Эффективность уроков МХК при посещении художественных музеев

Сманюк Валерия Александровна

В процессе преподавания курса МХК перед педагогом стоит задача максимального приобщения учащихся к искусству. Наиболее эффективный способ решения данной задачи - грамотная организация диалога между школьниками и произведениями искусства. Существуют различные формы работы и методики организации подобных «диалогов». В рамках образовательного процесса ведущей формой организации знакомства с объектами культурного наследия при изучении учебного предмета МХК является экскурсия. Дело в том, что именно визуальное сопровождение уроков, как правило, способствует наиболее полному усвоению материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_prepodavaniya_mhk.docx69.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективность уроков МХК при посещении художественных музеев»

Курсовая работа
по дисциплине «Методика преподавания МХК»

Оглавление

Введение

3

Глава 1. МХК в культурологическом образовании

5

1.1. Место дисциплины «Мировая художественная культура» среди других гуманитарных дисциплин

5

1.2. Значение предмета Мировая художественная культура в образовательном процессе

7

Глава 2. Посещение художественного музея в процессе изучения курса МХК

13

2.1. Взаимодействие школы и музея

13

2.2. Особенности проведения урока-экскурсии

23

Заключение

26

Список использованных источников и литературы

27

Введение

Актуальность работы: В процессе преподавания курса МХК перед педагогом стоит задача максимального приобщения учащихся к искусству. Наиболее эффективный способ решения данной задачи - грамотная организация диалога между школьниками и произведениями искусства. Существуют различные формы работы и методики организации подобных «диалогов». В рамках образовательного процесса ведущей формой организации знакомства с объектами культурного наследия при изучении учебного предмета МХК является экскурсия. Дело в том, что именно визуальное сопровождение уроков, как правило, способствует наиболее полному усвоению материала. 

Степень изученности проблемы: Труды  философов, педагогов, психологов, раскрывающие значимость художественного образования в развитии личности и общества (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, К.Д. Ушинский, Д.Б. Кабалевского). Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская.). Многоуровневая структура культурологического знания рассматривается в современной учебной литературе и в статьях, посвященных самоопределению культурологии как науки.  Рассмотрены программы Л.М.Предтеченской курса Мировая художественная культура, Солодовникова Ю.А. «Человек в мировой культуре»6,7,8 кл., Ю.А. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре: учеб.- хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений., Г.И. Даниловой, Л.А.Рапацкой.

Объектом исследования являются уроки Мировой художественной культуры.

Предмет исследования: формы проведения уроков МХК при посещении художественных музеев.

Цель работы: анализ эффективности уроков МХК при посещении художественных музеев.

Задачи исследования:

  1. Определить место дисциплины МХК среди других дисциплин гуманитарного цикла.
  2. Исследовать значение МХК в   системе образования.
  3. Изучить взаимодействие школы и музея.
  4. Оценить эффективность уроков при посещении художественных музеев.

Методологическая база исследования: В  работе  рассмотрены  теоретико - методологические основы курса МХК; определены составляющие  культурологического знания в рамках МХК.

Практическая значимость исследования: материалы могут быть использованы как начинающими педагогами, так и опытным для выбора программы при обучении учащихся Мировой художественной культуре.

Описание структуры работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. МХК в культурологическом образовании

  1. Место предмета «Мировая художественная культура» среди других гуманитарных дисциплин

В современной общеобразовательной школе изучается целый ряд гуманитарных дисциплин. Среди них - русский и иностранные языки, литература, история и обществознание. Дисциплина «Мировая художественная культура» до сих пор не является предметом, обязательным для изучения. Между тем, он едва ли не в наибольшей степени способствует гармоническому развитию личности учащихся.

Л.М. Предтеченская следующим образом сформировала цель данной дисциплины: «Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития - период перехода к самостоятельности»[1].

Н. Розов разработал ряд задач преподавания МХК, направленных на «реализацию условий живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни; обогащение духовного мира ребенка, воспитание чувства прекрасного, постижения опыта старших поколений, оказание помощи молодым людям в «открытии в себе человека»; развитие у обучающихся понимания произведений искусства, способности быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способности к восприятию художественной культуры в течение всей жизни»[2].

Для решения указанных задач учителю МХК необходимо дать ученикам сумму знаний по предмету, которая поможет им раскрыть наиболее важные закономерности процесса развития мировой художественной культуры; помочь разобраться в особенностях образного языка разных видов искусств.

