Программа летней профильной площадки "Эко-Лэнд"

Чегодаева Настасья Валерьевна

Цель:  создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.

Задачи программы:

  1. расширять экологические знания;
  2.  воспитывать экологическую культуру детей: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;
  3. формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
  4. организовать активный отдых и оздоровление детей;
  5. развивать творческие и коммуникативные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lpp_ekolend.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» город Губкинский

Рассмотрена на педагогическом совете

МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского

От «____» ________ 2022г.

Протокол № _____

Утверждена приказом № _______

от «_____»   ________________ 2022 г.

Директор МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского

________________ М.М. Костенко

Программа летней профильной площадки

 «Эко Ленд»

Направленность: экологическая

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-12 лет.

Срок реализации 21 день

                                                                                       

Составитель: Чегодаева Настасья Валерьевна,

педагог - организатор

МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского,

высшая квалификационная категория

Г Губкинский

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Современное общество привело к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

        Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.

А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

        Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в летней профильной площадке побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Летняя профильная площадка (далее по тексту ЛПП) размещается на базе МБУ ДО «ДДТ» г. Губкнского. В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

ЛПП – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, новая деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. ЛПП дневного пребывания выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей. Кроме этого, ЛПП способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.

        Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. 

Программа «ЭкоЛэнд» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Одна из содержательных линий программы включает экологическое воспитание, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Центром воспитательной работы ЛПП является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования смены.

Новизна. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях ЛПП экологической направленности, может корректироваться в течение работы лагеря. В программе имеется патриотический блок, который будет реализован в значимые даты: 22 июня «День памяти», 11 июня «День символики России», 23 июня «День Ямала».

Программа разработана с учетом следующих ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  • Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
  •  Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)

Цели и задачи программы

Цель:  создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.

Задачи программы:

  1. расширять экологические знания;
  2.  воспитывать экологическую культуру детей: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;
  3. формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
  4. организовать активный отдых и оздоровление детей;
  5. развивать творческие и коммуникативные способности детей.

Программа  ЛПП «ЭкоЛэнд» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛПП «ЭкоЛэнд» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.

3Принцип демократичности: участие всех детей в программе  развития творческих способностей.

4Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках ЛПП предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Планируемые результаты

  • формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • развитие внутренней потребности любви к природе, участие в природоохранной и экологической деятельности;
  • расширение общего кругозора и их творческих способностей.

Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираемые воспитателем в соответствии с поставленной целью).
  • Метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
  • Метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии).
  • Проведение воспитательно-профилактических бесед.

Формы работы о время организации деятельности:

  • Беседа
  • Наблюдение, мозговые штурмы
  • Прослушивание тематических сказок и рассказов
  • Просмотр тематического мультипликационного фильма
  • Квизы
  • Игры, спортивные состязания
  • Конкурсы, акции, квесты
  • Прогулка, работа на природе
  • КТД

Методы реализации программы

Методы оздоровления:

  • Утренняя зарядка
  • Спортивные занятия и соревнования
  • Беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма

Методы воспитания:

  • Убеждение
  • Поощрение
  • Личный пример
  • Вовлечение каждого в деятельность
  • Словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог)

Направления деятельности летнего ЛПП:

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:

- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;

- изучение эколого-санитарной обстановки на территории ЯНАО.

 Основные формы работы:

Экологические беседы и экскурсии;

Операция «Чистый двор»

 «Зеленый патруль» игра на местности

Участие в экологических акциях, конкурсах.

Оздоровительная работа.

  Основополагающими идеями в работе с детьми в ЛПП является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

- организация пешеходных экскурсий;

- организация спортивно-массовых мероприятий:

-  спортивные эстафеты;

-  подвижные спортивные игры.

 Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

- коммуникативные игры на знакомство «Одеяло», «Снежный ком»,

«Назовись»;

- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Квадрат».

- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок»,

«Аватар».

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

 «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

 «Меры безопасности  жизни детей в лесу»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

Работа по развитию творческих способностей детей

-   Оформление отрядных уголков, стенных газет;

-   Ярмарка идей и предложений;

-   Конкурсы рисунков на асфальте (предложенных в течение смены);

-   Коллективно-творческие дела: Открытие ЛПП, Посвящение в юные Эколята, Ярмарка талантов, Квест-игры.

