Рабочая программа педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса

Красноярова Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа педагога-психолога

по сопровождению образовательного процесса

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии сАООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 10» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также основывается на перечне следующих нормативных документов:

  1. Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
  2. Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  5. Семейный Кодекс Российской Федерации;
  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  7. Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
  8. Декларация ООН «О правах инвалидов»;
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинобрнаукиРоссии) от 30 августа 2013 года. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  11. Постановление от 10 июля 2015 года № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".  
  12. Устав ГКОУ «Школа-интернат № 10»

Рабочая Программа в соответствии со Стандартом направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, преодоление трудностей в освоении АООП, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа определяет содержание и организацию психолого-педагогической деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью. и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания школьников, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации, образовательного процесса.

Программа обеспечивает: выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью при освоении ими АООП и их адаптацию; реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Деятельность педагога-психолога направлена на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

1.2 Цели и задачи Программы

Цель: создание детям с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями оптимальных условий для социально-психологической адаптации и развития их познавательных, коммуникативных, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  1. Способствовать реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями;
  2. Создать условия для эффективной социально-психологическойадаптации детей к новым условиям, помощи в решениипроблемсоциальноговзаимодействия, улучшения климата межличностных взаимоотношений.
  3. Содействовать становлению и развитию личностных качеств иэмоционально-волевыхособенностей обучающихся,способствующихнормальномупротеканиюпроцессаобученияивоспитания, осуществлять их коррекцию;
  4. Содействовать развитию коммуникативных умений и навыков, необходимых дляпродуктивного взаимодействия с социумом;
  5. Способствовать актуализации и развитию познавательныхпроцессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развитияучащихся;
  6. Применять методы практической психологии для решения педагогических задач, повышение социально-психологической компетенции педагогических работников и родителей;
  7. Оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку педагогам в реализации задач воспитания и обучения с учетом психовозрастных особенностей детей.
  8. Обеспечить реализацию психолого-педагогических программ, согласованных с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка;
  9. Осуществлять психодиагностическую работу с целью выявления и оказания психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
  10. Осуществлять психологическое сопровождение периода адаптации к школе, профилактику школьной и социальной дезадаптации;
  11. Осуществлять разработку и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с обучающимися в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  12. Организовать работу с обучающимися, педагогами и родителями при переходе детей в среднее звено;
  13. Организовать профориентационную работу в старшем звене;
  14. Организовать просветительскую деятельность с педагогами, родителями и обучающимися;
  15. Участвовать в разработке и реализации индивидуальных комплексных программ развития (ИПР), специальных индивидуальных программ развития (СИПР) в условиях взаимодействия педагогов
  16. психолого - педагогического консилиума ГКОУ «Школа-интернат № 10»;
  17. Повышать собственный профессиональный уровень.

Адресат программы: все участники образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители).

Программа психолого-педагогического сопровождения рассчитана на 2022-2023 учебный год.

Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:

  Индивидуальная

  Подгрупповая

  Групповая

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности Учреждения в работе с детьми от 7 до 17 лет, родителями обучающихся и педагогами Учреждения.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей школьников и спецификой Учреждения.

Педагог-психолог Учреждения осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

  1. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

В условиях модернизации образования и активно развивающейся и внедряющейся инклюзивной практики множество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с интеллектуальными нарушениями, имеют возможность включения в среду образовательных организаций.

Для детей, имеющих интеллектуальные нарушения или по-другому – умственную отсталость, характерным является качественное изменение всей психики, всей личности в целом. Это является результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, при которых страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Специфическая особенность детей с умственной отсталостью – слабая дифференциация норм поведения в разных социальных условиях, низкая любознательность и продолжительное доминирование социальных и игровых мотивов при обучении. В условиях школы важным навыком является обучение коллективной деятельности и принятию новой социальной роли. В данном процессе ребенок усваивает смысл общественных норм, способы взаимодействия с взрослым, постигает права и обязанности по отношению к коллективу.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие всех познавательных процессов, которое проявляется в инертности и лабильности в процессе познания. В результате эти дети получают неполные, искаженные представления об окружающем мире, их опыт оказывается крайне беден. При умственном недоразвитии первая ступень познания окружающего мира – восприятие и ощущение – оказывается дефектной.