В настоящее время в школах России используется целый ряд УМК по мировой художественной культуре, в частности УМК Г.И. Даниловой, Л.А.Рапацкой, учебные пособия Л.Г. Емохоновой и др. Общей чертой указанных УМК и учебных пособий является тот факт, что, несмотря на то, что в рамках указанного курса изучаются разные виды искусства, во всех них доминирует изобразительное искусство. Это нетрудно объяснить, поскольку при изучении произведений изобразительного искусства можно использовать репродукции, что является одним из наиболее доступных методов работы на уроках.

Рассмотрим особенности изучения МХК в старших классах на примере УМК Г.И.Даниловой. Согласно программе МХК Г.И. Даниловой, в 10 классе изучается Мировая художественная культура от истоков до XVII века, а в 11 классе Мировая художественная культура ХVII-XX веков. По традиции, при изучении дисциплины используется классно-урочная форма организации учебных занятий.

Следует отметить, что курс МХК базируется на уже имеющихся у школьников знаниях о культуре и искусстве, полученных в ходе изучения литературы, музыки и изобразительного искусства, а также МХК в 5-9 классах. В 10-11 классах ребята получают возможность углубить и систематизировать полученные знания. Программа Г.И. Даниловой рассчитана не только на пассивные, но и на активные формы обучения. Каждая тема сопровождается вопросами и заданиями, темами проектов, рефератов и сообщений, а также разделом «Творческая мастерская», в котором предлагаются задания по написанию эссе и рецензий, разработке эскизов костюмов, масок, созданию иллюстраций и т.п.

Однако изучение МХК не будет продуктивным, если замкнуться в стенах школьной аудитории, сосредоточившись исключительно на формах стандартных уроков. Ключевая особенность данного предмета состоит в том, что он требует посещения различных учреждений культуры и искусства. К примеру, продуктивным будет посещение художественного музея. Разумеется, ввиду удаленности регионов от Москвы и Санкт-Петербурга, где расположены крупнейшие коллекции произведений изобразительного искусства разных эпох, ребята не смогут увидеть подлинники произведений, изучение которых предусмотрено программой. Однако продуктивен будет уже сам факт приобщения к подлинным произведениям разных видов изобразительного искусства. Кроме того, даже лекционные занятия на базе художественного музея будут более продуктивными и интересными для ребят, чем обычные уроки. По итогам посещения музеев им могут быть предложены задания по написанию эссе, рецензий и сочинений, что будет способствовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора.

В целом разные формы занятий по курсу «Мировая художественная культура» помогут ребятам в изучении других дисциплин школьного курса, прежде всего - русского языка, литературы и истории. Следует отметить, что автор рассматриваемого нами УМК Г.И. Данилова по первоначальному образованию является учителем русского языка и литературы, что позволяет ей уделять в своих учебных пособиях особое внимание межпредметным связям, сопровождая изучение тех или иных произведений изобразительного искусства соответствующими им литературными фрагментами.

  1. Значение предмета Мировая художественная культура в образовательном процессе

Мировая художественная культура - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:

– обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и вооружать их опытом поколений;

– развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем.

– дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерность сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств;

– воспитывать у школьника любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;

– пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;

– развивать у школьников воображение и творческие способности;

– формировать у учащихся мировоззрение, умение масштабно мыслить и делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства.

Образовательные цели и задачи курса:

  1. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно - исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля и выдающихся художников - творцов;
  2. формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле, и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  3. осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  4. постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  5. освоение основных этапов развития отечественной  (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  6. знакомство с квалификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  7. интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  1. помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно - ценностные ориентиры;
  2.  способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  3.  подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  4.  развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  5.  создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково - исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно - чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

К наиболее приоритетным следует отнести концертно - исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно - практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы.

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе образования.

  1. Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно - эстетическом аспекте, то в 10 (11) классе античность осознается как уникальная культурно - историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.
  2. Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно - эстетического цикла. Во - первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во - вторых, в ней особо подчеркнуты практическая  направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
  3.  Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
  4.  Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами, возможность выбора в основной и профильной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников.

        В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально - регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

        Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно - педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.