Критерии эффективности реализации программы

        Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Соревнование между командами:

В начале смены у каждой команды есть только ствол дерева. Задача участников – вырастить крону своего дерева. Жетоны, заработанные в течение дня можно обменять у педагогов на листья. 10 жетонов – 1 листок. В конце смены подводятся итоги. Выигрывает та команда, у которой дерево с самой густой кроной.

Начисление жетонов:

трудовой десант – максимально 5 жетонов команде;

подготовка и участие в мероприятии - 5 жетонов;

1 место в любом мероприятии – 10 жетонов;

2 место – 5 жетонов;

3 место – 1 жетонов;

хорошее поведение за день – 5 жетонов;

Снятие жетонов:

неудовлетворительное поведение – 5 жетонов.

Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни ЛПП. Ларец откровений постоянно висит на территории ЛПП, обновляется, сделать там запись может каждый.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной смены, продолжительность 21 день.

Материально-техническое обеспечение

Методическая литература, канцелярские принадлежности, музыкальная акустическая система, игровая площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь (мячи, сетки, обручи, канат, маты), настольные игры (шашки, конструкторы, головоломки и др.)

Режим дня

8.30 – 9.00

СБОР ДЕТЕЙ

9.00 – 9.15

УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА,

9.15 – 9.30

ЗАНЯТИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

9.30 – 10. 00                          

ПРОГУЛКА

10.00 – 11.00

11.00 -  12.00

ЧАС ОБЩЕНИЯ

КТД

12.00 – 13.00

ОБЕД

13.00 – 13.15

13.15 – 14.30

14.30-16.00

16.00 – 16.30

СБОР ДЕТЕЙ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

КТД

ЗАНЯТИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

16.30 –17.00

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДНЯ, УХОД ДОМОЙ

Кричалка:

1, 2, 3, 4,

Мы живем в прекрасном мире!

5, 6, 7, 8,

Планету мы в беде не бросим!

Воду мы и воздух

Будем очищать!

Птиц, зверей, растения

Будем охранять!

Атрибутика ЛПП «ЭкоЛэнд»

Наш девиз: «Каждый, кто природу любит, счастлив пусть и весел будет!»

Наш гимн:        "Ты да я, да мы с тобой"

1. Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

2.Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.

3.Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Остается с нами навсегда.


ЗАКОНЫ «ЮНЫХ ЭКОЛЯТ»

  • Будь природе другом!
  • Принимай участие в охране окружающей среды.
  • Не оставляй непогашенным костер.
  • Не бросай мусор.
  • Подкармливай зимой птиц.
  • Старайся изучать и приумножать природные богатства родного края.
  • Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
  • Помыл руки – закрой кран.
  • Уходя из комнаты, погаси свет.
  • Соблюдай законы ВРЕМЕНИ, ТЕРРИТОРИИ.
  • Будь терпимым к другим.
  • Требуй от себя того же, что требуешь от  других.
  • Узнал сам – расскажи другим.
  • Умеешь сам – научи другого.
  • Помни: лишней информации не бывает.
  • Стремись сделать что-нибудь сам.
  • От плохого настроения   есть два лекарства –  хорошая песня и друзья.
  • Знай! Будущее зависит ОТ ТЕБЯ!

План-сетка мероприятий

1 июня

«День знакомств»

1. Игровая программа ко дню защиты детей.

2.Беседа «Расскажи мне о себе».

3.Минутка здоровья

4. Беседа «Кто такие Эколята?»

2 июня

«День здоровья»

1.Минутка здоровья 2.Подвижные игры на свежем воздухе (стадион)

3. Подготовка к открытию лагерной смены

4.Беседа  «О пользе молока»

3 июня

«День экологии»

1.Минутка безопасности «У светофора нет каникул»

2.Праздничное открытие лагеря «Здравствуй, лето!»

3. Мероприятие «День охраны окружающей среды

4 июня

«День очистки водоёмов»

1.Беседа «Зачем нужна вода?»

2. Конкурс на лучшую эмблему «Чистый водоём!»