У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются следующие особенности:

  • специфика интеллектуальной деятельности выражается в слабой критичности мышления; в непонимании причинно-следственных связей; в нарушении формирования Я – концепции; в трудности в выделении главного; в непонимании внутренней связи между частями;в трудности восприятия пространства и времени; в специфической логике построения высказываний инарушении компонентов речи;в специфичности умозаключений и ограниченности запаса знаний и представлений о мире;
  • специфика эмоционально-волевой сферы проявляется в эйфоричности во взгляде и поведении; в эмоциональной лабильности; в скупости эмоциональных проявлений; в бедности эмоционального запаса; в отсутствии сложных эмоций; в слабости эмоционального контроля за действами и в наличии сверхценных идей и переживаний;
  • особенность общей и мелкой моторики может наблюдаться в специфической походке; бедности мимики; неадекватности эмоций;нескоординированности движений; нарушении равновесия; отсутствии взгляда; «неловкости» рук; слабости тонких движений пальцев и др.
  • деятельность умственно отсталых детей может быть немотивированной и механической, лишенной планирования и предвидения результата, бесконтрольной и стереотипной.

Такие особенности создают определенные трудности включения ребенка в образовательную среду, поэтому первоочередной задачей специальной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью является установление эмоционального контакта с ребенком и его вовлечение в развивающее взаимодействие.

Адаптация детей с умственной отсталостью к условиям образовательного учреждения – процесс длительный и постепенный. Чаще всего у детей с умственной отсталостью, как у младших школьников, так и у подростков, возникают трудности в усвоении нравственно-этических норм поведения, в установлении иерархически правильных связей между взрослым и ребенком, в принятии социальной роли – ученик, а также адаптации к правилам и требованиям, предъявляемым в образовательном учреждении.

 Проблема адекватной адаптации к школьным условиям детей с умственной отсталостью и сегодня продолжает оставаться актуальной в специальной психологии. Так, в связи с введением новых федеральных образовательных государственных стандартов обучения лиц, имеющих психические и физические недостатки, качественно меняется психокоррекционная и диагностическая работа с детьми.

Кроме этого, обязательным и важнейшим условием инклюзивного образования детей с интеллектуальными нарушениями является их мультидисциплинарное сопровождение психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации, разработка индивидуального образовательного маршрута и динамическая оценка эффективности сопровождения с последующей корректировкой образовательной траектории.

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены следующие основные принципы

принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;  

  • принцип гуманистичности, предполагающий отбор и использование гуманных личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;
  • принцип превентивности, обеспечивающий переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;  
  • принцип научности, отражающий важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики и коррекции развития личности ребенка;  
  • принцип комплексности, подразумевающий взаимодействие различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач сопровождения;  
  • принцип «на стороне ребенка», устанавливающий приоритет интересов ребенка, обеспечивающий защиту его прав при учете позиций других участников образовательного процесса; 
  • принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решение проблемы за ребенка, а его обучениеэффективным способом разрешения проблем самостоятельно;  
  • принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия, обуславливающие совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программы;
  • принцип системности, предполагающий, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность;
  • принцип рациональности, лежащий в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливающий необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Направления деятельности педагога-психолога

 

Деятельность педагога-психолога направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ГКОУ «Школа-интернат №10» осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога:

  • психологическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа с детьми;
  • психопрофилактика;
  • консультирование субъектов образовательного процесса;
  • психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
  • организационно-методическая работа.