        

Глава 2. Посещение художественного музея в процессе изучения курса МХК

2.1. Взаимодействие школы и музея

        В условиях современных реалий происходит радикальное изменение социокультурного пространства, изменяются пути интерпретации культурного наследия, расширяется сфера культурной деятельности. В аспекте, касающемся понимания и интерпретации культурного наследия, особое значение приобретает изучение музейной деятельности, поскольку именно в условиях музея интерпретация культурного наследия обретает общественное значение.

Понятие «диверсификация» может трактоваться как «расширение сферы деятельности за счет увеличения ассортимента продукции и отказ от узкой специализации»[3]. Современные музеи все чаще выходят за пределы традиционных рамок своей деятельности. Диверсификация услуг в сфере музейной деятельности позволяет нам говорить о том, что в общественном сознании формируются иные ассоциативные связи, чем это было ранее, что позволяет осознать все значение ценностного потенциала музея.

Диверсификация услуг в пространстве музея позволяет говорить о формировании в общественном сознании иных ассоциативных связей, позволяя осознать величину ценностного потенциала музея. Квинтэссенцией деятельности музея является музейная экспозиция. Благодаря многоаспектности своего воздействия, музейная экспозиция способна формировать определенные установки и стереотипы общественного сознания. В том случае, когда музей применяет новые формы работы, он разрушает установившиеся стереотипы и формирует в общественном сознании новое понимание своей деятельности.

Традиционная сфера деятельности музеев предполагает сбор, изучение, хранение и экспонирование предметов. Однако это не всегда отражает функции современных музеев.

Современные музеи, как правило, представляют собой научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, сочетающие в своей деятельности научные методы, средства художественной выразительности и социально-культурной деятельности. Сегодня музей превращается в культурно-образовательный, досуговый и информационный центр. Для развития современных музеев характерны следующие тенденции: широкое применение информационно-коммуникационных технологий, активное использование современных технологий социально-культурной деятельности и интерактивных форм работы с посетителями, возникновение крупных музейных центров, формирующих принципиально новое коммуникационное пространство[4].

В условиях стремительных изменений, происходящих в жизни современного общества, музеям также необходимо меняться, чтобы сохранять и привлекать потребителей. Кроме того, требуются новые методики для привлечения недостаточно охваченной целевой аудитории, прежде всего - детей и молодежи.

Несмотря на то, что для традиционного восприятия музейной деятельности характерно представление о том, что музей должен быть очень тихим пространством, в котором истинные ценители могут получать удовольствие от созерцания произведений искусства без постороннего вмешательства, в современном музее рамки культурного предложения значительно расширяются. К его обычным функциям добавляются архивоведение, социализация и просвещение[5].

Современная музейная практика сосредоточена преимущественно на формировании системы, доступной увлечениям и потребностям современного общества. Современный музей нередко выходит за рамки экспозиционного и фондового пространства, синтезируя свою деятельность с деятельностью других учреждений культуры и искусства, включая театр. Сегодня музей не просто транслирует опыт предшествующих поколений, он стремится повлиять на формирование мнений, суждений и восприятия посетителей.

После посещения музея человек попадает в условия той действительности, которая сформирована на основе опыта предыдущих поколений, поэтому возникшая у него осведомленность способствует социализации личности. В наши дни музеи активизируют работу по формированию доступной среды для всех категорий посетителей, включая лиц с ограниченными возможностями и представителей социально незащищенных слоев населения. Музейные работники стремятся создать наиболее благоприятные условия для интеллектуального, творческого и культурного развития населения.

Современные исследования подтверждают, что музейная среда обладает всеми возможностями для того, чтобы построить наиболее эффективный воспитательный процесс, способствующий гармоничному развитию и социализации личности. В пространстве музея, которое вмещает аутентичные предметы материальной культуры, создаются условия для общения между посетителем и тем информационным полем, которое создает вокруг себя каждый экспонат[6]. В данных обстоятельствах посетитель музея может включаться в любые подходящие для него виды деятельности. Он может стать участником перформативного действия, участвовать в традиционных обрядах, гаданиях трудовой деятельности.

Одним из ведущих направлений в работе современного музея становится культурно-образовательная деятельность, в рамках которой готовятся социальные проекты, организовываются тематические выставки, интерактивные экскурсии, квесты и мастер-классы. Сочетание разнообразных событий, к примеру, лекций, тематических экскурсий, перфомансов, спектаклей и концертов позволяет музеям разнообразить свою деятельность. Как уже было указано выше, в поисках способов привлечения максимального количества посетителей, современные музеи вынуждены ориентироваться не только на познавательную, но и на рекреативно-развлекательную функцию.

