Содержание обучения и воспитания детей с амблиопией и косоглазием

Адасенко Татьяна Александровна

Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности методов обучения в детском саду и в школе, а также между общественным и семейным воспитанием.

Детский сад, ясли, сад для детей с амблиопией и косоглазием - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

 В дошкольные учреждения, ясли, сад, принимаются дети с 2-х до 7-ми лет. Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-медико-педагогического обследования на ПМПК.

Основной целью дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям.

Обучение и воспитание включают задачи:

1.Уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания.

2.Обеспечение общего уровня развития воспитания и обучения.

3.Создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

В содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия:

- развитие зрительного восприятия;

- ориентировка в пространстве;

- социально-бытовая ориентировка.

Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом. При этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно с одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связанной речи. Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдается отклонение в развитии двигательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

Тифлопедагог  обогащает  зрительный  сенсорный  опыт  и  по  рекомендации  логопеда  активизирует  речевую  деятельность  детей, расширяет  их  словарь. Воспитатели  в  своей  работе  с  детьми  учитывают  рекомендации,  данные  медсестрой – ортоптисткой,  учителем – логопедом,  тифлопедагогом,  музыкальным  руководителем.  

        Обязательным  элементом  коррекционной  работы  с  детьми,  имеющими  нарушения  зрения,   является  зрительная  гимнастика,  которая  проводится  по  3 – 5  минут  перед  занятиями,  во  время  занятий.   Для  снятия   утомления,  для  активизации  внимания, повышения   работоспособности  у детей с  нарушением  зрения  используются    и  упражнения  с  элементами  релаксации.

    Известно,  что  наиболее  благоприятное  воздействие  на  зрительные  функции  оказывает  зелёный  цвет.  Он  снижает  зрительное   напряжение,  препятствует  наступлению  утомления,  поэтому  настенная  учебная  доска    зелёного  цвета.  

Для  освещения  рабочих  мест  детей   используется  естественное  и  искусственное  освещение,  дополнительное  освещение  учебной  доски.  

При  посадке  детей  за  столы    учитывается   режим    назначенных  окклюзий,  острота  зрения,  вид  косоглазия.    

Индивидуальное  предъявление  стимульного  материала  осуществляется  с  расстояния  не  более  чем  30 – 35  см  от  глаз  ребёнка.  

Материал  для  фронтальной  демонстрации  предъявляется   не  далее      1 м  от  глаз  с  дополнительным  индивидуальным  показом.   Располагать  объекты на  доске  так,  чтобы   они  не  сливались  в  единую линию, а  хорошо  выделялись  по  отдельности.  

Работая  с  детьми  с  амблиопией и  косоглазием,  надо чаще  использовать   указку  для  прослеживания  объекта  в  полном  объёме.   Недостаточность  представлений  о  предметности  окружающего  мира  учёные  связывают  с  трудностями  опредмечивания  геометрических  фигур.    Демонстрируя  пособия,  отражающие  соотнесённость  формы  фигур  с  реальными   предметами,  конкретизируя  тем  самым  представления  детей. Например, «На  что  похож  предмет?»,  «Чем отличается?».  

Для   составления описательных  рассказов  используется  натуральный  предмет  или муляж  или  предметная  картинка,  где  предмет изображён  на  жёлтом, оранжевом,   красном  фоне.  

Для  активизации  инициативной  связной  речи  дошкольников  с  амблиопией  и косоглазием  широко  используются   средства  графического моделирования  (схемы,  пиктограммы).  

 У детей  с  нарушенным  зрением  отмечается  недостаточно  развитая  общая  и  мелкая  моторика,  нарушение  координации   пальцев  руки.  Поэтому  на занятиях используется  пальчиковая  гимнастика,  пальчиковые  игры,  детские  рисунки,  отображающие   реальность  окружающего  мира.  Данное  направление является  особенно  актуальным  в  плане  подготовки руки  к  письму.  Моторные  упражнения  для  пальцев  рук  с различными  предметами (застёгивание  пуговиц,  различного  вида  шнуровки, упражнения  с  мозаикой,  конструктором,  игровые  задания  по  моделированию  и  т. п.)  особенно  важно  использовать  в  работе  с детьми  с  амблиопией, косоглазием  для  выработки  у  них  зрительно -  перцептивного   контроля.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание обучения и воспитания детей

с амблиопией и косоглазием

         

Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности методов обучения в детском саду и в школе, а также между общественным и семейным воспитанием.

