Дипломная работа по теме:" Развитие русской речи ребенка в семье"

В дипломной работе представлено введение и заключение по теме:" Развитие русской речи ребенка в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки

«Учитель русского языка и литературы. Теория и методика преподавания учебного предмета «Русский язык и литература» в условиях реализации ФГОС 2022»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Развитие русской речи ребенка в семье».

Выполнила:

Землянигина Екатерина Андреевна

г. Котлас
2023 г.

Содержание

Введение        3

Глава 1 Речевая среда и её влияние на формирование русской речи ребенка        6

§ 1. Понятие «речевая среда»        6

§ 2. Речевое поведение, особенности речевого поведения у взрослых и у детей        9

§ 3. Особенности звукового развития детей дошкольного возраста        12

Глава 2 Влияние семейного общения на развитие русской речи ребенка        16

§ 1. Проблемы общения ребенка дошкольного возраста и взрослого        16

§ 2. Особенности развития словаря ребенка в условиях семьи        20

§ 3. Родитель как инструмент развития русской речи ребенка        25

Заключение        31

Список литературы        34


Введение

Речь представляет собой сложную систему, включающую в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь – это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи – это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация.

Развитие речи, в том числе и русской, начинается с самого рождения, с того момента, как ребенок начинает воспринимать и осознавать речь родителей. И, если ребенок не имеет речевых патологий, примерно в возрасте шести или семи лет он уже способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От того, как ребенок умеет владеть речью зависит его успешность в различных аспектах жизни. От простой игры со сверстниками, обсуждения рисунка или картины до выражения своих желаний. Именно поэтому перед родителями стоит задача – создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей. 

В современном мире родители чаще гонятся за карьерой и финансовой составляющей, забывая, что языковая и духовная часть тесно взаимосвязаны с ней. Родители, за неимением времени и желания, с младенчества дают ребенку всевозможные гаджеты, которые, в свою очередь, никогда не смогут заменить живое общение. Поэтому можно часто заметить, что дети в семьях, где родители мало уделяют внимания воспитанию и разностороннему развитию, не только не воспитаны, но и часто имеют проблемы с развитием речи, а в следствие с задержкой развития речи.

Целью работы является исследование развития русской речи ребенка в условиях семьи.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1) изучить понятия «речевая среда» и «речевое поведение»

2) выяснить особенности звукового развития детей

3) рассмотреть проблему общения взрослого и ребенка

4) узнать при помощи чего формируется словарный запас ребенка

5) выяснить как родитель может повлиять на развитие русской речи ребенка

Объектом изучения станет развитие речи ребенка. Некоторые специалисты, такие как М. И. Лисина[1], Р. Л. Березина, А. М. Бородич[2], Л. В. Ворошнина[3], Н. А. Гвоздев[4], Ф. А. Сохин[5], Е. И. Тихеева[6], и др. уже занимались изучением проблемы развития речи.

В основном работы связанные с развитием речи связаны с дошкольным возрастом, так как формирование навыка общения идет именно в этот период.

В этой работе будут рассмотрены основные факторы, влияющие на развитие речи ребенка, его словарный запас, так как вопросы формирования речи, речевого развития сегодня не только не теряют своей
актуальности, но и приобретают небывалую остроту. С каждым годом растет количество детей с речевыми нарушениями, ухудшается качество речи детей, поступающих в школу и покидающих ее стены.

На государственном уровне предпринимаются серьезные меры по преодолению сложившейся ситуации. Практически каждый год происходит пересмотр формата ОГЭ и ЭГЕ по русскому языку, направленный на увеличение доли заданий с развернутым ответом, введение обязательного итогового сочинения с 2014/15 года, введение итогового собеседования в 9 классах с 2019 года. С 2018 года введение отдельных предметов «родной язык» и «родная литература». Организовываются мероприятия, направленные на популяризацию русского языка. Однако можно сразу сказать, что в школе ребенок не научится всему моментально и вряд ли стоит ожидать от него, что за короткий промежуток времени возникнет правильная и связная речь. Для того чтобы такая речь появилась, нужна подготовка с самого раннего детства, нужна помощь семьи. В связи с этим такая тема как «Развитие русской речи ребенка в семье» я считаю очень актуальной.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Заключение

Хорошая и правильная речь – залог полноценного развития ребенка. Первый речевой опыт он получает в семье, где приобщается к культуре, традициям. Семья становится первой речевой средой ребенка, и именно она оказывает сильное влияние на развитие речи. Развитие речевых способностей закладывается в ежедневном общении с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Главная задача при этом состоит в создании положительной речевой среды, где взрослые помогают ребенку. Такая среда способствует развитию внутреннего мира, помогает формировать нравственные представления о мире и прививать положительное отношение к окружающим.

В данной работе было выяснено, что от родителей ребенок заимствует речевое поведение. А каким оно будет в большей степени: конструктивным или неконструктивным? Для того чтобы ребенок обладал в большей степени конструктивным речевого поведения, родители должны постоянно общаться с ним, стараться отвечать на любые, даже самые странные и необъяснимые вопросы. Нельзя просто отмахнуться от ответа на вопрос: «Почему светит солнце?» или «От куда в лампочке появляется свет?» – потому что взрослый не знает. Необходимо вместе найти и узнать ответ, тогда ребенок поймет, что любой его запрос важен для родителя. Этим взрослый укрепит связь с ребенком, покажет значимость ребенка в семье.

