Методические разработки.

Методические основы медетации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_osnovy_deyatelnosti_sm_v_tsssu.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая основа деятельности службы медиации в ЦССУ

Слайд 2

Уильям Юри , один из известнейших медиаторов в мире, родоначальник трансформационной медиации, последние тридцать лет, путешествуя по миру, помогал разрешать сложнейшие мировые конфликты от Югославии до Ближнего Востока, от Чечни до Венесуэлы. Вопрос, на который он пытался найти ответ, — как мы справляемся с коренными различиями, учитывая человеческую нашу склонность к конфликтам и гениальные достижения человека в разработке оружия массового поражения? Он пришел к выводу, что ответ прост. Ресурс, позволяющий это сделать, — сообщество, которое окружает каждый конфликт.

Слайд 3

Уильям Юри узнал, что когда в племенах бушменов разгораются страсти, находится человек, который прячет ядовитые стрелы в зарослях кустарника. А все остальные садятся в круг и говорят. Это может продолжаться несколько дней. Но они не отдыхают, пока не придут к решению или примирению. Если чувства еще сильны, они отсылают буянов к родственникам поостыть. Эту систему Уильям Юри называет «третьей стороной». Третья сторона конфликта — это окружающее сообщество, друзья, коллеги, члены семьи, соседи. Третья сторона может сыграть позитивную роль в решении конфликта и напомнить о том, что поставлено на карту. В конфликте очень просто потерять цель и начать сопротивляться. Третья сторона помогает прекратить воевать, остановиться хотя бы на мгновение и начать разговаривать. Она помогает «выйти на балкон» и посмотреть на ситуацию сверху, не упуская из виду цель. Третьей стороной в конфликте периодически оказывается каждый из нас. На работе, дома, в сообществе, к которому мы принадлежим. Но мы не всегда умеем найти правильные слова, вопросы, комментарии, чтобы помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Медиатор также является третьей стороной. Его преимущество состоит в том, что это специально обученный специалист, владеющий всеми необходимыми техниками и приемами, которые позволяют построить коммуникацию между двумя конфликтующими сторонами таким образом, чтобы найти взаимовыгодные решения.

Слайд 4

Два типа служб медиации в ЦССУ В образовательной организации могут быть созданы два типа служб в соответствии с выбранной моделью: Медиативная модель – службы школьной медиации (конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений; совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений; сложная/проблемная коммуникация в классе/группе) Восстановительная модель − школьные службы примирения (ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних; конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс).

Слайд 5

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ Правовая основа деятельности служб школьной медиации Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Конвенция ООН о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.). Конвенция о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге в 1980, 1996, 2007 гг.. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Слайд 6

Локальные акты СМ в ЦССУ СШМ рекомендуется создавать приказом образовательной организации. В целях организации работы СМ в ЦССУ утверждается: Приказ о создании СМ в ЦССУ (заверят директор организации) Положение о СМ в ЦССУ, которое согласовывается с советом образовательной организации (совет обучающихся, совет родителей – если таковые имеются). Политика по предотвращению насилия в образовательной организации (разрабатывается на основе изучения социально-психологического климата организации). Проект развития СМ в ЦССУ образовательной организации. План работы СМ в ЦССУ на два года.

Слайд 7

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ Алгоритм действий при создании службы СМ в ЦССУ Издать Приказ о создании СМ в ЦССУ, утвердить Положение о СМ в ЦССУ, утвердить учетно-отчетную и организационно-методическую документацию деятельности (примерные образцы представлены в Приложении). Провести цикл семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой СМ в ЦССУ с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение методу школьной медиации. Организовать взаимодействие СМ в ЦССУ со всеми структурными подразделениями образовательной организации, региональной и местными службами медиации (при их наличии), комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. Апробировать работу СМ в ЦССУпо вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, провести первичную оценку её эффективности. Обучить методу школьной медиации волонтеров-медиаторов среди обучающихся сформировав «группы равных» по двум возрастным группам: 5–8 классы и 9–11 классы.

Слайд 8

Портфолио медиатора СМ в ЦССУ Портфолио медиатора представляет собой рабочую папку (сумку, кейс), в которой содержатся материалы, необходимые для проведения медиации Пакет документов, используемых в процессе медиации: Форма заявления руководителю службы школьной медиации Форма заявления на проведение процедуры медиации Форма информированного согласия на соблюдение конфиденциальности Форма информированного согласия на проведение процедуры медиации 1 Форма информированного согласия о конфиденциальности Форма соглашения о проведении процедуры медиации Форма бланка медиативного соглашения профессионального медиатора Форма медиативного соглашения Примерная форма регистрации происшествия (случая насилия) и принятых мер Форма договора на стадии премедиации Форма журнал регистрации обращений в службу медиации Форма журнала регистрации обращений в службу школьной медиации Форма журнала регистрации споров (конфликтных ситуаций) Форма журнала учета конфликтных ситуаций (восстановительная медиация) СШМ Форма письма-приглашения на встречу с медиатором Форма согласие на использование персональных данных в отчетных документах службы медиации (организация) Форма соглашения о проведении процедуры медиации

Слайд 9

Портфолио медиатора СМ в ЦССУ 2. Дополнительные рабочие материалы: шпаргалка вступительного слова медиатора; шпаргалка по фазам, результатам и техникам для медиатора; визуализация фаз медиации для сторон (не обязательно, но желательно); карты эмоций. 3. Канцелярские принадлежности (бумага, маркеры, и др.). В портфолио можно также включить документы, подтверждающие квалификацию медиатора и отражающие его профессиональные достижения (например, сертификаты о прохождении обучения или повышения квалификации по медиации, свидетельство медиатора, грамоты и благодарности и т. д.)