Важной стороной модернизации музейного дела становится диверсификация предоставляемых музеем услуг. Так, если издательская деятельность музеев имела распространение и ранее, то в настоящее время в музеях все чаще появляются магазины, в которых представлены не только полиграфическая продукция, но и различные атрибуты и копии музейных экспонатов.

Одним из наиболее распространенных направлений повышения эффективности деятельности музеев является подготовка специальных музейных событий. К примеру, проведение выставки может сопровождаться театрализованным представлением или концертом. В результате, посещение музея станет для учащихся уникальным и запоминающимся явлением.

Музеи меняются вместе с обществом и его потребностями, появляются новые задачи, возникают новые возможности и проблемы, модифицируются формы взаимодействия субъектов музейной деятельности и их аудитории.  Например, в современном обществе функция просвещения дополняется функцией развлечения или же само просвещение приобретает внешне развлекательную, игровую форму. Музеи могут обеспечивать различные формы социальной вовлеченности, что очень важно в современных обществах, где социальная солидарность ослабевает. Но при всем разнообразии функций музея и их изменчивости все они строятся вокруг базовой, сущностной функции музея - служить своеобразным храмом культуры, человеческих достижений и воплощением коллективной памяти[7]. Сегодня роль музея в организации социально-культурной деятельности значительно возросла. Правда, при этом большинство современных музеев в большей степени ориентировано на развлекательную, нежели на просветительскую и воспитательную функции. Однако это не обязательно следует воспринимать в негативном ключе, поскольку это говорит не об утрате традиционных технологий музейной деятельности, а о трансформации музейного организма.

Подобная трансформация во многом обусловлена тем, что в настоящее время все чаще возникает тенденция к синтезу традиционной и массовой культуры. Данная тенденция также способствует расширению поля ресурсов для музейной деятельности и привлечения самых разных категорий посетителей.

Музей может сыграть позитивную роль как пространство сценарной, проективной деятельности. Благодаря освоению музейного пространства зритель в качестве индивидуального или коллективного субъекта оказывается причастным к конструированию значимых культурных смыслов. Музейные экспозиции имеют социально-семантический смысл, т.е. выступают фабриками смыслов, создают определенные образы будущего, способствуют тому, что можно назвать сценарным мышлением в обществе, социальным воображением.

В музейном пространстве могут проводиться уроки и экскурсии, позволяющие ребятам наиболее полно приобщиться не только к изобразительному, но и к другим видам искусства. Внимание подростковой и молодежной аудитории также могут привлечь всевозможные квесты.

Изменения в деятельности музеев, в т.ч. театральных, связано и с таким процессом, как становление информационного общества. Как указывают А.Ю.Гиль, «этот процесс радикально преобразует социокультурное пространство, задавая свои способы интерпретации культурного наследия, пути и формы развития сфер культуры. Становление информационного общества определяет не только новые формы интерпретации культурного наследия, но и принципы его организации»[8].

Современная музейная деятельность требует выбора принципиально новых форм взаимодействия с аудиторией. Одним из критериев успешной деятельности современного музея становится его восприятие как «органичной части современной культуры, способной ощутить современный контекст, а также использовать новые веяния информационных технологий»[9].

Сегодня музей перестает быть пассивным хранителем свидетельств материальной культуры, превращаясь в учреждение, способствующее социализации личности, открытое к культурным потребностям современного человека. Кроме того, современный музей становится объектом взаимодействия целого ряда наук - таких, как педагогика и психология, культурология и социология.

Приоритетным направлением деятельности современного музея становится активное взаимодействие с целевой аудиторией при сохранении традиционных музейных функций. Процесс пересмотра общей концепции музейной деятельности способствует активному взаимодействию и исследованию целевой аудитории. Сегодня музеи постепенно перестают быть закрытыми академическими институтами, превращаясь в «гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное публичное пространство, где внимание сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с потенциальной и реальной аудиторией, а также на определении стратегии развития музейной деятельности»[10].

В современном музее возникает необходимость появления возможностей разнообразной интерпретации коллекций, которые должны быть представлены разнообразными форматами, соответствующими разному уровню и типу образования людей. Современные музейные экспозиции должны создавать впечатление многослойности, многоуровневости, чтобы посетители могли без особого труда осуществлять переход с одного уровня восприятия на другой.