С детьми нужно постоянно заниматься, особенно когда они ещё маленькие и легко воспринимают информацию и запоминают. Для развития речи легкость восприятия хорошо скажется на обучении звуковой, фонетической стороны языка. В работе выявлено, что дети копируют манеру говорить, поэтому важно, чтобы в семье между собой и с ребенком разговаривали правильно с точки зрения фонетических правил. Правильно произносили слова, ставили ударение и т.д. Сюсюканье, намеренное искажение слов будет негативно влиять на формирование фонетической части развития речи ребенка.

Правильно пользоваться интонацией, выбирать нужный тембр голоса и темп речи – это важные умения, которые нужно прорабатывать ребенку в семье. Занятия, направленные на формирование этих умений в будущем помогут ребенку в обучении чтению, в произнесении монологической связной речи.

В работе выяснено, что проблема общения ребенка и взрослого в разное время поднималась многими писателями и учеными. Более актуальной такая проблема становится в наше время, когда живое общение замещается компьютерными играми или виртуальным общением. От того, что взрослые в силу своей занятости меньше разговаривают с детьми, и возникают проблемы общения и появляется недопонимание в различных областях. Ребенок становится более замкнутым, закрытым, а взрослый не понимает причины из-за отсутствия коммуникации между ними. Поэтому общепризнанно, что общение семьи с ребенком определяет в нем речевое поведение, психическое развитие и, безусловно, развитие речи.

В случае, если у ребенка будет хорошая взаимная коммуникация со взрослым, то у него начнет пополняться словарный запас, который важен во многих аспектах. Для развития словарного запаса ребенка взрослый должен правильно выстраивать общение с ним. В работе выяснено, что ребенок сам по себе не может пополнять словарный запас, для этого нужен собеседник, который поможет ребенку с объяснением слов, понятий, явлений. Это объяснение должно быть построено в игровой форме, ненавязчиво. В большинстве случаев дети лучше запоминают, если будут видеть или чувствовать то, что объясняют ему. Каринки, фотографии, видео, обучающие мультфильмы с комментариями взрослого при объяснении слов – всё это поможет в формировании словаря ребенка.

Кроме этого выяснено, что чтение литературных произведений – неотъемлемая часть развития словарного запаса. Начиная с потешек, небольших стихотворений и русских народных сказок закладывается основа, а уже дальше, при помощи взрослых ребенок начинает узнавать значение слов, как эти слова могут друг с другом связываться, как получаются словосочетания и предложения.

Ребенок через общение, при помощи речи учится выражать свои эмоции, мысли, чувства. В связи с этим важно, чтобы ребенок получал столько общения, сколько ему нужно. В работе звучала мысль о том, что трудно ребенку заниматься каким-то делом молча. Поэтому любое, даже самое простое, действие (включить чайник, загрузить бельё в стиральную машину) при ребенке надо пояснять, проговаривать. В этом случае будет происходить знакомство с внешним миром, будет развиваться познавательный интерес к окружающим вещам.

Через семью, через родителей ребенок становится членом общества, познаёт его культуру. Взаимоотношения с семьёй ложатся в основу общения ребенка с окружающим миром, с окружающими людьми.


Список литературы

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. Москва, 2004.
  2. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). М., 1983.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. М., 2015.
  4. Вальдорф: да или нет? Ася Штейн. // "Мой ребенок" июнь 2009.
  5. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. М., 2019.
  6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Спб., 2007.
  7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа / В. В. Гербова. М.,2014.
  8. Госпитализм // Большая психологическая энциклопедия [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://psychology.academic.ru/453/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC (дата обращения 06.03.2023)
  9. Грицай Л. А. Формирование речевой культуры ребенка в семье [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://human.snauka.ru/2013/05/3164 (дата обращения 03.03.2023)
  10. Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. М.-Л., 1948. С. 145-176.
  11. Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/leksika/leksika-leksicheskoe-znachenie-slova-odnoznachnye-i-mnogoznachnye-slova (дата обращения 28.02.2023)
  12. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / История дошкольной педагогики в России. М.,1999. С. 278 - 284.
  13. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольников / Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена. М., 2016.
  14. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.
  15. Лисина М. И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 2016. С. 23-31
  16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М., 1999.
  17. Нодель Ф. А. Отношение детей к нецензурной лексике // Русский язык. Я иду на урок русского языка // rus.1september.ru/articlef.php?ID=200502411
  18. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1985.
  19. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьева и др. М., 1998.
  20. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 2014.
  21. Смирнова Е. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии, 1996. №6. С. 76-89.
  22. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. М., 2015.
  23. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. М., 2016.
  24. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. Учебное пособие. М., 1975.
  25. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. М., 2016.
  26. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2018.
  27. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
  28. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи и обучение родному языку дощкольников. М., 2015.
  29. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., 1977.
  30. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. М., 2015.
  31. Фонетика [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://russkiiyazyk.ru/fonetika (дата обращения 28.02.2023)
  32. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  33. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М.,1966.
  34. Петленко Л. В. Семейное воспитание: как помочь родителям развивать речь ребенка [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-vospitanie-kak-pomoch-roditelyam-razvivat-rech-rebenka-1/viewer (дата обращения: 29.02.2023)


[1] Лисина М. И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 2016. С. 23-31

[2] Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. М., 2015.

[3] Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. М., 2019.

[4] Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Спб., 2007.

[5] Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада / Под ред. Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. М., 2015.

[6] Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. М., 2016.