Слайд 10

МЕДИАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Слайд 11

МЕДИАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 1. Саморегуляция - это пособность реализовывать принципы (особенно это касается беспристрастности и независимости), владение приемами саморегуляции (контроль работоспособности, состояния ). 2. Коммуникативные компетенции . 3. Способность направлять процесс переговоров в аспекте его трех основных динамик : тематической (направленность и последовательность фаз с возвратами при появлении новых содержаний); психологической (разрядка напряжения, переход от претензий к интересам и желаниям и их согласованию); групповой (от разрыва к диалогу, от опосредованной коммуникации (например, через медиатора) к восстановлению прямого общения сторон и их соглашению).

Слайд 12

Медиатор СМ в ЦССУ должен знать: • нормативно-правовые основы посреднической деятельности в сфере образования; • понятие и основы медиации в образовании; • основное содержание медиативного подхода в образовании, отличительные особенности медиабельности спора; • техники медиации; • технологии предотвращения и разрешения конфликтов; • способы профилактики конфликтов; • алгоритм помощи при буллинге ; • направления и меры по профилактике конфликтов в образовательной среде.

Слайд 13

Медиатор СМ в ЦССУ должен уметь: • понимать причины возникновения конфликтов в детской и подростковой среде; • руководствоваться ценностями и стандартами восстановительной медиации; • разрешать споры с помощью медиации; • применять технологии профилактики и погашения конфликтов.

Слайд 14

Медиатор должен уметь определять медиабельность спора: Есть инициатор, мотивированный на решение конфликта. Стороны осознанно заинтересованы прекратить конфликт. Стороны нуждаются в помощи третьего лица. Высокий уровень эскалации конфликта снижает вероятность успеха. Затяжной и повторяющийся конфликт. Дефицит информации. Возрастные ограничения.

Слайд 15

Отбор медиаторов для работы в СМ в ЦССУ: Школьные медиаторы являются моделью поведения для других учеников, поэтому от них ожидается выполнение дисциплинарных правил школы, внутренних правил школьной службы медиации и умение разрешать собственные конфликты самостоятельно и эффективно. Тем не менее это не означает, что только отличники и ученики, демонстрирующие хорошее поведение, должны становиться медиаторами. «Хулиганы» также могут стать хорошими медиаторами и могут быть приняты на обучение. Иногда именно у таких учеников есть большое преимущество, поскольку они могут разговаривать с конфликтующими на их языке. Они также хорошо понимают лежащие в основе многих межгрупповых и межличностных конфликтов процессы.

Слайд 16

Отбор медиаторов для работы в СМ в ЦССУ: 3. Команда школьных медиаторов отражает все разнообразие школьного сообщества, включая возраст, этническую принадлежность, пол, способности, успеваемость, социально-экономический статус, интересы. Процесс отбора может включать подачу письменного заявления, заполнение анкеты, проведение интервью, сбор рекомендаций педагогов, разрешение родителей. 4. Группа по отбору учеников может состоять из действующих медиаторов, координатора и других членов школьного сообщества. Именно эта группа вырабатывает критерии отбора, которые могут включать желание и готовность пройти обучение по медиации, коммуникативные навыки и навыки разрешения проблемных ситуаций, уровень ответственности, энтузиазм, гибкость, способность хранить секреты, особые таланты и способности, например знание нескольких языков и т. д.

Слайд 17

Продвижение программ СМ в ЦССУ: Руководитель и координатор должны удостовериться, что цель школьной службы, ее задачи, процедуры, ожидаемые результаты донесены до школьников, педагогов и администрации учреждения образования и понятны им. Для этого организуются специальные информационные встречи со школьным коллективом, о службе рассказывают на родительских собраниях, на классных часах. Разрабатываются специальные листовки и флайеры , организуются встречи с представителями школьных служб медиации из других школ. Если имеется специальное место, где вывешены фотографии представителей администрации школы и учителей, там же вывешиваются фотографии школьных медиаторов. Таким образом, школьной службе медиации придается особый статус.

Слайд 18

Успех СМ в ЦССУ: Работа школьной службы медиации будет успешной: если медиация не воспринимается как волшебное средство разрешения любых конфликтов; один или более педагогов координируют и контролируют процесс создания и работы службы; администрация школы поддерживает идею создания службы медиации; у педагогов и учеников сформировано положительное отношение к службе; ученики-медиаторы хорошо подготовлены.

