Конспект урока для 11 класса "Самообразование как одна из форм совершенствования профессионального мастерства педагога"
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_samoobrazovanie_pedagogika.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Самообразование как одна из форм совершенствования
профессионального мастерства педагога». 11 класс
ЦЕЛЬ: создание условий для участия педагогов в повышении качества образовательного процесса посредством совершенствования профессионального мастерства через самообразование.
- «Мастерство педагога – это специальность, которой надо учиться».
А.С.Макаренко
- «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве».
Парадокс Августина
- «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием». А.Дистервег
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала…» (источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Если процесс образования:
- Осуществляется добровольно;
- Осуществляется сознательно;
- Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков…то речь идет о самообразовании
Почему самообразование лучше?
- Самообразование дает более актуальные знания.
Особенно это важно в век информационных технологий, когда информация очень быстро устаревает. Самообразование дает возможность находить и изучать самые «свежие» знания. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
- Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. При формальном обучении программа составлена из большого количества материала, который тебе не нужен. Он не запоминается, но на него уходит время, силы и деньги. Попытки запомнить ненужный материал вытесняют из головы нужные знания. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.
- Самообразование дает больше мотивации на обучение. Хотя при самообразовании нет эффекта «тренера» (в роли которых выступают преподаватели) и материальной вовлеченности (не жалко бросить), мотивация на обучение при нем все равно больше. В силу актуальности и индивидуальности самообучение более эффективно. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.
- Самообразование расширяет круг общения. При обучении круг единомышленников ограничен группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.
- Самообразование дает возможность учиться у лучших. Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте.
- Самообразование дает возможность управлять расписанием. Существование расписания, навязываемое при формальном обучении, необходимо и при самостоятельном обучении для достижения стабильных результатов. Однако при самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.
- Самообразование бесплатно. И на курсах, и при самообучении твое развитие требует времени. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. При самообразовании можно добыть знания бесплатно.
Самообразование как
постоянная деятельность педагога включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, интернет - ресурсов, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педсоветах, научно-методических объединениях;
- посещение занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Уровни профессионального роста педагога,
уровни его саморазвития (И. Щербо):
- Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;
- 1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;
- 2-й уровень – применение новых технологий обучения;
- 3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;
- 4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания;
- 5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;
- 6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;
- 7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательной организацией.
Алгоритм составления плана по самообразованию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название единой методической темы школы;
- тема самообразования;
- актуальность;
- цель;
- задачи;
- основные направления реализации плана;
- сроки реализации;
- прогнозируемый результат;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- оценка эффективности запланированных мероприятий;
- форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов (анкета).
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- обобщение собственного опыта педагогической деятельности;
- участие в системе методической работы школы;
- Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год;
- Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год;
6. Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме);
7. Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты занятий, внеклассных мероприятий).
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования педагога?
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций;
- разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок.
Как сделать самообразование эффективным?
- Составь план самообразования.
- Создай сбалансированную информационную диету (читай материал не только по своей выбранной теме, но и не забывай о расширении кругозора).
- Используй скрытые временные резервы для самообразования (используй формат аудиокниг, подкасты (радио- и телепередачи в Интернете, вещание в Интернете).
- Экономь время, читая книги в сокращенном варианте:
- используй сайты с сокращенными редакциями книг;
- читай рецензии на книги. Всегда найдутся люди, которые в своей рецензии потрудились составить краткое ее содержание и описание основных идей, содержащихся в ней - выжимку тех 20% текста, составляющих 80% ценности книги.
5. Общайся на изучаемые темы с коллегами, на форумах и т.д.
6. Бесплатно учись у тех, кто что-то преподает (ходи на конференции, посещай он-лайн семинары, участвуй в вебинарах).
7. Читай эффективно (запоминай максимум информации за единицу времени, используй техники скорочтения).
8. Применяй! Ученые доказали, что применение знания – обязательный этап усвоения информации и непреложное условие роста компетентности. Поскольку твоя программа самообразования настроена под твои нужды, проблем с немедленным применением твоих новых знаний возникнуть не должно.
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность педагога-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
У современного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к обучающемуся.
Таким образом, современное образование должен создавать педагог творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда педагог будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!