6 июня

 «День здоровья и спорта»

1.Военно-спортивная игра «Знамя»

2. Отрядные дела

3. Беседа «Здоровье и экология»

7 июня

«День океанов»

1. Минутка здоровья «Как вести себя на воде?»

2.Кинотеатр просмотр мультфильмов по экологии

8 июня

«День друзей»

1.Беседа о празднике День семьи

2. Конкурс рисунков «Мои друзья»

3.Игра по станциям «Игры народов России»

9 июня День «Лесное путешествие»

1.Минутка здоровья «Как вести себя в лесу?»

2. Спортивно-развлекательное мероприятие «Лесное путешествие (Весёлые старты  с участием лесных героев)                

  1. июня «День смеха»

1.Квест-игра «Тропа сказок»

2. Беседа «Смех – лучшее лекарство»

2.Минутка здоровья «Берегите зубы»

11 июня «День символики России»

1.Минутка здоровья «Зелёная аптечка»

2. «Путешествие  родной стране»

14 июня

«День гармонии»

1.Минутка здоровья «Красивая осанка»

2.Изготовление и распространение листовок «Берегите природу!»

15 июня

«День защиты животных»

1.Минутка здоровья

2. Конкурс рисунков «Красная книга»

16 июня «День защиты слонов в зоопарках»

1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными»

2.Конкурс рисунков «Дети против!»

17 июня

«День цветка»

1.ДПИ мастер-класс

2.Минутка здоровья «Бывают ли привычки вредными?»

18 июня «Олимпийский день»

1.Проведение инструктажей по ТБ

2. «Спортивные игры на Олимпе»

  1. июня «День берёзки»

1.Викторина «Знаешь ли ты деревья»

2.Занятия по интересам

3.Командное составление и иллюстрирование памятки «Берегите лес от пожара!»

21 июня «День книги»

1. Конкурс на лучшую экологическую сказку

2.Заочная экскурсия по лесу

22 июня

«День памяти» 

1.Викторина «Дети-герои ВОВ»

2.Возложение

23 июня «День Ямала»

1.Беседа «Коренные народы»

2. Игра по станциям «Мой край Ямал»

24 июня «День велоспорта»

1.Минутка здоровья «Мой друг велосипед»

2.Анкетирование

  1. июня

1.Закрытие лагерной смены «Ярмарка талантов»

2.Подведение итогов смены

Анкета (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь на нашей лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

– Твои первые впечатления от лагеря?

– Что ты ждешь от лагеря?

– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

– В каких делах ты хочешь участвовать?

– Что тебе нравиться делать?

– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

– Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что___________________________________________

Я не хочу, чтобы_______________________________________________________

Я хочу, чтобы__________________________________________________________

Я боюсь, что___________________________________________________________

Пожалуйста, напиши также:

Имя_______________________Фамилия__________________

Анкета (последний день смены):

Что ты ожидал (а) от лагеря?

______________________________________________________________

Что тебе понравилось в лагере?

______________________________________________________________

Что тебе не понравилось?

______________________________________________________________

Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?

______________________________________________________________

Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?

______________________________________________________________

Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?

______________________________________________________________

Было ли скучно в лагере?

______________________________________________________________

Было ли тебе страшно?

______________________________________________________________

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

______________________________________________________________________

Что бы ты хотел (а) пожелать себе?________________________________________

Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?______________________________

Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам? _________________________________

Самое важное событие в лагере? Было или оно? ___________________________

Список литературы

  1. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. М.. 2002 г.
  2. Детские праздники: Сценарии, игры, конкурсы. – М.: РИПОЛ классик, 2006.
  3. Журналы «Завуч начальной школы», 2002-2010 г.
  4. Загребина Г.В. Давай устоим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003.
  5. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004.
  6. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. М., 2000 г.
  7. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.А., Ярославль, 1998 г.
  8. Праздники в средней школе. Сост. Мельникова А.М., Волгоград, 2001 г.
  9. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.. 1999 г.
  10. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Автор-составитель Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
  11.  .http://summercamp.ru/index.php5/  Категория: Лагерь_от_А_до_Я
  12.  http://www.vozhatyj.ru