Деловая игра

Тимошкина Екатерина Юрьевна
Семинар – практикум деловой игры с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию. Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество. К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_s_pedagogami.docx348.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Деловая игра с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию "Россия - Моя Родина!"

Подготовила: Тимошкина.Е.Ю

ЗАТО пос. Солнечный 2023

Семинар – практикум деловой игры с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию.

Актуальность

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной  из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.

К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [7, с.261].

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства [5, с.245].

Сегодня очень современно звучат слова Н.А. Добролюбова о том, что разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Тогда они будут исполнять свой долг как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению. Ранние привычки смогут служить основанием, на котором держится жизненное знание нравственности и благородства, они как бы инстинктивно должны формироваться в младшем возрасте ребенка и приучать его к нравственной жизни [1].

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации [8].

Поэтому государство с каждым годом предъявляет все большие требования к образовательным структурам общества в воспитании подрастающего поколения, как одного из факторов единения нации, по развитию патриотического сознания и морально-нравственного облика молодежи, полностью исключающего саму возможность развития экстремистских взглядов. На всех этапах образования представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди подрастающего поколения путем проведения мер воспитательно-образовательного характера и внедрения системы идейных проектов. Такой системой проектов в пределах своей компетенции в приоритетном порядке могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные учреждения различных уровней и средства массовой информации [9, ст.5].

В современных условиях глобализации, интеграции языков и культур, мировых военных действий, организация патриотического воспитания на ранних этапах детства встает на первую ступень государственной значимости.

Современные ученые, проводившие исследования основ российского патриотизма, вынуждены констатировать тот факт, что в последние десятилетия ценностный багаж молодежи претерпел серьезные изменения как по своему содержанию (обеднение правовых, нравственных, социальных ориентиров), так и по форме проявления – на первый план вышли индивидуалистические и материальные ценности [4, с.115].

Поэтому уже с детского сада детям необходимо прививать основы толерантности, уважение прав и свобод человека, любовь к Родине. Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца «гражданина России». Во-вторых, у самих граждан появилось желание сделать что-то полезное для формирования у детей основ нравственности и духовности: проводятся фестивали художественного творчества, конкурсы и выставки; используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев для совместной проектной деятельности. Начинать эту работу нужно с детского сада, так как период младшего дошкольного возраста, по своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для восприятия нравственности и красоты окружающего мира, языка культуры своего народа.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма [8].

Русская Православная церковь так же активно участвует в решении этого важного государственного вопроса. Ежегодно, начиная с 2013 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизацииРПЦ совместно с Министерством образования и науки Российской Федерациипроводят Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». В нем участвуют представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных, православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и домов детского творчества, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы.

В работах, предоставляемых на конкурс, содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к наследию мировой художественной культуры, отечественной истории[3].

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Это преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Сегодня в полной мере можно говорить о наличии социального заказа на воспитание высоконравственной, образованной, предприимчивой личности, готовой к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающей активной гражданской позицией и чувством патриотизма по отношению к своему государству. Одной из основных задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей; принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев всей системы воспитательной работы и требуют от педагога профессиональной компетентности [2]. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и их родителями. Образование должно идти в ногу со временем. Новые подходы к организации патриотического воспитания подрастающего поколения продиктованы актуальностью выполнения поставленных перед всеми ступенями образования задач. Отечественные и зарубежные психологи (А.В. Запорожец, А.Н. Монтоев, М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков) отмечают, что ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, но самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый, используя современные гуманитарные технологии [2].

Маленький ребенок всегда отвечает доверием взрослому, ему свойственно подражательное поведение, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и постоянно растущий интерес. Полученные в детстве знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизньи формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. [10].

Цель. Активизация мыслительной деятельности педагогов; раскрытие творческого потенциала; оптимизация межличностных отношений.

Ведущий:

Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на семинаре – практикуме, деловая игра по формированию у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине.

Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый Ряд задач:

- создание системы нравственно -патриотического воспитания;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

- формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

- воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).

2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг), географическое положение, народонаселение).

5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны)..

6. «История России» (от былинных богатырей до наших дней).

7. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).

8. «Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных занятий: развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-творческая деятельность, физическое развитие.

Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т.д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Моя Родина - Россия».

Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи.

- Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

- Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

- Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

- Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.

- Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.

- Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Правила игры:

1. Принимать активное участие в игре.

2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.

4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

Ход игры:

Начинается Родина с памяти

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.

А что такое Родина?

Тренинг на создание образа «Родина».

Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».

Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.

Откройте свои конверты и достаньте карточки, прочитайте текст и скажите название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

Модель патриотического воспитания в современных условиях

Напрвления:

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

- Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

- Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

- Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Станция № 1. Историко-краеведческая

1. Земля, где ты родился? (Родина).

