Доклад на тему: « Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения»

Чегодаева Настасья Валерьевна

Современное образование значительно отличается от того, которое помним мы и наши родители. Это логично и закономерно новый век - новые технологии. Современные ИКТ идут параллельно практически со всеми сферами человеческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад педагога-организатора МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Чегодаевой Настасьи Валерьевны

На тему:

« Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения»

Современное образование значительно отличается от того, которое помним мы и наши родители. Это логично и закономерно новый век - новые технологии. Современные ИКТ идут параллельно практически со всеми сферами человеческой деятельности.

Интернет, электронная почта, месенджеры, социальные сети спутниковое и цифровое телевидение твердо сопровождают нашу жизнь и работу день ото дня. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. К примеру, если несколько лет назад остро стоял вопрос о исключительно негативном влиянии интернета на подрастающее поколение, то 2020 год внес в этот вопрос большой положительный вектор и сегодня вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете.

           С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Прогресс дошел до того, что потоки различной  информации оказывают заметное влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Ведь это возраст, когда закладываются основы духовной личности.

             Поэтому одной из главных целей современного образования является адаптация учащихся к жизни в информационном обществе,  атрибутом которого является стремительное развитие и проникновение во все сферы жизни человека информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для того, чтобы понять какое влияние современных ИКТ оказывают на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения, необходимо разобраться в плюсах и минусах таких технологий. Безусловно, они имеют ряд преимуществ. Это и возможность значительно расширить предъявления учебной информации, и повысить мотивацию учеников к обучению, вовлеченность обучающихся в учебный процесс,  увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом и их решения,  гибкость управления процессом.

Рассмотрим положительную сторону, на слайде вы можете просмотреть предложенные варианты, а мне бы хотелось подробнее остановиться на двух наиболее значимых на мой взгляд. Первое, что дает Икт ребенку - это развитие навыков в новых формах обучения, если, к примеру, раньше ребенок решал задания по предмету и записывал решения от руки в тетрадь. Сейчас можно варьировать и предлагать ребенку выполнить решение и напечатать его в вордовском редакторе, таким образом, ребенок в процессе занятия, освоит навыки работы в данном редакторе. Ни для кого не секрет, что любые гаджеты всегда вызывают у детей повышенный интерес, и так как процесс обучения проходит с их помощью, то и повышается интерес к учебной деятельности.

ИКТ значительно расширили возможности человека, однако перспективы оказались не очень радужными. Их  использование во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, на психологическое, физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

Одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию. Я бы отнесла его и к минусам тоже, так как отсутствие живого общения, негативно скажется на социализации личности ребенка и на развитие его коммуникативных навыков.

Другим существенным недостатком является свертывание социальных контактов, это опять же отсутствие практики общения.

Доступность большого объема информации. Большие объемы текста легче и удобнее читать на бумаге, а не экране. Когда обучающемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими. Так можно пропустить важную информацию.

Исключительная визуализация, к примеру,  для обучающихся гораздо эффективнее проведение реальных опытов своими руками, а не изучение визуальным способом.

И, конечно же, еще один минус – это негативное воздействие на здоровье.

             Информационно – коммуникационные технологии являются важной стороной жизни наших учащихся, которая занимает у них достаточно большое количество времени. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Ведь компьютерные технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивают ребенка, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности.

             Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка коммуникационными технологиями. Просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе.

          В целом, если грамотно совмещать и дистанционное обучение с использованием ИКТ и традиционные формы обучения, то можно дать ребенку максимум знаний.

Несмотря на необходимость использования средств ИКТ не следует преувеличивать важность и возможность компьютеров. Нельзя забывать о том, что  передача информации не  является гарантией передачи знаний и культуры. Необходимо помнить о том, что  информационно-коммуникационные технологии - это всего лишь эффективные вспомогательные средства в воспитании и личностном становлении подрастающего поколения.