Конспект совместной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет «Защитник земли Русской князь Александр Невский»

Труш Анжелика Васильевна
  • формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему.
  • Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского.
  • Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
  • Пополнить словарный запас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл прграмма кружковой деятельности25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет

«Защитник земли Русской князь Александр Невский»

Цель: Знакомство с жизнью великого князя Александра Невского и историей средневековой Руси.

Интеграция образовательных областей:

  • физическое развитие,
  • речевое развитие,
  • познавательное развитие,
  • социально-коммуникативное развитие,
  • художественно-эстетическое

 Задачи:

  • формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему.
  • Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского.
  • Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
  • Пополнить словарный запас

Оборудование и материал:

  • Иллюстрация Александр Невский в доспехах;
  • Пазлы, посвященные Александру Невскому
  • Фланелеграф-планшет «Невская битва» «Ледовое побоище»

Ход организованной образовательной деятельности

1. Мотивация:

Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить заглянуть в прошлое нашей Родины и познакомить, как же зарождалось государство России, Давайте отправимся с вами ребята в наше виртуальное путешествие и познакомимся с Великим русским князем Александром Невским. Послушайте стихотворение

Воспитатель:

Люблю тебя моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом “Русь”!

Воспитатель: Как вы думаете о чем говориться в этом стихотворении?

Дети: О Руси, о России.

Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Величава и красива наша Россия. Богата лесами, реками, животными разными и растениями. Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать лесами, полями. Но защитить себя она не может.

Воспитатель: Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов. В древней Руси такие воины назывались не солдатами, а дружинниками. И была не армия, а дружина. Что такое Дружина? Какое слово похоже на слова «дружина»?

Дети: дружба, дружить

Воспитатель: Давайте вместе с вами поиграем в игру и посмотрим как же мы дружно будем отвечать. Игра называется:

 

Игра «Да - нет»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».

Наша родина сильна (да)

И у нас она одна (да)

На Руси богатыри есть (да)

Им всегда хвала и честь (да)

Илья Муромец герой (да)

Он был самый молодой (нет)

  • он победил (да)

Из автомата подстрелил (нет)

Алеша Попович тоже герой (да)

Он сильный, смелый, молодой (да)

Карабаса в бою победил (да)

На танках боролись богатыри с врагом (нет)

Они воевали с мечом и копьем (да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)

Он змея сумел победить своей силой (да)

Гордимся мы нашими богатырями (да)

Хотим ли быть такими же сами (да)

 

Воспитатель: Мы узнали что армия раньше называлась Дружиной, а как же выглядела военная одежда и снаряжение у воинов.

2. Игра «Собери дружинника на бой» Для этого в конвертах есть снаряжение воина и оружие. Необходимо выбрать только то, что подходит старинному воину. (Дети за столами выполняют задание).

Воспитатель. Покажите, какая дружина у вас получилась. Теперь самое время отправить ее на защиту Руси! Только для этого вы должны назвать как можно больше качеств своего воина.

 

Физкультминутка

Богатырь– вот он каков:(показывают силача)

Он силён, он здоров. (по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял. (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял.

Зорко-зорко наблюдал,

Подрастём и мы, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель. Какие славные богатыри у нас. Давайте  посмотрим  на картину. Кто здесь изображен? Правильно наш воин. Помимо его доспехов и оружия, что еще видите на картине, над головой воина?

Дети. Флаг, знамя.

Воспитатель. Это необычный флаг. Кто на нем изображен?

Дети. Бог, икона.

Воспитатель. Кто догадается, почему русские воины помещали на своем флаге изображение Самого Бога?

Дети. Они верили в помощь Бога.

Воспитатель. А вот и – русский князь Александр Невский был защитником Руси, православной веры русских людей. И защищал свою страну самоотверженно, был честным и справедливым.

Он всегда шел в бой со словами “Не в силе Бог, а в правде”. Александр Невский был настоящим героем. А кто такой герой?

Дети. Это тот человек, который готов свою жизнь отдать за Родину.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение об Александре Невском.

Князь Александр – победой Невской

Прославлен, честью озарен.

Коварный враг, безумный дерзкий,

Не раз разбит и усмирен.

Воспитатель. А чтобы лучше узнать о жизни князя, послушайте рассказ о нем. Это было очень-очень давно. В семье русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. Маленький Александр научился скакать на коне. В детстве его научили читать и писать, и владеть оружием. В 16 лет он стал княжить на Руси.

Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. В то время у Руси было очень много врагов. Первыми напали Шведы на город Новгород, в котором правил князь Александр.

Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага.

Шведы ждали легкой победы. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь». И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой.

Битва состоялась на реке Неве.

Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи?»

Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на реке Неве победу. Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским.

Еще одна победа Александра над немецкими рыцарями. Прошло время, и на русскую землю снова двинулись враги, это были Немецкие рыцари Крестоносцы.

Александр был очень умным полководцем, он знал что рыцари и их лошади, были хорошо защищены тяжелыми доспехами, а русские воины имели доспехи более легкие. Поэтому он заманил рыцарей на озеро Чудское.

Знаменитое "Ледовое побоище" произошло весной на льду озера. В апреле лед начал уже таять и под тяжестью доспехов крестоносцы стали проваливаться под лед. Это помогло русским воинам в победе.

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал.

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал

 

Воспитатель: Ребята перед вами фланелеграф- планшет «Невская битва», давайте попробуем проиграть с вами небольшой эпизод битвы.(ребята расставляют фигурки и обговаривают ход боя)

 Воспитатель: Все большие молодцы, у нас с вами получилась настоящая битва. Александр Невский гордился бы нами.

А вы знаете, что всех смелых и отважных воинов награждают орденом Александра Невского, и во многих храмах России находятся иконы Святого князя Александра. Можно прийти и попросить у него защиты и помощи. 

Воспитатель: Ребята вы молодцы! Скажите, вам понравился рассказ о русском князе – богатыре Александре Невском?

Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему? Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один? Дети. Нет. Ему помогали другие воины.

Конечно. Даже есть такая пословица – «Один в поле не воин». Ему помогали русские воины.

В конце давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

  • защищать свою Родину, беречь её.
  • Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
  • Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
  • Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
  • Мы должны чтить славные традиции наших предков.

Рефлексия: А сейчас, ребята, скажите пожалуйста.

- Вам понравился  наша беседа?

-  что вы узнали  интересного для себя?

- Как вы думаете, из того, что вы сегодня узнал вам это пригодится? Для чего?

- вам было трудно?

- Что  было трудно?