Слайд 19

Четыре наиболее общие стратегии в отношении методик разрешения конфликтных ситуаций Специалисты выделяют четыре основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школах, которые можно воспроизвести в изменившемся окружении. Обычно их называют следующим образом: Медиация ровесников; Дополнительные уроки; «Миролюбивый класс»; «Миролюбивая школа». Четыре наиболее общие стратегии в отношении методик разрешения конфликтных ситуаций

Слайд 20

Четыре наиболее общие стратегии в отношении методик разрешения конфликтных ситуаций Модель «миролюбивая школа» фактически включает в себя элементы трѐх других стратегий. В рамках всех четырѐх подходов обучение разрешению конфликтных ситуаций рассматривается как процесс формирования у молодѐжи навыков ненасильственного преодоления каждодневных потенциально опасных ситуаций, которые могут привести либо к психическому или физическому саморазрушению, либо к агрессивному поведению. Смысл этой интеграции состоит в том, чтобы научить молодѐжь выявлять различия, ведущие к конфликтам, и успешно справляться с предконфликтными состояниями – в результате чего частота и накал конфликтных ситуаций значительно снизится.

Слайд 21

Четыре наиболее общие стратегии в отношении методик разрешения конфликтных ситуаций Стратегия медиации ровесников Принимая во внимание важность непосредственного вовлечения молодѐжи в разрешение конфликтных ситуаций, очень многие школы и местные сообщества склоняются именно к этой стратегии разрешения конфликтных ситуаций. В рамках этого подхода специально обученные школьники-медиаторы работают со своими сверстниками для наиболее эффективного разрешения конфликта.

Слайд 22

1. ПРАВИЛА РАБОТЫ В МЕДИАЦИИ Люди отдельно. Проблемы – отдельно. Изучение интересов, а не позиций. Активность в дискуссии. Управление дискуссией. Выход «за рамки» предлагаемых обстоятельств, ситуации. Использование объективных критериев, когда интересы противоречивы. Проработка деталей. Предложение вариантов, позволяющих в чем-то выиграть обеим сторонам. Проверка на реалистичность.

Слайд 23

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ: Активное слушание Физическая способность человека слушать еще не означает способности услышать и понять. Мы часто не слышим другого человека, обдумываем возможный ответ, вспоминаем похожие ситуации из своей жизни. В результате наша оценка опережает понимание. Слышать — значит улавливать ключевые слова и мысли, запоминать (фиксировать), анализировать. Активное слушание означает принятие человека (при этом соглашаться с ним вовсе не обязательно) и готовность понимать его точку зрения (даже если она отличается от позиции медиатора). Медиатором произносятся слова и фразы, поддерживающие рассказ человека о личной истории, помогающие ему продолжать разговор: «Да?»; «Это, действительно, важно»; «Можно ли подробнее?»; «С чего все началось?»; «Что было после этого?»; «Как отнеслись знакомые?».

Слайд 24

Инструменты медиатора СШМ : Беседа Беседа — это метод получения информации на основе свободного диалога. На предварительном этапе медиатор проводит беседу с человеком, который сделал запрос на медиацию (это могут быть сами конфликтующие стороны, или классный руководитель, направивший учеников на медиацию, или куратор службы, принявший заказ). Использование данного метода позволит медиатору получить первичную минимальную информацию о конфликте и прояснить следующие вопросы: «Между кем случился конфликт?» «В чем состоит предмет спора?» «В какое время конфликтующие стороны могут прийти на медиацию?» и т. п.

Слайд 25

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Визуализация Визуализация — общее название приемов представления любой информации в виде, удобном для зрительного восприятия и анализа (как правило, в виде рисунков, картинок, схем). Данным приемом медиаторы могут пользоваться по мере необходимости в течение всего процесса медиации. Например, можно визуализировать этапы, принципы медиации и использовать эти картинки для объяснения технологии медиации в процессе инструктажа. Визуализацию можно использовать на этапах описания и разбора конфликта, представляя сформулированные сторонами позиции и заявленные интересы на флипчарте . Это дает возможность сторонам следить за ходом медиации, не упускать моменты, требующие обсуждения, а медиатору—фиксировать темы для обсуждения и возвращаться к важным вопросам. На этапе решения конфликта также желательно фиксировать все предлагаемые сторонами варианты решения для их дальнейшего обсуждения. .

Слайд 26

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Визуальная диагностика Визуальная диагностика является одним из самых простых методов наблюдения, заключающимся в зрительном изучении объекта наблюдения с целью определения его состояния на основании внешних черт, особенностей поведения. Данный метод медиатор может использовать одновременно с активным/пассивным слушанием или во время пауз, наблюдая за невербальными компонентами общения и эмоциональными реакциями человека. Так, многое можно понять, читая язык тела (поза, в которой человек сидит или стоит, положение ног, жестикуляция, положение головы, походка, выражение лица, дыхание, прикосновение,одежда ). Например, если собеседник подсознательно делает стирающие движения ладонью по лбу, он чем-то расстроен и хочет отогнать неприятные мысли.

Слайд 27

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ: Визуальная диагностика Следует также обращать внимание на речь собеседника (тембр голоса, темп речи, интонация, сила голоса), особенно на употребляемые им слова, отражающие чувства («неприятный», «коварный», «убийственный», «неожиданный», «больно видеть», «трудно было представить» и т. п.). Визуальная диагностика дает возможность медиатору больше узнать о каждой из конфликтующих сторон, расшифровывать подаваемые сигналы, позволяет понять состояние человека и, возможно, предвидеть его действия в той или иной конкретной ситуации.