Детский сад, ясли, сад для детей с амблиопией и косоглазием - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

 В дошкольные учреждения, ясли, сад, принимаются дети с 2-х до 7-ми лет. Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-медико-педагогического обследования на ПМПК.

Основной целью дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям.

Обучение и воспитание включают задачи:

1.Уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания.

2.Обеспечение общего уровня развития воспитания и обучения.

3.Создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

В содержании обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия:

- развитие зрительного восприятия;

- ориентировка в пространстве;

- социально-бытовая ориентировка.

Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом. При этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно с одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связанной речи. Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдается отклонение в развитии двигательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

Тифлопедагог  обогащает  зрительный  сенсорный  опыт  и  по  рекомендации  логопеда  активизирует  речевую  деятельность  детей, расширяет  их  словарь. Воспитатели  в  своей  работе  с  детьми  учитывают  рекомендации,  данные  медсестрой – ортоптисткой,  учителем – логопедом,  тифлопедагогом,  музыкальным  руководителем.  

        Обязательным  элементом  коррекционной  работы  с  детьми,  имеющими  нарушения  зрения,   является  зрительная  гимнастика,  которая  проводится  по  3 – 5  минут  перед  занятиями,  во  время  занятий.   Для  снятия   утомления,  для  активизации  внимания, повышения   работоспособности  у детей с  нарушением  зрения  используются    и  упражнения  с  элементами  релаксации.

           Известно,  что  наиболее  благоприятное  воздействие  на  зрительные  функции  оказывает  зелёный  цвет.  Он  снижает  зрительное   напряжение,  препятствует  наступлению  утомления,  поэтому  настенная  учебная  доска    зелёного  цвета.  

Для  освещения  рабочих  мест  детей   используется  естественное  и  искусственное  освещение,  дополнительное  освещение  учебной  доски.  

При  посадке  детей  за  столы    учитывается   режим    назначенных  окклюзий,  острота  зрения,  вид  косоглазия.    

Индивидуальное  предъявление  стимульного  материала  осуществляется  с  расстояния  не  более  чем  30 – 35  см  от  глаз  ребёнка.  

Материал  для  фронтальной  демонстрации  предъявляется   не  далее      1 м  от  глаз  с  дополнительным  индивидуальным  показом.   Располагать  объекты на  доске  так,  чтобы   они  не  сливались  в  единую линию, а  хорошо  выделялись  по  отдельности.  

Работая  с  детьми  с  амблиопией и  косоглазием,  надо чаще  использовать   указку  для  прослеживания  объекта  в  полном  объёме.          Недостаточность  представлений  о  предметности  окружающего  мира  учёные  связывают  с  трудностями  опредмечивания  геометрических  фигур.    Демонстрируя  пособия,  отражающие  соотнесённость  формы  фигур  с  реальными   предметами,  конкретизируя  тем  самым  представления  детей. Например, «На  что  похож  предмет?»,  «Чем отличается?».  

Для   составления описательных  рассказов  используется  натуральный  предмет  или муляж  или  предметная  картинка,  где  предмет изображён  на  жёлтом, оранжевом,   красном  фоне.  

Для  активизации  инициативной  связной  речи  дошкольников  с  амблиопией  и косоглазием  широко  используются   средства  графического моделирования  (схемы,  пиктограммы).  

 У детей  с  нарушенным  зрением  отмечается  недостаточно  развитая  общая  и  мелкая  моторика,  нарушение  координации   пальцев  руки.  Поэтому  на занятиях используется  пальчиковая  гимнастика,  пальчиковые  игры,  детские  рисунки,  отображающие   реальность  окружающего  мира.  Данное  направление является  особенно  актуальным  в  плане  подготовки руки  к  письму.  Моторные  упражнения  для  пальцев  рук  с различными  предметами (застёгивание  пуговиц,  различного  вида  шнуровки, упражнения  с  мозаикой,  конструктором,  игровые  задания  по  моделированию  и  т. п.)  особенно  важно  использовать  в  работе  с детьми  с  амблиопией, косоглазием  для  выработки  у  них  зрительно -  перцептивного   контроля.