Различные варианты интерпретации экспозиции в целом и отдельных экспонатов способствуют отражению самых разных мнений о произведениях искусства и созданию условий для конструктивного диалога.

Важным является и такое направление музейной деятельности, как работа с посетителями с особыми потребностями здоровья, а также - с трудными подростками. В связи с этим развиваются такое направление музейной деятельности, как арт-терапия, основанная на возможностях воздействия искусства на психологическое состояние человека.

Также, как уже говорилось выше, музей может играть роль образовательного учреждения. Однако обучение в музее не должно проходить лишь в форме академических лекций, которые, сколь бы интересны, насыщенны и красочны они ни были, не всегда находят отклик у современной молодежной и подростковой аудитории.

Как указывает А.Ю. Гиль, «освоение музейной информации на принципиально новом уровне происходит в процессе посещения музея и вовлеченности субъекта в образовательный процесс, включающий передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере возможно получить в других образовательных учреждениях»[11].

Следует отметить, что обучение в музее строится на неформальных, добровольных началах, при этом вербальная информация должна сочетаться с эмоциональным воздействием. По словам А.Ю. Гиль, «обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Важным обучающим каналом является вербальное восприятие объекта, особенно это важно для детей, чувственно воспринимающих явления мира»[12].

В данном аспекте особую роль в деятельности музея играют образовательные проекты, которые строятся на основе взаимодействия музейного учреждения с учреждениями общего и профессионального образования. На сегодняшний день, складывается ситуация, при которой музеи предлагают всевозможные образовательные программы, однако они не всегда соответствуют потребностям учебных заведений. В то же время, изучение дисциплины «Мировая художественная культура» без выхода в музейную среду приобретаемые в ходе обучения знания и навыки не становятся компетенциями. По мысли кандидатов педагогических наук Е.П. Олесиной и Е.Н. Полюдовой, «сегодня востребованы формы взаимодействия (даже интеграции) школы и музея в урочное и внеурочное время, так как они являются наиболее эффективными ресурсами для образовательной деятельности»[13].

Е.П. Олесина выделяет ряд векторных моделей взаимодействия музея и школы, среди которых ключевую роль играют академическая и инновационная. По ее словам, «академическая модель основывается на простом (простом по форме, а не по содержанию) взаимодействии, когда каждая сторона (музей и школа) формируют список своих запросов или предложений, а затем по необходимости происходит выбор необходимых программ»[14].

Примером реализации данной модели может стать практика Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, который предлагает широкий выбор экскурсий по тематике урока истории («Древний Египет», «Древняя Греции», «Европейское средневековье» и др.)[15].

Несмотря на то, что академическая модель является наиболее разработанной, она недостаточно эффективна, поскольку рассчитана лишь на интересующуюся искусством аудиторию. Поэтому сегодня музеи и образовательные учреждения все чаще склоняются к созданию инновационной модели. Одним из вариантов ее реализации является расположение экспозиции музея в учебном заведении на период от недели до месяца. Как пишут Е.П.Олесина и Е.Н. Полюдова, «важно, чтобы была обеспечена высокая информационность такой выставки, поэтому изготовляются специальные карточки для разных возрастов, а также в школе в определенное время работает музейный экскурсовод, который не только проводит беседы, но и просто отвечает на вопросы»[16].

Другой вариант - так называемый «веерный вектор», при котором ребятам предлагается посетить большое количество программ и экскурсий разных музеев по одной теме. Разумеется, его проще всего реализовать в Москве или Санкт-Петербурге.

Вектор погружения предполагает проведение учебных занятий непосредственно в музее. К примеру, «в Москве на протяжении нескольких лет существует проект «Урок в музее»: урок математики можно провести в Мемориальном музее космонавтики; урок биологии в Государственном Дарвиновском музее, в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно»; а Московский государственный музей им. Булгакова «Нехорошая квартира» проводит разные уроки на основе своей экспозиции. Проведение урока в музее позволяет школьникам погрузиться в особую атмосферу, отличную от школьной, что повышает интерес к предмету и мотивацию к обучению»[17].

Широкое распространение в современном музейном пространстве получает практика мультимедийных экскурсий. Их целевую аудиторию составляют люди, желающие получить базовую информацию о современном искусстве и истории искусства XX в., изложенную простым, доступным языком.