Слайд 28

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Выявление интересов Определить интересы сторон — одна из основных задач медиатора на этапе разбора конфликта. Важно помочь сторонам разграничить заявляемые позиции и истинные интересы, поскольку на этапе решения проблемы будет происходить поиск вариантов удовлетворения именно интересов сторон (не позиций!). О своих позициях стороны обычно заявляют, отвечая на вопрос: «Чего вы хотите добиться в результате переговоров?» (таким образом, «я хочу...» — это позиция). Для выяснения интересов медиатор должен использовать вопрос «Зачем?»: «Зачем вам это нужно?» или «Почему для вас это важно?» (таким образом, «Мне это действительно нужно...» —это интерес). Дополнительно медиатор может задать вопрос: «А что вы теряете, если...?» Отвечая на этот вопрос, человек, скорее всего, заявит о своих действительных интересах. Применяя данную технику, важно помочь сторонам кратко сформулировать интересы и зафиксировать их (например, на флипчарте или на карточках) так, чтобы можно было обращаться к записям по мере необходимости.

Слайд 29

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ: Выяснение Выяснение — это обращение к говорящему за уточнениями. При уточнении предпочтительнее использовать открытые вопросы. Иногда для проведения уточнения достаточно задать простые уточняющие вопросы (кто?, что?, где?). Для получения развернутого ответа необходимо использовать следующие ключевые фразы: «Пожалуйста, уточните это»; «В этом ли состоит проблема, как вы ее понимаете?»; «Не повторите ли вы еще раз?»; «Я не понимаю, что вы имеете в виду»; «Не объясните ли вы это?».

Слайд 30

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ: Выяснение В отдельных случаях можно использовать и закрытые вопросы, на которые требуются простые ответы «да» или «нет», например: «Это трудно?»; «Предпочли бы вы это сделать сами?»; «Это все, что вы хотели сказать?».

Слайд 31

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Постановка вопросов Вопросы считаются основным инструментом медиатора. Знак вопроса формой похож на рыболовный крючок, им тоже можно поймать ценную информацию и понять собеседника. открытые вопросы требуют развернутого ответа или объяснения. Обычно начинаются со слов: «Как...?», «Кто...?», «Каким образом...?», «Каково ваше мнение?», «Что бы вы хотели в результате этого?» и т. п. закрытые вопросы предполагают однозначный ответ «да» или «нет» или проясняют некоторый факт («Вы обиделись на его слова?»). Это убыстряет разговор, но может вызвать ощущение допроса у партнера; альтернативные вопросы представляют собой нечто среднее между открытыми и закрытыми и предлагают несколько вариантов: «Вы почувствовали гнев? Обиду? Огорчение? Растерянность?»;

Слайд 32

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Постановка вопросов циркулярные вопросы помогают выяснить взаимосвязи и взаимозависимости: «Что бы сказала твоя подруга, если бы я ее спросил, хотела ли бы она продолжать с тобой отношения?»; «Что думает твоя мама, когда видит, что ты не играешь с другими девочками из своего класса?»; «Что бы сказал твой отец, если бы увидел тебя таким расстроенным?»; вопросы-шкалы — вместо «да»- или «нет»-вопросов могут задаваться %-вопросы или вопросы-шкалы «По шкале от 1 до 100 — насколько велики шансы, что вы друг друга снова будете хорошо понимать?»; «Насколько правдоподобным, в процентах от 0 до 100, ты ……………………. «Если бы ваш спор выглядел в форме торта — как ты думаешь, какой кусок ответственности за него приходился бы на тебя и какой — на долю другой стороны?».

Слайд 33

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Инструктаж Инструктаж — это краткое ознакомление торон с целью и правилами медиации, объяснение принципов и процедуры медиации. Инструктаж медиатор использует на первой фазе медиации. По сути, это — монолог медиатора. По этой причине инструктаж должен быть тщательно продуман, логически выстроен и выучен медиатором наизусть.

Слайд 34

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Карты эмоций Одна из важных задач, которая решается на этапе разбора конфликта, — предоставление сторонам возможности выразить свои чувства и эмоции. Иногда человеку трудно говорить о произошедшем неприятном событии, рассказывать о том, что он пережил в данный момент. В этом случае на помощь медиатору могут прийти карты эмоций — специально подготовленные карты с изображениями различных эмоций и чувств (радость, грусть, гнев, страх, спокойствие, удивление и т. д.). Способов работы с картами достаточно много.

Слайд 35

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Моделирование На последнем этапе после подписания соглашения медиатор может использовать прием «моделирование», заключающийся в мысленном построении копии произошедшей ситуации в будущем. Для конфликтующих сторон моделирование является попыткой осмысления произошедшего; для медиатора — способом косвенной оценки эффективности всего процесса медиации. Для этого сторонам необходимо задать вопрос: «Если подобная ситуация возникнет еще раз, как вы поступите?»

Слайд 36

Инструменты медиатора СШМ : Мозговой штурм Медиатор обычно использует этот известный метод генерирования и собирания возможных идей на этапе решения проблемы. Алгоритм мозгового штурма 1.Медиатор предлагает сторонам высказать свои идеи по поводу того, каким способом можно удовлетворить заявленные интересы сторон. 2. Стороны предлагают свои варианты решения, медиатор фиксирует высказанные идеи в виде кратких формулировок; важно не критиковать и не отбрасывать на этом этапе любые предложения. 3. Отдельные идеи разъясняются и обсуждаются, отбираются самые интересные, в первую очередь те, которые не отвергаются обеими сторонами. 4. Составляется список отобранных вариантов, которые уточняются и детализируются конкретными действиями по решению проблемы.

