Технологии дистанционного обучения в специальном образовании

Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_distantsionnogo_obucheniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Подготовил: учитель-дефектолог

Кирченкова Е.А.

Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются: кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий.

Технологии дистанционного обучения

Содержание

Возможности применения в специальном образовании

Кейсовая технология

Обучающиеся получают комплект учебно-методических материалов. Данный комплект может включать в себя пособия, методические указания, задачники, выполненные на бумажных или электронных носителях, аудио- и видеоматериалы. Обучаемые изучают их самостоятельно в ходе выполнения контрольных заданий, курсовых проектов, следуя прилагаемым указаниям. При необходимости существует возможность обращения за помощью к персональному тьютору – преподавателю-консультанту, сертифицированному базовым учебным заведением, которое осуществляет учебный процесс в дистанционной форме

Возможность применения ограничена, возникает сложность в том, что  требуется большая доля самостоятельности (навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно). У детей-инвалидов часто обнаруживаются недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низкий уровень учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления и пр. Родители или другие взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Кроме того, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало. Подходит для получения высшего образования студентами-инвалидами с высоким уровнем самостоятельности, коммуникабельности, активности и пр.

Интернет-технология (сетевая технология)

Основана на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. При организации учебного процесса для очной формы обучения все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации дистанционного обучения. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимо-действия с обучающимися в синхронном и (или) асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом

Наиболее распространенная технология дистанционного получения образования инвалидами.  Ее использует уже большое количество школ в различных городах России.  В настоящее время во многих вузах стали появляться подобные технологии для обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям

Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология

Основана на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей. Информационные образовательные ресурсы представлены в виде цифровых библиотек, видеолекций и пр. Для реализации данной технологии образовательное учреждение должно иметь оборудованную студию (студии) для проведения телеконференций и комплекты видеопроекционной аппаратуры для обеспечения участия в телеконференциях территориально обособленных подразделений. При организации учебного процесса все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами с учетом сменности (оснащенные персональными компьютерами, приборами для тестирования, аппаратурой для видеозаписей и их воспроизведения; видеопроекционные, телелекционные залы с возможностью коллективного просмотра компьютерных и телепрограмм или видеофильмов, участия в телеконференциях)

Возможности применения ограничены в связи с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием и пр.), педагогической и методической неготовностью педагогов