Воспитание культуры речевого общения

Лиходед Надежда Петровна

Больше внимания уделяется воспитанию у детей навыков культуры общения. Речь воспитателя является образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность, достаточная громкость, хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. К сожалению, в речи воспитателя много штампов, речь недостаточно образна и выразительна. Поэтому в течение дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание культуры речевого общения.

   Больше внимания уделяется воспитанию у детей навыков культуры общения. Речь воспитателя является образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. К сожалению, в речи современного воспитателя много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

   В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к  своей речи, так и к речи детей. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их. Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушивать других.

   Дети должны чаще слышать  и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро!», «Благодарю», «Извините», «Будьте добры…». Следует учить детей деликатности в общении:  «Мне кажется», «Я думаю» и т. п.

   Типичные ошибки в работе воспитателя:

- педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Речевая активность педагога превалирует над детской. Часто, ставя вопрос, воспитатели не дают ребенку подумать, торопятся ответить сами или наоборот «вытягивают ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку;

- у детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз; воспитатели повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. «Воспитатель повторит, и все меня услышат…». Целесообразно эмоционально откликаться на детские высказывания и обобщать сказанное детьми, используя образную лексику; очень часто педагоги требуют от ребенка только «полных» ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: на репродуктивный вопрос – краткий ответ, подчас однословный (Какое сейчас время года? Осень!).