Слайд 37

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Обмен позициями Данная техника основывается на предположении о том, что конфликтная ситуация будет рассматриваться и восприниматься по-другому, если стороны поменяются местами. Обмен позициями позволяет каждой стороне посмотреть на проблему глазами другого человека (своего оппонента), постараться понять мотивы его поведения, заметить в конфликте аспекты, которые раньше были неясны или неочевидны. Основные вопросы, на которые медиатор предлагает ответить конфликтующим сторонам, звучат так: «Представьте себя на месте ... (имя). Как бы вы поступили в данной ситуации?»; «Как вы думаете, почему ... (имя) занял именно такую позицию в споре?»; «Что вы поняли о том, как ... (имя)...».

Слайд 38

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Обмен чувствами Техника «обмен чувствами», как и техника «обмен позициями», может оказаться эффективным инструментом, когда стороны не понимают друг друга, или очутились в тупике при попытках разрешения разногласий, или имеет место негативное взаимодействие. Данная техника позволяет почувствовать, понять и эмоционально ощутить своего оппонента. Произвести обмен чувствами поможет вопрос «Как бы вы себя чувствовали, если вам... (то же, что другая сторона)?» . Если одна из сторон выражает позитивные эмоции по отношению к другой стороне (например, «Она мне все-таки очень дорога...», «Я ценю нашу дружбу...» и др.), задача медиатора — не игнорировать этот момент. В этом случае целесообразно организовать диалог между сторонами, попросив сказать о своих чувствах напрямую.

Слайд 39

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Обмен чувствами Медиатор использует следующие фразы: «Лучше будет, если вы повернетесь друг к другу»; «Если можно, скажите это друг другу напрямую»; «Скажите ей это прямо сейчас...». Результатом применения данной техники является возрастание эмпатии и понимания другой стороны, а также осознание того, какие чувства вызывают в другом человеке определенные действия и поступки.

Слайд 40

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Отражение чувств Отражение чувств — техника, применяемая медиатором в процессе активного слушания. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения (как при перефразировании), а на чувствах и эмоциональном состоянии говорящего. Задача медиатора — отразить (услышать, понять и вернуть) чувства каждой из конфликтующих сторон. Это дает собеседнику возможность понять, что его слышат и правильно понимают его состояние. Если собеседник сильно возбужден, проявляет негативные эмоции или агрессию, то важно увидеть за этим его боль, страх, беспокойство и т. п. При этом следует избегать оценочных суждений типа: «Плохо» или «Неправильно, что вы чувствуете то-то и то-то». Каждый имеет право на свои чувства и нельзя называть их неправильными, тем более когда человек раскрыл их перед вами. В данном случае важно максимально точно отразить чувства партнера или воспользоваться альтернативными вопросами, перечисляя несколько вариантов.

Слайд 41

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Отражение чувств Существуют вполне определенные правила отражения чувств, состоящие в следующем: 1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. 2. Отражение чувств тесно связано с перефразированием. Отражая чувства собеседника, следует показывать ему, что мы понимаем его состояние, и стремиться передать это своими словами. Для облегчения отражения чувств можно пользоваться следующими вступительными фразами: «Вероятно, вы чувствуете...»; «Мне кажется, что вы чувствуете...»; «Вижу, что вы этим очень расстроены...»

Слайд 42

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ : Пассивное слушание Эмоции часто захватывают людей, не давая им возможности принимать разумные решения. И пока человеку не удастся справиться с ними, он не будет видеть многих конструктивных путей выхода из ситуации. Сильные эмоции у разных людей могут выражаться по-разному: криком и обвинениями, молчанием или отказом от беседы и пр. Работать с сильными эмоциями позволяют техника пассивного слушания и техника отражения. Пассивное слушание — это внимательное выслушивание человека почти без внешней реакции на его слова. Применяется при сильном эмоциональном возбуждении собеседника. Это дает ему возможность выговориться, а вам — показать, что вы его слушаете и понимаете. Медиатор должен быть готов к тому, что на встрече могут выплеснуться эмоции, стороны могут начать кричать, высказывать обвинения и пр. Сильное выражение эмоций — знак того, что предмет разговора для людей очень важен, что затронуты какие-то болезненные темы. Поэтому на медиации допускается определенный уровень эмоций и медиатору не стоит этого опасаться.

Слайд 43

Инструменты медиатора СМ в ЦССУ: Резюмирование Резюмирование — техника, с помощью которой подводят итог значительной части рассказа или разговора в целом. Предполагает краткое упорядочивание и структурирование сказанного. Резюмируя самые важные мысли партнера, можно использовать следующие формулировки: «Как я понял, основной сложностью для вас является...»; «Больше всего вас волнует...»; «Самым важным для вас является...»;

Слайд 44

Готовность медиаторов-ровесников СМ в ЦССУ Формирование волонтерского движения через «группы равных» является неотъемлемой составляющей создания и деятельности СШМ. «Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Действия участников «Групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и об основах позитивного общения среди младших и средних школьников курируют руководители, которые прошли обучение методу школьной медиации. Школьники из «групп равных» участвуют так же в разрешении споров между учениками и взрослыми. В этом случае ко-медиатором взрослого медиатора выступает участник «Группы равных». Таким образом, соблюдается выполнение принципа равноправия участников и равной удалённости медиатора от участников спора.