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).

4. Древнее название России? (Русь).

5. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях Европы и Азии)

6. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России)

7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

8. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

9. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).

10. Официальная эмблема государства? (Герб).

11. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

- единство;

- верность;

- силу;

- власть.

12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

13. Что означают цвета Российского флага?

БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести

СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие

КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир

14. Назовите столицу России. (Столица России — город Москва).

15. Как называется край, в котором вы живете? ( Красноярский край)

16. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

17. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

18. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).

- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Четьчесть.jpg

Родинародина.jpg

Гимнгимн.jpg

Россияроссия.jpg

Памятьпамять.png

ОрденаC:\Users\Босс\Pictures\ордена.jpg

Станция №2 «Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление)

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

1 команде нужно восстановить пословицы

1. Нет в мире краше ....... когда над ней крыша одна.

2. Глупа та птица, ....... а своё село всё на уме.

3. Если дружба велика, ....... чем с родной земли сойдет

4. Семья сильна, ....... хорошие дети растут.

5. Человек без Родины ....... будь и сыном своего народа.

6. В хорошей семье ....... что соловей без песни.

7. Будь не только сыном своего отца ....... Родины нашей.

8. Козак скорее умрет, ....... которой свое гнездо не мило.

9. Живёшь на стороне, ....... будет Родина крепка.

2 команде нужно вспомнить и дописать

1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)

2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)

3. Чужбина калина, Родина - … (малина)

4. Русский солдат не знает …..(преград)

5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)

7. Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)

8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)

9. Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)

Игра: «Скажи иначе пословицу»

Переведите иностранную пословицу , поговорку на русскую, найдите аналог:

1. Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт легче – баба с возу – кобыле легче.

2. Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце – глаза- зеркало души.

3. Тот не заблудиться, кто спрашивает – Язык до Киева доведёт.

4. Разговорами риса не сваришь – Соловья баснями не кормят.

5. Не переходи мост, пока до него не дойдешь – не говори « гоп », пока не перепрыгнешь.

6. Не делай гору из муравейника – не делай из мухи слона.

7. Лучше быть осторожным, чем сожалеть – Береженного бог бережет.

8. Птицы одного полета собираются вместе – Рыбак рыбака видит издалека./Одного поля ягоды.

9. Ранняя птичка ловит червя – кто рано встает, тому бог подает./ Кто первый того и тапки.

10. В маленьком теле часто таится великая душа – Мал золотник, да дорог.

11. Мы никогда не знаем насколько ценна вода, пока не высохнет колодец – Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

12. Как дурак думает, так колокол и звонит – Дуракам закон не писан.

- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Верёвочка»

Берем длинную веревку, связывают ее концы. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по круги и старается коснуться рук одного из играющих, но игроки очень внимательны, они отпускают веревку и быстро прячут руки за спиной. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку в руки. Кого водящий ударит по руке, тот и идёт водить.

Станция №3 "Экологическая"

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.

Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан, дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь.

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)

Ведущий:

- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу

Я горжусь своей страной, потому что… ?

И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Список литературы:

1. Добролюбов Н.А. По поводу педагогической деятельности Пирогова. О значении авторитета в воспитании / Н.А. Добролюбов. – СПб.: [б.и.], 1918. – 33 с.

2. Лыкова И.А. Ребенок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/AE-magazine. – 2013. – № 2, 1 п.л. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/rebyonok-i-kultura-smyslovoe-obshchenie-na-yazyke-hudozhestvennyh-obrazov-znakov

3.Православное образование. Официальный сайт Синодального отдела РПЦ https://pravobraz.ru/konkursy/za-nravstvennyj-podvig-uchitelya/

4. Савотина Н.А. Научное осмысление Российского патриотизма / Н.А. Савотина // Педагогика. – 2011. – № 1.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский // Педагогическое наследие; сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

6. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – Москва, Кремль, 19 декабря 2012 г., № 1666. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/# friends#ixzz3yVzbsV3T

7. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / К.Д. Ушинский. – М., 2005. – Кн. 4.

8.«ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников» [Электронный ресурс] http://ozgdou10.edumsko.ru/activity/fgos/articles/fgos_do_o_patrioticheskom_vospitanii_doshkol_nikov

9.Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ [ред. от 29.04.2008] «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. – 2002. – № 138-139 от 30.07.2002.

10.Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Преемственность эстетического воспитания дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] / Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/AE-magazine. – 2013. – № 2, 1 п.л. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/preemstvennost-esteticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.

11. Интернет ресурс: https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-aleksevna-burda/delovaja-igra-s-pedagogami-dou-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-moja-rodina-rosija.html.