучения и практические задания с учетом выделенного объема академических часов, особенностей программы («уклон класса», этап обучения и пр.); Подробно расписан формат проведения занятий (по каждой теме, занятию) с детализацией объема теоретической части, практических заданий (задачи, кейсы, тесты и пр.), лабораторных и контрольных работ и пр. Фактически каждое занятие расписывается в учебном плане и плане-конспекте от и до, поминутно. Такой подход позволяет тщательно планировать учебное время, уделяя внимание как важным, так и дополнительным моментам, грамотно формировать программу самообучения (список рекомендованной к изучению литературы и пр.); Уточнен список обязательных и дополнительных предметных и межпредметных, общих навыков, которые учащийся должен развить в процессе освоения каждой дисциплины. Особый акцент ФГОС третье6го поколения делает на становлении мышления (критического и общего), аналитического склада ума, творческого подхода к решению задач, адаптации классических правил к реалиям. Учащиеся не просто учатся читать и писать, но и вникать в материал, текст, осмысливать его, выдвигать гипотезы и обосновывать их, аргументировать свою позицию, грамотно преподносить собранный материал, работать с большим объемом информации с учетом соблюдения правил авторской этики, оперировать терминами и механизмами, а также решать различные задачи (то учебных до научных и пр.); Четко обозначены контрольные и аттестационные точки в течение учебного года, а также на финальной стадии – переходные рубежи, итоговые работы и экзамены. Также определен конкретный норматив по владению учебной программой: сколько понятий должен знать учащийся, средний объем сочинения и пр.); Новый ФГОС предполагает оптимизацию учебного процесса в пользу учащихся: снижение учебной нагрузки путем грамотного перераспределения времени на изучение предметов, акцент делается не только на обязательных дисциплинах, но и на дополнительном развитии индивидов; В процессе обучения акцент делается в тотальном изучении отечественных тенденций, особенностей развития, становления государства, науки и пр.; Ход обучения учитывает не просто стандартные правила и требования. Он также захватывает индивидуальные особенности учащихся: и способности и склонности, специфику психологического и физического, интеллектуального развития. Такой ход позволяет регулировать объем и количество заданий в отношении каждого учащегося в рамках общей интеграции (класса, учебной программы), разработать дополнительную программу обучения и пр.; Учебный план включает в себя вариативную часть. Притом каждый родитель вправе выбрать наиболее подходящий предмет для своего ребенка (изучать родной язык или определённый, го с учётом возможностей школы и пр.). Вариативная часть позволяет заинтересовать родителей и учеников, расширить кругозор и пр.; Образование ориентировано не на «чистую» теорию, а на конкретный результат в виде навыков, умений, владения информацией и ее умелым использованием. Притом развитие учащихся носит комплексный характер: интеллектуальный, патриотический, духовный, эстетический, физический, трудовой и пр.

Источник: https://disshelp.ru/blog/izuchaem-novyj-fgos-tretego-pokoleniya/
© DissHelp.ru - Своевременная помощь студентам и аспирантам