Слайд 45

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР Школьная восстановительная конференция – это процедура, которая направлена на устранение вреда, нанесенного отношениям в рамках школьного сообщества или в случае антиобщественного поведения. В конференции обычно принимают участие пострадавшие, их родители и друзья, обидчики, ответственные за причинение вреда, и их сторонники. Школьные восстановительные конференции могут помочь при урегулировании затяжных конфликтов между классами, между учеником и классом, классом и учителем. Важную роль школьные восстановительные конференции могут сыграть в работе с ситуациями отвержения ребенка классом или систематического насилия над ним группы ( буллинга ). Иногда целесообразно школьную восстановительную конференцию проводить по случаям краж, драк, особенно если в конфликт уже втянуто большинство учеников школы. Для участия в Школьной восстановительной конференции приглашаются ключевые сотрудники школы, которые могут оказаться и в числе пострадавших. Цель конференции состоит в том, чтобы установить, что вред был причинен, сделать явным его эмоциональные последствия и негативные воздействия, определить, что нужно сделать для исправления ситуации и как подобного можно избежать в будущем. Всех участников образовательного процесса, приглашенных на конференцию, спрашивают, как они лично были затронуты случившимся.

Слайд 46

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР У данной групповой формы примирительной процедуры есть и свои минусы. По сравнению с процедурой медиации многократно увеличиваются временные затраты на подготовку, сложнее согласовать удобное для всех время проведения конференции. Во-вторых, в случае группового конфликта могут сработать групповые процессы, в результате которых участники будут высказывать не своё мнение, а выражать групповые стереотипы. Никто не захочет идти на примирение, если от этого снизится его статус в глазах референтной группы. Если невозможно вместе собрать всех участников группового конфликта, или есть серьезный риск, что участники будут неискренними из-за давления группы, можно вместо общей встречи провести серию процедур медиаций между разными участниками. Не исключено, что по мере прояснения ситуации и снижения накала эмоций появится реальная возможность провести общую встречу участников уже в конструктивной форме.

Слайд 47

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР Программа «Круги сообщества». Программу «Круги сообщества» имеет смысл использовать в работе с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, а также для поддержки пострадавших или оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Такая восстановительная программа может проводиться с разными целями: круги принятия решения, круги поддержки и исцеления (когда не требуется решение) и пр. Совет круга обсуждает конфликт, который предстоит разрешать, проводит предварительные встречи с его участниками и принимает решение: проводить ли круг, кого на него приглашать и какие вопросы выносить на обсуждение. Хранитель круга проводит обсуждение по определенной процедуре; кроме того, помимо непосредственных участников разбираемой ситуации в круге принимают участие волонтеры из совета круга. Круг всегда собирается по какой-то проблемной ситуации, которая требует отклика, и в круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения. В круге все говорят по очереди, передавая символ слова (вызывающий положительные эмоции предмет, удобный для того, чтобы держать его в руках, и передающийся «по часой стрелке» в круге).

Слайд 48

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР К основным правилам встречи в Круге относится: – уважать символа слова; – говорить от всего сердца; – говорить с уважением; – слушать с уважением; - – оставаться в круге до его завершения; – соблюдать конфиденциальность. Обязанности Хранителя круга включают принятие следующих решений: когда и как прервать человека; когда открыть обсуждение темы в круге и когда закрыть ее; когда объявить перерыв; как использовать символ слова; как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.

Слайд 49

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР Программа «Семейная конференция» проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка и без восстановления взаимоотношений и взаимной поддержки в семье невозможно решить школьные проблемы. Это может быть совершенное ребенком правонарушение, кражи внутри семьи, конфликтные внутрисемейные отношения, негативно сказывающиеся на ребенке. Семейные конференции проводятся в случае разлада в семье, либо когда нужно мобилизовать семейный ресурс для разрешения возникшей проблемной ситуации, связанной с обучающимся. Групповая примирительная процедура «Семейная конференция» реализуется в три этапа.

Слайд 50

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР На первом этапе происходит обмен информацией, где школьный медиатор приветствует и представляет всех участников, в то числе заинтересованных в решении проблемы специалистов школы, создает доброжелательную атмосферу, говорит о проблемной ситуации, напоминает о правилах и этапах и предлагает семье составить план выхода из сложившейся конфликтной ситуации. На втором этапе наступает «частное время семьи», когда специалисты и школьный медиатор удаляются и семья составляет согласованный план выхода из проблемной ситуации. Для семьи важно обсудить это самостоятельно, чтобы ответить на конкретные вопросы по реализации плана: кто и что будет делать для его выполнения, когда, каким образом и кем его выполнение будет оценено, что нужно делать в случае, если план не будет выполнен. На третьем этапе план выносится на обсуждение с участием специалистов и школьного медиатора, которые могут попросить прояснить его пункты. Поскольку ответственность за проблему и ее решение должна нести именно семья, план семьи принимается, если только он представляет угрозу безопасности детей или юридически неправомерен, или не отвечает требованиям жизнеспособности, реалистичности, не затрагивает интересы и не оказывает негативного влияния на третьих лиц, не имеющих возможности участвовать в процедуре. Затем обсуждается, каким образом будет оцениваться успешность реализации плана, и кто будет проводить эту оценку? .