Внедряются в работу музеев анимация и интерактивность. Средства анимации могут использоваться, когда речь идет о той или иной исторической эпохе, связанной с историей театра или эпохой, в которую разворачивается действие того или иного спектакля. Место и время действия в таких случаях «оживляется» участием в проведении экскурсии персонажей в соответствующих костюмах, а экскурсоводами могут стать молодые актеры или студенты театральных вузов. Как указывает А.Ю. Гиль, «основная цель анимационного метода - не просто предъявить посетителю музея предметный мир прошлого, но показать взаимодействие человека с этим миром, вовлечь его в действие»[18]. Здесь опять-таки действует основной принцип, сформулированный в театре эпохи Просвещения: «развлекая, поучать».

Современные музеи все чаще приходят к осознанию необходимости наиболее оптимального сочетания традиционных и инновационных элементов своей деятельности. Меняются представления о коммуникации для разных типов музеев, представления о критериях эффективности музейной работы. Именно интерес к посетителю ведет к пересмотру общей концепции музея как социального института.

Современный музей превращается в гибкую и мобильную структуру, вбирающую в себя новые достижения научно-технического прогресса, «он стоит на пороге превращения в динамично развивающуюся отрасль науки, искусства, бизнеса и культуры»[19].

Чтобы быть успешным, современный музей должен стать частью информационного пространства в условиях диверсификации социальной среды.

2.2. Особенности проведения урока-экскурсии

Несмотря на разнообразие существующих сегодня форм музейной деятельности, наиболее распространенной формой урока МХК, который может проводиться в музее, является урок-экскурсия. Он позволяет применять коммуникативные формы работы со школьной аудиторией. Сутью подобного урока является диалог учеников с подлинниками. Поскольку, говоря о посещении музея школьниками, мы, прежде всего, имеем в виду художественный музей, то мы обратимся к экскурсии искусствоведческой направленности, которая будет способствовать воспитанию у ребят чувства прекрасного, развитию художественного вкуса, изучению истории мировой и отечественной художественной культуры, а также современного искусства и отражения в нем современной действительности. Поэтому организация и проведение в рамках МХК экскурсий искусствоведческой направленности будет способствовать наиболее продуктивному усвоению учебного материала. Искусствоведческая экскурсия позволяет не только выполнять задачи, связанные с процессом обучения, но и выстраивать своеобразный диалог между учениками и произведениями искусства, представленными в пространстве музея.

Искусствоведческой экскурсии может предшествовать изучение литературы, соответствующей теме экскурсии. Итогом подобной экскурсии может стать ее обсуждение с последующим написанием эссе, сочинения или рецензии.

В процессе изучения курса «Мировая художественная культура» целесообразно проводить экскурсии не только в музеи, но и, по возможности, в мастерские художников. Посещение музея в процессе изучение МХК чрезвычайно важно еще и потому, что, как уже говорилось выше, в последние десятилетия музеи все активнее реализуют свой образовательный потенциал. Еще в 60-е годы ХХ века на стыке музееведения, социологии, психологии и культурологии выделилась самостоятельная научная дисциплина «музейная педагогика». Ее главной задачей стало теоретическое осмысление образовательной деятельности музеев и повышение ее уровня.

В настоящее время музейные сотрудники все чаще работают над созданием специальных образовательных программы с учетом возрастных особенностей групп. Однако основным видом музейной деятельности по-прежнему остается экскурсия. Ее основная задача - в доступной форме сообщить посетителям знания, которые вызовут у них интерес к конкретной тематики. Следовательно, музейная экскурсия позволяет реализовать функцию формирования интересов человека. Поэтому они и являются одной из наиболее эффективных форм изучения курса МХК.

В силу того, что, как уже говорилось выше, в настоящее время существуют разнообразные формы музейной деятельности, педагог получает возможность выбора формы взаимодействия с музеем, наиболее соответствующего определенной тематике.

В пространстве художественного музея, как правило, проводятся экскурсии, позволяющие ребятам познакомиться с произведениями изобразительного искусства. Их основным содержанием становится  всесторонний анализ произведений живописи, скульптуры или декоративно-прикладного искусства, который должен проводиться на высоком искусствоведческом уровне, глубоко раскрывающем не только идейно-тематическое содержание произведений, но и особенности техники их создания. Кроме того, экскурсии могут рассказывать о жизни художника или особенностях искусства определенного периода.