  1. Психологическая диагностика

Основной целью диагностической работы является выявление основных проблем и определение причин их возникновения:

•        первичная и итоговая диагностика уровня адаптации обучающихся к школьному обучению в 1-м и 5-м классах;

•        исследование особенностей познавательной и эмоционально- личностной сферы обучающихся;

•        углубленное психодиагностическое обследование детей, чьи особенности когнитивного развития выявлены при фронтальном обследовании;

  • углубленные психодиагностические обследования детей, по запросам родителей и педагогов, обратившихся за оказанием психологической помощи;
  • психодиагностическое обследование детей, направленных на ПМПК:
  • дополнительно по запросам родителей, педагогов, администрации Учреждения и личным наблюдениям проводится диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  1. Психологическое просвещение

Основной целью психологического просвещения является развитие психологической культуры субъектов образовательного процесса:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;  
  • повышение уровня психологических знаний;  
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.  

Психологическое просвещение носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и педагогов. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Обязательно:

  • проведение систематизированного психологического просвещения педагогов:
  • проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;
  • повышение психологической культуры педагогов;
  • родительское собрание.
  1. Консультационная работа

Основной целью консультативной деятельности выступает оптимизация взаимодействия субъектов образовательного процесса, оказание им психологической помощи.

Психологическое консультирование обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется п запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих обучающихся. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.

Обязательно:

•        индивидуальные консультации, направленные на построение образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся;

•        консультирование педагогов по результатам диагностики;

•        консультирование педагогов и специалистов по запросу;

•        консультирование родителей по запросу;

  • консультирование обучающихся по запросу.

  1. Коррекционно-развивающая деятельность

Основная цель – организация и осуществление психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации. Ориентиром для реализации коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры ФГОС.

Обязательным является проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение; проведение развивающих занятий с детьми всех возрастных групп, с целью формирования познавательных процессов, коммуникативных навыков, развития эмоциональной и личностной сферы.

В Учреждении реализуются следующие групповые  и индивидуальные коррекционно-развивающие программы:

  1. Программа коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» для обучающихся в 1-м классе;
  2. Программа коррекционно-развивающих занятий «Шаги к успеху» для обучающихся 2-4 классов;
  3. Программа коррекционно-развивающих занятий «Я познаю мир» для обучающихся 5-9 классов;
  4. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по гармонизации эмоциональной сферы подростков;
  5. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся в 5-9 классе;
  6. Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью.

Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.

  1. Психопрофилактическая деятельность

Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.

Обязательно:

  • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды;
  • анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:  

  • отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
  • содействие благоприятному социально-психологическому климату в Учреждении;
  • профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

В Учреждении реализуется следующая психопрофилактическая программа:

  1. Профилактическая программа «Я выбираю жизнь» по предупреждению суицидального поведения среди детей и подростков с умственной отсталостью.

  1. Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа включает в себя следующие мероприятия:

  • участие в психолого-педагогическом консилиуме;
  • посещение заседаний методического объединения;
  • работа с психолого-педагогической литературой;
  • консультации со специалистами;
  • посещение курсов;
  • сотрудничество со смежными специалистами;
  • работа в педагогических советах и совещаниях;
  • оформление документации, кабинета, стендов.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение

У педагога-психолога Учреждения есть отдельный кабинет, где организовано рабочее пространство: имеется необходимая мебель, ноутбук, принтер, доступ в интернет. В кабинете хранятся необходимые для работы наглядные пособия и материалы, учебно-методическая литература. Помимо основного кабинета, в работе используется сенсорная комната для обучающихся.

  1. Методическое обеспечение

  1. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова.
  2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ.высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  4. Коррекционная и специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений /Автор-составитель: Андреева О.И. – Азов, 2012. – 168 с.
  5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  7. Микадзе. Ю. В «Нейропсихология детского возраста: учебное пособие» Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=181588
  8. Нейропсихология детского возраста: Питер; СПб.; 2008.
  9. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2013. – 82 с.
  10. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М.Пишчек/ Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2006. — 276 с.
  11. Стребелева Е.А.  Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).
  12. Шипицына Л. М. ; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
  13. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.