Слайд 51

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА СМ в ЦССУ

Слайд 52

Методы анализа эффективности программ школьной медиации и обучения разрешению конфликтов ненасильственными методами Анализ эффективности программ школьной медиации и курсов по обучению ненасильственному разрешению конфликтов представляется достаточно сложной и комплексной задачей, основной методикой решения которой являются различные социологические опросы и формирующиеся на их основе агрегированные статистические показатели. В качестве альтернативы (или дополнения) может применяться экспертный процессный анализ: заключение экспертов о соответствии реализованной программы по ненасильственному разрешению конфликтов основным требованиям, выработанным по отношению к данным программам («Правильно ли реализовывалась программа?»).

Слайд 53

Методы анализа эффективности программ школьной медиации и обучения разрешению конфликтов ненасильственными методами Количество зафиксированных фактов насилия; Количество обращений к школьным психологам по проблемам издевательств и буллинга ; Количество обращений к медиаторам (если в школе реализована программа медиации ровесников) и количество (процент) успешно разрешѐнных конфликтов; Качество школьной среды; Ход развития (реализации) самой программы. Среди источников данных для анализа выделяются: документы правоохранительных органов и статистика обращений к ним; субъекты школьной среды (инфраструктуры) – прежде всего преподавательский состав, учащиеся, родители учащихся; отчѐтность медиаторов (если в школе была реализована программа медиации ровесников); представители экспертного сообщества медиаторов.

Слайд 54

Методы анализа эффективности программ школьной медиации и обучения разрешению конфликтов ненасильственными методами Полный цикл оценки эффективности программ по ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций выглядит так: До запуска программы разрабатывается и утверждается схема оценки эффективности программы, собираются данные о проявлениях агрессии и конфликтах в школах – «первичный срез». Во время реализации программы оценивается соответствие всех процедур определѐнным критериям либо соответствие имевших место процедур взятой за основу методике, по которой реализуется данная программа. После реализации программы один или несколько раз проводится сбор данных, сопоставимых с данными «первичного среза» (по той же утверждѐнной ранее схеме оценки эффективности программы) – «контрольные срезы». Таким образом, отслеживается динамика позитивных изменений, являющихся результатом программы.

Слайд 55

SWOT-анализ деятельности СМ в ЦССУ Сильные стороны наличие федеральной и региональной нормативной правовой базы; возможность межведомственного взаимодействия при решении вопросов мирного разрешения конфликтов; организация и проведение конференций, семинаров, вебинаров , тренингов на разных уровнях. наличие действующей правовой базы ОО; благоприятная среда для создания ситуации успеха для каждого субъекта образовательного процесса; формирование коллективов детей по интересам; наличие концепции развития службы медиации ОО; наличие педагогических работников, прошедших обучение на тренингах и вебинарах по вопросам медиации; использование педагогами форм и методов воспитания, основанных на восстановительных практиках.

Слайд 56

SWOT-анализ деятельности СМ в ЦССУ Угрозы формальный подход, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений со стороны администрации и/или педагогического коллектива образовательной организации; отсутствие системной работы в вопросах формирования активной гражданской позиции ребенка, стимулирования и поощрения его участия в обсуждении и принятии решений по вопросам, касающимся интересов детей; отсутствие действенной системы, обеспечивающей реальное участие детей в решении вопросов, затрагивающих непосредственно их интересы. нежелание организаций осуществлять взаимодействие в вопросах разрешения конфликтных ситуаций.

Слайд 57

SWOT-анализ деятельности СМ в ЦССУ Слабые стороны отсутствие в штатном расписании должностей психолога и социального педагога; отсутствие финансового обеспечения подготовки кураторов и медиаторов; отсутствие финансового обеспечения участия педагогических работников и обучающихся в мероприятиях по вопросам медиации; отсутствие системы стимулирования и поощрения медиаторов СШМ.

Слайд 58

ШПАРГАЛКИ МЕДИАТОРА ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАЦИИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА (ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН)

Слайд 59

Медиатор в модели альтернативного разрешения споров Специалист по восстановительному правосудию (восстановительным практикам в школе) Ситуация спора Правонарушение конфликт с причинением ущерба дети в ТЖС (трудной жизненной ситуации) Людям требуется помощь в переговорах с учетом интересов сторон Предварительные встречи не обязательны. Прежде всего, обсуждается ответственность обидчика в заглаживании причиненного жертве вреда, исцеление жертвы и неповторение подобного в будущем. Обидчик признает вину или причиненный вред. Это выясняется на предварительных встречах Гражданской судопроизводство. Рассмотрения дела в суде не будет в случае досудебного урегулирования. Уголовное судопроизводство или рассмотрение в КДНиЗП . Дело точно будет рассмотрено в суде или КДНИЗП ( кроме 3 статей частного обвинения, когда судья обязан прекратить дело при примирении), но результаты программы по заглаживанию вреда МОГУТ быть учтены при вынесении решения.