В процессе проведения подобных уроков-экскурсий с ребятами взаимодействует не столько педагог, сколько экскурсовод-искусствовед. Задачей педагога в данном случае становится подготовка ребят к восприятию произведений искусства, а также проведение последующего обсуждения и контроль  выполнения заданий.

В настоящее время широкую популярность получают виртуальные экскурсии, основанные на использовании сети Интернет. Они позволяют ребятам познакомиться с произведениями искусства, которые хранятся в собраниях крупнейших музеев России и мира. В данном случае, задача проведения экскурсии ложится на плечи самого педагога, которому необходимо обладать специальными знаниями по методике организации и проведения экскурсий.

Для успешного проведения виртуальной экскурсии учителю необходимо должен всесторонне подготовиться к ней, предварительно ознакомиться с представленными в ее рамках объектами, разработать план проведения, организовать учеников. Важными факторами эффективности подобного занятия является профессиональный кругозор учителя, его способность к импровизации и коммуникативная культура.

Виртуальной экскурсии должна предшествовать вступительная беседа, главной целью которой является создание у учеников необходимого эмоционального настроя. Кроме того, необходимо тщательно продумать задания, которые будут даны ребятам по итогам экскурсии.

Заключение

        Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает школьникам единство и многообразие художественной картины мира, постоянно создаваемой человечеством, показывает ее связь со всей жизнью людей: с религией и историей, философией и бытом и т.д.; силой воздействия комплекса искусств и организованной творческой практикой развивает художественные способности, понимание родства искусств, обогащает духовный мир растущего человека, помогает его личностному становлению в особо ответственный период взросления.

        Предмет «Мировая художественная культура», развивающий, прежде всего, эрудицию учащихся, требует наглядности. В разное время преподавания предмета использовались в этих целях слайды, диафильмы, иллюстрации из книг, Внедрение в образовательный процесс музейных уроков открывает значительные возможности для повышения качества обучения, следствие чего у учащихся повышается мотивация к образовательному процессу.

Список использованных источников и литературы

  1. Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 12.
  2. Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. С. 85.
  3. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Дом славянской книги, 2011. С. 168
  4. Нагорский Н.В. Музей и досуг. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/nagorsky.htm
  5. Акулич Е.М. Музей как социокультурный институт. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 2004. С. 11.
  6. Социология культуры: учебник/А.Г. Колесникова, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин; под общ. ред. С.Н. Епифанцева. - Москва: КНОРУС, 2017.- 246 с.
  7. Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva
  8. Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva
  9. Карнакова Н. Преподавание МХК в интеграции с предметами художественно-эстетического цикла //Искусство в школе. - 2001. - №3.- 50-52.
  10. Максяшин А.С. Развитие региональной системы художественного образования. Искусство и образование. №2 (28). - 2004. - 73 с.
  11. Олесина Е.П. Полюдова Е.Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzeya-i-shkoly-novyy-vzglyad-na-problemu
  12. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура - пути становления предмета //Искусство в школе.-1992.- №1. - 3-10.


[1] Цит. по: Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 12.

[2] Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. С. 85.

[3] Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Дом славянской книги, 2011. С. 168.

[4] Нагорский Н.В. Музей и досуг. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/nagorsky.htm

[5] Акулич Е.М. Музей как социокультурный институт. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 2004. С. 11.

[6] Нагорский Н.В. Музей и досуг. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/nagorsky.htm

[7] Социология культуры: учебник/А.Г. Колесникова, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин; под общ. ред. С.Н. Епифанцева. - Москва: КНОРУС, 2017.- 246 с.

[8] Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva

[9] Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva

[10] Карнакова Н. Преподавание МХК в интеграции с предметами художественно-эстетического цикла //Искусство в школе. - 2001. - №3.- 50-52.

[11] Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva

[12] Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva

[13] Олесина Е.П. Полюдова Е.Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzeya-i-shkoly-novyy-vzglyad-na-problemu

[14] Олесина Е.П. Полюдова Е.Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzeya-i-shkoly-novyy-vzglyad-na-problemu

[15] Олесина Е.П. Полюдова Е.Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzeya-i-shkoly-novyy-vzglyad-na-problemu

[16] Олесина Е.П. Полюдова Е.Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzeya-i-shkoly-novyy-vzglyad-na-problemu

[17] Олесина Е.П. Полюдова Е.Н. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzeya-i-shkoly-novyy-vzglyad-na-problemu

[18] Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva

[19] Гиль А.Ю. Изменения деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета - 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-deyatelnosti-muzeev-s-uchetom-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obschestva