Слайд 60

Медиатор в модели альтернативного разрешения споров Специалист по восстановительному правосудию (восстановительным практикам в школе) Стороны (интересы сторон) равны Они не совершили противозаконных действий Спор между сторонами Стороны не равны, поскольку уже причинен вред, а часто обидчиком нарушен устав школы (правила поведения) и\или УК РФ «Спор» между правонарушителем и государством (обвинение в нарушении закона), но это не предмет деятельности медиатора (а предмет обвинения и защиты). Спора между сторонами может и не быть (оба согласны, что была кража). "Нейтральный язык" Понятия и язык из восстановительной модели (часто у сторон нет "конфликтов", "примирения" и пр.)

Слайд 61

Медиатор в модели альтернативного разрешения споров Специалист по восстановительному правосудию (восстановительным практикам в школе) Медиатор нейтрален к сторонам и их решению, его цель -помочь переговорам Специалист по ВП не нейтрален к решению У него "сбалансировано -пристрастная роль» его цель - реализовать принципы ВП. Редко работают с насилием Обычно работают ситуациями, связанными с насилием (драки, вымогательство, грабеж, причинение телесных повреждений и пр.), а также кражами, угонами и пр. Медиация как основная форма Медиация как одна из форм, наравне с "Кругам сообщества", "Семейным восстановительными конференциям" и т.д.

Слайд 62

Медиатор в модели альтернативного разрешения споров Специалист по восстановительному правосудию (восстановительным практикам в школе) Ориентация больше на договор и способность его выполнения Ориентация больше на прекращение вражды и дальнейшую нормализацию отношений. Участие родных и референтного социального окружения для поддержки позитивных изменений участников, восстановления ценностных ориентиров, воспитательного эффекта. Стороны как правило признают, что у них есть спор и обращаются за его разрешением к медиатору Специалист по ВП часто работает с «немотивированными» участниками.

Слайд 64

Советуем прочитать В начале девяностых годов книга Христофа Бесемера открыла медиацию как социальное явление всей немецкоязычной Европе. Предлагаемая книга адресована как «начинающим», так и «продвинутым» в деле медиации. Для тех, кто хотел бы получить только краткий обзор по теме, наиболее важные моменты процесса медиации суммированы в первой части: «О самом важном – коротко». Остальные главы дают более широкое представление о концепции и ее основах. При этом они так подробны, но в то же время так кратки и обозреваемы, что книга может использоваться как для проведения семинаров по обучению медиации, так и в качестве справочника для практикующих медиаторов. Автор: Христов Бесемер Год выпуска: 2004 Издательство: Духовное познание, Калуга

Слайд 65

Советуем прочитать Книга представляет собой краткий, но при этом всесторонний обзор, который позволяет получить ответы на многие вопросы, возникающие в практической медиации, показывает разнообразие правовой регламентации, развитие профессии в этой сфере, взаимодействие с судебной системой и пр. Издание может использоваться и в качестве учебного пособия для обучения медиации, и для научно-исследовательской работы. Будет полезным для медиаторов на любом этапе карьеры, для судей, арбитров, адвокатов, преподавателей юридических вузов и тренеров по медиации. Пригодится всем, кто хочет увеличить свой запас знаний в области урегулирования споров. Автор: Кимберли Ковач Год выпуска: 2013 Издательство: Инфотропик

Слайд 66

Советуем прочитать Издание осуществлено при финансовой поддержке Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств в рамках проекта «Поддержка межкультурного образования в Крыму» (фаза – IV, проект № 1400200) Информационно-исследовательского центра «Интеграция и развитие». Автор: Терещенко И.Г., Гусева А.В., Гусев А И. Год выпуска: 2013 Издание: Одесская Областная Группа Медиации

Слайд 67

Советуем прочитать В данной книге на основе двенадцатилетнего опыта раскрывается процесс создания службы примирения в образовательном учреждении, а также работа медиатора в восстановительной модели медиации. Приведены документы и дополнительные материалы, помогающие создать службу примирения и использовать восстановительные практики в образовательных учреждениях. Книга будет полезна практикующим медиаторам, специалистам социальных служб, сотрудникам учреждений образования, психологам и другим специалистам в области работы с конфликтами. Автор: Антон Коновалов Год выпуска: 2012 Издательство: MOO Центр «Судебно-правовая реформа»

Слайд 68

Советуем прочитать Хороший учитель ориентирован на достижение стандартов обучения, на достижение определенных результатов обучения как на то, что определяет эффективность его работы. Стандарты обучения являются предметом формального контроля эффективности его работы. Однако, как достигать стандартов, каким образом строить взаимоотношения с учениками для хорошей продуктивной работы, учитель решает сам. Та часть работы учителя, которая реализуется через метод и методику преподавания, в последнее время стала предметом пристального рассмотрения как со стороны администраторов образования, так и со стороны самих учителей. Фактически признается, что коммуникация, например, является в некотором смысле самостоятельным содержанием образования, едва ли не более важным, чем предмет, который преподает учитель. Разработчики: Сергоманов П.А., Юсфин С.М. Материалы разработаны в центре «Лучшее в образовании» Индианского университета, США в рамках совместного проекта АСПРЯЛ и МАРИОС при финансовой поддержке USID в рамках программ USAID (1998 год)

Слайд 69

Советуем прочитать Сборник произведений призеров первого Всероссийского детского творческого конкурса, организованного Центром медиации и права при поддержке Комитета Государственной Думы по культуре и Министерства образования и науки РФ. Год выпуска: 2009 Издательство: МЦУПК

Слайд 70

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!